Напоминание

"Сложение чисел с разными знаками" математика 6 класс


Автор: Васильева Елена Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ Архангельская СОШ
Населённый пункт: село Архангельское
Наименование материала: конспект
Тема: "Сложение чисел с разными знаками" математика 6 класс
Раздел: среднее образование





Назад





Конспект открытого урока по математике в 6 классе.

Тип урока:
урок открытия новых знаний
Предмет:
математика
Авторы учебника:
Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, и др.
Класс:
6
Учитель:
Васильева Е.Н.
Тема урока:
«Сложение чисел с разными знаками» ( продолжительность урока 45 мин)
Цель урока:
формирование навыка сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
Задачи урока:
с формировать навыки сложения чисел с разными знаками.
Образовательные задачи урока
( формирование познавательных УУД ):  познакомить учащихся с правилом сложения отрицательных чисел  тренировать способность к использованию выведенного алгоритма;  организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;  повторить и закрепить ;
Воспитательные задачи урока
(формирование коммуникативных и личностных УУД):  содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;  прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;  умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
Развивающие задачи урока:
(формирование регулятивных УУД)  развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;  развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей; тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
Тип урока
Урок первичного предъявления новых знаний.
Формы работы учащихся:
Фронтальная, индивидуальная
Оборудование:
компьютер, раздаточный материал для лабораторно- практической работы, листы самооценки.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I

. Организационный этап
Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика? (слайд 1) - Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо. Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: (слайд 2) Я хороший, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится. Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат листы самооценки. Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя по критериям, которые указаны в листе самооценки. (приложение 1)  Высказывания детей.  Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки.
2 Актуализация знаний.
 Разбейте числа, которые вы видите на слайде на группы.(Слайд3) -15; -2; -17; -9 8; -16; -26; 28 3,2; -1,9; -3,9; 0  А что вы уже умеете делать с положительными и отрицательными числами.  а) назовите модуль каждого числа;  Положительные, отрицательные., ноль; дробные, целые.  Сравнивать, находить модуль, складывать  Отвечают на вопросы.
б) назовите в каждой строчке число, модуль которого больше; в) назовите в каждой строчке знак числа, модуль которого больше.  Вычислить, подтверждая действие правилом (Слайд 4) -15+ (-23) -41+(-32) -2,6+(-8,7) 0+(-12,3) -6 + 8 ; 10 +(- 14); -8 +11 -456+ 287 Какие из данных примеров мы можем выполнить без помощи координатной прямой? Удобно складывать числа -456 и 287 по координатной прямой? Как же нам быть в подобных случаях? Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Правильно.(слайд 5) Откройте тетради и запишите тему урока «Сложение чисел с разными знаками» Чем мы будем заниматься на уроке? Какую цель вы определите для себя на данном уроке? Если вы четко понимаете, чем вы должны будете заниматься на уроке, поставьте в лист самооценки 2 балла, если вы в чем - то сомневаетесь, поставьте 1 балл, если не поняли цели и задач урока – 0.  Складывают отрицательные числа, проговаривают правило  Складывают с помощью координатной прямой, правило проговорить не могут, последний пример выполнить не могут. Сделают вывод, что с помощью координатной прямой не все числа удобно складывать  Найти правило, которое нам поможет.  формулируют тему.  Познакомимся с правилом сложения чисел с разными знаками, научимся складывать числа с разными знаками.  Записывают тему урока.  Оценивают себя .
3. Планирование действий по достижению цели.
Фронтальная работа Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща? Что нам может помочь при решении нашей проблемы? Продолжаем оценивать себя согласно критериям, указанным в листе самооценки.  Сообща.  Можно найти в учебнике, в интернете,…  Оценивают себя .

4. Изучение нового материала
Молодцы. Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сложения чисел с разными знаками. Выполните лабораторно - практическую работу , сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками. Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника, записанную после правила сложения чисел с разными знаками). Поставьте баллы в лист самооценки.  Выполняют лабораторно – практическую работу , делают выводы.  Сравнивают формулировки, решают примеры, оценивают.
5. Первичное осмысление и закрепление знаний.
Давайте вернемся к примеру -456+ 287 (слайд 6) Ребята, один учащийся решал примеры и попросил меня проверить, все ли верно он сделал? Вы поможете мне помочь? (Слайд 7) -12+5=7 34+(-49)=-15 -11+18=7 47+(-35)=8 -53+19=-35 -41+32=-9 Не забывайте про самооценку.  Проговаривают правило, решают пример.  Ищут ошибки в примерах, объясняют их,.  Выставляют баллы.
Физкультминутка
(слайд 8) Человек обладает положительными и отрицательными качествами. Распределите эти качества на координатной прямой. Если качество - отрицательное хлопаем один раз, положительное – два раза. Будьте внимательны. - Доброта, злость, взаимовыручка, взаимопонимание, грубость, сила воли, жадность и стремление к победе.  Положительные качества – справа от начала отсчета, отрицательные – слева от начала отсчета  Выполняют упражнения

6. Закрепление полученных знаний.
Работа по учебнику: выполнить № 1066 у доски и в тетрадях. Обучающая самостоятельная работа. с последующей самопроверкой (индивидуальная работа) (слайд 9-11) 1. Определите знак суммы: а) (-12) + (-7); в) (+15) + (-8); д) (-24) + (+19); ж) (+3,7) + (-8,4); б)(-8) + (+3); г) (-6)+ (-11); е) (+53) + (-35); з) (-245) + (+300). Ответы: а) –; б) –; в) +; г) –; д) –; е) +; ж) –; з) +. 2. Выполните действия: Ответы: а)-19 + 40 1)59; 2)-59; 3)-21; 4)21. б)-3,4 + 5,7 1)2,3; 2)-2,3; 3)9,1; 4)-9,1. в) -5,6 + (-3,5 + 5,6). 1)3,5; 2)2,5; 3)-3,5; 4)-2,5. 3.Найдите сумму всех целых чисел, расположенных между числами -5,6 и 3,5. Ответы: 1)3; 2)-11; 3)-9; 4)-15.  Учащиеся по порядку выходят к доске, решают примеры, проговаривая правило.  Выполняют самостоятельную работу, оценивают себя, сравнивая с решением на слайде, проводят самооценку.
7. «Занимательная минутка»
Фронтальная работа с классом. (слайд 12) Индийский математик Брамагупта, живший в VII в.н.э. изложил правила сложения чисел так: 1)«Сумма двух имуществ – имущество» 2) «Сумма двух долгов – долг» 3) «Сумма имущества и долга есть долг или имущество» Какие числа он имел в виду? Объясните ответ.  Выполняют задание .  Имущество – положительное число, долг – отрицательное число.  Проводят самооценку.
8. Домашнее задание.
(Слайд 13) Вы можете записать домашнее задание на выбор не менее двух номеров: П.33 выучить правило.  Выбирают и записывают домашнюю работу.  Оценивают свой выбор домашней работы.
№1081(а-е), 1083(а,б), задача 1085 и по желанию найти в интернете когда и кем были придуманы отрицательные числа. Оцените выбор домашней работы: 4 балла –выбрали все; 3 балла- выбрали 3 задания из 4, 2 балла – выбрали 2 номера.
9. Рефлексия.
В течении всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок. Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели? Анкетирование.  Самооценка.  Показывают с помощью сигнальных карт степень усвоения материала.
№ п/п Деятельность учащегося Критерии самооценки Самооцен ка 1 Формулировка темы урока, цели и задач урока Я сам смог определить тему, цель и задачиурока-2 балла. Я смог определить только тему урока 1 балл. Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов. 2 Что я буду делать для достижения цели. Я сам определил, как достичь цели урока - 1балл. Я не смог определить, как достичь цели урока – 0 баллов. 3 Выполнение лабораторно - практической работы. Участвовал в работе – 1 балл. Не участвовал в работе – 0 балл. 4 Работа по закреплению правила . Проверка правильности решения примеров Участвовал в работе – 1 балл. Не участвовал в работе – 0 балл. 5 Выполнение № 1066 Сделал все примеры сам - 2 балла. Сделал больше половины сам – 1 балл Сделал меньше половины сам- 0 баллов. 6 Выполнение самостоятельной работы За каждый правильно решенный пример -1 балл 7 Занимательная минутка Нашел способ решения - 1 балл. Не нашел способа решения - 0 баллов. 8 Выбор домашнего задания 4 балла –выбрал все задания; 3 балла- выбрал 3 задания из 4, 2 балла – выбрал только 2 номера. Приложение1 Лист самооценки Поставьте себе оценку: если вы набрали 21 - 24 баллов - «5» 16 –20 баллов – «4» 10 –15 баллов – «3» Обучающая самостоятельная работа. 1. Определите знак суммы: а) (-12) + (-7); в) (+15) + (-8); д) (-24) + (+19); ж) (+3,7) + (-8,4); б)(-8) + (+3); г) (-6)+ (-11); е) (+53) + (-35); з) (-245) + (+300). 2. Выполните действия: Ответы: а)-19 + 40 1)59; 2)-59; 3)-21; 4)21. б)-3,4 + 5,7 1)2,3; 2)-2,3; 3)9,1; 4)-9,1. в) -5,6 + (-3,5 + 5,6). 1)3,5; 2)2,5; 3)-3,5; 4)-2,5.
3.Найдите сумму всех целых чисел, расположенных между числами -5,6 и 3,5. Ответы: 1)3; 2)-11; 3)-9; 4)-15.
Приложение 2.
Лабораторно-практическая работа
Тема: «Сложение чисел с разными знаками» Задача: Вывести правило сложения чисел с разными знаками. Ход работы: начертите координатную прямую. С помощью координатной прямой выполните сложение чисел: Заполните таблицу: Пример Ответ Сравнить Знак суммы -5 + 3= |-5| |3| 7 + (-3 )= |7| |-3| -4 + 6 = |-4| |6| -9 +10= |-9| |10| -8 + 3= |-8| |3| Обратите внимание на знак ответов. Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками какой знак может получиться? ________________________________________________________________________________________________________________ С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа?______________________________________________________________________ Что можно сказать о модуле этого слагаемого по сравнению с модулем другого слагаемого? Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками , получается знак числа модуль которого_________________________________ Обратите внимание на модуль ответа. Как он связан с модулями слагаемых? Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками модуль ответа равен __________________________________________________. Основываясь на полученных выводах ,не используя координатную прямую, сложите числа: 36 +(-33)= -92 + 12= 15 + (-18)= -44 +56= Попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками: Чтобы сложить два числа с разными знаками надо: 1) из ________ модуля слагаемых ________ ________ ; 2) поставить перед полученным числом ________ того слагаемого, ________ которого ________ . Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника , записанную после правила сложения чисел с разными знаками).


В раздел образования