Напоминание

Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика


Автор: Ольга Сергеевна Жмур
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 5 "
Населённый пункт: г. Магадан
Наименование материала: статья
Тема: Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика
Раздел: дошкольное образование





Назад




Публичное выступление на тему:

«Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика».

(Жмур О.С., учитель-логопед МАДОУ № 5)

Здравствуйте, уважаемые друзья! Меня зовут Ольга Сергеевна. Я

работаю учителем-логопедом в группах комбинированной направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Речь – это результат использования языковых средств для говорения,

общения, передачи мыслей.

В последнее время отмечается отрицательная тенденция. С каждым

годом количество детей с нарушениями речи, а именно со сложными

нарушениями, возрастает.

В нашем учреждении коррекция речевых нарушений у дошкольников

начинается в младшей группе

(3-4 года),

в которую ребенок поступает,

зачастую, с заключением общее недоразвитие речи 1 уровня

(ОНР I:

отсутствие

общеупотребительной

речи,

наличие

отдельных

лепетных

слов,

звукоподражаний).

Базовым нарушением при ОНР I является артикуляционная диспраксия

это изолированное нарушение произвольных движений артикуляционного

аппарата, связанных с произнесением звуков речи. При этом отмечается

отсутствие парезов, параличей, нарушений тонуса и физических нарушений

самого артикуляционного аппарата.

Артикуляционную диспраксию можно разделить на:

1. Кинетическую (динамическую) - нарушение проявляется в трудностях переключения с

одного звука, слога на другой, пропуском звуков и слогов, нарушением слоговой структуры

слова.

2. Кинестетическую -

нарушаются сами действия артикуляционного аппарата в

момент произнесения звуков. При этом физически ребенок в состоянии выполнить

данные движения и непроизвольно сам их иногда делает.

В связи с этим очень важен вопрос практической помощи детям с

артикуляционной диспраксией. Степень выраженности дефекта, клинические

случаи,

локализация,

сочетанность

симптомов

у

каждого

ребенка

индивидуальна. При этом коррекционная нагрузка ложиться на плечи

логопеда. Но если мы говорим об организации речевой среды для такого

ребенка, здесь крайне важна взаимосвязь действий не только специалистов,

но и родителей.

Цель моего выступления: показать родителям, а также коллегам, как

можно работать над преодолением артикуляционной диспраксии, применяя

простые упражнения сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики,

поскольку, как показывает практика, базовые артикуляционные упражнения

не всегда эффективны.

Что же такое сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика?

Это прием нейростимуляции, в ходе которого дети выполняют упражнения,

направленные на развитие произвольных движений артикуляционного

аппарата, речевого дыхания в игровой форме с опорой на базовые виды

чувствительности

(тактильная, слуховая, зрительная, вкусовая, обонятельная)

, а не

на зрительный анализатор

(упражнения перед зеркалом, как в традиционной

системе).

Цель данного приема: научить пластичный мозг ребенка одновременно

обрабатывать информацию от разных анализаторов.

О

сновным средством реализации данного приема являются продукты

питания, поэтому перед проведением такой гимнастики важно убедиться, что

у детей нет аллергии на тот или иной продукт.

Для «вкусной» артикуляционной гимнастики нужно брать только

самые любимые продукты: сушки, палочки, фрукты, овощи, макаронные

изделия, сладости и многое другое.

Вспомогательными средствами может служить игровой материал в

виде

пробок,

ракушек,

фольги,

перьев,

трубочек

от

сока

и

пр.,

предназначенные для эффективного воздействия на рецепторы органов

артикуляционного аппарата.

Вашему вниманию предлагаю 3 комплекса упражнений сенсорно-

интегративной гимнастики: (

один комплекс – это одно занятие)

1) – Облизывание круговыми движениями языка дольки лимона и

апельсина.

- Слизывать языком варенье (мороженое) с десертной, чайной ложек, а

затем с блюдца.

- Прокатывание виноградин во рту от щеки к щеке.

- Удерживание капельки сока на языке.

- Снимать зубами, губами и языком кусочки овощей и фруктов с

зубочистки

- Сплевывать с губ пробку (фольгу, пластиковую трубочку).

2) Сдувать кокосовую стружку, не надувая щек.

- Прижимать круглую конфетку к твердому небу, стараться удержать ее

в таком положении несколько секунд.

- удерживать крупинку риса, гречки, перловки, кончиком языка,

придерживая ее внутри рта у нижних резцов

- хлопать по широкому языку, лежащему на нижней губе ложкой

-удерживать хлебную палочку (соломинку) между верхней губой и

носом.

- перекатывать марш-меллоу от щеки к щеке.

- фиксировать конфетку в центре языка, который принимает форму

чашечки

- трубочкой от сока массировать края языка.

3) Просовывать узкий кончик языка в отверстие баранки, удерживать

язык

- мармелад (маленькую баранку) удерживать зубами, чередовать

попеременно упражнения заборчик – трубочка.

- покалывать язык пластиковой вилкой

- на верхнюю губу нанести варенье, джем, попросить ребенка слизать

варенье широким языком сверху- вниз.

- тянуться языком за чупа-чупсом, меняя его положение (слева, справа,

вверху, внизу).

- языком сдвигать сушки, висящие на хлебной соломинке, сначала в

одну сторону, затем точно также в другую.

Все три комплекса проговариваю полностью сопряженно с видео

рядом.

В условиях пандемии роль сенсорно-интегративной артикуляционной

гимнастики

как

формы

целенаправленной

коррекционной

работы

по

преодоления диспраксии у дошкольников усиливается, так как все приемы

легко можно использовать в домашних условиях. Для этого достаточно 5-7

минут совместной деятельности ребенка и родителей.

При выполнении упражнений решаются следующие задачи:

- активизируется небно-глоточное смыкание;

- растягивается подъязычная уздечка;

- дифференцируется носовой и ротовой выдохи;

-

улучшаются

показатели

координации,

точности,

темпо-ритмические

характеристики артикуляционных движений;

- повышается качество обратной связи от артикуляционных органов.

Каков

же

результат

этой

деятельности?

Ребенок

обучается

произвольным движениям органов артикуляции, что положительно влияет на

способность к отраженному и сопряженному повторению первых слов;

становлению слогового ритма.

«Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так,

чтобы все это вошло в привычку, - можно творить». К.С. Станиславский

Или

«Грамотная, четкая, чистая и ритмическая речь ребенка – это не дар, она

приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других

людей, в окружении которых малыш растет и развивается».



В раздел образования