Напоминание

Мониторинг образовательной деятельности по сенсорному воспитанию детей 2–3 лет с использованием рисования


Автор: Обвинцева Екатерина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Каменск-Уральский
Наименование материала: Мониторинг образовательной деятельности
Тема: Мониторинг образовательной деятельности по сенсорному воспитанию детей 2–3 лет с использованием рисования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обвинцева Екатерина Николаевна

Воспитатель,

МБДУ «Детский сад №89»,

Г. Каменск-Уральский,

Свердловской области

Мониторинг образовательной деятельности по сенсорному

воспитанию детей 2–3 лет с использованием рисования

В соответствии с обозначенной актуальностью была сформулирована

тема

дипломного

проекта

«Сборник

конструктов

образовательной

деятельности по сенсорному воспитанию детей 2–3 лет с использованием

рисования».

Проблема

исследования:

каким

образом

возможно

использовать

рисование для сенсорного воспитания детей 2–3 лет.

Объектом исследования: является процесс сенсорного воспитания детей

2–3 лет.

Предмет исследования: рисование как средство сенсорного воспитания

детей 2–3 лет.

Цель исследовательской работы: разработка сборника конструктов

образовательной деятельности с использованием рисования для сенсорного

воспитания детей 2–3 лет.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы сенсорного воспитания детей 2–3 лет;

2. Выявить возможности рисования в сенсорном воспитании детей 2–3 лет;

3. Подобрать материал для разработки сборника конструктов образовательной

деятельности с использованием рисования для сенсорного воспитания детей 2–

3 лет.

Методы исследования

По этапам поиска:

– метод отбора материала;

– метод теоретической интерпретации;

– метод направленного преобразования.

По уровню проникновения в сущности:

эмпирические:

– изучение литературы;

– изучение результатов деятельности;

– наблюдение;

– метод диагностических ситуаций;

– заданий.

теоретические:

– анализ и синтез;

– абстрагирование и конкретизация;

– восхождение от абстрактного к конкретному.

В течении учебного года с дошкольниками проводились НОД по

расписанию,

игры

в

совместной

и

самостоятельной

деятельности,

индивидуальная работа.

Были получены следующие результаты мониторинга образовательного

процесса (Приложение В).

По итогам диагностики на конец учебного года на низком уровне 10

детей, на среднем 6.

Таким образом, исходя из данных диагностики, можно сделать вывод, что в

целом проводимая работа с детьми имела положительные результаты, и вся

запланированная работа в будущем положительно повлияет на развитие

сенсорного воспитания дошкольников с помощью рисования.

Результаты мониторинга образовательного процесса

Уровень развития

Высокий

Средний

Низкий

Январь

Май

Январь

Май

Январь

Май

0

0

18,75

81,25

высокий

средний

низкий

Рисунок 2 – Результаты входной диагностики

Выпускная квалификационная работа выполнялась на тему: «Сборник

конструктов образовательной деятельности по сенсорному воспитанию детей

2–3 лет с использованием рисования».

Целью исследования являлось изучение сенсорного воспитания детей с

использованием рисования.

Для достижения цели были решены обозначенные во введении задачи:

– рассмотрены теоретические основы сенсорного воспитания детей 2–3

лет, сделан вывод, что особое внимание рекомендуется уделять обучению

обследования предмета и умению анализировать его, эти умения необходимы

для успешного выполнения поставленных задач;

– выявлены возможности рисования в сенсорном воспитании детей 2–3

лет, совершенствовать точный глазомер, зрительную оценку пропорций,

чувство цвета, выражать свои мысли, необходимые для творческого решения

изобразительных задач.

подобран

материал

для

разработки

сборника

конструктов

образовательной деятельности с использованием рисования для сенсорного

воспитания детей 2-3лет.

По итогам

диагностики проводимая работа с дошкольниками имеет

положительные результаты, и вся запланированная работа

положительно

повлияла на сенсорное воспитание дошкольников с помощью рисования.

Таким образом, можно сделать вывод, что разработанный

нами

«Сборник

конструктов

образовательной

деятельности

по

сенсорному

воспитанию детей 2–3 лет с использованием рисования», способствует

достижению воспитанниками планируемых результатов.

Входная

диагностика сенсорного воспитания детей 2–3 лет

п/п

Ф.И. ребенка

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

Итоговый

показатель

по

каждому ребенку

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

1

Кирилл

2

1

1

1

1

1,2

2

Ксюша

2

1

1

1

1

1,2

3

Вероника

2

1

1

1

1

1,2

4

Матвей Д.

2

2

2

1

2

1,8

5

Даша

2

1

1

1

1

1,2

6

Саша

2

2

2

2

2

2

7

Егор

2

1

1

1

1

1,2

8

Лиза

1

2

1

1

1

1,2

9

Вика

1

1

1

1

1

1

10

Семён

2

1

1

1

1

1,2

11

Женя

2

2

1

1

2

1,6

12

Миша П.

1

1

1

1

1

1

13

Миша Ю.

1

1

1

1

1

1

14

Матвей К.

1

1

1

1

1

1

15

Маша

1

1

1

1

1

1

16

Макар

1

1

1

1

1

1

Итого по группе: Н/Г в.у. %, с.у. %, н.у. %. С/Г в.у. 0 %, с.у. 18,75 %, н.у. 81,25 %. К/Г в.у. %, с.у %, н.у. %.

риложение В

Результаты мониторинга образовательного процесса

Уровень развития

Высокий

Средний

Низкий

Январь

Май

Январь

Май

Январь

Май

0

0

62,5

37,5

Рисунок 2 – Результаты итоговой диагностики

37,5 %

62,5%

Повторная

диагностика сенсорного воспитания детей 2–3 лет

п/п

Ф.И. ребенка

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

Итоговый

показатель

по

каждому ребенку

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

1

Кирилл

3

2

2

2

3

2,6

2

Ксюша

3

2

3

2

3

2,6

3

Вероника

3

2

3

3

2

2,6

4

Матвей Д.

3

3

3

2

3

2,8

5

Даша

2

2

2

2

2

2

6

Саша

3

3

3

3

3

3

7

Егор

2

2

2

2

2

2

8

Лиза

2

2

2

2

2

2

9

Вика

2

2

2

2

2

2

10

Семён

2

2

2

2

2

2

11

Женя

3

3

2

2

3

2,6

12

Миша П.

2

2

2

2

2

2

13

Миша Ю.

2

2

2

2

2

1,8

14

Матвей К.

2

2

2

2

2

2

15

Маша

2

2

2

2

2

2

16

Макар

2

2

2

2

2

2

Итого по группе: Н/Г в.у. %, с.у. %, н.у. %. С/Г в.у. %, с.у. %, н.у. %. К/Г в.у. 0 %, с.у 37,5 %, н.у. 62,5 %.

Диагностика сенсорного развития детей раннего возраста по методике Е.А. Стребелевой

1.

Геометрические формы. Задание направлено на выделение уровня развития практического ориентирования

дошкольника на форму предметов, а также наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения

подражать действиям взрослого.

Оборудование: Деревянная или пластмассовая доска с тремя (четырьмя) прорезями – круглой, квадратной,

треугольной, прямоугольной форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из

которых соответствует по форме одной из прорезей.

Рисунок 1 – «Форма»

Проведение обследования. Перед дошкольником ставят доску с прорезями и просят вложить геометрические

фигуры в гнёзда соответствующей плоскости. Обучение. Если дошкольник не различает форму, то педагог обучает его.

После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.

Оценка действий дошкольника: принятие задания, отмечается: сличает ли геометрические формы, узнает ли их по

слову, знает ли название геометрических форм; фиксируется речевое сопровождение, результат, отношение к своей

деятельности.

2.

Цветные кубики. Задание направлено на выделение цвета как признака, различение и называние цвета.

Рисунок 2 - «Цвет»

Оборудование: цветные кубики – два красных, два жёлтых (два белых), два зелёных, два синих (четыре цвета).

Проведение обследования. Перед дошкольником ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой,

какой находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит показать: «Покажи, где

красный, а теперь, где жёлтый». Далее предлагают ему по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета

этот кубик».

Обучение. Если дошкольник не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда дошкольник

различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета два–

три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.

Оценка действий дошкольника: принятие задания, отмечается: сличает ли цвета, узнает ли их по слову, знает ли

название цвета; фиксируется речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности.

3.

Разборка и складывание матрешки. Задание направлено на выявление уровня развития практического

ориентирования дошкольника на величину предметов, а также наличия соотносящих действий, понимания

указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.

Оборудование: две двухсоставные (трехсоставные) матрешки.

Рисунок 3 - «Величина»

Проведение обследования. Взрослый дает ему двухсоставную матрешку и просит её раскрыть. Если он не

начинает действовать, то педагог раскрывает матрешку и предлагает собрать её. Если дошкольник не справляется

самостоятельно, проводится обучение.

Обучение. Взрослый берет еще одну двухсоставную матрешку, раскрывает её, обращая внимание дошкольника на

матрешку–вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть её). Далее взрослый, используя

указательный жест, просит дошкольникаспрятать маленькую матрешку в большую. После обучения предлагают

выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий дошкольника: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату,

понимание указательного жеста, наличие соотносящих действий, результат.

4.

Разборка и складывание пирамидки.

Задание направлено на выявление уровня развития у него практического ориентирования на величину, соотносящих

действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.

Оборудование: Одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими

по величине (две красные, две желтые, одна синяя).

Рисунок 4 - «Цвет и величина»

Проведение обследования. Взрослый предлагает дошкольнику разобрать пирамидку. Если он не действует,

взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает собрать её.

Обучение. Если дошкольник не начинает действовать, взрослый начинает подавать ему кольца по одному, каждый

раз указывая жестом, что кольца нужно надеть на стержень, затем предлагает выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий дошкольника: принятие задания, учет величины колец, обучаемость, отношение к деятельности,

результат.

5.

Разрезные картинки.

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части.

Рисунок 5 - «Зрительное восприятие»

Проведение обследования. Взрослый показывает дошкольнику две или три части разрезанной картинки и просит

сложить целую картинку: «Сделай целую картинку».

Обучение. В тех случаях, когда он не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую

картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого дошкольник не справляется с заданием, психолог сам

накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его добавить другую. Затем предлагает ему выполнить

задание самостоятельно.

Оценка действий дошкольника: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату,

результат.



В раздел образования