Автор: Черникова Татьяна Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: СП "Детский сад" ГБОУ ООШ №2 п.г.т. Смышляевка
Населённый пункт: м.р. Волжский, Самарская область
Наименование материала: Конспект непосредственной образовательной деятельности "Музыка"
Тема: "Шутка в музыке" для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основной общеобразовательной школы №2 имени Героя Российской Федерации
Е.А.Зеленова п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад»
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Музыка»
Тема: «Шутка в музыке»
для детей старшего дошкольного возраста
Музыкальный
руководитель
Черникова Т.В.
п.г.т. Смышляевка
2020-2021 у.г.
«Шутка в музыке»
Цель: Развитие эмоционального потенциала и обогащение музыкально-
интеллектуального кругозора дошкольников, творческих способностей детей
в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
воспитывать устойчивый интерес к классической музыке,
эмоциональную отзывчивость на нее;
совершенствовать вокально-хоровые навыки;
развивать способность к импровизации.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное
развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: Знакомство с пьесой «Шутка» И.С. Баха, с
музыкальными инструментами симфонического оркестра. Разучивание
музыкально-ритмических упражнений, песен, игр шутливого характера.
Знакомство с цирковым искусством.
Оборудование: магнитофон, музыка на флэшкарте, макеты музыкальных
инструментов, портреты И.С. Баха, детские музыкальные инструменты,
попона коровы Красава, синтезатор, приглашение-ребус, игровое
оборудование для цирковой импровизации.
Ход занятия: музыкальный руководитель приходит в группу, приветствует
детей.
Музыкальный руководитель: Ребята, я очень рада вас видеть сегодня в
хорошем настроении! Подождите, мне кажется, что Соня почему-то
грустит…
Соня рассказывает стихотворение
«
Куда делось настроенье?»
Вот какое невезенье!
Куда делось настроенье?
Загрустилось без причины,
И тоска, печаль, кручина
Сели рядышком со мной
И твердят: «Поплачь…поной!»
Музыкальный руководитель обещает, что настроение у Сони, и у всех детей
будет очень хорошим, показывает приглашение-ребус на интересную
встречу с музыкой. Дошкольники разгадывают приглашение-ребус . педагог
предлагает всем детям поиграть в коммуникативную игру «Подари улыбку».
Игра «Подари улыбку» (музыка и слова А. Веселовой)
Предполагаемые действия педагога и детей: педагог назначает ведущим в
игре Соню. Дети поют первую часть игры, на вторую часть – «раздают
улыбки» хлопками по ладошкам.
Педагог хвалит детей и приглашает в музыкальный зал.
Все поднимаются, дети входят в зал.
Музыкально-ритмическое движение:
Спортивная ходьба («Марш» И. Дунаевский)
Предполагаемые действия педагога и детей: почувствовать легкое,
радостное настроение звенящей музыки марша. Воплотить ее в легких,
ритмичных движениях ходьбы.
Упражнение с перестроением («Мячики» Л. Шитте)
Предполагаемые действия педагога и детей: педагог напоминает детям о
соблюдении правил перестроения. Дети должны различить двухчастную
форму ритмического упражнения и выполнять соответственно: прыжки
на двух ногах, поскоки с продвижением вперед. Это упражнение на внимание
и на четкую смену движений (прыжки-поскоки).
Музыкальный руководитель предлагает детям исполнить танец «Катюша-
Казачок»
Предполагаемые действия педагога и детей: педагог напоминает, что дети
спокойно перестраиваются в пары (если детей нечетное количество – сам
встает танцевать в пару с ребенком). Дети с улыбкой смотрят друг на
друга, исполняя знакомый танец.
После исполнения танца музыкальный руководитель приглашает детей
пройти на места.
Восприятие музыки:
Предполагаемые действия педагога и детей:
музыкальный руководитель настраивает детей на слушание музыки:
Представьте, что вы пришли в концертный зал Самарской филармонии и
сейчас вы услышите мелодию в исполнении группы симфонического
оркестра. Педагог показывает детям портрет композитора И.С.Баха,
напоминает, что тема – «Шутка в музыке», дает короткие биографические
сведения о композиторе, рассказывая, что он был серьезным человеком… но,
как и любой человек – тоже любил пошутить. Дети прослушивают пьесу.
Звучит «Шутка» И.С. Баха
Музыкальный руководитель предлагает дать характеристику прослушанному
музыкальному произведению.
Вопрос педагога: какая мелодия?
Задание детям: назови одним словом ее характер.
Ответ детей (мелодия: быстрая, задорная, веселая, игривая, шутливая…).
Педагог показывает музыкальные инструменты симфонического оркестра (на
столе разложены их макеты), предлагает детям выбрать музыкальные
инструменты, играющие в пьесе и назвать их. Музыкальный руководитель
знакомит с паспортами флейты и скрипки. Дети слушают повторно фрагмент
музыкального произведения. Педагог подводит итог прослушанного
фрагмента пьесы «Шутка»
Пение:
Установка на пение сидя.
Предполагаемые действия педагога и детей:
Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения.
Распевка «Трамвай» (игра со звоночками) - в двух тональностях;
Распевка «Утенок» - в двух тональностях (обратить внимание на окончания
музыкальных фраз);
Применить методический прием: слушаем себя (закрыть одно ухо ладонью и
петь, слушая свое пение и пение группы)
Русская народная песня «Пахал Захар» - пение по подгруппам, педагог
обращает внимание детей на темп и дикцию исполнения.
Установка на пение стоя.
Если хочешь стоя петь – головою не вертеть!
Встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись!
Песня «Косички», музыка и слова С. Козак
Педагог напоминает детям, что современные композиторы пишут веселые,
шуточные песни для детей. Одна из них – песня «Косички».
Дети исполняют песню по подгруппам, в разном эмоциональном характере
(мальчики – удивленно, девочки – игриво и шутливо).
Кульминацией вида деятельности Пение становится песня «ЗЗ коровы».
Педагог предлагает исполнить следующую песню под фонограмму весело и
задорно. Дети разбирают свои инструменты шумового оркестра (маракасы),
воспитатель помогает Семену и Елисею надеть попону коровы Красавы.
Мальчики, изображающие музыкантов эстрадного оркестра, занимают свои
места.
Исполняется песня «ЗЗ коровы» (музыка М. Дунаевского, слова Н.
Олева), с применением игры шумового оркестра и театрализации.
Игра-разминка «Как живешь?»
Дети исполняют речевое-игровое упражнение, в эмоционально-приподнятом
настроении.
Игровое действие:
Музыкальный руководитель приглашает детей построиться в круг на игру
«Волчок»
Игра с пением «Волчок» (музыка и слова З. Роот)
Предполагаемые действия педагога и детей: педагог напоминает, что дети:
первую часть мелодии – поют, вторую – хлопают в ладоши. Мелодия, с
каждым пропеванием куплета, ускоряет свой темп. Педагог выбирает
ведущего, который задает темп игре, исполняя поскоки под музыку. По
окончании игры дети разбегаются и садятся на лавочки.
Рефлексия.
Педагог: давайте подведем итог нашему занятию, которое называлось
«Шутка в музыке». Композиторы создали веселую, задорную музыку, мы
постарались ее прожить эмоционально…у вас сейчас какое настроение?
Ответ детей.
Педагог: Соня, у тебя настроение поменялось?
Это – очень хорошо, я тоже вами сегодня довольна и у меня – отличное
настроение. И в заключении я предлагаю вам немного пошалить:
представьте, что мы – цирковые артисты! Звучит веселый марш и вы под
музыку придумываете свои движения с атрибутами. На этом мы и
попрощаемся. Не забудьте послать воздушный поцелуй и улыбку на
прощание!
«Цирковой марш» музыка Ю. Фучика
Дети, импровизируют под музыку с цирковыми атрибутами, участвуя в
шествии. Выходят из музыкального зала.