Напоминание

"конструирование в дошкольном детстве"


Автор: Красноперова Екатерина Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - детский сад № 182"
Населённый пункт: Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "конструирование в дошкольном детстве"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

К

онструирование

в дошкольном детстве

»

Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова

constructio – построение.

Детское конструирование - это создание разных конструкций и

модулей

из

строительных

материалов

и

детских

конструкторов.

Конструктивная

деятельность

детей

младшего

дошкольного

возраста

проходит путь от игрового манипулирования и условного использования

материала

к функциональному

его

применению.

Под детским конструированием понимается деятельность, в которой

дети

создают

из

различных

материалов

(бумаги,

картона,

дерева,

специальных

строительных

наборов

и

конструкторов)

разнообразные

игровые поделки (игрушки, постройки). Конструирование является довольно

сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с

художественной,

конструктивно-технической

деятельностью

взрослых.

Существуют разные принципы выделения видов конструирования: по

мотиву и материалам используемые в этом виде деятельности.

Виды конструирования по мотиву.

Техническое конструирование - это отображение реально существующих

объектов, а так же придумывание конструкций по ассоциации с образами из

сказок, фильмов, моделируя их основные структурные и функциональные

признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой,

штурвалом и т.п. (конструирование из строительного материала, из деталей

конструкторов, из крупногабаритных модульных блоков).

Художественное конструирование - это создаваемые образы не только

,

и не столько отображающие их структуру, сколько выражают своё

отношение к ним, передают характер

.

Каждый вид конструирования имеет

свою специфику, связанную с особенностями использования материала, это

позволяет разработать развивающие технологии обучения детей для каждого

конструирования на основе этого определить сущностные их взаимосвязи с

целью создания целостной системы развития творческого конструирования.

Компьютерное конструирование - относительно новый вид конструирования,

которое органично включено в систему занятий и, как правило, является

завершающим

элементом

в

системе

каждого

этапа

формирования

пространственных

представлений.

Решению

компьютерных

задач

предшествуют другие, которые ребенок решает без помощи машины.

Виды конструирования по материалу.

В конструктивной деятельности используется строительный материал,

конструкторы, бумага, бросовые и природные материалы. Вид материала

определяет и вид конструирования:

- конструирование из строительного материала.

- конструирование из бумаги.

- конструирование из природного материала.

Строительный

материал

представляет

собой

набор

разнообразных

геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.). Он делится на мелкий

(настольный) и крупный. Материала должно быть больше, чем требуется для

постройки (и по элементам, и по количеству), чтобы отбирать только

необходимые детали, соответствующие замыслу.

Для более старшего возраста используют различные конструкторы -

деревянные, пластмассовые, металлические и керамические. Они позволяют

создавать подвижные конструкции по картинкам и чертежам, но отличаются

достаточно сложными способами крепления деталей, при помощи гаек и

гаечных ключей.

Бумага, природный и бросовый материалы широко используются как

отдельно, так и в сочетании друг с другом для изготовления различных

поделок и игрушек. Детям дают различные сорта бумаги: плотная, глянцевая,

ватман, картон. Разнообразие природного материала (шишки, желуди, ветки,

семена, трава, косточки от фруктов) позволяет использовать его в работе с

дошкольниками.

Песок и соль - это природный материал, позволяющий раскрыть

индивидуальность каждого ребенка, развивать способность осознавать свои

желания и возможность их реализации. Игры с песком - одна из форм

естественной деятельности ребенка. Они стабилизируют эмоциональное

состояние ребенка, развивают тактильную чувствительность и мелкую

моторику,

учат

ребенка

прислушиваться

к

собственным

ощущениям,

анализировать результаты опытов. Когда ребенок знакомится с песком, то

сначала просто присутствует, слушает свое дыхание, смотрит на песок, затем

погружает в него руки, перебирает. В песочнице создается дополнительный

акцент на тактильную чувствительность.

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые

глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и

пережитое не развивается в психическую травму. Игры с песком согласуют

внутренние стремлением ребенка к само актуализации. В этом песочная игра

ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:

- развить более позитивную "Я - концепцию";

- выработать большую способность к само принятию;

- развивать сензитивность к процессу преодоления трудностей;

- развить самооценку и обрести веру в самого себя.

На занятиях с песком включаются игры на развитие тактильно-

кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные

ощущения ребенок получает через кожу: "горячее - холодное", "сухое-

мокрое", "твердое- мягкое", "гладкое-острое"; кинестетические - во время

движения.

Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и

мелкой моторики дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои

ощущения.

А

это,

в

свою

очередь

способствует

развитию

речи,

произвольного внимания и памяти. Но самое важное ребенок получает

первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

Таким образом, игры с песком не только обогащают чувственный опыт

ребенка третьего года жизни, способствуют развитию восприятия, но и

совершенствуют функции мелкой моторики рук, зрительно-двигательную

координацию, развивают творчество и позволят ребенку справится с

психоэмоциональным напряжением.

Детское

конструирование

является

продуктивной

деятельностью,

отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Конструирование, и

особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети

сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т.п.) и играют

с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.



В раздел образования