Автор: Красноперова Екатерина Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - детский сад № 182"
Населённый пункт: Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "конструирование в дошкольном детстве"
Раздел: дошкольное образование
«
К
онструирование
в дошкольном детстве
»
Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова
constructio – построение.
Детское конструирование - это создание разных конструкций и
модулей
из
строительных
материалов
и
детских
конструкторов.
Конструктивная
деятельность
детей
младшего
дошкольного
возраста
проходит путь от игрового манипулирования и условного использования
материала
к функциональному
его
применению.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой
дети
создают
из
различных
материалов
(бумаги,
картона,
дерева,
специальных
строительных
наборов
и
конструкторов)
разнообразные
игровые поделки (игрушки, постройки). Конструирование является довольно
сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с
художественной,
конструктивно-технической
деятельностью
взрослых.
Существуют разные принципы выделения видов конструирования: по
мотиву и материалам используемые в этом виде деятельности.
Виды конструирования по мотиву.
Техническое конструирование - это отображение реально существующих
объектов, а так же придумывание конструкций по ассоциации с образами из
сказок, фильмов, моделируя их основные структурные и функциональные
признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой,
штурвалом и т.п. (конструирование из строительного материала, из деталей
конструкторов, из крупногабаритных модульных блоков).
Художественное конструирование - это создаваемые образы не только
,
и не столько отображающие их структуру, сколько выражают своё
отношение к ним, передают характер
.
Каждый вид конструирования имеет
свою специфику, связанную с особенностями использования материала, это
позволяет разработать развивающие технологии обучения детей для каждого
конструирования на основе этого определить сущностные их взаимосвязи с
целью создания целостной системы развития творческого конструирования.
Компьютерное конструирование - относительно новый вид конструирования,
которое органично включено в систему занятий и, как правило, является
завершающим
элементом
в
системе
каждого
этапа
формирования
пространственных
представлений.
Решению
компьютерных
задач
предшествуют другие, которые ребенок решает без помощи машины.
Виды конструирования по материалу.
В конструктивной деятельности используется строительный материал,
конструкторы, бумага, бросовые и природные материалы. Вид материала
определяет и вид конструирования:
- конструирование из строительного материала.
- конструирование из бумаги.
- конструирование из природного материала.
Строительный
материал
представляет
собой
набор
разнообразных
геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.). Он делится на мелкий
(настольный) и крупный. Материала должно быть больше, чем требуется для
постройки (и по элементам, и по количеству), чтобы отбирать только
необходимые детали, соответствующие замыслу.
Для более старшего возраста используют различные конструкторы -
деревянные, пластмассовые, металлические и керамические. Они позволяют
создавать подвижные конструкции по картинкам и чертежам, но отличаются
достаточно сложными способами крепления деталей, при помощи гаек и
гаечных ключей.
Бумага, природный и бросовый материалы широко используются как
отдельно, так и в сочетании друг с другом для изготовления различных
поделок и игрушек. Детям дают различные сорта бумаги: плотная, глянцевая,
ватман, картон. Разнообразие природного материала (шишки, желуди, ветки,
семена, трава, косточки от фруктов) позволяет использовать его в работе с
дошкольниками.
Песок и соль - это природный материал, позволяющий раскрыть
индивидуальность каждого ребенка, развивать способность осознавать свои
желания и возможность их реализации. Игры с песком - одна из форм
естественной деятельности ребенка. Они стабилизируют эмоциональное
состояние ребенка, развивают тактильную чувствительность и мелкую
моторику,
учат
ребенка
прислушиваться
к
собственным
ощущениям,
анализировать результаты опытов. Когда ребенок знакомится с песком, то
сначала просто присутствует, слушает свое дыхание, смотрит на песок, затем
погружает в него руки, перебирает. В песочнице создается дополнительный
акцент на тактильную чувствительность.
Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые
глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и
пережитое не развивается в психическую травму. Игры с песком согласуют
внутренние стремлением ребенка к само актуализации. В этом песочная игра
ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:
- развить более позитивную "Я - концепцию";
- выработать большую способность к само принятию;
- развивать сензитивность к процессу преодоления трудностей;
- развить самооценку и обрести веру в самого себя.
На занятиях с песком включаются игры на развитие тактильно-
кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные
ощущения ребенок получает через кожу: "горячее - холодное", "сухое-
мокрое", "твердое- мягкое", "гладкое-острое"; кинестетические - во время
движения.
Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и
мелкой моторики дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои
ощущения.
А
это,
в
свою
очередь
способствует
развитию
речи,
произвольного внимания и памяти. Но самое важное ребенок получает
первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.
Таким образом, игры с песком не только обогащают чувственный опыт
ребенка третьего года жизни, способствуют развитию восприятия, но и
совершенствуют функции мелкой моторики рук, зрительно-двигательную
координацию, развивают творчество и позволят ребенку справится с
психоэмоциональным напряжением.
Детское
конструирование
является
продуктивной
деятельностью,
отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Конструирование, и
особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети
сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т.п.) и играют
с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.