Автор: Рагозина Наталья Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ школа №520
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург, п. Понтонный
Наименование материала: Статья
Тема: Риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях.
Раздел: дополнительное образование
Риски развития инклюзивного и специального образования в
современных условиях.
1
. Риски развития инклюзивного и специального образования в современных
условиях:
а)
Последовательное и планомерное редуцирование системы специального
образования под влиянием административной формы реализации
инклюзивных процессов в регионах;
б) Профессиональная некомпетентность специалистов;
в)
Возможная «демографическая яма».
2. Пути преодоления рисков развития инклюзивного и специального
образования:
а)
Формирование адекватных социальных и мотивационных механизмов в
процессах реформирования специального образования и развития
инклюзивного образования.
б)
Вектор реформирования специального образования должен быть
направлен не только на всю сферу образования, но на образовательное
пространство в целом, на институты социализации: семья, социум, средства
массовой коммуникации, сфера культуры
в)
Декларация обеспечения государственной гарантии права на получение
образования для лиц с ОВЗ.
3. Выводы о перспективах развития инклюзивного и специального
образования в России: Должна быть принята внятная Государственная и
региональная политика, направленная на развитие специального
образования; создан достойный кадровый потенциал; требования к
специальной компетентности педагога; научно-методическое обеспечение;
достойное финансирование системы специального образования; жесткие
сертифицированные требования к системе специального образования; новый
ФГОС; должны быть созданы гарантии на получение права на образование
лиц с ОВЗ, должен быть создан переход к вариативным формам организации
учебного процесса; сохранение и развитие существующих специальных
образовательных учреждений; должна быть активная социальная и
профессиональная позиция специалистов-дефектологов. Все эти условия
будут содействовать перспективному развитию инклюзивного и
специального образования в России
.
Таблица «Требования к педагогу инклюзивного образования»
Требования
к
знаниям
Требования
к
умениям
Личностные
качества
Ценностные
ориентации
Педагог должен
иметь
специальное
образование.
Педагог должен
иметь
У педагога
должны быть
отработаны
организационные
умения,
диалоговые
Способность
разрешать трудные
ситуации, иметь
хорошую
саморегуляцию и
самодисциплину,
Ценность человека не
зависит от его
способностей и
достижений, каждый
человек способен
чувствовать, каждый
соответствующ
ие программы и
пособия,
наполненные
гуманистическ
им
содержанием,
должен иметь
знания о
проблемах
человека при
наличии у него
того или иного
отклонения в
умственном,
психическом
или
физическом
развитии, уметь
использовать
учебно-
методическую
литературу.
умения,
гностические
умения, педагог
должен применять
дидактические
приёмы, умение
мотивировать
самостоятельность
познавательной
деятельности,
умение работать в
команде,
взаимодействовать
со специалистами,
владеть гибкими
формами
преподавания,
методами
интерактивного
обучения, знать
активные методы
обучения: метод
«мозгового
штурма», деловая
игра, круглый
стол, проблемное
обучение, метод
дискуссии,
исследовательский
метод, и.т.д.
настойчивость,
способность
убеждать, быть
предрасположенны
м к толерантности,
милосердию,
педагог должен
обладать высокой
культурой,
моральной
устойчивостью и
профессиональной
компетентностью,
ментальностью.
Педагогу должны
быть присущи:
гуманистичность,
этичность,
ответственность,
тактичность,
обладать
интеллектом.
человек имеет право
на общение и на то,
чтобы быть
услышанным.
Необходимо
разрабатывать
системы образования
так, чтобы принимать
во внимание широкое
разнообразие
особенностей и
потребностей
каждого ребенка.
Инклюзивные школы
являются наиболее
эффективным
средством борьбы с
дискриминационным
и воззрениями и
обеспечивают
реальное образование
для большинства
детей.