Напоминание

"Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи учащихся"


Автор: Бородина Татьяна Ивановна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ №15"
Населённый пункт: город Благодарный Ставропольского края
Наименование материала: мастер-класс для педагогов
Тема: "Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи учащихся"
Раздел: полное образование





Назад




(СЛАЙД 1) Муниципальное общеобразовательное

учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15» г. Благодарный

Мастер-класс для педагогов

«Использование технологии «СИНКВЕЙН»

в работе по развитию речи учащихся»

Подготовила учитель русского языка и литературы

Бородина Татьяна Ивановна

(СЛАЙД 2) «Кто ясно мыслит – тот ясно

излагает»

(Античная пословица)

В последние годы pаботы я столкнулась с проблемой угасания

познавательной активности обучающихся к 7-9 классам. При этом с 6-7

классов наблюдается резкое падение их интереса к русскому языку и

литературе и, как следствие, - снижение грамотности, косноязычие,

бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по

картинке, пересказывать прочитанное, им трудно выучить наизусть

стихотворение, логически последовательно построить высказывание.

Методика

же

развивающего

обучения

направлена

как

раз

на

активизацию процесса обучения как со стороны учителя, так и со

стороны ученика. Но, в первую очередь, активизация обучения может

быть

осуществлена

только

при

условии

активной

творческой

деятельности именно учителя. Чтобы научить детей размышлять,

анализировать, сопоставлять, делать большие или маленькие открытия,

учитель должен изобретать новые формы и методы работы на уроке.

(СЛАЙД 3)

Составление синквейна – один из способов частичного решения этих

проблем.

Я хотела бы рассмотреть синквейн, конечно, не как

художественное произведение, а как дидактический метод. Этот прием

всегда больше использовали логопеды. Сравнительно недавно и

педагоги

стали

применять его для

активизации

познавательной

деятельности и использовать как метод развития речи.

Актуальность

и

целесообразность

использования

дидактического

синквейна объясняется тем, что

-

способствует

обогащению

и

актуализации

словаря,

уточняет

содержание понятий.

- является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу

оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

- носит характер комплексного воздействия,

не только развивает

речь, но способствует развитию памяти, внимания, критического

мышления

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в

материале главные элементы, делать выводы и заключения,

высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять,

объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт

мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным

правилам.

(СЛАЙД 4)

Могут быть использованы такие варианты работы:

-составление

краткого

рассказа

по

готовому

синквейну

использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

- составление синквейна по прослушанному рассказу;

- коррекция и совершенствование готового синквейна;

- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части

(например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на

основе существующих строк необходимо ее определить).

- полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической

темы.

(СЛАЙД 5)

Почему синквейн пользуется в последнее время особым вниманием?

Могу назвать причины, почему его можно и нужно использовать.

1. Синквейн развивает речь детей, обогащает их словарный запас.

2. Он учит анализировать учебный материал, отбирать наиболее

важное, существенное, делать выводы и кратко их формулировать.

3. Учит критически мыслить, «своё суждение иметь» и уметь его

выражать и отстаивать.

4.

Даёт

возможность

автору

почувствовать

себя

успешным,

талантливым. Ведь если мы попросим ученика написать стихотворение,

самое простенькое, самое обычное, получается далеко не у каждого.

Синквейн же получается у всех.

Приём синквейна, как показывает практика, удачно, органично

вписывается в ход урока любого типа (изучения нового, повторения) и

уместен на любом этапе урока.

Обычно рекомендуется использовать синквейн на стадии рефлексии.

Однако мой опыт показывает, что есть и другие возможности.

Использование синквейна на разных стадиях урока имеет разные

задачи:

В начале урока

Проверка домашнего задания

Актуализация имеющихся знаний

Пробуждение интереса к

получению новой информации

Постановка собственных целей

обучения

При изучении новой темы

Осмысление содержания

Получение новой информации

Корректировка учеником

поставленных целей обучения

Заключительная часть урока

Обобщение, синтез информации

Сортировка информации (главное

– второстепенное)

Рефлексия, обмен мнениями

Редактирование

(СЛАЙД 6)

Система работы учителя

Знакомство учеников с синквейном и его структурой провожу в 5

классе.

Для запоминания составляем схему-подсказку «Структура синквейна»

Синквейн помогает оживить уроки, вносит элемент новизны.

Жёсткая структура синквейна не сковывает полёта фантазии, но

помогает чётко сформулировать задачи.

(СЛАЙД 7,8,9,10,11)

Познакомив учеников со структурой синквейна, организовываю

коллективную работу над его составлением по тексту-описанию. Дети,

предлагая своё слово, должны убедительно обосновать выбор.

Синквейн использовался мной в качестве способа интерпретации

чужого текста, способа конспектирования, сжатия информации.

(СЛАЙД 13)

Например, работаем с отрывком из книги И.С. Шмелёва «Лето

Господне»: «Масленица... Я и теперь еще чувствую это слово, как

чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны — вызывает оно во

мне; пылающие печи, синеватые волны чада, ...

ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с

ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в

колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи... В этом

широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость»

Масленица

Пылающие (печи), снежная (дорога), веселые (сани)

Чувствую (слово), вызывает, живет

Сродни слову русская душа (широкая Масленица, широкая

русская душа)

Радость

(СЛАЙД 14)

Синквейн на уроках русского языка и литературы

Если ученик знает содержание учебного материала, умеет выделять

наиболее характерные особенности изучаемого явления, то составление

синквейнов будет ему интересно.

(СЛАЙД 15,16,17,18,19)

Так при изучении новых тем «Морфология», «Синтаксис», «Фонетика»,

«Орфография» работаем над составлением нового синквейна, что

позволяет систематизировать материал:

***

Имя существительное

Собственное, нарицательное

Обозначает, называет, помогает

Интересная часть речи.

Предмет

***

Союзы

Сочинительные, подчинительные

Соединяют, разделяют, противопоставляют

Знать их нам надо.

Служебная часть речи

(СЛАЙД 20,21)

На уроках литературы тоже предлагаю ученикам использовать

этот способ

Составление краткого рассказа по готовому синквейну с

использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна, например:

***

Жилин

Заботливый, трудолюбивый

Наблюдает, работает, действует

Старается вырваться из плена.

Смельчак

Используя предложенные синквейны, ученики составляют краткий

рассказ.

***

Андрий

Храбрый, добрый

Продал (отчизну), погубил (себя), был проклят

«Как хлебный колос, повалился…»

Изменник

***

Изменённый синквейн:

Остап

Храбрый, добрый

Продал (отчизну), погубил (себя), был проклят

«Как хлебный колос, повалился…»

Изменник

(СЛАЙД 22)

Я убеждена, что эффективность использования синквейна велика. Этот

методический приём является средством формирования аналитических

и творческих компетенций учащихся. Составляя синквейны, ученики

обогащают словарный запас, учатся формулировать идею, делают

краткий пересказ, реализуют свои творческие, интеллектуальные

возможности. Синквейн – эффективный метод развития ребенка,

который позволяет быстро получить результат. А еще спользование

метода синквейна помогает отойти от стереотипа проведения уроков,

потому что их главной особенностью является «конструирование

собственного знания в рамках своей собственной поисковой

деятельности».

(СЛАЙД 23)

Закончить свое выступление я хочу синквейном о синквейне:

1. Синквейн.

2. Творческий, активизирующий.

3. Развивает, обогащает, уточняет.

4. Синквейн помогает учиться.

5. Технология.

(СЛАЙД 24)



В раздел образования