Напоминание

Формирование навыков самостоятельного одевания и раздевания ребенка с нарушением в развитии


Автор: Красноперова Екатерина Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - детский сад № 182"
Населённый пункт: Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование навыков самостоятельного одевания и раздевания ребенка с нарушением в развитии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формированию навыков самостоятельного одевания и раздевания

ребенка с нарушением в развитии

Научить ребенка раздеваться могут помочь многократно повторяющиеся

действия в течение дня. Сначала, управляя руками ребенка, взрослый

помогает ему снять необходимую одежду, затем взрослый предоставляет

ребенку возможность завершить действие самому.

Позиция взрослого позади ребенка дает последнему ощущение, что он

действует сам, и в то же время он чувствует готовность взрослого помочь.

Взрослый постепенно ослабляет помощь, будучи готовым, эту помощь

предоставить опять до наступления аффективного «взрыва» в результате

неуспеха.

Для обучения навыкам одевания желательно организовать бытовую

ситуацию, для чего важно понаблюдать, где, на каком стуле ребенок

предпочитает садиться, где и в каком порядке лучше разложить одежду, чем

можно порадовать ребенка после завершения действия (держать под рукой

его любимую игрушку, покружить, пощекотать, рассказать любимую

прибаутку). Поначалу бывает важно хвалить ребенка уже за то, что он сидит

на стульчике, пока «мы вместе надеваем колготки». Затем руками ребенка

взрослый начинает подтягивать колготки вверх на завершающем этапе

одевания и по мере увеличения активности и самостоятельности ребенка в

выполнении данного действия начинает подключать его раньше и раньше,

хвалит за малейшие самостоятельные движения.

Чтобы не произошло пресыщения похвалой, сохранялась ее ценность,

необходимо ослаблять похвалу за те действия, которые автоматизируются, и

переносить свое внимание на те операции, которые требуют освоения. Со

временем накапливается большой арсенал поощрений (похвал, тактильных,

пальчиковых и двигательных игр, песенок, игрушек, лакомств и т.п.).

И в поведенческой терапии, и в эмоциональном подходе отмечается

важность формирования ритуала, которому можно следовать изо дня в день.

В зависимости от состояния ребенка можно либо подождать, пока он сам

оденется, либо дать ему возможность слегка подтянуть вверх колготки и

закончить действие за него, либо быстро совершить необходимые

действия за ребенка, создавая лишь видимость совместного выполнения.

Чуткость к колебаниям состояния ребенка с нарушениями в развитии и

терпение

поможет

сделать

этот

ритуал

естественным

для

ребенка,

согласованным с его внутренним ритмом, что способствует формированию

поведенческого стереотипа.

До того как ребенку предоставят большую самостоятельность, важно, чтобы

в его сознании укреплялась мысль, что он успешно делает все вместе с вами,

что у него все получается и нет никакой необходимости в том, что кто-то

будет делать за него то, что он потенциально способен делать сам.



В раздел образования