Напоминание

Дети "группы риска"


Автор: Демочкина Александра Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГАОУ МО "Балашихинский лицей"
Населённый пункт: Г. о. Балашиха
Наименование материала: Статья
Тема: Дети "группы риска"
Раздел: начальное образование





Назад




Дети "группы риска"

"Группу риска" составляют дети и подростки с различными формами психической

и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и

требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т. д.

Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но

недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого являются

недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Такие

подростки отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается.

Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они

усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и перенимают

криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

Социально незащищенными называют детей и подростков, находящихся в

критической ситуации или в неблагоприятных для жизни условиях. Социальная

незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска:

экономических (низкий уровень жизни), экологических (неблагоприятная среда

обитания), медицинских (болезни, отклонение в развитии, алкоголизм, наркомания

и т. д.), психологических (конфликтность отношений в группах, социальная и

педагогическая запущенность, деформированность мотивации), криминогенных

(влияние преступных групп) и др.

Девиантное поведение – это поступки (действия индивида), не соответствующие

ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены

в данном обществе.

Делинквентное (от англ. delinquency – провинность) поведение – это

противоправные действия, психическая готовность к правонарушению,

повторяющиеся асоциальные поступки, формирование отрицательно

ориентированных личностных установок.

Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и

психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации –

школьного обучения, выражается в нарушении успеваемости, поведения,

межличностных взаимодействий учащегося.

Различают три вида антиобщественного поведения: аморальное – нарушение норм

морали и правил человеческого общения; противоправное – не уголовно наказуемое

правонарушение; преступное – нарушение уголовно-правовых норм.

Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка

целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание

адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми

различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей,

родителей, дефекты психологического и социального развития, особенности

характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся,

затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и

социальных норм.

Учащихся "группы риска" можно распределить по четырем категориям, представленным в таблице.

Категории

Критерии, по которым определяются учащиеся

"группы риска"

1. Медицинская

Имеют хронические заболевания внутренних органов.

Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи.

Часто и длительно болеют (пропуски по болезни

более 40 учебных дней в году).

Стоят на учете у психоневролога.

Перенесли сложную медицинскую операцию

2. Социальная

Живут в асоциальной семье.

Живут в малообеспеченной семье; окружающие

относятся пренебрежительно или агрессивно.

Живут в семье беженцев или переселенцев (проблемы

языковые или адаптивные).

Перешли в новую школу, класс, сменили место

жительства (проблемы адаптивные)

3. Учебно-педагогическая

Имеют стойкую неуспеваемость.

Прогуливают, пропускают занятия без уважительной

причины

4. Поведенческая

Имеют стойкие нарушения поведения.

Испытывают трудности во взаимоотношениях со

сверстниками, учителями, родителями.

Имеют повышенную тревожность

Методы и приемы психолого-педагогического воздействия при сопровождении

детей "группы риска"

Для выбора нужного метода и приема психолого-педагогического воздействия на

детей "группы риска" необходимо определить причины поведения и поступков

ученика.

1.

Созидательные педагогические приемы

содействуют улучшению

взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению

душевного контакта. К ним относится:

- проявление доброты, внимания, заботы;

- просьба;

- поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных

интересов и потребностей, выражение положительного отношения);

- "авансирование" личности – предоставление воспитаннику определенного блага,

высказывание положительного мнения о ребенке, хотя он этого в настоящее время в

полной мере еще не заслуживает; аванс побуждает к лучшему;

- обходное движение – защита воспитанника от обвинения коллектива;

- прощение;

- проявление огорчения;

- проявление умений учителя, его мастерство.

2.

Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного

поведения

:

- убеждение и личный пример. Убеждение – это и разъяснение, и доказательство

правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости

какого-то поступка. Личный пример – важный аргумент правоты педагога;

- доверие;

- моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;

- вовлечение в интересную деятельность;

- нравственное упражнение.

3.

Приемы, построенные на понимании динамики чувств и интересов ученика

:

- опосредование. Воспитатель достигает желаемых изменений в поведении ученика

не прямым указанием, как вести себя, а через какое-то промежуточное звено;

- фланговый подход. Воспитатель, обнаружив проступок ученика, не всегда

осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые побуждают к

хорошему поведению;

- активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в

создании обстоятельств, пробуждающих глубоко скрытые чувства, которые

способствуют воспитанию благородных стремлений.

4.

Прямые и косвенные, тормозящие приемы

:

- констатация поступка. Прямая констатация поступка – это высказывание, в

котором сделан акцент на данном поступке. Косвенная констатация – высказывание

или действие, которое показывает ученику, что его поступок педагогу известен;

- необычный подарок (например, пакет с мусором за недобросовестное дежурство в

классе);

- осуждение – открытое отрицательное отношение педагога к нарушению

моральных норм;

- наказание. Действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное

поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка

неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое

наказание;

- предупреждение;

- проявление возмущения.

Выявление учащихся "группы риска"

Неблагополучие школьника можно выявить в следующих сферах

жизнедеятельности:

- учебная деятельность;

- взаимоотношения со сверстниками;

- взаимоотношения со взрослыми;

- проведение свободного времени;

- отношение к труду и профессиональная ориентация;

- поведение и поступки.

Способы получения необходимой информации:

- анализ классных журналов;

- опрос мнения учителей о школьнике;

- анализ учета посещаемости занятий;

- анализ зафиксированных нарушений дисциплины;

- беседы с родителями школьника;

- социометрические исследования;

- наблюдения;

- беседы со школьником;

- запрос информации в центры, занимающиеся профориентацией,

и учебно-производственные комбинаты (УПК);

- запрос информации в психолого-педагогические центры, если школьнику там

оказывали помощь;

- запрос информации в подразделения по делам несовершеннолетних;

- запрос информации на предыдущие места учебы школьника.

Схема проведения

опроса "трудного"

подростка

1. Учеба:

- любимые и

нелюбимые предметы;

- причины школьных

успехов и неудач;

- отношения с

учителями;

- участие в

общественной работе;

- случаи нарушения

дисциплины.

2. Планы на будущее в

отношении

продолжения учебы,

выбора профессии,

способность учитывать

предстоящие трудности

и трезво оценивать свои

возможности.

3. Отношения со

сверстниками:

- предпочтение одного

близкого друга или

компании приятелей;

- положение среди

товарищей ("душа

компании",

"преследуемый",

"изгой", "независимый

одиночка" и т. п.);

- критерии выбора

приятелей (по

определенным личным

качествам, по общности

увлечений, для

проведения досуга и т.

п.).

4. Увлечения в

настоящем и

прошлом:

- под чьим влиянием

был сделан выбор

хобби;

- каковы достигнутые

результаты;

- почему те или иные

увлечения заброшены и

т. д.

5. Отношения с

родителями,

внутрисемейные

отношения, состав

семьи:

- кто из родственников

назван первым;

- о ком забыл

упомянуть;

- кто занимался его

воспитанием;

- наиболее близкий

член семьи;

- с кем в семье

конфликтные

отношения и причина

конфликтов между

другими членами

семьи, отношение к ним

подростка.

В случае, если семья

распалась, необходимо

выяснить, в каком

возрасте был ребенок,

когда это случилось;

его отношение к

разводу матери и отца;

поддерживает ли он

контакт с тем

родителем, который

ушел из семьи.

Полезно бывает

услышать мнение

учащегося о характере

его родителей (если об

этом заходит речь).

6. Отклонения в

поведении

(отмеченные в

прошлом):

- прогулы занятий;

- мелкое хулиганство;

- курение и выпивки;

- употребление

различных

психоактивных

веществ;

- побеги из дома;

- был ли когда-либо

задержан милицией или

поставлен на учет

(когда

и за что).

7. Наиболее тяжелые

события в прошлом и

реакция на них.

Наличие когда-либо в

прошлом суицидных

мыслей.

8. Перенесенные

заболевания: как они

сказались на учебе и на

положении среди

сверстников. Наличие в

настоящем или в

прошлом нарушений

сна, аппетита,

самочувствия и

настроения.

9. Личные проблемы

(сначала подростку

надо объяснить, что

психолога, социального

педагога эти вопросы

интересуют не из

любопытства, а

для выяснения

возможных

переживаний

школьника и получения

более полного

представления о его

характере; необходимо

предупредить, что все

сообщаемые учащимся

сведения без его

согласия никому из

родных, знакомых не

будут переданы):

- первая влюбленность

и связанные с этим

психические травмы;

- оценка своей

привлекательности;

- начало половой жизни

и скрытые опасения по

поводу своей

сексуальной

неполноценности.

Определение детей «группы риска»

Инструкция: Пожалуйста, отметьте, присуще ли Вашему ребенку перечисленные

ниже формы поведения. Для этого поставьте «плюс» в соответствующем столбце.

№/п

Утверждение

Да

Нет

Выполнение порученного дела всегда требует контроля со стороны

взрослого

Очень переживает перед любой проверочной работой,

контрольной, диктантом, экзаменом

Решение по какому-либо вопросу принимает с трудом, часто

перекладывая его на других

Всегда и во всем исполнителен

Часто бывает несдержанным

Хорошо делает что-либо по образцу или по примеру, но свои

способы выполнения предлагает редко

К успехам или неуспехам в школе относится равнодушно

В своих делах и действиях часто надеется на «авось»

Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя

сделать это кому-нибудь другому

Часто перепроверяется, постоянно что-то исправляет в сделанном

Перед выполнением чего-либо требуется период «раскачки»

При выполнении какой-либо работы может то очень быстро ее

делать, то, постоянно отвлекаясь, медленнее

Выполненную работу обычно не проверяет

Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик

карандаша или ручки, теребит волосы и т.п.

При выполнении какой-либо работы очень быстро устает

Всегда и во всем претендует на самые высокие результаты

Часто бывает неаккуратным

При необходимости поменять вид работы или род деятельности

делает это с трудом

Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении

чего-либо

Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко

Часто отвлекается при выполнении какой-либо работы

В работе часто бывает небрежен

Всегда стремится получать только отличные оценки

Всегда и во все медлителен и малоподвижен

Обычно в начале делает что-либо быстро и активно, а затем темп

выполнения становится все медленнее и медленнее

Старается все делать очень быстро, но часто не проверяет

сделанное, пропускает ошибки

Всегда стремится быть и выполнять все лучше всех

Во время выполнения чего-либо необходимы перерывы для отдыха

Постоянно требует подтверждения правильности своего

выполнения чего-либо

Равнодушен к оценке своей работы

Заранее свои действия планирует с трудом

Часто жалуется на усталость

Все делает медленно, но основательно

КЛЮЧ:

Группа риска

Ответ «да»

на вопросы:

Группа риска

Ответ «да»

на вопросы:

Дети с низким

уровнем

самоконтроля,

волевых процессов

1, 8, 13, 30

Дети с трудностями

произвольности и

самоорганизации

12, 19, 21, 31

Тревожные дети

2, 10, 14, 29

Астеничные дети

15, 25, 28, 32

Неуверенные дети

3, 6, 9, 20

Гипертимные дети

5, 7, 17, 22, 26

«Отличники» и

перфекционисты

4, 16, 23, 27

Застревающие дети

11, 18, 24, 33

Дети улиц

Беспризорники, дети улиц, уличные дети – это синонимы названия одной и той же

категории детей, для которых улица стала домом в широком смысле этого слова.

Это то место, где тебя могут понять, принять таким, какой ты есть, там, где ты

можешь найти пищу, защиту, укрытие.

Группой неправительственных организаций (НПО) было предложено следующее

определение уличных детей:

Беспризорник или уличный ребенок - это любой несовершеннолетний, для которого

улица (в широчайшем смысле слова, включающем любые помещения,

используемые как укрытия) стала его или ее обычным местопребыванием, а также

тот, кто не имеет достаточной защиты. (Программа уличных детей и уличной

молодежи Международной НПО).

Категории беспризорников

Существует три категории беспризорников:

• те, кто, в силу различных обстоятельств, постоянно проживает на улице;

Это дети, которые живут на улице уже более одного месяца.

• те, кто периодически живёт на улице;

Жизнь этих детей на улице обычно ограничена периодом от нескольких дней до

нескольких недель. Дети этой категории оказываются на улице на время очередных

запоев родителей-алкоголиков, для детей-сирот - разрешения конфликта с

воспитателями и т.д.

• те, кто ещё живёт (ночует) дома, но свои основные потребности удовлетворяет на

улице.

Последняя категория детей характеризуется тем, что значительную часть дня они

проводят на улице, возвращаясь домой только для того, чтобы переночевать. Это

дети, в основной своей массе уже давно бросившие школу, состоящие на учете в

милиции (ОППН) или комиссии по делам несовершеннолетних (КДН).

Причины возникновения уличных детей

Проблема уличных детей возникла не вчера, но в различных условиях она

развивалась по-разному. Не существует единого объяснения тому, что вынудило

некоторых детей работать и/или жить на улицах. Однако существуют

взаимосвязанные факторы, которые объясняют, почему всё больше и больше детей

избирают этот ненадежный и часто опасный образ жизни. Феномен уличных детей

является симптомом чрезвычайного социального и экономического неблагополучия

общества. Уличные дети, как правило, являются выходцами из социальных низов.

Бедность семьи и алкоголизм родителей

Быстрые социальные и экономические изменения в стране ввергли многие семья в

бедность и лишения. И, прежде всего, эти лишения ложатся на плечи детей. Одной

из основных причин ухода ребенка из дома является алкоголизм родителей. Страдая

из-за пренебрежения родителями своими обязанностями и нередко преступным

злоупотреблением ими, уход на улицу становится для него последним средством

защиты.

Дети надеются, что жизнь на улице будет лучше, но нередко условия там

оказываются значительно хуже.

Потребности уличного ребенка

В основном уличные дети ничем особенно не отличаются от обычных детей. Их

потребности в безопасности, любви, понимании и т.д. – те же, что и у “домашних”

детей. Различие в том, что потребности эти удовлетворены в меньшей степени. Уход

на улицу вызван, прежде всего, поиском неудовлетворенных потребностей:

желанием найти ту среду, где безопасно, где его примут таким, какой он есть,

выслушают, помогут.

Объединение беспризорников в группировки позволяет им решить многие

житейские и психологические проблемы: жилья, питания, безопасности, общения,

взаимопомощи.

Эти группировки чем-то напоминают психотерапевтические группы, позволяющие

их членам в какой-то мере разрешить свои психологические проблемы.

Эти дети отличаются завидной жизнестойкостью, социальной приспособленностью

и, в то же время, подозрительностью.

Жизнь уличных детей

Каждый уличный ребенок – это индивидуальность, избирающая собственный образ

жизни. Приступая к работе, необходимо познакомиться с образом жизни уличных

детей, присущим именно вашему району.

Улица - это то место, где ребенок работает, питается, общается, учится и иногда

спит. Его повседневные потребности продиктованы потребностью выжить, поэтому

все его устремления (как и любого живого существа) прежде всего направлены на

удовлетворение чувства голода, жажды, тепла, безопасности.

Чаще всего данную категорию детей можно встретить в оживлённых местах, где

можно достать еду или заработать деньги: базары, рынки, площади, супермаркеты,

дорогие ночные клубы и т.д. Их день обычно начинается ближе к обеду, а

заканчивается далеко заполночь.

Портрет уличного ребенка

Среднестатистический портрет составлен на основании годового опыта работы

уличных работников: Это мальчик 12-14 лет из неблагополучной или

малообеспеченной семьи, где один или оба родителя – алкоголики, не всегда

состоящие на учете в КДН или ОППН; как правило, он бросил школу или посещает

ее нерегулярно, является заядлым курильщиком и систематически употребляет

алкогольные напитки. Большую часть времени он проводит в кругу себе подобных –

в теплое время года на улице, в холодное – в подвалах, подъездах или на чердаках.

Высокая способность к адаптации в среде позволяет ему неплохо ориентироваться в

возникающих ситуациях и быстро находить выход из них.

Его внешний вид: грязные руки и чумазое лицо с явными признаками раздражения

вокруг рта, вызванного частым употреблением паров клея, потрепанная грязная

одежда со следами того же клея, неприятный запах немытого тела, короткие грязные

волосы, пустой безразличный взгляд.

Характерными чертами поведения являются необязательность, скрытность,

лживость, прагматичность, хорошая приспособленность к жизни на улице, часто

наблюдается резкая смена настроения и непредсказуемость поступков.

Коммуникативные свойства характеризуются бедным словарным запасом и обилием

ненормативной лексики. Речь несвязна и состоит из коротких фраз. Но встречаются

дети с достаточно высоким интеллектуальным уровнем и развитой речью. Общение

сводится к выражению сиюминутных желаний и чувств и планированию

ближайшей временной перспективы, не выходящих за рамки ближайших 2-3 часов.

Такой ребенок инфантилен, имеет задержку как интеллектуального, так и общего

психического развития.

В недалеком будущем, скорее всего, таких детей ждет, или полная деградация, или

роль исполнителей в криминальной среде с последующим попаданием в “места не

столь отдаленные”, или преждевременная смерть от отравления, болезней,

передозировки и других опасностей, которые окружают их со всех сторон.

Зарабатывание средств на жизнь

Под работой мы понимаем любую форму деятельности, приводящую к добыванию

средств к существованию. Это может быть мытье машин, попрошайничество, вынос

мусора из ларьков, воровство, проституция и т.д. Во многих случаях их труд тяжел,

опасен и продолжителен. Нередко дети отдают заработанное в семейный бюджет

или родители забирают у них силой.

Дети, имеющие значительный опыт уличной жизни, в состоянии зарабатывать

приличные деньги, но тратят они эти деньги чаще всего бездарно. Имея в среднем

ежедневный доход 100-200 рублей (на конец 1998 года), дети все равно ходят

полураздетыми и полуголодными. Большая часть заработанных денег уходит на

развлечения, психоактивные вещества (клей, табак, алкоголь, наркотики), сладости

и т.д.

• Проституция

Во всем мире некоторое число уличных детей вовлечено в проституцию.

Детская проституция влечет за собой огромный риск, а именно: подростковую

беременность, вероятность заразиться болезнями, передающимися половым путем

(включая ВИЧ-инфекцию), а также социальную дискредитацию. Это занятие может

сформировать у ребенка негативное отношение к своей личности. Относительно

высокий доход от занятий проституцией и, как следствие, в некоторых случаях -

благосклонность семьи к подобной деятельности лишает ребенка возможности

отказаться от нее. Нередко сами родители принуждают детей к зарабатыванию денег

с помощью проституции. Это одна из самых “грязных” форм заработка, которая

очень сильно калечит психику ребенка.

• Мелкие преступления

Мелкие нарушения могут также стать прибыльным занятием. Некоторые дети

вытаскивают кошельки или пользуются возможностью, чтобы украсть из машин,

домов мелкие предметы, которые можно перепродать, часто отнимают карманные

деньги у школьников. На сегодняшний день нередко уличных детей вербуют

торговцы наркотиками в качестве наблюдателей или курьеров.

• Мытье машин и попрошайничество

Эти виды заработка нередко используются на оживленных перекрестках. Дети

получают деньги за протирание лобовых окон или просто попрошайничество,

иногда изображая из себя калек. Это очень опасное ремесло, так как были случаи,

когда ребенка затаскивали в машину и увозили в неизвестном направлении.

• Другое

Для каждого региона или территории существуют свои характерные особенности

зарабатывания денег беспризорниками. Зная их, будет легче находить места

концентрации уличных детей, особенности их жизни и т.д.

Формирование групп

Чаще всего уличные дети стремятся объединяться в группы по форме заработка или

по месту проживания. Обладая высокой степенью свободы, группировки

беспризорников часто достаточно аморфны: не имеют четкой структуры, явных

лидеров, внутри них стихийно возникают различные команды с постоянно

меняющимся составом. Внутри группы отношения между детьми достаточно

жесткие, если же возникает угроза извне, то они могут достаточно быстро

объединиться, чтобы противостоять ей.

По нашим наблюдениям, группы беспризорников достаточно автономны, замкнуты,

часто не знают о существовании подобных групп по соседству. В то же время они

легко распадаются и меняют места своего обитания, численность групп непостоянна

и зависит от погоды (времени года), активности милиции и др. факторов.

Использование наркотиков

Многие уличные дети употребляют разнообразные токсические вещества, чтобы

помочь себе справиться с жизненными проблемами.

Вдыхание паров клея, намазанного внутри пластикового мешка, или различных

растворителей приводит к притуплению чувства голода, холода, одиночества,

усталости. Дети могут утратить ощущение реальности и испытывать галлюцинации.

Клей становится своеобразным атрибутом уличной жизни. Благодаря ему они

знакомятся, дружат, впускают в свой круг общения. В то же время психоактивные

вещества (ПАВ) пагубно влияют на головной мозг. Дети, длительно употребляющие

ПАВ, значительно отстают в умственном развитии, у них плохая память, резкие

перепады эмоционального состояния.

Судьба каждого ребенка индивидуальна

Нередко бывает сложно определить, к какой категории относится тот или иной

ребенок. Но всегда важно помнить, что любой ребенок – это личность, и

предлагаемая ему помощь должна быть индивидуальна. Услуга, которая с радостью

встречена одним ребенком, может быть с негодованием отвергнута другим.

Очень важно четко определить группу беспризорников, которой вы хотели бы

оказать помощь и были бы в состоянии это сделать. Лучше начать с малого и в

дальнейшем скорректировать свои усилия, чем потом признаться в своем бессилии.

“Мы в ответе за тех, кого приручили”.



В раздел образования