Напоминание

« Кроссенс как прием развития логического и творческого мышления на занятиях в учреждениях дополнительного образования»


Автор: Левашкина Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ДВОРЕЦ ШКОЛЬНИКОВ
Населённый пункт: г.Бугульма, республика Татарстан
Наименование материала: мастер-класс
Тема: « Кроссенс как прием развития логического и творческого мышления на занятиях в учреждениях дополнительного образования»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мастер-класс

« Кроссенс как прием развития логического и

творческого мышления

на занятиях в учреждениях

дополнительного образования»

Цель: Продемонстрировать использование приема «Кроссенс» как средства

развития логического и творческого мышления обучающихся.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

Материалы: презентация по теме, раздаточный материал «Памятка «Объяснение

кроссенса»», материал для творческой работы.

Ход мастер класса:

Слайд № 1. Титульный лист.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас. Свой мастер - класс

я хотела бы начать с рассказа одной притчи.

«Поспорили как-то Логика с Интуицией о пользе каждого из них.

Логика говорила:

- Без меня никому не обойтись! Не было бы меня, человек не смог бы считать,

сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения.

- Подумаешь, дела великие! Это не так уж и важно! – возразила Интуиция. – Вот не

было бы меня, тогда с человеком случилась бы катастрофа. Человек не смог бы по-

настоящему радоваться и воспринимать творчески мир, во всех его красках.

- Без тебя все могут легко обойтись. Творчество не является необходимостью. Оно

никому не нужно. Да и радости у каждого свои. Без твоих радостей можно прожить.

- Это без твоих циферок, аналитики и сравнений можно обойтись, уж точно!

Их спор услышал Разум.

- Что это вы всё спорите?

- А ты кто такой?

- Я - Разум.

- Что ты скажешь по этому поводу? Ты же слышал наш спор. Кто полезнее для

человека?

- В вас обоих есть польза, - уверенно ответил Разум.

- Без кого же из нас человек не может обойтись?

- Давайте поразмышляем. Может ли художник обойтись без интуиции?

- Нет.

- Может ли торговец обойтись без логики?

- Эээ… нет. – В один голос ответили Логика с Интуицией. - Но как же жить? Опираясь

на логику или на интуицию?

- Опираясь на разум.

- А как вы, считаете, логика нужна в повседневной жизни?

- Никто не будет спорить с тем, что каждый педагог должен развивать логическое

мышление учащихся. Это является требованием ФГОС, об этом говорится в

методической литературе, Однако, как это делать, педагог не всегда знает.

Огромную роль в развитии логического мышления играет математика, но у меня

возникает вопрос к педагогам.(обращение к аудитории)

- А разве ваша студия, не развивает логическое мышление?

Сегодня я хотела бы рассказать и показать свой опыт по развитию логического и

творческого мышления на занятиях, используя прием "Кроссенс"

- Скажите знаком ли кто с этим приемом? Может кто - то использует его в своей

практике? (Ответы).

Слайд № 2. Цель мастер-класса:

Продемонстрировать использование приема «Кроссенс» как средства развития

логического и творческого мышления обучающихся на занятиях в учреждениях

дополнительного образования.

Сегодня мы встречаем всё больше технологий, которые позволяют сделать учебный

процесс интересным для учащихся. Использование нетрадиционных методов и

приемов обучения дают положительный результат. Их использование способствует

повышению мотивации к изучению предмета, развивает наглядно-образное

мышление, вербальные коммуникативные навыки обучающихся, формирует

навыки работы с информацией.

Слайд № 3. Что такое кроссенс?

Кроссенс – ассоциативная головоломка.

Означает «пересечение смыслов» и придумано авторами по аналогии со словом

"кроссворд", которое в переводе с английского означает «пересечение слов».

Я познакомлю вас с методическим приемом «кроссенс», который способствует на

основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества,

коммуникации и критического мышления обучающихся, успешной реализации

творческого потенциала обучающихся.

Кроссенс - головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества

сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.

Слайд № 4. Немного истории…

Идея головоломки принадлежит нашим соотечественникам:

писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук,

художнику и философу Владимиру Бусленко. Головоломка впервые была

опубликована в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».

Слайд № 5. Технология создания кроссенса.

Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых

помещены изображения.

Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь

с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу

несколько. Кроссенс основывается на ассоциациях понятий, событий, явлений и

процессов с образами, позволяет организовать работу с текстом, рисунками,

символами, картами, диаграммами.

Слайд № 6. Технология создания

кроссенса.

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском

языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 9 квадрате,

таким образом получается цепочка завернутая «улиткой».

Слайд № 7. Технология создания кроссенса.

Чтобы объяснить кроссенс, необходимо найти ассоциативную связь между

соседними (то есть имеющими общую сторону) картинками.

Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными.

Кроссенс представляет собой совокупность 8 ,12 (по числу соседних пар)

ассоциативных задачек, требующих для отгадки не только стандартной эрудиции

(как в большинстве кроссвордов или телевизионных игр для знатоков), но и

широкого образования, прекрасного ассоциативного мышления и, наконец,

сообразительности. Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки.

Задача кроссенс – объяснить, составить рассказ – ассоциативную цепочку,

посредством взаимосвязи изображений.

Слайд № 8. Простой уровень кроссенса.

Кроссенс может состоять из картинок с прямыми ассоциациями.

Например, ключ, замок, дверь…

(есть ключ, ключ от замка, замок открыват дверь). Этот вариант предлагается

детям, которые только начали работать с данной технологией.

Слайд № 9. Высокий уровень кроссенса.

-это замена прямых образов и ассоциаций на косвенные, символические.

Тогда кроссенс нужно разгадать.

Если на одной картинке изображена статуя Геракла, а на другой - овес, то

ассоциативная цепочка будет такой:

Геракл - Геркулес (римское имя Геракла) - овсяная каша "Геркулес" - овес.

Слайд № 10. Творческое задание.

Вам представлены разнообразные картинки. Попробуйте из них составить кроссенс

и дать ему название.

Уважаемые коллеги, прошу вас создать небольшие группы. Работа в группах (5 мин).

Слайд № 11. Алгоритм создания кроссенса:

1. Определить тематику, общую идею.

2. Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к теме.

3. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).

4. Выделить отличительные черты каждого элемента.

5. Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.

6. Замена прямых образов символическими.

7. Построить ассоциативную связь между образами.

8. Кроссенс готов.

Слайд № 12. Применение кроссенса:

Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом

этапе занятия:

– проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале

прошлого занятия, функция опорной образной схемы);

– формулировка темы занятия, постановка цели занятия (найдите связь между

изображениями и определите тему занятия);

– обобщение материала, закрепление, промежуточная аттестация

обучающихся (кроссенс может состоять из изображений, которые появлялись в

ходе занятия на разных этапах, обучающиеся по ним обобщают материал, делают

вывод);

– организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из

предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);

– творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или

электронном виде на заданную тему).

Слайд № 13. Кроссенс «Дружба»

Слайд № 14.

Как только Вы овладели «базовым» уровнем объяснения кроссенса, перед вами

выход на новый уровень: выделение элементов, имеющих 3 и более связей (крест,

основа).

Такой прием позволяет создать разноуровневые обучающие задачи и дает

возможность продвигаться от одного уровня к другому. Например, на первой

ступени обучающиеся определяют заданную тему, на второй – решают кроссенс,

находя ассоциации между соседними изображениями, на третьей ступени –

находят не только соседние ассоциации, но и перекрёстные, на червёртой –

определяют объединяющую все образы ассоциацию, на пятой – создают свой

кроссенс.

Слайд № 15 Вывод:

Работа с кроссенсом отражает глубину понимания изучаемой темы. Вместе с тем

кроссенс способствует развитию логического, образного и ассоциативного

мышления, воображения; способствует проявлению нестандартного мышления и

креативности; развивает способность самовыражения.

Таким образом, кроссенс – методический приём, который позволяет на практике

воплотить в деятельности педагога смену приоритетов, продиктованных целями

современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного

творческого поиска обучающегося.

Слайд № 16 -17-18 КРОССЕНС НА РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ

Слайд № 19 Кроссенс «Желаю счастья»

Я благодарю вас за внимание, активность и желаю всем здоровья, успехов и

профессионального оптимизма!

Спасибо за внимание!!!



В раздел образования