Автор: Левашкина Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ДВОРЕЦ ШКОЛЬНИКОВ
Населённый пункт: г.Бугульма, республика Татарстан
Наименование материала: мастер-класс
Тема: « Кроссенс как прием развития логического и творческого мышления на занятиях в учреждениях дополнительного образования»
Раздел: дополнительное образование
Мастер-класс
« Кроссенс как прием развития логического и
творческого мышления
на занятиях в учреждениях
дополнительного образования»
Цель: Продемонстрировать использование приема «Кроссенс» как средства
развития логического и творческого мышления обучающихся.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Материалы: презентация по теме, раздаточный материал «Памятка «Объяснение
кроссенса»», материал для творческой работы.
Ход мастер класса:
Слайд № 1. Титульный лист.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас. Свой мастер - класс
я хотела бы начать с рассказа одной притчи.
«Поспорили как-то Логика с Интуицией о пользе каждого из них.
Логика говорила:
- Без меня никому не обойтись! Не было бы меня, человек не смог бы считать,
сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения.
- Подумаешь, дела великие! Это не так уж и важно! – возразила Интуиция. – Вот не
было бы меня, тогда с человеком случилась бы катастрофа. Человек не смог бы по-
настоящему радоваться и воспринимать творчески мир, во всех его красках.
- Без тебя все могут легко обойтись. Творчество не является необходимостью. Оно
никому не нужно. Да и радости у каждого свои. Без твоих радостей можно прожить.
- Это без твоих циферок, аналитики и сравнений можно обойтись, уж точно!
Их спор услышал Разум.
- Что это вы всё спорите?
- А ты кто такой?
- Я - Разум.
- Что ты скажешь по этому поводу? Ты же слышал наш спор. Кто полезнее для
человека?
- В вас обоих есть польза, - уверенно ответил Разум.
- Без кого же из нас человек не может обойтись?
- Давайте поразмышляем. Может ли художник обойтись без интуиции?
- Нет.
- Может ли торговец обойтись без логики?
- Эээ… нет. – В один голос ответили Логика с Интуицией. - Но как же жить? Опираясь
на логику или на интуицию?
- Опираясь на разум.
- А как вы, считаете, логика нужна в повседневной жизни?
- Никто не будет спорить с тем, что каждый педагог должен развивать логическое
мышление учащихся. Это является требованием ФГОС, об этом говорится в
методической литературе, Однако, как это делать, педагог не всегда знает.
Огромную роль в развитии логического мышления играет математика, но у меня
возникает вопрос к педагогам.(обращение к аудитории)
- А разве ваша студия, не развивает логическое мышление?
Сегодня я хотела бы рассказать и показать свой опыт по развитию логического и
творческого мышления на занятиях, используя прием "Кроссенс"
- Скажите знаком ли кто с этим приемом? Может кто - то использует его в своей
практике? (Ответы).
Слайд № 2. Цель мастер-класса:
Продемонстрировать использование приема «Кроссенс» как средства развития
логического и творческого мышления обучающихся на занятиях в учреждениях
дополнительного образования.
Сегодня мы встречаем всё больше технологий, которые позволяют сделать учебный
процесс интересным для учащихся. Использование нетрадиционных методов и
приемов обучения дают положительный результат. Их использование способствует
повышению мотивации к изучению предмета, развивает наглядно-образное
мышление, вербальные коммуникативные навыки обучающихся, формирует
навыки работы с информацией.
Слайд № 3. Что такое кроссенс?
Кроссенс – ассоциативная головоломка.
Означает «пересечение смыслов» и придумано авторами по аналогии со словом
"кроссворд", которое в переводе с английского означает «пересечение слов».
Я познакомлю вас с методическим приемом «кроссенс», который способствует на
основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества,
коммуникации и критического мышления обучающихся, успешной реализации
творческого потенциала обучающихся.
Кроссенс - головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества
сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.
Слайд № 4. Немного истории…
Идея головоломки принадлежит нашим соотечественникам:
писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук,
художнику и философу Владимиру Бусленко. Головоломка впервые была
опубликована в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».
Слайд № 5. Технология создания кроссенса.
Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых
помещены изображения.
Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь
с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу
несколько. Кроссенс основывается на ассоциациях понятий, событий, явлений и
процессов с образами, позволяет организовать работу с текстом, рисунками,
символами, картами, диаграммами.
Слайд № 6. Технология создания
кроссенса.
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском
языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 9 квадрате,
таким образом получается цепочка завернутая «улиткой».
Слайд № 7. Технология создания кроссенса.
Чтобы объяснить кроссенс, необходимо найти ассоциативную связь между
соседними (то есть имеющими общую сторону) картинками.
Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными.
Кроссенс представляет собой совокупность 8 ,12 (по числу соседних пар)
ассоциативных задачек, требующих для отгадки не только стандартной эрудиции
(как в большинстве кроссвордов или телевизионных игр для знатоков), но и
широкого образования, прекрасного ассоциативного мышления и, наконец,
сообразительности. Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки.
Задача кроссенс – объяснить, составить рассказ – ассоциативную цепочку,
посредством взаимосвязи изображений.
Слайд № 8. Простой уровень кроссенса.
Кроссенс может состоять из картинок с прямыми ассоциациями.
Например, ключ, замок, дверь…
(есть ключ, ключ от замка, замок открыват дверь). Этот вариант предлагается
детям, которые только начали работать с данной технологией.
Слайд № 9. Высокий уровень кроссенса.
-это замена прямых образов и ассоциаций на косвенные, символические.
Тогда кроссенс нужно разгадать.
Если на одной картинке изображена статуя Геракла, а на другой - овес, то
ассоциативная цепочка будет такой:
Геракл - Геркулес (римское имя Геракла) - овсяная каша "Геркулес" - овес.
Слайд № 10. Творческое задание.
Вам представлены разнообразные картинки. Попробуйте из них составить кроссенс
и дать ему название.
Уважаемые коллеги, прошу вас создать небольшие группы. Работа в группах (5 мин).
Слайд № 11. Алгоритм создания кроссенса:
1. Определить тематику, общую идею.
2. Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к теме.
3. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).
4. Выделить отличительные черты каждого элемента.
5. Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.
6. Замена прямых образов символическими.
7. Построить ассоциативную связь между образами.
8. Кроссенс готов.
Слайд № 12. Применение кроссенса:
Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом
этапе занятия:
– проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале
прошлого занятия, функция опорной образной схемы);
– формулировка темы занятия, постановка цели занятия (найдите связь между
изображениями и определите тему занятия);
– обобщение материала, закрепление, промежуточная аттестация
обучающихся (кроссенс может состоять из изображений, которые появлялись в
ходе занятия на разных этапах, обучающиеся по ним обобщают материал, делают
вывод);
– организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из
предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);
– творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или
электронном виде на заданную тему).
Слайд № 13. Кроссенс «Дружба»
Слайд № 14.
Как только Вы овладели «базовым» уровнем объяснения кроссенса, перед вами
выход на новый уровень: выделение элементов, имеющих 3 и более связей (крест,
основа).
Такой прием позволяет создать разноуровневые обучающие задачи и дает
возможность продвигаться от одного уровня к другому. Например, на первой
ступени обучающиеся определяют заданную тему, на второй – решают кроссенс,
находя ассоциации между соседними изображениями, на третьей ступени –
находят не только соседние ассоциации, но и перекрёстные, на червёртой –
определяют объединяющую все образы ассоциацию, на пятой – создают свой
кроссенс.
Слайд № 15 Вывод:
Работа с кроссенсом отражает глубину понимания изучаемой темы. Вместе с тем
кроссенс способствует развитию логического, образного и ассоциативного
мышления, воображения; способствует проявлению нестандартного мышления и
креативности; развивает способность самовыражения.
Таким образом, кроссенс – методический приём, который позволяет на практике
воплотить в деятельности педагога смену приоритетов, продиктованных целями
современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного
творческого поиска обучающегося.
Слайд № 16 -17-18 КРОССЕНС НА РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ
Слайд № 19 Кроссенс «Желаю счастья»
Я благодарю вас за внимание, активность и желаю всем здоровья, успехов и
профессионального оптимизма!
Спасибо за внимание!!!