Автор: Скоробогатова Анастасия Михайловна
Должность: Инструктор по физическому воспитанию
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 31
Населённый пункт: Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: Статья - консультация для родителей
Тема: Семейный досуг зимой
Раздел: дошкольное образование
Планирование формы проведения отдыха выходного дня происходит в каждой семье с
учетом ее интересов, склонностей, возможностей. Но, пожалуй, наиболее универсальным
видом активного отдыха для всех членов семьи является туризм. Туризм служит надеж-
ным средством укрепления здоровья и восстановления сил, израсходованных за неделю.
Сочетание всех основных составляющих полноценного отдыха (двигательной активности,
благотворного воздействия природных факторов, познавательности, разнообразия впе-
чатлений, общения с новыми людьми и т.п.) делают туризм одной из самых
привлекательных и полезных форм проведения выходных дней и отпуска.
Самостоятельно дети могут участвовать в путешествиях уже с трех-четырех летнего
возраста. Начинать нужно с несложных продолжительных прогулок в парке, к реке, во
время отдыха на даче, предлагая детям преодолевать простейшие препятствия. Следую-
щим этапом могут быть однодневные туристические прогулки в лес. И уже после того,
как дети приобретут элементарные знания и некоторые туристские умения, их можно
брать в двух- и многодневные походы.
Хорошо светлым морозным днем ощутить бодрость и легкость при скором передвижении.
Приятно дышать холодным воздухом, чувствуя плавность и ритмичность с их движений.
Радостно вихрем промчаться с горы, меряться с товарищем силами в дружеском
единоборстве. Можно поиграть и в веселые игры. А кругом — простор. Бело-голубая даль
манит к себе, настраивает на мечтательный лад, появляется прекрасное настроение,
небывалая энергия.
Коньки и лыжи принадлежат к числу естественных физических упражнений, близких по
координации к движениям ходьбы и бега. Этим и объясняется легкость освоения данных
упражнений, доступность их для лиц с разной физической подготовкой, их большое
оздоровительное воздействие.
Мускулатура ребенка-дошкольника еще недостаточно развита. Вес всей мышечной ткани
составляет лишь 22—24% общего веса, в то время как у взрослого вес мускулатуры
достигает 42% веса. Незначительно изменяется это соотношение и в младшем школьном
возрасте (до 11 лет). Во время бега на коньках и при передвижении на лыжах почти все
мышцы тела находятся в работе. Благодаря этому укрепляется и всесторонне развивается
мышечная система.
В дошкольном и младшем школьном возрасте отмечается очень большая подвижность
детей. К 7 годам дошкольник совершает значительно больше движений, чем взрослый,
расходуя на это сравнительно немного энергии. Так, по данным А. Ф. Тура, взрослый
тратит в течение суток на основной обмен 60, на мышечную деятельность 25, на рост тела
0 и на другие виды деятельности 15% энергии в сутки. Ребенок же расходует на основной
обмен 60, на мышечную деятельность 15, на рост тела 15 и на остальные виды
деятельности 10% энергии.
Работоспособность ребенка дошкольного возраста в значительной степени определяется
функциональным состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Однако деятельность сердца ребенка не отличается еще достаточной устойчивостью. Для
детского сердца характерна повышенная возбудимость. Легко возбудившись, оно не сразу
приспосабливается к изменившейся нагрузке, быстро утомляется от напряженной работы.
Ритмичность сердечных сокращений тоже легко может быть нарушена. Это связано с тем,
что мышца сердца к этому возрасту еще не завершает своего развития.
Для развития сердечно-сосудистой системы детей чрезвычайно важна постепенная
тренировка рациональными средствами физической культуры.
При известной степени овладения навыками ходьбы на лыжах и бега на коньках
устанавливается правильный режим мышечной работы и дыхания. В деятельность
вовлекаются крупные мышечные группы, работа их производится с большими
амплитудами. Это создает экономный режим работы сердца и оказывает благоприятное
влияние на постепенное совершенствование сердечно-сосудистой деятельности детей. В
исследованиях, проведенных Е. Г. Леви-Гориневской, было отмечено улучшение
деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания у детей дошкольного возраста, в
течение четырех зимних месяцев, регулярно катавшихся на коньках и лыжах.
Систематические занятия на свежем воздухе, а зимой он, благодаря снежному покрову,
значительно чище, оказывают благотворное влияние на развитие всех функций детского
организма.
В процессе бега на коньках и ходьбы на лыжах у детей хорошо развиваются органы
дыхания и дыхательная мускулатура, дыхание согласуется с движениями, что очень
ценно, так как хорошая работа дыхательного аппарата обеспечивает нормальную
жизнедеятельность детского организма.
В результате систематических занятий лыжами и коньками у детей увеличивается
подвижность грудной клетки и жизненная емкость легких: так, у детей 6—7 лет при
занятиях лыжами и коньками емкость легких 1500—1600 см
3
, что равняется емкости
легких 9—10-летнего ребенка.
Большое значение для предупреждения заболеваний органов дыхания имеет длительное
пребывание на свежем воздухе. Зимой дети дышат холодным, чистым и достаточно
увлажненным воздухом.
Использование лыж и коньков обогащает содержание прогулки, повышает
заинтересованность детей. Это дает возможность увеличивать продолжительность еже-
дневных прогулок. А в зимнее время, особенно при более низких температурах воздуха
(—15—20°С), это особенно важно, так как маленькие дети, находясь на холодном воздухе,
быстро замерзают, если они не заняты интересной для них активной деятельностью,
начинают проситься домой, капризничать.
Передвижение на лыжах и коньках способствует развитию у детей пространственных
представлений, умения ориентироваться, более правильно и экономно распоряжаться
своими действиями на большой площади катка, на лыжне, среди коллектива катающихся.
Дети приучаются оценивать удаленность одного предмета от другого и от самого ребенка,
получают первоначальные сведения о скорости передвижения и т. д. Это помогает им
приспосабливаться к рельефу местности во время ходьбы на лыжах, быстро реагировать
на изменившиеся условия при беге на коньках.
Во время спортивных развлечений расширяется кругозор детей, они получают много
новых полезных сведений об окружающих их предметах и природных явлениях.
Лыжные прогулки
с дошкольниками организуются с учетом возможностей детей и
погодных условий. Два основных условия, при которых прогулка доставит участникам
удовольствие. Первое уровень овладения ходьбой на лыжах. Если у ребенка небольшой
«лыжный» опыт, то лучше совершенствовать его во дворе, в ближайшем к дому парке до
тех пор, пока он не овладеет свободным скользящим шагом по лыжне, не научится делать
повороты, торможение, подъемы на небольшие склоны.
Второе условие — правильный подбор лыж, палок и креплений и одежды. Не соот-
ветствующее росту лыжное оборудование и плохо подогнанные крепления затрудняют
движение детей. Быстро наступает усталость, появляются раздражительность и
неудовлетворенность прогулкой.
Высота лыж для дошкольника может быть с рост или немного выше роста ребенка. Лыжи,
подобранные в соответствии с рекомендациями для взрослых (длина лыжи должна быть
на одном уровне с пяльцами вытянутой вверх руки), будут доставлять ребенку немало
неудобств, особенно во время подъема и спуска с горы, при поворотах и т.п. Палки не
должны доходить до уровня плеч на 3-5 см и иметь удобные ременные петли, в которые
легко могут пройти руки ребенка в рукавицах. Особое внимание следует уделить лыжным
креплениям- Наиболее удачный ТИП крепления — полужесткие. Крепление состоит из
носового регулируемого ремня с замком — пряжкой, основание которого сделано из
дюралюминия. К нему крючками крепятся резиновые ленты, фиксирующие пятку. На
грузовой площадке лыжи должна быть рифленая резина. В зависимости от размера обуви
регулируется ширина носового ремня и натяжение резины вокруг ботинка. Такие
крепления очень удобны для детей. Они позволяют самостоятельно справляться с ними,
легко управлять лыжами, подходят для любой обуви. Лучшая обувь для дошкольника —
это утепленные ботинки или сапожки с широкой носовой частью, шнуровкой и
дополнительными языками.
Продолжительность семейных лыжных прогулок должна быть не более четырех часов. В
прогулку лучше отправляться при температуре воздуха не ниже 12 градусов мороза и
отсутствии ветра. Режим движения на лыжах будет несколько иной, чем в пешем походе.
Пятнадцать минут ходьбы на лыжах чередуются с пятиминутным перерывом. Всего
длительность передвижения со старшими дошкольниками в один конец должна
составлять не более 40-45 минут. В оба конца физически подготовленный ребенок пяти
лет может преодолеть до 2,5 км, шести-семи лет — до 4-5 км. На поляне, на горке
организуются игры-зябавы: «Догони папу», «Шире шаг», «Веселый слалом», катание в
парах с горы. Во время прогулки необходимо предусмотреть горячий завтрак (сладкий
чай в термосе, блинчики, сушки, сухарики), который не только согреет участников про-
гулки, но и принесет удовольствие от семейного «застольного» общения в заснеженном
лесу, сделав прогулку незабываемой.
Ребята должны усвоить и соблюдать правила ходьбы на лыжах:
идти, соблюдая интервал, не отставать,
не наезжать на впереди идущего;
не разговаривать на дистанции;
при подъеме на горку и других препятствиях помогать слабому,
скатываться с горки тогда, когда внизу никого нет;
если на пути при спуске с горки неожиданно возникает препятствие, постираться
мягко упасть на бок.
БЕГ НА КОНЬКАХ
Катание на коньках стимулирует двигательную активность дошкольников, улучшает
состояние их здоровья и общую физическую закалку. Систематически выполняемые
движения на воздухе приводят к благоприятным изменениям в развитии органов дыхания
и дыхательной мускулатуры. При передвижении на коньках многократно повторяются
одни и те же движения, происходит постоянное чередование напряжения и расслабления
мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благоприятно влияет
на укрепление свода стопы. Значительно повышается устойчивость вестибулярного
аппарата.
Чтобы коньки не ржавели, после каждого катания их надо очищать от снега и протирать
мягкой тряпкой. Внося в помещение, надо немного подождать, пока коньки согреются, а
затем вытереть их.
Обучению бегу на коньках следует отводить первое время не более 8—10 минут, так как
дети от напряжения быстро утомляются. Выражается это обычно в желании присесть или
в жалобе на усталость в ногах. Время для занятий увеличивается постепенно до 20—30
минут.
Во время катания надо следить за дыханием ребенка, чтобы он дышал через нос и не
задерживал дыхания. Особенного внимания требует ребенок, перенесший отит, ОРЗ, ему
разрешается катание при температуре воздуха от -2 до — 8°.
После перенесенного заболевания ребенок допускается к занятиям только по
разрешению врача районной поликлиники, а в некоторых случаях — после
осмотра врачом — специалистом.
Все дети должны знать и выполнять определенные правила поведения на катке:
двигаться только в одну сторону;
падать правильно (на бок или «рыбкой»),
при падении не держаться за товарища;
если упал товарищ, помочь ему встать;
не сорить, не портить лед коньками;
не садиться на лед, на снег, отдыхать только на скамейках;
не спешить, не суетиться, делать перерывы в катании;
не находиться на катке в мокрой одежде;
после выполнения задания возвращаться на свое место по краям катка во
избежание столкновений.
Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к
спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение
детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная
деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при
просмотре спортивных телевизионных передач, иллюстраций в книгах на спортивные
темы и др.).
Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери,
укладу жизн
и
семьи.
Консультация для родителей
«Вместе с сыном, вместе с дочкой».
Возможности организации активного семейного
досуга зимой.
Составила физинструктор Скоробогатова А.М.