Напоминание

Использование приёмов мнемотехники по развитию речи в детском саду для дошкольников


Автор: Стороженко Анна Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 39
Населённый пункт: Краснодарский край Тимашевский район ст-ца Роговская
Наименование материала: Учебно-методическое пособие для ДОУ воспитателей
Тема: Использование приёмов мнемотехники по развитию речи в детском саду для дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 39

муниципального образования Тимашевский район.

Использование приёмов

мнемотехники как инновационный

метод по развитию речи в детском

саду для дошкольников по развитию

речи.

Учебно - Методическое пособие для ДОУ воспитателей

Подготовила воспитатель Стороженко А.В.

1

2021 год

Содержание

Предисловие ….……………………………….3

Введение……………………………………….4

Актуальность………………………………….6

Структура мнемотехники…………………….8

Перечень стихотворений с наглядным

моделированием……………………………...10

Анализ эксперимента......................................15

Заключение…………………………………..25

Приложение………………………...………..26

2

Предисловие

В данном пособии раскрываются такие вопросы: - для чего нужна

мнемотехника?

- как происходит обучение?

В пособии также упоминается о значении воспитание у детей любви к

поэзии.

Рассматривается

структура

мнемотехники

-

мнемотаблицы,

мнемоквадраты,

мнемодорожки.

В

пособие

включено

перечень

стихотворений с наглядным моделированием.

Также приведен пример эксперимента во второй младшей группы

МБДОУ детского сада 39. Для выявления и констатации того, что при

обучении надо использовать приёмы, побуждающие детей к учебной

деятельности, организующие её, вызывающие у них интерес к учению, а

именно применение мнемотехники при заучивании стихотворений.

3

Введение

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная

на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими

произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно

воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений для дошкольников

имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность

обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется

культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное

произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд,

формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения

развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой

же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой

слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие

интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл

логических ударений и др

Для чего нужна мнемотехника?

Слово мнемотехника произошло от древнегреческой покровительницы

памяти — Мнемозины. Это направление в развитии детей стало очень

популярно. Ранее его использовали в большей части в ораторском искусстве,

для возможности поправки речи, сейчас техника используется значительно

обширнее. Благодаря использованию уникальных таблиц, педагоги решают

следующие проблему у детей:

развитие памяти, сохранения и запоминания информации;

развитие логического мышления;

становление речи, в частности улучшение дикции, произношения

звуков;

4

помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и

составлять предложения;

повышает способность концентрировать внимание на одном занятии;

техника

формирует

возможность

составлять

рассказы

и

пересказывать прочитанный текст, облегчает процесс заучивания

стихов.

Как происходит обучение

В

развитии

ребенка

важна

последовательность.

Обучение

по

мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести

наиболее эффективные результаты.

5

Актуальность учебно – методического пособия:

Общение – важная составляющая жизни человека, ведь с самого

рождения маленький человек испытывает потребность в общении: сначала

это необходимость в эмоциональном контакте, затем в совместной

деятельности и, наконец, в сотрудничестве. В современных условиях

развитая связная речь, коммуникабельность просто необходимы. Они

помогают

легко

ориентироваться

в

информационных,

определяющих

коммуникативную

среду

технологиях.

Введение

Федерального

государственного образовательного стандарта (ФГОС) пересмотрело

отношение

к

детству,

одним

из

направлений

ФГОС

является

образовательная область «Речевое развитие» - это владение речью как

средством общения и культуры, развитие связной и грамматически

правильной речи. Главной и отличительной чертой современного общества

является подмена живого человеческого общения

зависимостью от

компьютера. Всю необходимую информацию для себя дети черпают из

интернета. Они мало общаются, речевой опыт детей ограничен. На

сегодняшний

день

в

речи

детей

существует

множество

проблем:

трудности

в

построении

монолога,

бедная

диалогическая

речь,

неспособность

грамотно

и

доступно

сформулировать

вопрос,

недостаточный

словарный

запас,

плохая

дикция.

При

изучении

индивидуального

речевого

развития

детей

дошкольного

возраста

выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на

основе словесного объяснения взрослого, он легко усваивает, если это знание

дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты

изучаемых явлений.

Новизна данного учебно – методического пособия заключается в

целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового

характера

деятельности.

Действуя

с

пособиями,

дети

получают

6

возможность использовать два сенсорных канала: визуальный – видят

картину – схему, особенности цвета и форм; аудиальный – слышат

пояснения воспитателя; наглядность -

действия с предметами, их

зрительное

восприятие,

поэтому

важно

использование

наглядного

материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения

рассказыванию

детей

дошкольного

возраста

широкое

применение

в

педагогической практике нашли приёмы мнемотехники.. Мнемотаблицы –

схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию

связной речи детей.

Цель:

развитие

связной

речи

в

дошкольном

возрасте

при

использовании приёмов мнемотехники.

Задачи:

1. Способствовать развитию связной речи.

2. Расширять и обогащать словарный запас детей.

3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы

(перекодировка информации) .

4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с

существительными в роде, числе, падеже.

5.

Способствовать

формированию

развития

у

детей

восприятия,

воспроизведения, умения использования средств технологии.

Для решения поставленных цели и задач использовались следующие методы –

анализ педагогической литературы, беседы, педагогический эксперимент,

наблюдение и количественный анализ результатов.

Практическая значимость учебно – методического пособия: заключается

в возможности его реализации в любых дошкольных образовательных

организациях.

7

Структкра мнемотехники

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются

мнемоквадраты.

Такая

картинка

представляет

собой

нанесенное

изображение,

которое

обозначает

одно

слово

или

словосочетание,

например: дом, дерево, цветок и т.д.

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание,

демонстрируя

мнемодорожки.

Они

представляют

собой

таблицу,

8

состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может

составить 2-3 простых предложения.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из

блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ

или выучить стихотворение.

Перечень стихотворений с наглядным

моделированием!

9

Мнемоквадраты

Стихотворение «Овощи».

Стихотворение «Детский сад».

Мнемотаблицы

10

Стихотворение «Белый мишка».

Стихотворение «Корова».

Стихотворение «В лесу».

11

Мнемотаблицы

Стихотворение «Космонавт».

Мнемотаблицы

12

Стихотворение «Сад».

Мнемодорожки

Стихотворение «Руки».

Стихотворение «Колобок».

13

Стихотворение «Зайчики»

Анализ эксперимента

14

Для определения наиболее адекватных и эффективных путей обучения

детей мы ставим перед собой цель продиагностировать память детей. В

данной работе проводилось обследование слуховой, зрительной, образной

памяти.

При изучении детей очень важным представлялось использовать

диагностику, которая позволила определить уровень развития зрительной,

слуховой, образной памяти. В качестве основного метода исследования была

выбрана индивидуальная работа.

В процессе изучения детей также применялись методы психолого-

педагогического исследования: беседа и наблюдение. С помощью беседы

решались две задачи: установление контакта с ребёнком и общее знакомство

с ним. При этом выявились особенности устной речи детей, направленность

их интересов, характер отношений с взрослыми и сверстниками. Это

способствовало более глубокому пониманию некоторых сторон личности

детей.

При проведении эксперимента большое внимание уделялось созданию

эмоционального дополнительного настроения у испытуемых. В то же время

делалось все необходимое, чтобы у детей возникало чувство ответственности

за результаты своей деятельности в процессе опыта.

Метод наблюдения входил как составная часть эксперимента. Для

качественного анализа психики ребёнка мы наблюдали за поведением

ребёнка в экспериментальной обстановке, его отношение к возникающим

трудностям.

Констатирующий

эксперимент

проводился

в

феврале

2021

г.

Исследовалась группа младших дошкольников, состоящая их 22 человек, в

возрасте 3-4 лет, из которых 12 мальчиков и 10 девочек.

Как было сказано выше, эксперимент проводился в индивидуальной

форме. Эксперимент состоял из 3 серий и проводился поэтапно, чтобы у

детей не возникло чувство переутомления, что им свойственно. При

обследовании

слуховой

памяти

использовалась

Методика

«10

слов»,

15

зрительной памяти – методика «Нелепицы», образной памяти – методика

Л.Ф.Симоновой.

1.Первая серия. Методика «10 слов».

Ребёнку зачитываются 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги,

рука, калитка, окно, бак.

Оценка: воспроизведение 5 – 6 слов после первого прочтения

свидетельствуют о хорошем уровне слуховой механической памяти.

2.Вторая серия. Методика «Нелепицы».

Картинки,

изображающие

нелепые

ситуации,

заимствованы

из

методического пособия С.Д.Забрамной «Отбор детей во вспомогательные

школы».

Ребёнку предъявляется картинка и даётся следующая инструкция:

«Сейчас я закончу готовиться к нашей совместной работе, а пока, чтобы не

скучать, посмотри вот на эту картинку, затем картинку у него забирают.

Нужно фиксировать все высказывания ребёнка. Если в течение 15 секунд

ребёнок молчит, то ему следует задать вопросы.

1.

Понравилась ли тебе картинка? (Если просто утвердительный ответ, то

задаётся следующий вопрос).

2.

Что тебе понравилось? (Если ребёнок начинает перечислять фрагменты

ситуации, то задаётся следующий вопрос).

3.

Что там нарисовано? (Если фрагментов воспроизведено мало и

воспроизведение вялое, то требуется стимуляция в форме вопросов).

4.

А ещё что? Может быть, вспомнишь? (Фиксируются дополнительные

ответы; если их нет, то задаётся вопрос).

5.

Смешная картина? (Если просто утвердительный ответ, то задаётся

новый вопрос).

6.

Что же там смешного? (Если нет чёткого отношения к ситуации как к

нелепой, то задаётся следующий вопрос).

7.

А может быть такое в жизни? Может быть, здесь что – то перепутано?

16

В тех случаях, когда ребёнок сразу оценивает ситуацию как нелепую

(«Тут всё перепутано») и активно называет запомнившиеся фрагменты, все

перечисленные вопросы снимаются.

При

оценки

результатов

учитываются

как

сам

факт

адекватного

понимания ребёнком ситуации, так и его эмоциональная реакция при

изучении объекта и количество воспроизведённых фактов.

3.Третья серия. Сущность методики заключается в том, что испытуемому

предлагается

в

течение

30

секунд

запомнить

12

образов,

которые

предлагаются в виде таблицы.

Задача испытуемого, после того как убрали таблицу, - выразить словесно

те образы, которые он запомнил.

Оценка результатов тестирования проводиться по количеству правильно

воспроизведённых образов. Норма – 6 правильных ответов и больше.

Первая серия.

Как было сказано выше, первая серия заданий была дана в форме

воспроизведения слов.

Оценку мы проводили по 3 уровням:

Правильно выполнили задание (+)

Не справились с заданием (-)

Искажение структуры слова (-/+)

Среди детей второй младшей группы:

5 детей правильно и точно воспроизвели слова. Большая часть

обследуемых 10 человек пропускали отдельные слова. Меньшая - 7 человек

допускали пропуск слов, искажения структуры слова.

Как показали результаты этой серии эксперимента, 5 детей полностью

справились с заданиями, выполнили без ошибок, к помощи педагога не

обращались. 10 человек справились с заданием, пропуская слова, но, не

искажая смысл. Семь детей имеют затруднения в выполнении данного

задания, из 10 предложенных слов правильно воспроизведено от 1 до 4 слов.

17

Дети не обращались за помощью о повторе слов, предложенную помощь для

выполнения задания отвергали.

При

выполнении

данной

серии

заданий,

наблюдались

следующие

особенности выполнения заданий:

дети с интересом выполняли задания;

дети, которые внимательно слушали педагога быстро, чётко и точно

воспроизводили предложения;

также была замечена такая особенность: 3 человека из группы не

проявляли первоначального интереса к заданию, желание работать у

них вызывало обещание педагога поиграть с ними в игру.

Во второй серии детям были предложены картинки «Нелепицы».

Оценку мы проводили по 3 уровням:

1.

Правильно выполнили задание (+)

2.

Справились с заданием с помощью педагога (+/-)

3.

Не справились с заданием (-)

3 ребёнка полностью справились с заданием, выполнили точно и без

ошибок. Меньшая часть детей 7 человек справились с заданием частично,

используя помощь педагога. Большая часть обследуемых 12 человек с

заданием не справились, даже с использованием помощи.

При выполнении наблюдались следующие особенности выполнения. Три

ребёнка полностью справились с заданием, выполнили точно и без ошибок, к

помощи педагога не обращались. Почти все дети затруднялись в понимании

задания, не сразу могли понять, что от них требуется. Семь детей справились

с большей частью задания, но прибегали к помощи педагога; помощь

принимали и после объяснения смысла инструкции, дети выполняли задания

правильно. Двенадцать

человек не справились. Следует отметить, что

выполнение этого задания не вызывает у некоторых детей интереса, т.к.

процесс этот труден для выполнения одного и того же задания. Также важно

отметить, что несколько человек в группе вообще самостоятельно не смогли

выполнить

задания,

им

постоянно

требовался

контроль

педагога

и

18

дополнительные вспомогательные средства (наглядный материал, наводящие

вопросы). Это указывает на недостатки в мыслительной деятельности и на

низкую познавательную активность.

Третья серия. Задание состояло из 12 картинок. Результаты были

оценены по следующим уровням.

1.

Задание выполнено, верно (+)

2.

В выполнении заданий требовалась помощи педагога, она привела к

верному выполнению заданий (+/-)

3.

Задание выполнено неверно (-)

Из анализа результата третьей серии:

2 человека выполнили задание без ошибок, назвали три правильные

картинки. 9 человек фактически не справились с заданием, выполнили из 12

слов 1- 4. 11 человек справились с заданиями частично.

Анализируя выполнение данных заданий, важно отметить, что все дети

справились

с

заданием,

с

различным

качеством

работы.

Все

дети

воспользовались помощью педагога, хотя в некоторых случаях эта помощь

не приводила к положительному результату, т.е. правильному выполнению

задания.

В констатирующем эксперименте мы разделили группу детей на 3

подгруппы, в соответствии с уровнями развития памяти.

I подгруппа.

Соответствует низкому уровню памяти. В данную группу вошли 60%

детей, которые выполняют 20-30% предложенных заданий. У детей низкий

уровень подготовленности, маленький запас знаний, снижен кругозор.

Наблюдается несформированность таких психических процессов как память,

внимание, мышление. Дети безынициативны, медлительны, не проявляют

интереса к предложенным заданиям. Анализ заданий показал, что ошибки у

данных детей из-за невнимательности, плохо сформированного строя речи.

19

II подгруппа.

Соответствует среднему уровню. В данную группу вошло 30% детей,

которые выполняют правильно от 50 до 80% предложенных заданий. Дети

проявляют интерес к тем заданиям, которые носят в себе игровой момент или

не вызывают трудностей. Если же задание было непосильным, то интерес к

его выполнению сразу же пропал. У детей этой подгруппы наблюдалось

желание преодолевать трудности самостоятельно, но и они обращались за

помощью.

Причины некоторых ошибок можно объяснить тем, что дети часто

отвлекались, многократно переспрашивали одно и тоже, что отвлекало их

внимание от выполнения задания. Они были достаточно активны, но быстро

утомлялись. Таким детям требовался различный характер помощи со

стороны педагога.

III подгруппа.

Соответствует высокому уровню развития памяти. В данную подгруппу

вошло 10% детей, которые выполняли 80-100% предложенных заданий,

практически без ошибок. Наблюдается высокий уровень подготовленности,

общий запас знаний, высокий уровень развития речевого развития. В данную

группу вошёл 1 ребёнок. Также не менее важно отметить, что у этого

ребёнка, как представителя сильной группы нет нарушения в поведении,

внимательно

слушает

педагога,

помощь

воспитателя

практически

не

требуется.

Выводы по результатам констатирующего эксперимента.

Анализируя результаты констатирующего эксперимента, направленного на

выявление развития памяти детей можно сказать следующее, что у всех

детей

усваивается

материал

по-разному,

это

обусловлено

уровнем

подготовки детей, также большую значимость имеет зона ближайшего

развития.

При

выполнении

различного

вида

заданий,

описываемых

в

эксперименте,

дети

столкнулись с

трудностями интеллектуального и

20

психического

характера.

Также

важно

обращать

внимание

на

индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы детей, что также

немаловажно при обучении.

В ходе констатирующего эксперимента был подтверждён тот факт, что

при обучении надо использовать приёмы, побуждающие детей к учебной

деятельности, организующие её, вызывающие у них интерес к учению

положительной

эмоциональный

настрой,

а

именно

применение

мнемотехники при заучивании стихотворений. Также в ходе эксперимента

группа разделена на уровни усвоения знаний, умений и навыков. Это

разделение носит относительный характер, так как на различных этапах

обучения уровни могут поменять свой состав.

Нами был проведен формирующий эксперимент, где мы использовали

мнемоквадраты,

мнемодорожки,

мнемотаблицы,

для

заучивания

стихотворений

и

сказок.

Материал

для

заучивания

представлен

в

приложении.

Контрольный этап проводился в начале марта 2021 года.

Первая серия оценивалась так же как и констатирующем этапе.

Среди детей второй младшей группы:

8 детей правильно и точно воспроизвели слова. Большая часть

обследуемых 13

детей пропускали отдельные слова. 1 исследуемый

допускал пропуск слов, искажения структуры слова.

Как показали результаты этой серии эксперимента, 8 детей полностью

справились с заданиями, выполнили без ошибок, к помощи педагога не

обращались. Тринадцать детей справились с заданием, пропуская слова, но,

не искажая смысл. Один ребенок имеет затруднения в выполнении данного

задания, в силу своей гиперактивности. Данный ребенок не обращался за

помощью о повторе слов, предложенную помощь для выполнения задания

отвергал.

21

Во второй серии контрольного эксперимента.

7 детей полностью справились с заданием, выполнили точно и без

ошибок. Большая часть детей 14 человек справились с заданием частично,

используя помощь педагога. Один ребенок с заданием не справился, даже с

использованием помощи.

Третья серия контрольного этапа.

Из анализа результата третьей серии:

12 человек выполнили задание без ошибок, назвали четыре правильные

картинки. 10 детей справились с заданиями частично. Не справившихся с

заданием не было.

Анализируя выполнение данных заданий, важно отметить, что все дети

справились с заданием, с различным качеством работы, это качество стало

значительно

лучше,

сравнивая с

констатирующем

этапом. Все

дети

воспользовались помощью педагога.

В контрольном эксперименте мы разделили группу детей на 3 подгруппы,

в соответствии с уровнями развития памяти.

I подгруппа.

Соответствует низкому уровню памяти. В данную группу вошли 10%

детей, которые выполняют 20-30% предложенных заданий. В эту группу

входил один ребенок. У него низкий уровень подготовленности, маленький

запас знаний, снижен кругозор. Наблюдается несформированность таких

психических процессов как память, внимание, мышление. Анализ заданий

показал,

что

ошибки

у

ребенка

из-за

невнимательности,

плохо

сформированного строя речи.

II подгруппа.

Соответствует среднему уровню. В данную группу вошло 70% детей,

которые выполняют правильно от 50 до 80% предложенных заданий. Дети

проявляют интерес к тем заданиям, которые носят в себе игровой момент или

не вызывают трудностей. Причины некоторых ошибок можно объяснить тем,

что дети младшего дошкольного возраста и свойственно частые отвлекания,

22

недостаточность словарного запаса. Данные дети быстро уставали. Таким

детям требовался различный характер помощи со стороны педагога.

III подгруппа.

Соответствует высокому уровню развития памяти. В данную подгруппу

вошло 20% детей, которые выполняли 80-100% предложенных заданий,

практически без ошибок. Наблюдается высокий уровень подготовленности,

хороший словарный запас. В данную группу вошли 2 исследуемых.

Выводы по результатам контрольного эксперимента.

Анализируя результаты констатирующего эксперимента, направленного

на выявление развития памяти детей можно сказать следующее, что у детей

усваивается

материал

по-разному.

Важно

обращать

внимание

на

индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы детей, что также

немаловажно при обучении.

Данная работа оказала эффективность речевого развития у дошкольников

средствами обучения детей рассказыванию с помощью мнемотехники:

-

использование

мнемотехники

в

рассказывании

и

заучивании

положительно повлияло на речь детей, что говорит о перспективности

данного вида работы.

- система работы дает возможность дошкольникам удовлетворить

коммуникативную

потребность,

проявить

творческую

активность,

самостоятельность.

-

использование

упражнений,

дидактических

и

развивающих

игр

способствует появлению в речи детей логики и последовательности

изложения.

- благодаря развитию умственных способностей на основе дидактических

и развивающих игр, использованию различных методов моделирования дети

смогли достигнуть такого результата.

Также нами был сделан вывод о том, что среда, окружающая ребенка

играет немаловажную роль в развитии растущего человечка. Разработанная

нами

программа

по

формированию,

позволила

увеличить

некоторые

23

показатели знаний детей, а значит, более точно проследить необходимость

стимулирования

речевой

активности

дошкольника

элементами

моделирования.

24

Заключение

Художественная

литература

и,

в

частности,

поэзия

художественная мировая, и фольклорная) является важным источником

средства обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического

слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного

возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает

решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии

речи ребенка.

Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к

школьной

программе.

Мнемотехника

позволяет

получить

хорошие

результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует

улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает

восприятие необходимого материала. Важное правило при использовании

мнемотехники заключается в совместных занятиях с ребёнком не только

воспитателей в детском саду, но и родителей дома.

Подвести итог данного методического пособия можно словами В. Г.

Белинского «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии

русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия

действует на них так же, как и музыка».

25

Приложение к

учебно – методическому пособию:

26

Приложение 1

Алгоритм одевания.

27

Алгоритм умывания.

28

29

Приложение 2

Мнемотаблицы для составления рассказов по теме «Времена года».

Зима.

Наступила зима.

Небо закрыто серыми тёмными тучами.

Часто идёт холодный снег.

Девочки и мальчики идут гулять на улицу.

Они лепят из снега снежки и снежную бабу.

Зимой ребята катаются на санках и коньках.

30

Лето.

Наступило лето.

Солнце светит ярко и греет.

Мальчики и девочки купаются в речке.

Играют в мяч и бадминтон.

Из песка строят башни и замки.

Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи

.

31

Осень.

Наступила осень.

Солнце светит мало и не греет.

Оно скрыто за серыми тучами.

Часто идет дождь.

32

Мы идем в детский сад под зонтом.

Дует сильный ветер.

И с деревьев слетает листва.

Листья покрывают всё вокруг красивым, красочным ковром.

Весна

Наступила весна.

Солнце греет сильнее и становится тепло.

На улице тает снег и бегут ручьи.

Девочки и мальчики пускают кораблики по воде.

На деревьях распускаются первые почки и появляются первые цветы.

33

Приложение 3

Конспект ООД по развитию речи с использованием мнемотехники

во второй младшей группе по теме «Весна».

Цель: Продолжать учить передавать словесное изображение явлений

действительности, путём перечисления его признаков, используя в речи,

яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и

причастия. Составление рассказа по схемам.

Задачи

- продолжать учить составлять рассказ по схеме с последовательно

развивающимися действиями.

- развивать умение соотносить знаковые символы с образами.

- упражнять в подборе существительных к прилагательным.

-отрабатывать интонационную выразительность речи.

- воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.

Материалы: мнемотаблица, силуэт Белого Медведя.

Интеграция

О.О.:

«Речевое

развитие»,

«Познавательное

развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие».

Предварительная работа: беседа рассматривание иллюстраций по теме

«Весна»,

наблюдение

во

время

прогулок,

чтение

художественных

произведений.

Ход ООД:

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Воспитатель: ребята, у всех хорошее настроение? Давайте поделимся им

друг с другом! (дети с воспитателем встают в круг, берутся за руки,

улыбаются друг другу).

Все мы дружные ребята

Мы ребята- дошколята

Никого не обижаем

Как заботиться мы знаем

Никого в беде не бросим

Не отнимем, а попросим

Пусть всем будет хорошо.

Будет радостно светло!

- Давайте передадим друг другу тёплое, весёлое настроение.

Воспитатель: Сколько времён года вы знаете? ( четыре)

34

Воспитатель: Верно. Назовите их.(Зима, весна ,лето осень).

Сегодня мы поговорим об одном из них, а вот о каком именно вам

подскажут загадки:

Снег и лёд на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла …(весна)

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Баба снежная грустна-

В гости к нам идет… ( весна)

Воспитатель: Правильно, это весна. В народе её часто называют ласково

весна-красна. Я назову вам слово, а вы назовите его ласково.

Солнце - …, ручей - …, корабль - …, сапоги - …, ветер - …, облако - …,

трава - …, проталина - …, лист - …, цветы - … .

Какая весна? ( солнечная, тёплая, яркая, цветущая…).

Воспитатель: кто же у нас главный весенний герой? ( игрушка – солнце)

А вот и наше солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое

оно.

- Солнце жёлтое как ( одуванчик, лимон…)

- Солнце круглое как ( мяч, шарик…)

- Солнце ласковое как ( мама, бабушка…)

- Солнце тёплое как ( печка, рукавичка…)

- Солнце яркое как ( фонарик, лампочка…)

- Солнце жаркое как ( костёр, огонь…)

Физкультминутка.

Солнце стало пригревать,

Стали капельки стучать,

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва,

А потом быстрей, быстрей

Побежали ручейки,

Их попробуй, догони!

Воспитатель выставляет Белого Медведя.

- Кажется у нас гость. Вы его узнали?

Дети: Да, это Белый Медведь!

Белый Медведь: - Здравствуйте, ребята! Я живу в холодной далёкой

Антарктике. Я слышал как вы говорили о весне, мне понравилось, но я её

никогда не видел. Какая она?

35

Воспитатель: Ребята, мы сможем рассказать Мишке про нашу весну?

Давайте мы разделимся на команды. ( дети берут из мешочка по одному

жетону и делятся на команды- два цвета- две команды)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам составить рассказы о весне, чтобы

Белый Медведь запомнил их и рассказал своим друзьям. В этом нам помогут

наши помошники- таблицы ( дети с каждой команды подходят к столу и

выбирают любую таблицу)

Воспитатель: вспомним главное правило красивой речи: говорим всегда

красиво, смело и неторопливо. Ясно, чётко говорим, потому что не спешим.

Составление рассказа по мнемотаблицам.( см. таблицы)

Белый Медведь: Как здорово придумано! Как интересно рассказали о весне.

Воспитатель: Чтобы ты ничего не забыл, мы с ребятами подарим тебе

таблицы- подсказки.

Воспитатель: Сколько интересного узнал сегодня Мишка.

О каких

приметах, мы ему сегодня рассказывали? ( мы рассказывили Мишке о

приметах весны).

Теперь он знает, что происходит весной.

А чем мы ещё занимались? (называли ласковые слова,

составляли

предложения по картинке и т. д.)

Что понравилось вам на занятии?

Чей рассказ понравился больше?

Почему?

Кто был у нас в гостях и где он живёт? Как мы ему помогли?

Белый Медведь: Спасибо! Я столько всего узнал, благодаря вашим

подаркам я смогу рассказать своим друзьям о весне! Мне пора! До свидания!

Таблица 1.

36

Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май.

Весной ярко светит солнце и сильно пригревает.

Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь.

На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки.

Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники –

первые вестники весны. Просыпаются насекомые.

Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

Таблица 2

37

Пришла весна. Солнце стало пригревать. Снег начал таять.

Побежали, зажурчали ручейки.

На деревьях набухают почки и распускаются листочки.

Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют

скворечники.

38



В раздел образования