"Методическая работа как составная часть образовательного процесса"
Автор: Котлияров Руслан Ряхимжанович Должность: преподаватель Учебное заведение: ОГБПОУ Старокулаткинский механико-технологический колледж Населённый пункт: р.п.Старая Кулатка Наименование материала: Статья Тема: "Методическая работа как составная часть образовательного процесса" Раздел: среднее профессиональное
образовательного процесса
Методическая
работа
в
колледже
является
составной
частью
образовательного процесса и одним из видов деятельности преподавателей,
заведующего отделением.
Главными
задачами
методической
работы
колледжа
является
совершенствование
методики,
повышение
эффективности
и
качества
проведения
всех
видов
учебных
занятий,
повышение
педагогического
мастерства преподавателей, совершенствование организации и обеспечение
образовательного процесса.
Основными
формами
и
видами
методической
работы
в
колледже
являются:
-учебно – методические совещания, научно – методические конференции
и семинары, заседания педагогического совета, методического совета, советов
отделений,
цикловых
и
предметной
комиссий
по
вопросам
методики
проведения занятий и методики воспитательной работы;
-методические занятия: открытые, пробные, а также лекции, доклады,
сообщения
по
вопросам
методики
обучения
и
воспитания,
педагогики
и
психологии;
-разработка
и
совершенствование
учебно
–
методических
материалов,
учебно
–
методических
комплексов
дисциплин,
совершенствование
технического, электронного обеспечения учебного процесса;
-организация и руководство повышения квалификации преподавателей,
подготовка и переаттестация преподавателей;
--внедрение
в
образовательный
процесс
передового
педагогического
опыта, требований руководящих документов, организация контроля учебных
занятий.
Их практическая реализация осуществлялась через такие формы работы
как педагогический совет, методический совет, работы предметных цикловых
комиссий, взаимопосещение и анализ занятий, индивидуальные консультации
для
преподавателей,
аттестация
педагогических,
повышение
квалификации
руководящих и педагогических работников.
В процессе обучения преподаватели широко применяют информационные
технологии, мультимедийное оборудование, электронные учебники, интернет –
ресурсы.
Активными
участниками
являлись:
Сайфуллин
Х.Ш,
Музаферов
Р.А. ,Рафиков Р.Р ,Котлияров Р.Р Самой удачной формой совершенствования
методической
работы
являются
творческие
педагогические
мастерские,
участниками которых проведено более 10 открытых уроков и внеклассных
мероприятий.
Особое
внимание
в
работе
методической
службы
уделяет ся
совершенствованию форм и методов организации занятий.
Основными
направлениями
посещений
и
контроля
уроков
были
следующие пункты:
формы и методы, применяемые на уроках;
самостоятельная работа студентов, ее содержание и организация;
использование междисциплинарных связей;
создание
условий
для
обучения
(учебно-материальные,
морально
-
психологические, эстетические, фактор времени);
оказание
методической,
практической
и
психологической
помощи
в
организации и проведении уроков.
Посещенные уроки показали, что:
преподаватели
уверенно,
профессионально
владеют
учебным
материалом,
используют
динамические
дидактические
материалы
(аудио,
видео, компьютерные демонстрации, приборы) (Сайфуллин Х.Ш, Музаферов
Р.А. Котлияров Р.Р.)
преподаватели
дают
разноуровневые
домашние
задания,
поощряют
инициативу
и
самостоятельность,
поощряют
индивидуальные
учебные
достижения,
предлагают
задания,
развивающие
инициативу,
творческое
воображение. ( Рафиков Р.Р, Котлияров Р.Р, Сайфуллин Х.Ш,)
Стало
традиционным
проведение
недель
ПЦК,
которые
позволяют
дополнительно раскрыть свой потенциал как преподавателям, так и студентам.
Ежегодно
проводятся
декады
на
отделении
190631
«Техническое
обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Основная цель таких мероприятий – повышение мотивации студентов к
изучению
дисциплин,
кроме
того,
преподаватели
помогают
студентам
развивать
и
совершенствовать
свои
интеллектуальные
и
творческие
способности. Тематическая декада дает возможность раскрыться студенту как
личности,
желающей
познать
больше
и
реализовать
свои
способности.
Мероприятия и формы проведения разнообразны:
- открытые уроки с использованием новейших педагогических технологий
и накопленного передового опыта;
- смотры-конкурсы, олимпиады, публичные защиты курсовых работ и
проектов;
- конкурсы «Лучший по профессии водитель ,слесарь»;
-
КВН,
викторины,
конференции,
экскурсии,
вечера,
встречи
с
интересными людьми;
- подведение итогов декады, награждение победителей конкурсов.
Опыт
проведения
таких
декад
показал,
что
непринужденная,
психологически подготовленная атмосфера в учебном заведении, когда все
преподаватели
проявляют
инициативу,
способствует
проявлению
индивидуальных возможностей всех студентов с различными способностями.
Какую бы форму ни принимали данные мероприятия, они всегда интересны и
показательны, четко спланированы, правильно и доступно организованы.
Залогом успешной работы преподавателей колледжа являются учебно-
методические
комплексы
(УМК)
по
дисциплинам,
в
которых
наглядно
реализуются
дидактические
принципы
системности,
последовательности,
наглядности, активности и сознательности, направленности и научности, учета
индивидуальных способностей, что способствует достижению оптимизации
учебного процесса и улучшению результатов учебного труда.
При
разработке
учебных
программ
учтены
особенности
курса,
межпредметные связи, формируемые компетенции, отражена преемственность
и системность обучения, контролирующие аспекты знаний, умений и навыков,
даны
методические
рекомендации
успешного
освоения
дисциплины
студентами
и
преподавания
курса
другими
преподавателями.
По
всем
специальным дисциплинам разработаны методические указания для студентов
по
выполнению
лабораторных,
практических
работ,
курсовому
проектированию и прохождению технологической и преддипломной практик.
Ежегодно
преподаватели
пишут
методические
разработки
по
направлениям: методические рекомендации, методические указания, научно-
исследовательская работа, программы, дидактические материалы, разработки
внеклассных мероприятий по дисциплинам.
Преподаватели
стараются
привить
своим
воспитанникам
навыки
и
элементы исследования, которые используются на теоретических занятиях,
при проведении исследовательских, практических и лабораторных работ, на
семинарах,
диспутах,
в
работе
предметных
кружков
и
олимпиад,
в
техническом творчестве, при разработке и изготовлении стендов, макетов и т.д.
Студенты
колледжа
приняли
участие
во
Всероссийских,
областных
олимпиадах
профессионального
мастерства,
научно
–
практических
конференциях:
Многолетний
опыт
участия
студентов
в
олимпиадах
и
научно
-
практических
конференциях
различного
уровня
показывает,
что
введение
исследовательских
элементов
в
различные
формы
учебной
деятельности,
включение
студентов
в
многообразные
виды
деятельности
способствуют
формированию у них интеллектуальной, познавательной активности, является
эффективным
средством
развития
творческого
потенциала
будущих
специалистов.