Авторы: Новикова Лариса Васильевна, Конькова Наталья Васильевна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 388
Населённый пункт: г. Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: Викторина для детей 5-6 лет с нарушениями речи
Тема: "Насекомые"
Раздел: дошкольное образование
Викторина для детей с нарушениями речи 5-6 лет
по лексической теме «Насекомые»
Цели: закрепление темы «Насекомые».
Задачи: Активизировать словарный запас по данной теме. Упражнять детей в
словообразовании, словоизменении. Развивать мелкую моторику. Развивать внимание, память,
мышление ,умение работать в коллективе.
Дети делятся на две команды: девочки «Стрекозы», мальчики «Кузнечики».
Задания командам даётся поочерёдно.
Логопед: Посмотрите на картинки и назовите одним словом, кто это? Жук, пчела, муха,
комар, бабочка, муравей, божья коровка, оса. Это насекомые.
Сегодня мы с вами будем говорить о насекомых и проведём викторину.
1. «Отгадай загадку»
Красная капелька в черную точку Летит через сад и гудит -
К солнышку в гости ползет по листочку. Мохнат, полосат и сердит. (Шмель)
(Божья коровка)
На лугу выступает все лето Летом в открытые наши окошки
Попрыгунчик зеленого цвета. С писком влетают кусачие крошки.
В цирке есть акробат цирковой – Больно-пребольно кусаются …
На лугу акробат луговой. (Кузнечик) Даже на взрослых бросаются. (Комары)
Как повадилась в леса Кто на них руками машет -
Шерстяная колбаса! Нос и лоб зеленкой мажет.
Что ни попадя жует, А кто к ним не пристает –
Вот прожорливый живот. (Гусеница) С медом ест и с медом пьет. (Пчелы)
Ей не сидится на цветке, Над лужицей модница кружится,
Ей нравится летать – Как в зеркальце в лужицу смотрится.
На насекомом языке Порхает в цветной пелерине
С подружкой стрекотать. (Стрекоза) На зависть любой балерине. (Бабочка)
2. Игра с мячом «Кого я видел». Я видел … муху. Я видел много … мух и т.д.
(поочередно командам даётся задание)
3. Игра «Есть – нет». Есть муха, нет мухи и т.д.
4. «Исправь ошибку».
Бабушка летает около цветка.
Пила летит и жужжит.
Лук ползет по веточке.
Воробей залез в муравейник.
Мура села на сыр.
Самовар укусил маму.
5.Игра «Четвертый лишний»
Гусь, гусыня, гусеница, гусенок.
Корова, теленок, божья коровка, бык.
Муравей, паук, бабочка, таракан.
Бабочка, стрекоза, червяк, оса.
Физкультурная разминка
Пальчиковые гимнастики «Насекомые»
Дружно пальчики считаем – Прилетела к нам вчера
Насекомых называем. Полосатая пчела. Машут ладошками.
Сжимаем и разжимаем пальцы. А за нею шмель-шмелек
Бабочка, кузнечик, муха, И веселый мотылек,
Это жук с зеленым брюхом. Два жука и стрекоза,
Это кто же тут звенит? Как фонарики глаза. Пальчики к глазам
Ой, сюда комар летит! Пожужжали, полетали,
Вращать мизинцем. От усталости упали.
Прячьтесь!
Руки за спину.
6. Игра «Назови ласково»
Жук – жучок, паук – паучок, пчела- пчелка, мошка – мошечка, комар – комарик, муха,
таракан, гусеница, шмель, стрекоза и т.д.
7. Игра на внимание «Кто как передвигается?»
Бабочка – летает, таракан – ползает, оса …, червяк…, шмель…, комар …, стрекоза …,
муравей …, муха …, паук…, а божья коровка…?
8. «Проговори чистоговорки»
За-за-за – вот порхает стрекоза.
Чок-чок-чок, в паутине паучок.
Вей-вей-вей, прибежал к нам муравей.
Ры-ры-ры, прилетели комары.
Жи-жи-жи, жука покажи.
СА-са-са - летит оса.
Шки-шки-шки – вокруг летают мошки.
Ки-ки-ки – притаились пауки.
КА-ка-ка – муха в сетке паука.
Ощка-ошка-ошка – летает мошка.
Ашка-ашка-ашка – летит букашка.
9. Игра на развитие зрительного внимания «Собери картинку». Разрезные картинки с
изображением насекомых.
10. Подведение итогов викторины.
Просмотр мультфильма «Муха-цокотуха».