Автор: Хамидуллина Динара Шайнуровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа имени полного кавалера ордена Славы А.Х. Валишина с. Метевбаш муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан Населённый пункт: с. Метевбаш Белебеевского района РБ Наименование материала: статья Тема: Перспективы проблемного обучения Раздел: начальное образование
Перспективы проблемного обучения.
Учитывая условия педагогической деятельности: сельская местность, обучающиеся из различных категорий
семей с разным материальным достатком, стараюсь в каждом ребенке разглядеть личность, учу посредством
педагогики сотрудничества.
24 года педагогического опыта позволяют использовать в практике только эффективные приемы и методы
обучения, которые позволяют не только обучать, но и воспитывать ребят. За время работы обратила
внимания на то, что уровень мышления и творческое развитие, так необходимое в процессе обучения, с
каждым разом у поступающих в школу детей становится все ниже. В чем же кроется причина этого? У
большинства учащихся учебно-познавательные мотивы находятся на довольно низком уровне. Таким образом,
необходимо усилить роль поисковой деятельности учащихся, углубиться в сущность изучаемых явлений.
Психологической наукой давно доказан тот факт, что психическое развитие человека, особенно
интеллектуальное, осуществляется только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных
трудностей, при возникновении потребности в новых знаниях. Эти условия психология связывает с понятием
«проблемная ситуация», которое характеризует начало мыслительной деятельности субъекта. Действительно,
организация проблемных ситуаций в целом дает повышение эффективности обучения, она активизирует
умственную деятельность большинства учащихся. В связи с этим мною была поставлена цель: определение
возможности использования проблемного метода при изучении математики в начальной школе и определение
его влияния на характер познавательной деятельности учащихся.
С учетом поставленной цели определены следующие задачи:
- раскрыть сущность и содержание технологии проблемного обучения;
- определить влияние проблемного обучения на интеллектуальные процессы и умственные способности
младших школьников;
- выявить возможность использования проблемного обучения при изучении математики;
- выявить влияние проблемного обучения на познавательную деятельность младшего школьника.
Предполагалось, что использование метода проблемного обучения при изучении математики способствует
развитию познавательной и творческой деятельности младшего школьника. Такой подход к проблеме
предопределил использование следующих методов: теоретический анализ и синтез, изучение документации,
наблюдение.
В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в
качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную,
творческую. Главное в личности – стремление в будущее, к укреплению веры в себя и возможность
достижения идеального «я».
Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. И цель проблемного
обучения широка: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения
этих результатов; она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика и развития
его творческих способностей.