Автор: Ковбан Светлана Афанасьевна Должность: педагог - психолог Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №14 "Солнышко" Населённый пункт: город Нижневартовск Наименование материала: Программа Тема: Волшебные фантазии на песке Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №14 «Солнышко»
г. Нижневартовск
Программа развития и коррекции
эмоционально-волевой и
познавательной сфер детей
дошкольного возраста
«Волшебные фантазии на песке»
Программа
«
Волшебные
фантазии
на
песке
»
Страница
2
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Города Нижневартовска детский сад №14 «Солнышко»
Утверждена
Заведующий МАДОУ
города Нижневартовска
ДС№ 14 «Солнышко»
___________О.В.Звонарева
Приказ №____ от _________201 г
Программа развития и коррекции
эмоционально-волевой и познавательной сфер
детей дошкольного возраста
«Волшебные фантазии на песке»
г. Нижневартовск 2015.
Программа
«
Волшебные
фантазии
на
песке
»
Страница
3
Содержание Программы
1
Информационная карта Программы……………………………….
4
2
Пояснительная записка……………………………………………… 6
3
Методическое обеспечение…………………………………………
8
4
Условия реализации программы…………………………………… 9
5
Тематический план………..………………………………………..
11
6
Ожидаемые результаты……………………………………………..
14
7
Мониторинг …………………………………………………………. 14
8
Кадровые ресурсы…………………………………………………… 14
10
Литература…………………………………………………………… 15
Приложения………………………………………………………….
Программа
«
Волшебные
фантазии
на
песке
»
Страница
4
1. Информационная карта
Наименование
программы
Программа
развития
и
коррекции
эмоционально-волевой
и
познавательной сфер детей дошкольного возраста
«Волшебные фантазии на песке»
Ф.И.О. автора-
составителя
Ковбан Светлана Афанасьевна
Целевая группа
Дети всех возрастных групп общеразвивающей направленности и
их родители (законные представители)
Цель программы
Формирование адекватного представления о своих возможностях
для успешной социализации и базисного развития детей в
различных видах деятельности.
Задачи программы
Стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
Развивать
навыки
социального
поведения,
совершенствуя
умения
и
навыки
конструктивного
общения,
используя
вербальные и невербальные средства;
Сформировать
у
ребенка
положительное
отношение
к
окружающему
его
обществу
на
основе
активной
познавательной и игровой деятельности
Срок реализации
1 год
Уровень реализации
Дошкольное образование
Уровень освоения
Общекультурный
Краткое содержание
программы
В
основу данной
программы легли
программы: Методическое
пособие «Развитие эмоций дошкольников» В.М.Минаевой.,
«Песочная
терапия
в
коррекции
эмоционально-волевой
и
социальной
сфер
детей
раннего
и
младшего
дошкольного
возраста» Н.Ф.Бережной, «Игры с песком и водой в работе по
формированию пространственно-количественных представлений у
дошкольников
с
задержкой
психического
развития»
С.Ю.Кондратьева,
«Игры
на
песке.
Программа
по
песочной
терапии для дошкольников» А.В.Валиева, «Чудеса на песке» Т
Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко.
Программа нацеливает формирование адекватного представления
о себе для успешной социализации и базисного развития детей в
различных
видах
деятельности.
Скорость
и
глубина
познания
очень
индивидуальны
и
лишь
частично
связаны
с
возрастом.
Многое зависит от характера накопленного ребенком социального
опыта,
от
пола
ребенка,
от
особенностей
развития
его
эмоциональной и познавательной сфер.
Программа
«
Волшебные
фантазии
на
песке
»
Страница
5
Основой
построения
программы
является
ее
ориентация
на
природную
любознательность
дошкольника,
в
том
числе
на
интерес
ребенка
к
себе,
восприятие
себя
сверстниками
и
взрослыми, поиск своего места в системе социальных отношений,
окружающем мире ЗНАНИЕ.
Программа предполагает работу по развитию эмоциональной –
волевой
и
познавательной
сфер
детей
в
игровой
форме
(совместная
работа
детей
с
педагогом,
детей
с
родителями
и
педагогом).
Новизна программы
В
современной
педагогике
часто
используются
понятия
«эмоциональный комфорт детей», «социальная компетентность»,
но
программно-методическое
обеспечение
развития
дошкольников
не
всегда
отвечает
потребностям
практики.
Новизна
программы
и
заключается
в
том,
что
предлагаемые
мероприятия позволят раскрыть личность дошкольника, помогут
ему
осознать
себя,
свое
«Я»
в
социуме.
Это
актуально
в
дошкольный
период,
когда
идѐт
формирование
характера
ребѐнка, налаживание контакта со сверстниками и взрослыми,
становление
духовно-нравственной
сферы
личности.
Предлагаемые
в
программе
мероприятия
дадут
возможность
ребѐнку
стать
более
уверенным
и
самостоятельным.
Положительное
восприятие
ребенком
своего
«Я»
непосредственным образом повлияет на успешность в ситуациях
взаимодействий.
В системе работы используются нетрадиционные самодельные
материалы, природные и бросовые материалы для самомассажа.
Нетрадиционное
использование
предметов
обихода
(бигуди,
крышки,
губки,
и
т.д)
доставляет
детям
множество
положительных эмоций, раскрывает возможность использования
хорошо
знакомых
им
бытовых
предметов
в
качестве
оригинальных материалов для развития тактильных ощущений.
Ожидаемые результаты
программы
Стабилизировано эмоциональное состояние детей;
Развиты навыки социального поведения, через
совершенствование умений и навыков конструктивного
общения и используя вербальные и невербальные средства;
У детей сформировано положительное отношен к себе и
окружающему его обществу.
Дети свободно вступают в контакт со сверстниками и
взрослыми в зависимости от коммуникационной цели и
социальной ситуации
Программа
«
Волшебные
фантазии
на
песке
»
Страница
6
2. Пояснительная записка.
В работе с детьми дошкольного возраста приходится сталкиваться с тем, что добиваясь
положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда
удается
уменьшить
невротические
проявления
у
детей:
повышенную
тревожность,
беспокойство
при
социальных
контактах,
боязливость
в
новых
ситуациях,
излишнюю
впечатлительность
и
эмоциональную лабильность, а
также
негативизм
в
отношениях
с
близкими
и
сверстниками.
Эти
особенности
личности
могут
существенно
ограничить
возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой
жизни.
Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества
личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости, а также для нахождения контакта с
детьми
с
аутической
симптоматикой
организовывается
специальное
общение,
способное
структурировать
эмоциональный
мир,
создавать
условия
для
разнохарактерных
эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях.
В
настоящее
время
различные
педагогические
системы
придают
большое
значение
эмоциональному
развитию
детей
с
использованием
метода
игровой
песочной
терапии.
Разрабатываются специальные программы. Это «Песочная терапия в коррекции эмоционально-
волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н.Ф.Бережной,
«Игры
с
песком
и
водой
в
работе
по
формированию
пространственно-количественных
представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С.Ю.Кондратьева, «Игры
на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А.В.Валиева, «Чудеса на песке»
Т Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.
Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен.
Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Игра с
песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году
английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была
разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф.
В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и познавательной сфер.
Тематическая
направленность
и
организационная
вариативность
занятий
способствует
формированию
у детей
устойчивого интереса к практической и речевой деятельности,
поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.
Сюжетно-тематическая
организация
занятий
включает
в
себя
игры
с
песком
и
водой,
направленные
на
развитие
мелкой
моторики
и
тактильных
ощущений;
на
развитие
познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения;
речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т.д, Это позволяет
каждому
ребенку
чувствовать
себя
комфортно,
уверенно,
получать
удовольствие
от
выполняемой
деятельности
и
от
общения
с
миром,
так
как
в
игре
с
песком
и
водой
максимально
реализуются потенциальные
возможности
детей.
Игры
с
песком
позволяют
добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В
Программа
«
Волшебные
фантазии
на
песке
»
Страница
7
этой
деятельности
ребѐнок
имеет
возможность
для
самовыражения,
и,
соответственно,
повышает результативность в усвоении знаний.
Песочница
также
используется
в
диагностических целях:
для
выявления
тревожности,
агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.
Основные направления в работе
Игровая деятельность
Формировать
желание
действовать
с
различным
игровым
материалом,
развивать
игровые умения;
Побуждать
детей
к
самостоятельной игре,
вызывая
эмоционально положительный
отклик на игровое действие;
Учить
детей
разыгрывать
несложные
представления
по
знакомым
литературным
произведениям в театре на песке.
В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.
Эмоционально – волевая сфера
Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:
Снизить уровень нервно – психического напряжения
Способствовать возникновению положительных эмоций.
Воспитывать
дружеские
взаимоотношения
между
детьми,
формировать
навыки
игрового взаимодействия;
Помочь
приобрести
опыт,
посредством
обыгрывания
игровых
ситуаций,
самостоятельного разрешения конфликтов;
Развивать умение слушать и слышать друг друга.
Сенсомоторное развитие
Создавая
игровую
среду
в
песочнице,
знакомить
детей
с
предметами
и
объектами
ближайшего окружения;
Учить
детей
рассматриванию
предметов,
используя
различные
виды
восприятия:
зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;
Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения
(цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;
Совершенствовать
координацию
рук
и
глаза;
развивать
мелкую
моторику
рук
в
действии с предметами.
Развитие речи
Работу
по
развитию
речи
осуществлять
через
специально
организованную
среду,
с
использованием песочницы, по следующим направлениям:
Программа
«
Волшебные
фантазии
на
песке
»
Страница
8
Развивать точность понимания речи;
Способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
Обогащать,
уточнять
и
активизировать
словарь
детей,
используя
употребление
существительных, глаголов,
предлогов
и
наречий,
качественных
и
количественных
прилагательных;
Используя
фигурки
настольного
театра,
привлекать
детей
к
связному
изложению
отрывков из знакомых сказок и речетворчеству;
Используя
игры
–
инсценировки
в
создании
песочной
картины,
формировать
диалогическую и монологическую речь;
Пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать
беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.
3. Методическое обеспечение.
При составлении Программы учитывалось:
Время встреч по дополнительному образованию детей в МАДОУ города
Нижневартовска ДС №14 «Солнышко»
СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30 июля 2013г.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования».
Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования».
Методы и приѐмы используемые при реализации программы:
Методы
Приѐмы
Наглядный
Наглядно-зрительные, тактильно-мышечные,
предметная наглядность, наглядно-слуховые.
Информационно-
рецептивный
Совместная деятельность педагога и ребѐнка.
Репродуктивный
Уточнение и воспроизведение известных действий по образцу.
Программа
«
Волшебные
фантазии
на
песке
»
Страница
9
Практический
Придумывание вариантов упражнений и игр, собственные и
имитационные движения.
Словесный
Краткое одновременное описание и объяснение игр, образный
сюжетный рассказ.
Игровой
Использование сюжета игр для организации детской
самодеятельности, персонажей для обыгрывания упражнений.
Исследовательский
Самостоятельное придумывание игровых сюжетов.
Соревновательный
Нахождение неординарных решений для достижения цели,
выполнение знакомых упражнений в быстром темпе.
Виды и формы мероприятий:
Контрольно — диагностические: беседа, рисунок, наблюдения
Познавательно — досуговые: дидактические игры, развлечения
Нетрадиционные формы: фито и ароматерапия, моделирование.
У
СЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
.
Для правильной организации и осуществления
учебно-воспитательного процесса имеется
следующее обеспечение программы учебно-методическим материалом:
Дидактический и методический материалы:
иллюстративный материал - картинки сказочных героев, изображения
людей разных профессий, картинки с изображением предметов рукотворного мира;
наглядно-демонстрационный материал - плакаты, карточки, и т.д.
дидактический и раздаточный материал - печатные пособия
игровой материал - мелкие игрушки, мячи, воздушные шары и т. д.;
оборудование сенсорной комнаты;
учебно-методическая и справочная литература - сборники стихов, загадок, рассказов,
сказок, сценарии игр, викторин, конкурсов, итоговых занятий, конспекты текущих
занятий, образовательные журналы по дошкольному воспитанию.
Программа
«
Волшебные
фантазии
на
песке
»
Страница
10
Техника безопасности.
Встречи
проводятся
в
сенсорной
комнате
(регулярно
проветриваемое
помещение),
имеются рабочие места и игровая зона для детей, тематические плакаты и стенды, шкафы для
хранения демонстрационных материалов и методической литературы.
Одно из важнейших требований - соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной
гигиены в помещении, правил пожарной безопасности и правил поведения в общественных
местах.
В
ходе
каждого
мероприятия
проводится
техника
безопасности
при
работе
с
колющими
и
режущими
инструментами,
красками
и
другими
материалами
для
работы.
Регулярно
при
проведении
встреч
проводятся
физкультминутки
с
упражнениями
по
профилактике
переутомления
зрительной
системы
обучающихся,
мышечной
системы,
упражнения на релаксацию.
При
составлении
тематического
плана
были
учтены
основные
критерии
здоровье
сберегающего занятия:
наличие
педагогической
технологии
развивающего
обучения,
не
вызывающей
хронического утомления;
возможность коллективного сотворчества;
эмоционально положительное восприятие различных видов деятельности;
возможность
саморегуляции
текущего
функционального
состояния,
с
целью
достижения
оптимальной
работоспособности
(смена
позы,
релаксация,
активизирующие
и
расслабляющие
упражнения,
чередование
вида
деятельности,
работа в индивидуально приемлемом темпе, выбор формы отдыха и т. д.);
развитие
значимых
функций
обучающихся
средствами
содержания
занятия
(логического
мышления,
воображения,
слухоречевой
памяти,
коммуникативных
способностей, тонко координированных движений рук, речи и т. д.) ;
естественная и сенсорно разнообразная образовательная среда;
возможность получения информации по ведущему сенсорному каналу.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Успешное решение задач программы невозможно без участия родителей.
Планируется:
знакомство родителей с целями и задачами программы;
индивидуальные консультации в течение года;
привлечение родителей к совместной деятельности;
анкетирование
Программа рассчитана на 36 часов, по 1 встрече в неделю, каждая встреча по 25 - 30
минут. Мероприятия проводятся в сенсорной комнате с использованием интерактивного
оборудования.
Все
встречи
с
воспитанниками
имеют
гибкую
структуру.
Структура
разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Оптимальное
количество детей – 8 - 10 чел. Возраст – дошкольный.
Срок реализации программы: 1 год
Программа
«
Волшебные
фантазии
на
песке
»
Страница
11
5.Тематический план работы с песком с детьми младшего возраста 3-4 лет
(работа с песком проводится как занятие или часть занятия один раз в две недели)
Месяц
Неделя
Игры и упражнения
Сентябрь
1 неделя
3 неделя
«Знакомство со свойствами песка и воды»
«Копаем – насыпаем»
Октябрь
1 неделя
3 неделя
«Мышки в норках»
«Домики для животных»
Ноябрь
1 неделя
3 неделя
«Цветные заборчики»
«Мы едем, едем, едем…»
Декабрь
1 неделя
3 неделя
«Что спряталось в песке?»
Инсценировка сказки «Колобок»
Январь
3 неделя
«Секретики»
Февраль
1 неделя
3 неделя
«Найди отгадку»
«Я пеку, пеку, пеку…»
Март
1 неделя
3 неделя
«Поварята»
«У куклы Маши День рождения»
Апрель
1 неделя
3 неделя
«Отпечатки наших рук»
Инсценирование сказки «Репка»
Май
1 неделя
3 неделя
«Солнышко»
«Веселая полянка»
Программа
«
Волшебные
фантазии
на
песке
»
Страница
12
Тематический план работы с песком с детьми дошкольного возраста 4-5 лет.
(работа с песком проводится как занятие или часть занятия один раз в две недели)
Месяц
Неделя
Игры и занятия
Сентябрь
1 неделя
2 неделя
«Угадай на ощупь»
«Я, волшебник»
Октябрь
1 неделя
2 неделя
«Чего не стало?»
«Домишки для муравьишки»
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
«Жили – были…»
«Найди больше»
Декабрь
1 неделя
2 неделя
«Лесные жители»
«Бабушкин дворик»
Январь
2 неделя
«Сказочная страна»
Февраль
1 неделя
2 неделя
«Жила – была рыбка…»
инсценировка сказки
«Колобок»
Март
1 неделя
2 неделя
Инсценировка сказки
«Колобок на новый лад»
«Какой, какая, какое?»
Апрель
1 неделя
2 неделя
«Математический диктант»
«На поляне расцвели ..»
Май
1 неделя
2 неделя
«Нелепицы»
«Создай, что хочешь»
Программа
«
Волшебные
фантазии
на
песке
»
Страница
13
Тематический план работы с песком для детей старшего дошкольного возраста.
(работа с песком проводится как занятие или часть занятия один раз в две недели)
Месяц
Неделя
Игры и занятия
Сентябрь
2 неделя
4 неделя
«Путешествие в Волшебную страну»
«Что спряталось в песке?»
Октябрь
2 неделя
4 неделя
«Упражнения с палочками»
Инсценирование сказки «Теремок»
Ноябрь
2 неделя
4 неделя
«Отгадай загадку»
«Село в котором мы живем»
Декабрь
2 неделя
4 неделя
«Водный мир»
«Сделай цифру из песка»
Январь
2 неделя
4 неделя
«Секретики в песке»
«Планета Динозавров»
Февраль
2 неделя
4 неделя
«Пустыня»
«Узнай букву и назови звук»
Март
2 неделя
4 неделя
«Выложи из палочек и загадай загадку»
Инсценирование сказки «Зайкина избушка»
Апрель
2 неделя
4 неделя
Путешествие в сказку «Домики для трех
поросят»
«Бабушкин дворик»
Май
2 неделя
4 неделя
Создание картины «Лес»
«Необычайная история»
Программа
«
Волшебные
фантазии
на
песке
»
Страница
14
6. Ожидаемые результаты
Стабилизировано эмоциональное состояние детей;
Развиты навыки социального поведения, через совершенствование умений и навыков
конструктивного общения и используя вербальные и невербальные средства;
У детей сформировано положительное отношен к себе и окружающему его обществу.
Дети свободно вступают в контакт со сверстниками и взрослыми в зависимости от
коммуникационной цели и социальной ситуации
7. Мониторинг
Обследования детей проводится два раза в год – первичный при поступлении и повторно
по окончании встреч.
Для
диагностики
используется
методика
обследования
познавательного
развития,
диагностическое
обучение
Е.А.Стребелевой,
рисуночные
тесты,
беседа,
наблюдение,
анкетирование родителей.
Тест на тревожность Р.Тэмпа, М.Дорки
Тест «Дом.Дерево.Человек»
8. Кадровые ресурсы:
№
Наименование критерия
Количество
единиц
1
Заведующий ДОО
1
2
Заместитель заведующего по ВМР
1
3
Делопроизводитель
1
4
Педагог - психолог
1
Итого
4
Программа
«
Волшебные
фантазии
на
песке
»
Страница
15
9. Литература
1
Г.Г.Колос «Сенсорная комната в дошкольном учреждении»
2
О.О.Саранская «Психологический тренинг для дошкольников»
3
Михалков С. В. «Мамы всякие нужны» (любое издание)
4
Л.А.Никифорова «Вкус и запах радости»
5
Э.Г.Пилюгина «Сенсорные способности малыша»
6
Е.А.Стребелева «Психолого - педагогическая диагностика развития детей раннего и
дошкольного возраста». Методическое пособие с приложением альбома «Наглядный
материал для обследования детей»
7
В.М.Минаева «Развитие эмоций дошкольников»
8
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия //
Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
9
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и
адаптирующие игры. — СПб 2004.
10
Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб.,
2005.
11
Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного
учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
12
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной
терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
Программа
«
Волшебные
фантазии
на
песке
»
Страница
16
Приложение №1
Ритуалы приветствия:
Приветствие «Снежный ком»
Цель: формирование желание сказать приятное товарищу.
Ведущий показывает детям снежок, который поможет им найти ласковое имя для своего
соседа. Дети передают снежок по кругу и называют друг друга ласковыми именами.
Приветствие «Солнечные лучики»
Цель: сплочение группы
Ведущий и дети протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как лучи солнца.
Ведущий предлагает детям почувствовать себя теплым солнечным лучом, поделиться
теплом с друзьями.
Приветствие «Ладошки»
Цель: развитие групповой сплоченности
Дети садятся в круг на стульчики.Ведущий предлагает им поздороваться друг сдругом с
помощью
ладошек,
здороваться
со
своим
соседом,
ласково
поглаживая
его
ладони,
демонстрируя детям,как можно это сделать.
Приветствие «Чуткие руки»
Цель: сплочение группы
Дети становятся в круг, говорят слова, и крепко держатся за руки.
А теперь чувствуйте тепло рук ваших соседей.
Приветствие « Злюка»
Цель: сплочение группы , навыков сплочения
Дети
становятся
в
круг,
выбирают
ведущего,
он
изображает
злость,
дети
называют
прилагательные к слову злость.
Приветствие «Радуга»
Цель: снятие психомышечного напряжения, развитие воображения
Дети
располагаются
на
коврике,
звучит
тихая,
спокойная
музыка.
Дышите
легко
и
спокойно. Сейчас мы попробуем представить радугу, увидеть ее цвета.
Приветствие «Радость»
Цель:
развитие
групповой
сплоченности,
наблюдательности,
снятие
мышечного
напряжения
Дети выбирают средство для рисования (карандаши, мелки, фломастеры, краски, ручки
гелевые) и устроившись поудобнее начинают рисовать свое настроение.
Программа
«
Волшебные
фантазии
на
песке
»
Страница
17
Приложение №2
Игры на коммуникацию:
«Интервью»
Цель: развитие навыков общения детей.
Ведущий, по очереди подходя к каждому ребенку, представляется журналистом и просит
его
сказать
несколько
слов
о
себе.
Берется
интервью
по
очереди
у
каждого
из
присутствующих, также могут задавать вопросы и все остальные дети.
«Дракон кусает свой хвост»
Цель: учить детей снимать напряженность, учить общаться
Дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый человек –
«голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «
хвост», а тот уворачивается от нее. Ведущий должен следить за тем, чтобы участники не
отпускали друг друга.
«Подари улыбку»
Цель: учить ребенка справляться с грустью
Участники становятся в круг, берутся за руки за руки. Каждый по очереди дарит улыбку
своим
соседям
слева
и
справа,
важно
при
этом
смотреть
друг
другу
в
глаза.
Что
чувствовали? Какое сейчас настроение?
«Ласковое имя»
Цель: развивать чувства доверия друг к другу
Каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх
тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по одному называют варианты (
ласкательные) имени участника , стоящего в центре круга, и как бы «дарят» их. Важно при
этом прикоснуться к ладоням и посмотреть в глаза, поблагодарить за «подарок».
«Обзывалки»
Цель: учить детей выплескивать свой гнев, развивать дружеские отношения
Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу,давайте называть друг друга
разными
необидными
словами(
заранее
обговаривается
условие,
какими
обзывалками
можно пользоваться).Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели.
Каждое обращение должно начинаться со слов : « А ты, ……, морковка!».Помните , что
это игра,поэтому обижаться друг на друга не будем.
«Жужжа»
Цель: учить детей быть более обидчивыми
Программа
«
Волшебные
фантазии
на
песке
»
Страница
18
«Жужжа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят
рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает.
Она вскакивает и начинает гоняться за обидчиком, стараясь поймать того, кто обидел ее
больше всех, он и будет « Жужжей».
«Доброе животное»
Цель: помочь детям истратить накопившуюся негативную энергию
Ведущий тихим и спокойным голосом говорит:
« Встаньте , пожалуйста , в круг и
возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно
дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А
теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад.
«Тух, тух»
Цель: учить детей снимать мышечное напряжение
В этой игре заложен комический парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух,
тух!» сердито. Через некоторое время они могут не смеяться.
«День рождения»
Цель: учить детей снимать напряжение, учить детей высказывать свои обиды
Выбирается
именинник,
все
дети
дарят
ему
подарки
жестами,
мимикой.Имениннику
предлагается вспомнить , обижал ли он кого – то, и исправить это. Детям предлагается
пофантазировать и придумать будущее имениннику.
«Зайчики»
Цель:
учить
детей
задерживать
внимание
ребенка
на
разнообразных
мышечных
ощущениях.
Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на
воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий
– силу,
темп, резкость – и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих
мышечных и эмоциональных ощущений
«Два барана»
Цель: учить снимать напряжение, злость
Ведущий
разбивает
детей
на
пары
и
читает
текст:
«
Рано
–рано
,
два
барана
,
повстречались
на
мосту».Участники
игры,
широко
расставив
ноги,
склонив
вперед
туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу ,
не сдвигаясь с места , как можно дольше.
«Найди себе пару»
Цель: учить детей развивать самосознание
Программа
«
Волшебные
фантазии
на
песке
»
Страница
19
Ведущий создает карточки, на которых нарисованы животные. Карточку должен видеть
только тот, кто получил данную карточку. Задача каждого – найти свою пару. После того как
участники найдут свои пары, необходимо оставаться рядом и не переговариваться.
«Маленькое приведение»
Цель: учить детей выплескивать накопившийся гнев
Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось
немного похулиганить и слегка напугать друг друга.
«Комплимент»
Цель: учить детей создавать позитивное настроение
Предварительная беседа с помощью вопроса : «Что такое комплимент»
Участники образуют круг, берутся за руки. Каждый участник говорит комплимент по кругу.
«Бутон»
Цель: учить создавать позитивное настроение детей
Дети садятся на пол и берутся за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не опуская
рук. После чего «цветок» начинает распускаться ( отклоняться назад, крепко держа друг друга
за руки ) и качаться на ветру.
Программа
«
Волшебные
фантазии
на
песке
»
Страница
20
Приложение №3
Упражнения с использованием песка:
« Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление
Ребенок медленно , а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь
взрослого,
на
свою
ладонь.
Ребенок
закрывает
глаза
и
кладет
на
песок
ладонь
с
расставленными пальчиками , взрослый сыплет песок на какой – либо палец, а ребенок
называет этот палец. Затем они меняются.
«Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей
Взрослый пальцем , ребром ладони , кисточкой в верхней части песочницы рисует различные
геометрические фигуры. Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу, либо продолжить
узор взрослого.
« Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о
рукотворном мире человека
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых
сообществ город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает
ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные
сообщества.
«Мы едем в гости»
Цель: развитие пространственных представлений , ориентировка на «песочном листке»
Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями «верх –
низ», «право –лево», «над –под», «из-за – из-под», «центр – угол».Ребенок по словесной
инструкции
взрослого
пальчиками
«ходит»,
«прыгает»,
«ползает»
по
песку,
изображая
различных персонажей.
«Секретные задания кротов»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей
.Взрослый погружает руку под песок, шевеля пальцами под песком . Тоже самое делает и
ребенок, можно дуть на песок, использовать перышки, палочки, кисточки.
Программа
«
Волшебные
фантазии
на
песке
»
Страница
21
«Отпечатки»
Цель: развитие мелкой моторики рук
Отпечатки ,как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делить с помощью
формочек.
Используем
формочки,
изображающие
животных
,
транспорт,
различные
по
величине.
«Кто к нам приходил»
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия
Ребенок отворачивается , взрослый изготавливает с помощью формочек отпечатки, ребенок
отгадывает, потом они меняются местами.
«Песочные строители»
Цель: развитие пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти
Дети строят песочные домики по памяти, если ребенок не справляется, то ребенку дается
инструкция, если ребенок не справляется, то взрослый должен ему помочь.
«Песочный круг»
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами:
камешками, семенами, бусинками, монетами. Ребенок может дать название своему песочному
кругу.
«Победитель злости»
В
стрессовой ситуации
взрослые говорят
друг
другу,
а
иногда
и
детям:
«Не злись,
не
капризничай, возьми себя в руки .Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар,
на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот .Данный процесс временно
переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные
чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства».
«Песочный детский сад»
В игре обыгрывается целый день в детском саду, с соблюдением последовательностей
выполнения основных режимных моментов, а также все доступные ребенку навыки
самообслуживания
Программа
«
Волшебные
фантазии
на
песке
»
Страница
22