Напоминание

"Воспитательные и образовательные результаты и эффекты программы внеурочной деятельности "Юный географ"


Автор: Швецова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ЛАП №135
Населённый пункт: Город Самара, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитательные и образовательные результаты и эффекты программы внеурочной деятельности "Юный географ"
Раздел: начальное образование





Назад





Воспитательные

и

образовательные

результаты

и

эффекты

программы

внеурочной

деятельности

«

Юный

географ

»
В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. В рамках требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( ФГОС ) мной была разработана программа внеурочной деятельности « Юный географ » для учащихся 1-4 классов . Продолжительность освоения программы - 4 года . Данная программа вводит ценностную шкалу , необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок , углубленного личностного восприятия и эмоционального , доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве .
Цель

программы
: формирование у учащихся целостного , социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы , народов , культур и религий .
Задачи



программы

:


 формировать вектор культурно - ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с традициями духовности и нравственности ;  расширить представление учащихся о мире , о странах и народах , их населяющих ;  познакомить с национальными особенностями , с народными традициями и выдающимися людьми разных стран ;  формировать универсальные учебные действия ( познавательные , коммуникативные , регулятивные , личностные );
 осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера ;  воспитывать уважительное отношение к истории и культуре других народов. Реализуя свою образовательную программу , я использую личностно - ориентированные , здоровьесберегающие и игровые технологии . Учебный процесс сочетает различные типы занятий :  теоретические ;  практические ;  творческие ;  игровые . В учебном процессе используются такие формы организации деятельности , как учебное занятие ; экскурсия ; обучение в динамических парах , группах ; занятия - соревнования . Программа « Юный географ » состоит из нескольких крупных блоков ( разделов ), в каждый из которых включены изучаемые страны в зависимости от их местоположения . Это следующие разделы
:
 « Страны Юго - Восточной и Восточной Азии »;  « Австралия »;  « Океания »;  « Антарктида »;  « Страны Северной Америки »;  « Страны Южной Америки »; «Страны Африки»;  « Страны Юго - Западной и Южной Азии »;  « Страны Европы ».
Изучение каждой страны проходит по определённому алгоритму: географическое положение страны , население , флаг , столица , официальный язык , денежная единица , главные достопримечательности ( чудеса архитектуры и природные объекты ), национальные традиции , обычаи , праздники . Завершением изучения каждого блока являются творческие работы учащихся ( проекты ). Одной из форм , завершающих тему , является КВН . Эта форма наиболее любима моими учениками , так как здесь реализуются их творческие способности и познавательные интересы Кроме КВНов ребята принимают участие в викторинах , географических конкурсах , выпусках газет (« Чудеса животного мира », « Удивительные растения », « Водные миры »), составлении и разгадывании кроссвордов . Одной из форм организации нашей деятельности является экскурсия . Ребятам очень интересны экскурсии в выставочный центр « Радуга » , где находятся залы , посвящённые культурам разных стран . В работе нашего кружка активное участие принимают и родители . Они посещают вместе с нами экскурсии , являются членами жюри на проводимых конкурсах , помогают при подготовке мероприятий . Но и со стороны нашего кружка проявляется внимательное отношение к увлечениям наших родителей , что даёт самые положительные результаты . Хочется рассказать о том , как интересно прошло в нашем классе путешествие в такую страну Юго - Восточной Азии , как Китай . Когда мы с ребятами начали изучать Китай , оказалось , что прабабушка моей ученицы Михайловой Риты была в этой стране несколько раз . Я пригласила Инну Анатольевну на заседание нашего кружка с просьбой рассказать об этой стране . Мы услышали очень интересную историю о том , как когда - то , очень давно , 11- летняя девочка Инна , услышав на уроках истории про Китай , « влюбилась » в эту далёкую страну и написала письмо … самому Мао Дзэдуну - председателю КНР . Её письмо опубликовали в газете « Дружба », и ей стали приходить письма от китайских друзей … мешками . Удивительно , что школьнице из Куйбышева писали люди из разных городов , разных возрастов и профессий . У Инны появилось много друзей по переписке . Через 10 лет письма неожиданно перестали приходить , переписка оборвалась из - за напряжённых
международных отношений . Прошло много лет . Но мечта о поездке в Китай у Инны Анатольевны всё - таки осуществилась . Это произошло спустя 50 лет , в 2008 году , когда её дочь подарила ей путёвку десятидневного тура по городам Китая . А в 2010 г . Инну Анатольевну пригласили в Пекин на российско - китайский телемост передачи « Жди меня », где произошла встреча Инны и Чень Но - одного из друзей по переписке . Услышав эту историю , ребята нашего класса захотели побывать в этой стране , и мы начали её изучение . Благодаря обращению Ритиной прабабушки к китайским друзьям , 27 декабря 2011 года к нам в лицей №135, в наш класс приехало Центральное пекинское телевидение во главе с директором русского канала - Сун Ипином ! Это было здорово ! Мы с ребятами подготовили интересное выступление для гостей и написали письма своим сверстникам в Китай , которые передали Сун Ипину . Впоследствии по китайскому телевидению в утренних новостях был показан небольшой репортаж о нашем лицее № 135 и кружке " Юный географ ", снятый Сун Ипином ! Копию репортажа мы получили спустя некоторое время . Эта история имела продолжение : в январе 2012 года мы вместе с Инной Анатольевной , её правнучкой Ритой и ещё одной моей ученицей Настей полетели в Пекин на китайский Новый год , после чего тоже полюбили эту удивительную страну , как некогда влюбилась в неё девочка Инна . Не менее интересно произошло изучение такой страны , как Ирландия . Мы пригласили в лицей преподавателя колледжа из ирландского графства Корк Брендана Моллоя . Он выступил для старшеклассников нашего лицея , а потом посетил наш кружок . Встреча прошла очень интересно , ребята задавали много вопросов на английском языке . После этой встречи мы стали мечтать об Ирландии , и … на весенних каникулах группа ребят вместе с родителями отправилась на побережье Атлантического океана в графство Корк ! Целую неделю мы посещали уроки в ирландской школе ; выступили перед ребятами с презентациями о нашем лицее №135, о Самаре ; подарили сувениры . Мы подружились не только с ребятами , но и с их учителями и родителями . После возвращения в Самару на занятиях кружка мы рассказали много интересного нашим ребятам об Ирландии . Сейчас ребята нашего класса переписываются с ирландскими сверстниками .
Таким образом , занятия в кружке « Юный географ » создают предпосылки для изучения учащимися в среднем звене такого предмета , как география ; ребята получают навык работы с различными источниками информации с привлечением различных компьютерных технологий ; при выполнении проектов развиваются их творческие способности ; изучая быт , национальные особенности и культуру народов разных стран , возрастает духовно - нравственный потенциал учащихся . Благодаря занятиям в кружке « Юный географ » у детей формируется представление о « Земле людей », прекраснее которой нет во Вселенной . Учитель начальных классов г . о . Самара , МБОУ ЛАП № 135 Швецова Т . Г .


В раздел образования