"Воспитательные и образовательные результаты и эффекты программы внеурочной деятельности "Юный географ"
Автор: Швецова Татьяна Геннадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ ЛАП №135 Населённый пункт: Город Самара, Самарская область Наименование материала: статья Тема: "Воспитательные и образовательные результаты и эффекты программы внеурочной деятельности "Юный географ" Раздел: начальное образование
»
В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального
общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование
общей
культуры,
духовно-нравственное,
социальное,
личностное
и
интеллектуальное
развитие
обучающихся,
создание
основ
для
самостоятельной
реализации
учебной
деятельности,
которая
может
обеспечить
социальную
успешность,
развитие
творческих
способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся.
В
рамках
требований
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования
(
ФГОС
)
мной
была
разработана
программа
внеурочной
деятельности
«
Юный
географ
»
для
учащихся
1-4
классов
.
Продолжительность
освоения
программы
- 4
года
.
Данная
программа
вводит
ценностную
шкалу
,
необходимую
для
формирования
у
подрастающего
поколения
позитивных
целевых
установок
,
углубленного
личностного
восприятия
и
эмоционального
,
доброжелательного
отношения
к
миру
природы
и
культуры
в
их
единстве
.
Цель
программы
:
формирование
у
учащихся
целостного
,
социально
ориентированного
взгляда
на
мир
в
его
органичном
единстве
и
разнообразии
природы
,
народов
,
культур
и
религий
.
Задачи
программы
:
формировать
вектор
культурно
-
ценностных
ориентаций
младшего
школьника
в
соответствии
с
традициями
духовности
и
нравственности
;
расширить
представление
учащихся
о
мире
,
о
странах
и
народах
,
их
населяющих
;
познакомить
с
национальными
особенностями
,
с
народными
традициями
и
выдающимися
людьми
разных
стран
;
формировать
универсальные
учебные
действия
(
познавательные
,
коммуникативные
,
регулятивные
,
личностные
);
осваивать
способы
решения
проблем
творческого
и
поискового
характера
;
воспитывать уважительное отношение к истории и культуре других народов.
Реализуя
свою
образовательную
программу
,
я
использую
личностно
-
ориентированные
,
здоровьесберегающие
и
игровые
технологии
.
Учебный
процесс
сочетает
различные
типы
занятий
:
теоретические
;
практические
;
творческие
;
игровые
.
В
учебном
процессе
используются
такие
формы
организации
деятельности
,
как
учебное
занятие
;
экскурсия
;
обучение
в
динамических
парах
,
группах
;
занятия
-
соревнования
.
Программа
«
Юный
географ
»
состоит
из
нескольких
крупных
блоков
(
разделов
),
в
каждый
из
которых
включены
изучаемые
страны
в
зависимости
от
их
местоположения
.
Это
следующие
разделы
:
«
Страны
Юго
-
Восточной
и
Восточной
Азии
»;
«
Австралия
»;
«
Океания
»;
«
Антарктида
»;
«
Страны
Северной
Америки
»;
«
Страны
Южной
Америки
»;
«Страны Африки»;
«
Страны
Юго
-
Западной
и
Южной
Азии
»;
«
Страны
Европы
».
Изучение
каждой
страны
проходит
по
определённому
алгоритму:
географическое
положение
страны
,
население
,
флаг
,
столица
,
официальный
язык
,
денежная
единица
,
главные
достопримечательности
(
чудеса
архитектуры
и
природные
объекты
),
национальные
традиции
,
обычаи
,
праздники
.
Завершением
изучения
каждого
блока
являются
творческие
работы
учащихся
(
проекты
).
Одной
из
форм
,
завершающих
тему
,
является
КВН
.
Эта
форма
наиболее
любима
моими
учениками
,
так
как
здесь
реализуются
их
творческие
способности
и
познавательные
интересы
Кроме
КВНов
ребята
принимают
участие
в
викторинах
,
географических
конкурсах
,
выпусках
газет
(«
Чудеса
животного
мира
», «
Удивительные
растения
»,
«
Водные
миры
»),
составлении
и
разгадывании
кроссвордов
.
Одной
из
форм
организации
нашей
деятельности
является
экскурсия
.
Ребятам
очень
интересны
экскурсии
в
выставочный
центр
«
Радуга
» ,
где
находятся
залы
,
посвящённые
культурам
разных
стран
.
В
работе
нашего
кружка
активное
участие
принимают
и
родители
.
Они
посещают
вместе
с
нами
экскурсии
,
являются
членами
жюри
на
проводимых
конкурсах
,
помогают
при
подготовке
мероприятий
.
Но
и
со
стороны
нашего
кружка
проявляется
внимательное
отношение
к
увлечениям
наших
родителей
,
что
даёт
самые
положительные
результаты
.
Хочется
рассказать
о
том
,
как
интересно
прошло
в
нашем
классе
путешествие
в
такую
страну
Юго
-
Восточной
Азии
,
как
Китай
.
Когда
мы
с
ребятами
начали
изучать
Китай
,
оказалось
,
что
прабабушка
моей
ученицы
Михайловой
Риты
была
в
этой
стране
несколько
раз
.
Я
пригласила
Инну
Анатольевну
на
заседание
нашего
кружка
с
просьбой
рассказать
об
этой
стране
.
Мы
услышали
очень
интересную
историю
о
том
,
как
когда
-
то
,
очень
давно
, 11-
летняя
девочка
Инна
,
услышав
на
уроках
истории
про
Китай
, «
влюбилась
»
в
эту
далёкую
страну
и
написала
письмо
…
самому
Мао
Дзэдуну
-
председателю
КНР
.
Её
письмо
опубликовали
в
газете
«
Дружба
»,
и
ей
стали
приходить
письма
от
китайских
друзей
…
мешками
.
Удивительно
,
что
школьнице
из
Куйбышева
писали
люди
из
разных
городов
,
разных
возрастов
и
профессий
.
У
Инны
появилось
много
друзей
по
переписке
.
Через
10
лет
письма
неожиданно
перестали
приходить
,
переписка
оборвалась
из
-
за
напряжённых
международных
отношений
.
Прошло
много
лет
.
Но
мечта
о
поездке
в
Китай
у
Инны
Анатольевны
всё
-
таки
осуществилась
.
Это
произошло
спустя
50
лет
,
в
2008
году
,
когда
её
дочь
подарила
ей
путёвку
десятидневного
тура
по
городам
Китая
.
А
в
2010
г
.
Инну
Анатольевну
пригласили
в
Пекин
на
российско
-
китайский
телемост
передачи
«
Жди
меня
»,
где
произошла
встреча
Инны
и
Чень
Но
-
одного
из
друзей
по
переписке
.
Услышав
эту
историю
,
ребята
нашего
класса
захотели
побывать
в
этой
стране
,
и
мы
начали
её
изучение
.
Благодаря
обращению
Ритиной
прабабушки
к
китайским
друзьям
,
27
декабря
2011
года
к
нам
в
лицей
№135,
в
наш
класс
приехало
Центральное
пекинское
телевидение
во
главе
с
директором
русского
канала
-
Сун
Ипином
!
Это
было
здорово
!
Мы
с
ребятами
подготовили
интересное
выступление
для
гостей
и
написали
письма
своим
сверстникам
в
Китай
,
которые
передали
Сун
Ипину
.
Впоследствии
по
китайскому
телевидению
в
утренних
новостях
был
показан
небольшой
репортаж
о
нашем
лицее
№ 135
и
кружке
"
Юный
географ
",
снятый
Сун
Ипином
!
Копию
репортажа
мы
получили
спустя
некоторое
время
.
Эта
история
имела
продолжение
:
в
январе
2012
года
мы
вместе
с
Инной
Анатольевной
,
её
правнучкой
Ритой
и
ещё
одной
моей
ученицей
Настей
полетели
в
Пекин
на
китайский
Новый
год
,
после
чего
тоже
полюбили
эту
удивительную
страну
,
как
некогда
влюбилась
в
неё
девочка
Инна
.
Не
менее
интересно
произошло
изучение
такой
страны
,
как
Ирландия
.
Мы
пригласили
в
лицей
преподавателя
колледжа
из
ирландского
графства
Корк
Брендана
Моллоя
.
Он
выступил
для
старшеклассников
нашего
лицея
,
а
потом
посетил
наш
кружок
.
Встреча
прошла
очень
интересно
,
ребята
задавали
много
вопросов
на
английском
языке
.
После
этой
встречи
мы
стали
мечтать
об
Ирландии
,
и
…
на
весенних
каникулах
группа
ребят
вместе
с
родителями
отправилась
на
побережье
Атлантического
океана
в
графство
Корк
!
Целую
неделю
мы
посещали
уроки
в
ирландской
школе
;
выступили
перед
ребятами
с
презентациями
о
нашем
лицее
№135,
о
Самаре
;
подарили
сувениры
.
Мы
подружились
не
только
с
ребятами
,
но
и
с
их
учителями
и
родителями
.
После
возвращения
в
Самару
на
занятиях
кружка
мы
рассказали
много
интересного
нашим
ребятам
об
Ирландии
.
Сейчас
ребята
нашего
класса
переписываются
с
ирландскими
сверстниками
.
Таким
образом
,
занятия
в
кружке
«
Юный
географ
»
создают
предпосылки
для
изучения
учащимися
в
среднем
звене
такого
предмета
,
как
география
;
ребята
получают
навык
работы
с
различными
источниками
информации
с
привлечением
различных
компьютерных
технологий
;
при
выполнении
проектов
развиваются
их
творческие
способности
;
изучая
быт
,
национальные
особенности
и
культуру
народов
разных
стран
,
возрастает
духовно
-
нравственный
потенциал
учащихся
.
Благодаря
занятиям
в
кружке
«
Юный
географ
»
у
детей
формируется
представление
о
«
Земле
людей
»,
прекраснее
которой
нет
во
Вселенной
.
Учитель
начальных
классов
г
.
о
.
Самара
,
МБОУ
ЛАП
№ 135
Швецова
Т
.
Г
.