Напоминание

"Бисероплетение и здоровьесберегающие технологии"


Автор: Кучмасова Елена Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦИ "Эдельвейс" Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Бисероплетение и здоровьесберегающие технологии"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства «Эдельвейс»

Приморского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Бисероплетение и здоровьесберегающие технологии»

Автор:

Кучмасова Елена Владимировна,

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ЦИ «Эдельвейс»

Санкт-Петербург

2021г.

Введение

Бисероплетение - это удивительное занятие, несущее в себе много пользы. Во-первых, разбираясь с

бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их ровно на столе, ребенок развивает мелкую

моторику рук и пальчиков. Во-вторых, разглядывая цветные мелкие детали, ребенок учится тонко

различать оттенки и тренирует зрение. В-третьих, создавая фигурки из бисера, ребенок развивает

свои творческие способности, фантазию и пространственное мышление, развивает мелкую моторику

рук. За нас сегодня практически все делают машины. Мало кто стирает руками, а тем более

вышивает и вяжет. Единственное, что способны освоить современные дети, — это кнопки

компьютерной клавиатуры. И родители никак не реагируют на эту опасную безрукость. А зря!

Потому что нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений

пальцев рук. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук: ввиду близости

расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга. Возбуждение, возникающее в

двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и

стимулирует артикуляцию. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами

сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и

двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся

дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и

пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество

разнообразных бытовых и учебных действий.

Занятия бисероплетением способствуют развитию пространственного ориентирования, речи и

творческих способностей учащихся, требуют от них одновременной концентрации внимания,

нагрузки на зрение и опорно-двигательный аппарат.

Сейчас я расскажу о тех методах и приемах здоровьесберегающих технологий, которые я использую

в процессе занятий по бисероплетению и которые помогают корректировать зрительную нагрузку и

снимать мышечное напряжение у детей.

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по бисероплетению

Для активизации и отдыха ребят на занятии, а также для предупреждения и снятия утомления

на занятиях предусмотрены релаксационные и кенезиологические упражнения, пальчиковая

гимнастика и гимнастика для глаз, различные физминутки.

Термином

«физкультминутка»

принято

обозначать

кратковременные

серии

физических

упражнений, используемых в основном для активного отдыха. Обычно это проведение 3-5

физических упражнений. В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть

2

включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, и упражнения, направленные

на выработку рационального дыхания.

Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия

или оздоровление музыкой. Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлени-

ем, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что му-

зыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться им-

мунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее

идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Звучание музыки на занятии дает ре-

бенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.

Пальчиковая гимнастика. Все движения организма и речевая моторика имеют единые

механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи

ребенка. Пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь,

умение слушать, а также благодаря гимнастике кисти рук приобретают хорошую подвижность,

гибкость, исчезает скованность движений, что способствует поднятию тонуса и желание продолжить

работу.

С целью профилактики нарушений зрения и оздоровления учащихся с патологией органа зрения

рекомендуется проведение специальной гимнастики для глаз.

Физкультминутки

1. Спал цветок (дети сидят, сложа руки)

И вдруг проснулся (встали)

Встрепенулся (наклоны влево – вправо; руки свободно опущены)

Потянулся (поднимают руки, тянутся вверх, встав на носочки)

Взвился вверх (движения кистями рук вперёд – назад)

И полетел (руки в стороны, повороты туловища влево – вправо)

Солнце утром лишь проснётся (повороты вокруг себя на месте)

Бабочка кружит и вьётся (имитация взмахов крыльев бабочки).

2. Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел веселый жук,

3

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш. (Присели.)

3. Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным

движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Фонарики» (выполнять несколько раз)

Вариант 1.

4

Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и

разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими

фразами:

- Фонарики зажглись! (пальцы выпрямить)

- Фонарики погасли! (пальцы сжать)

Вариант 2 (усложнённый)

Поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт «раз-два». На «раз»: пальцы правой руки

выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой

руки

сжаты. Выполнять упражнение медленно, затем постепенно ускорять темп. Упражнение можно

сначала выполнять со счётом, а потом

сопровождая

ритмично

движения

стихами:

Мы фонарики зажжём,

А потом гулять пойдём!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

"Моем руки"

1. "Моем руки": ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.

Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!

2. "Стряхиваем водичку с рук": пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы

стряхивая водичку.

Брызги - вправо, брызги - влево!

Мокрым стало наше тело!

3. "Вытираем руки": энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки

полотенцем.

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.

Упражнение «Ёжик»

5

Исходное положение: поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки

между

пальцами

другой.

Шевелить

прямыми пальцами.

- Маленький колючий ёж,

До чего же он хорош!

Упражнение «Лодочка»

Исходное положение: лбе ладони поставлены на ребро и соединены

«ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням.

-маленькая лодочка по реке плывёт,

На прогулку лодочка малышей везёт.

Упражнение «Пароход»

Исходное положение: обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в

сторону «От себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба».

Пароход плывёт по речке,

И труба дымит, как печка.

Упражнение «Речка и рыбка»

1. Речка-волнистое, плавное движение расслабленных кистей рук.

2. Рыбка. Исходное положение: выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в

сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движения рыбки

хвостом.

Рыбка – малютка по речке плывёт,

Рыбка-малютка хвостиком бьёт.

Упражнение «Цветок»

Исходное положение: ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты

друг к другу.

Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.

Солнце поднимается,

Цветочек распускается!

Солнышко садится – цветочек спать ложится!

6

Комплекс упражнений,

корректирующих зрение посредством технологии бисерного рукоделия.

Упражнение 1. Подбор бисера по цвету.

Смешанный цветной бисер разобрать по цветам. На расстоянии вытянутой руки, по широкой ам-

плитуде разложить бисер по цветовой гамме (10мин.).

Упражнение 2. Калибровка бисера.

Подобрать бисер по размеру.

Упражнение 3. Морганиие.

Перед началом работы с иглой необходимо:

Быстро моргать в течение 10 сек;

Крепко зажмурить глаза на 3—5 сек., затем открыть их. Повторить 6—8 раз.

Упражнение 4.

Широко открыть глаза, сильно прищуриться, при прищуренных глазах нанизать бисер на иглу по

цветовой гамме схемы (10 штук). После того как ряд закреплен резко закрыть глаза. Упражнение по-

вторить 5-10 раз.

Упражнение 5. Фиксирование взгляда на дальнем и ближнем изображении.

При бисерном ткачестве воспитанники работают со схемой и изготовлением изделия одновременно,

следовательно, изделие находится ближе, схема – дальше, происходит чередование напряжения гла-

зодвигательных мышц. Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует и массирует

хрусталик, улучшает кровоснабжение и питание глаза.

7

Гимнастика для глаз

Для проведения гимнастики выбираем одно из упражнений и повторяем его три раза.

1. Голову держать прямо, глаза скосить сначала до отказа вправо, затем поднять до отказа вверх, по-

сле этого скосить их до отказа влево и, наконец, опустить вниз. Сделав паузу, повторить упражнение

в обратном порядке.

2. Голову держать прямо, глаза скосить сначала до отказа вправо, затем скосить их до отказа влево,

задержаться в этом положении на несколько секунд и возвратиться в исходное положение.

3. Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувства усталости. Затем расслабиться на

5-6 секунд.

4. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе

проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть

вдаль, считая до пяти.

5. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив

мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1-4.

До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 1-6.

6. Не поворачивая головы. Посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счёт 1-4, затем посмотреть

вдаль на счёт 1-6. Аналогично – с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз.

7. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счёт 1-

6. Затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счёт 1-6.

8. Используются траектории «восьмёрка», зигзаги, спирали, треугольник с кругом и меньшим тре-

угольником в середине. По ним дети бегают глазами.

9. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево.

Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот.

10. Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подми-

гивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

8

9



В раздел образования