Напоминание

"День Российской науки"


Автор: Ольга Геннадьевна Ребрикова
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ Бобровская СОШ №2
Населённый пункт: Воронежская область, город Бобров
Наименование материала: Внеурочное мероприятие в рамках недели физики
Тема: "День Российской науки"
Раздел: полное образование





Назад




Мероприятие проводилось в рамках недели физики

Сценарий

День Российской науки

Оформление доски- портреты ученых: Ломоносов, Менделеев, Попов,

Королев, Басов, Черенков, Капица, Сахаров, Цилковский, Жуковский,

Ведущий 1: Эпиграфом нашего события выбраны слова Антона

Павловича Чехова

«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она

всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною ею

человек победит природу и себя»(Просмотр видео о науке)

Ведущий 1: Ежегодно 8 февраля отечественное научное сообщество

отмечает свой профессиональный праздник — День российской науки,

учреждённый Указом Президента Российской Федерации в 1999 году. В

Указе говорится, что праздник был установлен «учитывая выдающуюся

роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя

историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания

в России Академии наук».Так что же такое наука?

Наука – это система знаний о природе, обществе и человеке.

Каждому человеку хочется быть образованным, больше знать, больше

уметь. Но путь к знаниям нелегок, он требует упорства, настойчивости.

Но стоит помнить, что всякий труд бывает вознагражден.

Ведущий2:

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадокса друг…

Ведущий1: День науки – это, прежде всего, возможность рассказать о

старых и новых исследованиях, получить новые знания. Но это еще и

праздник – яркий, радостный и незабываемый.

Сегодня мы поговорим о знаменитых Российских ученых, и ученых, чье

имя связано с Воронежским краем.

ВЕДУЩИЙ 2:

О, гений! О, ученый! О, философ!

Творец ума — Михайло Ломоносов!

В веках почтенный, гордый Сын.

Отечества прославленных седин…

Ведущий2: Первый человек, о котором хотелось бы рассказать – Михаил

Васильевич Ломоносов. Он стал известен тем, что сделал множество

открытий в различных областях наук. Ученый-энциклопедист, астроном,

геолог, физик, химик и основатель Московского Университета.

Выступление о М.В. Ломоносове

Демонстрация прибора для сложения света

Задание 1: Записать название и назначение выбранных приборов

ВЕДУЩИЙ 2:

Кумир ученых и поэтов

Глядит внимательно с портретов,

Своих открытий зная ширь,

С осанкой вечно молодою,

С окладистою бородою,

Былинный русский богатырь.

Ведущий 1: День рождение этого ученого совпадает с Днем Российской

науки. Он создал периодическую систему химических элементов. Давайте

посмотрим сюжет, где нам подробнее расскажут о трудах Дмитрия

Ивановича Менделеева.

Выступление о Д. И. Менделеев

Демонстрация «Процесс электролиза»

Просмотр видео фильма «Периодическая таблица»

ВЕДУЩИЙ 2:

Досель не виданное дело -

Электросвязь без проводов

Продемонстрировал умело

Изобретатель наш, Попов.

Ведущий1: Еще один замечательный, известный ученый – это Попов

Александр Степанович. Русский физик, электромеханик, профессор,

изобретатель, почетный инженер-электрик.

Выступление о А. С. Попов

Демонстрация работы радио

Задание 2: Расшифровать запись (Слава Российской науки)

ВЕДУЩИЙ 2:

Он выдающийся конструктор,

Он космонавтики практической отец,

Он запустил впервые в мире спутник,

Полет космический Гагарина труда его венец.

Он Циолковского идеи сделал былью,

Организовал создание, полет ракет,

Дал Человеку в космос крылья,

Раскрыл луны строения секрет.

Ведущий1:Космос, ракета, первый полет. Когда говорим об этом, то даже

и не подразумеваем, что в этой области много сделал гениальный ученый

Сергей Павлович Королев.

Выступление о С.П. Королев

Демонстрация реактивного движения

Задание 3: С помощью воздушных шаров про показать реактивное

движение (отсчет времени: пять, четыре, три, два, один, пуск)

ВЕДУЩИЙ 2:

До сих пор со времён Ломоносова

Неизменна эта традиция -

Юных Сеченовых и Амосовых

Производят в российских провинциях!

Ведущий1:

Имена многих известных ученых и просто удивительных людей связаны с

Воронежской землей. Например, человек имя которого носит одна из

школ г.Воронежа. Николай Геннадьевич Басов. Родился в деревне

Усмань (Тамбовская область). Благодаря его исследованиям и двух

других ученых (Прохоров и Таунс) в области квантовой радиофизики,

был изобретен Лазер.

Выступление о Н. Г. Басов, Черенков

Видео фильм открытия 21 века

Ведущий1:

С XVIII века до наших дней Россия вносила огромнейший вклад в

развитие мировой науки. Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Петрович

Павлов, Дмитрий Иванович Менделеев, Константин Эдуардович

Циолковский, Петр Леонидович Капица, Лев Давидович Ландау, Игорь

Васильевич Курчатов, Павел Сергеевич Александров, Сергей Павлович

Королев — вот только малая часть имен российских ученых, внесших

вклад в мировую науку. Россия стала первой страной, где было

разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен

искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире

атомная станция

Ведущий2:

Каждый человек должен обладать научными знаниями. С возрастом они

значительно пополняются новыми фактами. А теперь давайте проверим

на сколько вы хорошо обладаете знаниями в разных областях науки.

Мы предлагаем Вам викторину «Знаете ли вы, что…?»

Вопрос 1. Этот ученый оглох в десятилетнем возрасте, не смог учиться в

школе и вынужден был заниматься самостоятельно. В 16 лет он увлекался

астрономией, физикой, механикой и изобретательством. В дальнейшем он

стал школьным учителем.

Кто этот знаменитый ученый? (Константин Эдуардович

Циолковский)

Вопрос 3. В 1909 году Нобелевская премия по физике была присуждена

итальянцу Гильельмо Маркони за работы по созданию беспроволочного

телеграфа. На самом же деле первым это открытие сделал другой

человек – русский физик и электротехник. У нас его имя известно

каждом Назовите его имя. ( Александр Степанович Попов )

Вопрос4 Удивительная судьба была у этого человека. Один из авторов

самого страшного оружия — водородной бомбы, стал обладателем

Нобелевской премии мира!

Над его могилой академик Д.С. Лихачев сказал: «Он был настоящий

пророк. Пророк в древнем, исконном смысле этого слова, то есть человек,

призывающий своих современников к нравственному обновлению ради

будущего».

Назовите имя этого ученого. (Андрей Дмитриевич Сахаров)

Вопрос 5. Этот ученый посетил 32 раза Германию, 33 Францию, 10

Швейцарию, 11 Англию, 9 Австро-Венгрию, 6 Италию и многие другие?

Назовите имя этого ученого (Менделеев)

Вопрос 6. О нем наш великий поэт А.С. Пушкин сказал, что он создал

первый в России университет, что «он, лучше сказать, сам был первым

русским университетом

О ком эти слова? ( о М.В. Ломоносове)

Вопрос 7. В этой династии четыре поколения связаны с Академией наук:

прадед – был членом-корреспондентом императорской Российской

академии наук, дед, сын и младший внук - академиками. Старший внук,

профессор, доктор физико-математических наук, стал выдающимся

популяризатором науки, ведущим научной телепередачи. Наибольший

вклад в науку внес третий представитель династии – советский физик,

академик, лауреат Нобелевской премии, член многих зарубежных

академий наук и научных обществ. Его работы посвящены ядерной

физике, физике и технике сверхсильных магнитных полей, физике и

технике низких температур, физике высокотемпературной плазмы.

Назовите его имя (Петр Леонидович Капица)

Вопрос8.Какое учебное заведение носит имя известного Воронежского

ученого, лауреата нобелевской премии по квантовой электронике?

(Гимназия им. Басова)

Ведущий2: Открытия повлияли и продолжают влиять на нашу жизнь и,

без открытий отечественных учёных сегодня невозможно было бы

использовать современные гаджеты.

Многие из учащихся могут стать и учёными, и изобретателями, сделать

очень важное для всего мира открытие. При этом совершенно не важно, в

какой области оно будет сделано, кем по специальности и профессии

станет тот или иной сегодняшний школьник, где именно он будет

трудиться. Главное – получить необходимые знания, умения, навыки,

компетентности, уметь добиваться поставленной цели, а в этом вам

поможет школа и другие учебные заведения.

Ведущий1: И кто знает, может, будущий лауреат Нобелевской

премии растет именно в нашей школе! Помните: самая большая победа

придёт только к тому, кто умеет одерживать над собой самые маленькие,

незаметные для других победы: «Если труд твой к познанию мира ведет,

как бы ни был он труден – вперёд!»

Ведущий 1:

Преображая облик мира,

Науки верные мужи,

Фундамент возводили смело,

А мы, надстроим этажи!

Ведущий 2:

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Ньютонов

Российская земля рождать

М.В. Ломоносов

Любите физику, друзья,

Без космоса никак нельзя,

Без света не прожить и дня,

Как в древнем мире без огня.

Без физики не только свет,

Компьютер или Интернет,

Мы не могли бы получить,

Давайте физику учить!



В раздел образования