Авторы: Скутина Алена Михайловна, Тищенко Ксения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №3"
Населённый пункт: Верхняя Пышма
Наименование материала: статья
Тема: "Роль речи в развитии личности ребенка"
Раздел: дошкольное образование
«Роль речи в развитии личности ребенка».
«Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет
долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и
он их усвоит на лету.»
К. Д. Ушинский.
Развитие речи – одно из основных условий развития ребенка, важнейший
компонент формирования его поведения, эмоционально-волевых процессов и
успешной социализации.
В свете современной тенденции общества к интеграции и развития
общественно - политических и культурно-языковых контактов актуальной
проблемой является овладение родным языком, развитие речи ребенка в
дошкольном детстве как общая основа воспитания и общения детей.
Главный механизм взаимодействия субъектов социума —речь. Благодаря ей
человек фиксирует свои мысли, чувства.
Многие ученые и исследователи по-разному определяют возрастные границы
каждого периода. Известный русский лингвист А.Н. Гвоздев выявил
последовательность появления в речи ребенка различных частей речи,
словосочетаний, разных видов предложений и пришел к выводу о том, что
детям на раннем этапе развития свойственна ситуативная речь.
Детская речь изумительна, забавна, изобретательна. Мы часто слышим от
детей много интересных детских изречений, придуманных ими слов и
забавных фраз, порой даже не всегда понимая смысл подомных изречений.
Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи педагога и всех
окружающих. Дети смотрят глазами взрослых на все предметы и явления
окружающей их жизни. Дети перенимают взгляды взрослых, их оценки той
или иной ситуации и конечно же подражают речи взрослых. Речь взрослого
должна быть грамматически правильной, чёткой и красивой - это поможет
ребёнку в полноценном формировании его речи, а в дальнейшем и в
успешном обучении в школе. Близким человеком, с которым
непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель.
Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом
для детей. Воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который
встречается детям в их жизни. Для меня моя профессия – это возможность
постоянно находиться в искреннем мире детства, в стране сказки и
ежедневного познания чего-то нового и прекрасного. Детский мир намного
интереснее и богаче, чем мир взрослого. Задача воспитателя – не разрушить
эту детскую иллюзорность, а влиться в нее. Мы, педагоги, должны
разговаривать с детьми на одном языке, понимать их: поведение, речь,
жесты, внутренний мир, а для этого немаловажна роль родного языка. Дети
дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через
общение с окружающими людьми.
Дети в своем дошкольном возрасте проявляют большой интерес к сказкам.
Именно сказка помогает строить правильный диалог с собеседником,
развивать логическую связную речь, делать речь красивой и эмоциональной.
Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов.
Овладение речью в дошкольном возрасте происходит только в живом,
непосредственном общении, когда ребенок не только слушает слова другого
человека, но и отвечает ему, когда он сам включен в диалог; причем
участвует в диалоге не только с помощью слуха и артикуляции, но и всеми
своими действиями, мыслями и чувствами.
И еще: одна из самых важных профессий — это профессия воспитателя,
любящего детей, прекрасно знающего свое дело и ясно представляющего
себе, что любые потери в развитии ребенка дошкольного возраста
невосполнимы.
Педагоги, работающие с детьми, достойны всяческой поддержки, внимания и
уважения.
Помните, что развивать речь детей следует гармонично, в соответствии с их
возрастом. Пусть речевые упражнения сочетаются с двигательной и
познавательной деятельностью ребенка, развивает его всесторонне. Говорите
с детьми больше, как в процессе игры, так и при повседневных делах. А
настоящей наградой для вас вскоре станет грамотная, богатая, эмоционально
окрашенная речь вашего ребёнка.