Напоминание

"Роль речи в развитии личности ребенка"


Авторы: Скутина Алена Михайловна, Тищенко Ксения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №3"
Населённый пункт: Верхняя Пышма
Наименование материала: статья
Тема: "Роль речи в развитии личности ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль речи в развитии личности ребенка».

«Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет

долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и

он их усвоит на лету.»

К. Д. Ушинский.

Развитие речи – одно из основных условий развития ребенка, важнейший

компонент формирования его поведения, эмоционально-волевых процессов и

успешной социализации.

В свете современной тенденции общества к интеграции и развития

общественно - политических и культурно-языковых контактов актуальной

проблемой является овладение родным языком, развитие речи ребенка в

дошкольном детстве как общая основа воспитания и общения детей.

Главный механизм взаимодействия субъектов социума —речь. Благодаря ей

человек фиксирует свои мысли, чувства.

Многие ученые и исследователи по-разному определяют возрастные границы

каждого периода. Известный русский лингвист А.Н. Гвоздев выявил

последовательность появления в речи ребенка различных частей речи,

словосочетаний, разных видов предложений и пришел к выводу о том, что

детям на раннем этапе развития свойственна ситуативная речь.

Детская речь изумительна, забавна, изобретательна. Мы часто слышим от

детей много интересных детских изречений, придуманных ими слов и

забавных фраз, порой даже не всегда понимая смысл подомных изречений.

Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи педагога и всех

окружающих. Дети смотрят глазами взрослых на все предметы и явления

окружающей их жизни. Дети перенимают взгляды взрослых, их оценки той

или иной ситуации и конечно же подражают речи взрослых. Речь взрослого

должна быть грамматически правильной, чёткой и красивой - это поможет

ребёнку в полноценном формировании его речи, а в дальнейшем и в

успешном обучении в школе. Близким человеком, с которым

непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель.

Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом

для детей. Воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который

встречается детям в их жизни. Для меня моя профессия – это возможность

постоянно находиться в искреннем мире детства, в стране сказки и

ежедневного познания чего-то нового и прекрасного. Детский мир намного

интереснее и богаче, чем мир взрослого. Задача воспитателя – не разрушить

эту детскую иллюзорность, а влиться в нее. Мы, педагоги, должны

разговаривать с детьми на одном языке, понимать их: поведение, речь,

жесты, внутренний мир, а для этого немаловажна роль родного языка. Дети

дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через

общение с окружающими людьми.

Дети в своем дошкольном возрасте проявляют большой интерес к сказкам.

Именно сказка помогает строить правильный диалог с собеседником,

развивать логическую связную речь, делать речь красивой и эмоциональной.

Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов.

Овладение речью в дошкольном возрасте происходит только в живом,

непосредственном общении, когда ребенок не только слушает слова другого

человека, но и отвечает ему, когда он сам включен в диалог; причем

участвует в диалоге не только с помощью слуха и артикуляции, но и всеми

своими действиями, мыслями и чувствами.

И еще: одна из самых важных профессий — это профессия воспитателя,

любящего детей, прекрасно знающего свое дело и ясно представляющего

себе, что любые потери в развитии ребенка дошкольного возраста

невосполнимы.

Педагоги, работающие с детьми, достойны всяческой поддержки, внимания и

уважения.

Помните, что развивать речь детей следует гармонично, в соответствии с их

возрастом. Пусть речевые упражнения сочетаются с двигательной и

познавательной деятельностью ребенка, развивает его всесторонне. Говорите

с детьми больше, как в процессе игры, так и при повседневных делах. А

настоящей наградой для вас вскоре станет грамотная, богатая, эмоционально

окрашенная речь вашего ребёнка.



В раздел образования