Автор: Иванова Анастасия Михайловна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: КГБУ Детский дом 1
Населённый пункт: Г. Хабаровск
Наименование материала: Занятие по профориентации для выпускников 9 классов
Тема: "Мое видение будущей профессии"
Раздел: дополнительное образование
«Мое видение Будущей профессии»
Цель:
Формирование
ответственного
отношения
к
выбору
своего
профессионального маршрута.
Правила тренинга:
1. Говорим только о своих чувствах, желаниях и эмоциях используя «Я –
высказывания».
2. Находимся в ситуации «здесь и сейчас».
3. Говорим искренне, обращаясь к другим уважительно.
4. Правило «Стоп», если вы не готовы обсуждать данный вопрос.
5. Когда один говорит - другие внимательно слушают.
6. Правило конфиденциальности. Услышанное здесь не обсуждается вне стен
тренинга.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия (муз. сопровождение «Когда уйдем со школьного
двора»)
Упражнение «Самопрезентация» (15мин)
Каждый участник называет свое имя и говорит о своем любимом и не
любимом занятии в жизни. (При обсуждении ведущий обращает внимание
на то, что у каждого участника есть свои пристрастия, которые потом
выливаются в профессиональные способности, а в будущем и в профессию).
2. Развивающие игры
Упражнение «Цепочка профессий» (20 мин)
Мы с вами уже говорили о том, что существует 5 основных областей
профессий:
- человек - человек;
- человек - техника;
- человек – художественный образ;
- человек- знаковая система;
- человек – природа.
Вам нужно разбиться на 5 команд
и подобрать к каждой области
наибольшее количество качеств, необходимых той области, которая выпадет
вашей команде по жребию.
3. Направленное рисование или анкетирование, групповое обсуждение
различных чувств
Ведущий: «Время скоротечно и его нельзя вернуть. Мы с вами
существуем в пространстве и во времени. Причем в пространстве можно
двигаться и вперед и назад, а во времени – только вперед. Давайте попробуем
с вами заглянуть в будущее и вернуться обратно» (звучит школьный вальс)
Ведущий: «Время- как река, которая течет только в одном направлении из
прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. Время не возвращается и
не стоит на месте. Прожив миг, мы не можем вернуться назад и прожить его
по-другому» (звучит фонограмма звуков вокзала).
Ведущий: «Перед вами миллион дорог. Вы как- будто на вокзале, от того
какую дорогу вы выберете, будет зависеть ваша будущая жизнь. Какие
чувства вы испытываете, находясь на этом вокзале?» Представьте себе, что
позади школа, экзамены, выпускной, суета с поступлением и наконец вы
СТУДЕНТЫ. Какой путь студенческой жизни вы для себя выберете?»
1-
Необходимость получения максимум знаний
2-
Веселый и интересный (самое время погулять, оттянуться, завести
новых друзей)
3-
Устроить личную жизнь (романтические знакомства, флирт, любовь,
семья)
Ведущий: «Представьте себе, что прошло 3-5 лет. С каким багажом вы
выходите из стен профессионального учебного заведения? Хорошее
предложение на работу, или много друзей, или веселые воспоминания,
или сложившуюся семью.
Ведущий: «Вас называют слишком правильным, у вас исчезли эмоции,
на вашей престижной работе, вы плохо сходитесь с коллегами. Не жалеете ли
вы о такой прожитой жизни? С годами вы чувствуете, что друзья начинают
отдаляться от вас, у них свои интересы. Ваши сверстники ушли вперед, а вы
топчитесь на месте и молодое поколение
с усмешкой смотрит на
молодящегося старичка или старушку. Кроме того от неимоверного
количества выпитого вами спиртного, за студенческие годы, существенно
подкосило ваше здоровье? Ваша милая жена или муж оказались редкими
занудами, а вокруг столько интересных девушек или молодых людей и вам
так хочется погулять?»
Ведущий: «Мы с вами отправлялись в путь не с простого вокзала, а с
волшебного, поэтому, кого не устраивают его достигнутые результаты,
могут вернуться на «Вокзал мечты» и поменять свои жизненный маршрут.
Ведущий: «Все мы состоявшиеся взрослые люди давайте дадим
каждый себе, нынешним выпускникам, напутствия в жизни. И помните, что
вернуться назад, в реальной жизни не возможно. Трудно было или легко в
нашем путешествии? Что особенно было трудно, а что легко.
4. Релаксационные упражнения и игры на сплоченность группы
Ведущий: «А закончим мы свой тренинг коллажированием «Моя
будущая профессия» (обсуждение).
5. Ритуал прощания
Ведущий: «Давайте пожелаем друг другу удачи в профессиональном росте».
Приложение 1:
человек - человек
человек
художественный
образ
человек - знаковая
система
человек – природа
человек - техника
Приложение 2:
Личностные качества
-
стабильные внутренние особенности человека
повышенная работоспособность;
аналитическое мышление.
ответственность;
работоспособность;
предприимчивость;
исполнительность;
аккуратность;
пунктуальность;
организованность.
ораторские навыки;
креативность;
активность;
аккуратность;
аналитические способности;
активность;
амбициозность;
бесконфликность;
быстрая реакция;
вежливость;
скромность;
тактичность;
терпеливость;
толерантность;
лояльность;
внимательность;
гибкость;
дисциплинированность;
инициативность;
креативность;
коммуникабельность;
настойчивость;
надежность;
находчивость;
организаторские способности;
ораторское мастерство;
отзывчивость;
ответственность;
порядочность;
предприимчивость;
принципиальность;
пунктуальность;
рационализаторство;
самоконтроль;
самостоятельность;
самокритичность;
скрупулезность;
справедливость;
стрессоустойчивость;
трудолюбие;
упорство;
целеустремленность;
адаптивность;
умение убеждать;
чувство юмора;
честность;
энергичность;
обаяние;
решительность;
преданность;
требовательность;
уверенность в себе;
уравновешенность;
коммуникабельность и т.д.
Деловые качества человека - характеристики профессиональной
деятельности
производительность труда;
аналитические способности;
быстрая обучаемость;
внимание к деталям;
гибкость мышления;
готовность к сверхурочной работе;
грамотность;
математический склад ума;
навыки делового общения;
навыки взаимодействия с
клиентами;
способность находить с людьми
общий язык;
стремление к
самосовершенствованию;
способность к быстрому и
самостоятельному принятию
решений;
творческий подход;
нацеленность на результат;
умение быстро ориентироваться в
ситуации;
навыки планирования;
ораторские способности;
профессиональная честность;
скрупулезность;
способность быстро принимать
решения;
стремление к
самосовершенствованию;
умение договариваться;
умение излагать мысли;
умение находить общий язык;
умение обучать;
умение убеждать;
умение располагать людей к себе;
хорошая дикция;
хорошая физическая форма;
стремление к профессиональному
росту;
умение вести переговоры;
умение быстро принимать решения
и т.д.
Приложение 3:
1
Карточка:
посещение
лекций
и
библиотек,
участие
в
научных
конференциях и семинарах, поездки с целью изучения зарубежного опыта по
профессии, участие в научном студенческом обществе, первые публикации,
полезные деловые знакомства.
2
Карточка: вечеринки, капустники, приколы, дискотеки, концерты
современной музыки, поездки с друзьями на отдых, занятия спортом, туризм.
3 Карточка: свидания, романы, романтические поездки, флирт, любовь,
поклонники, поклонницы, свадьба.
1
Карточка:
посещение
лекций
и
библиотек,
участие
в
научных
конференциях и семинарах, поездки с целью изучения зарубежного опыта по
профессии, участие в научном студенческом обществе, первые публикации,
полезные деловые знакомства.
2
Карточка: вечеринки, капустники, приколы, дискотеки, концерты
современной музыки, поездки с друзьями на отдых, занятия спортом, туризм.
3 Карточка: свидания, романы, романтические поездки, флирт, любовь,
поклонники, поклонницы, свадьба.
1
Карточка:
посещение
лекций
и
библиотек,
участие
в
научных
конференциях и семинарах, поездки с целью изучения зарубежного опыта по
профессии, участие в научном студенческом обществе, первые публикации,
полезные деловые знакомства.
2
Карточка: вечеринки, капустники, приколы, дискотеки, концерты
современной музыки, поездки с друзьями на отдых, занятия спортом, туризм.
3 Карточка: свидания, романы, романтические поездки, флирт, любовь,
поклонники, поклонницы, свадьба.