Авторы: Шпаченко Елена Геннадьевна, Сергеева Раиса Петровна
Должность: Учитель истории, учитель литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ п.Пластун
Населённый пункт: п.Пластун, Тернейского района
Наименование материала: открытый урок
Тема: Бинарный урок по истории и литературе
Раздел: полное образование
Тема: «И над злою смертью встало слово…» Открытый урок по истории и литературе,
посвященный блокаде Ленинграда, мужеству и стойкости, героизму жителей.
Учитель истории и обществознания Шпаченко Елена Геннадьевна, Сергеева Раиса Петровна
учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ п. Пластун, Тернейского района, Приморского
края.
Цель:
1. Осмысление событий Великой Отечественной войны не только с
идеологической, но и с гуманистической, общечеловеческой точек зрения.
Задачи:
1. Социально-информационные:
- на основе использования исторической, научной-документальной и художественной литературы
способствовать развитию навыков самостоятельного поиска, отбора и анализа исторической
информации,
- способствовать овладению учащимися навыками исследовательской деятельности,
- развитие активной гражданской позиции,
- познакомить с историческими событиями Вов (Блокада Ленинграда);
-показать отражение этих событий в русской литературе периода войны;
- Прививать интерес к героическому прошлому, литературному наследию страны;
-воспитывать патриотизм, уважение к ветеранам и блокадникам, активную гражданскую
позицию.
2. Коммуникативные:
- формировать умения учащихся работать в группах, развивать навыки взаимодействия и
взаимопомощи, толерантного общения.
- способствовать развитию умений анализировать новую ситуацию, используя имеющиеся знания.
3. Предметные (учебно-познавательные):
- развивать обще учебные навыки анализировать, сравнивать, оценивать, обобщать,
абстрагировать исторические понятия. Уметь сопоставлять исторические документы с
литературными произведениями. Уметь делать политические и нравственные выводы.
- Формирование личностно-ориентированного восприятия связи времен, формирование
гражданско-патриотических качеств учащихся.
Орг. момент.
Е.Г.- Здравствуйте ребята, гости. Наш урок посвящен трагической странице Великой Отечественной
войны- блокаде Ленинграда.
Р.П.- Сегодня у нас, действительно, необычный бинарный урок. А поскольку литература всегда
отражает историческую действительность, то логично объединить знания Великой истории нашей
страны и великой русской литературы.
Е.Г.- Блокада Ленинграда — это период осады города Ленинграда в Великую отечественную
войну, которая продолжалась почти 900 дней (872, если точнее).
Блокада началась 8 сентября 1941 года и была снята 27 января 1944 года. В планы Гитлера
входило полностью уничтожить город и его жителей.
Ленинград был важным городом для СССР. В городе и его окрестностях в 1941 году проживало
почти 3 миллиона человек. В нём были расположены военные заводы, которые производили
снаряды, мины, танки, самолёты и др. Из Ленинграда в другие города России шли железные
дороги.
В результате блокады и обороны города погибли 632 тысячи человек солдат и мирного населения,
но не погиб дух, воля….
Р. П. – Война оставляла глубокие раны в сердцах. И те, кто ее пережили, имели честь поделиться
впечатлениями с потомками: «И над злою смертью встало слово…» Провидчески отмечал в одном
из своих стихотворений военных лет поэт А. Прокофьев.
Е.Г-22 июня 1941-го выпало на воскресенье. В главном музее страны это был обычный рабочий
день. Сотрудники пришли на работу, как всегда.
Слухи распространились быстро. Утром объявили, что в полдень выступает нарком иностранных
дел СССР Вячеслав Молотов. Да, войну ожидали. Но поверить в ее объявление все равно было
очень сложно.
П. Р. - Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в
борьбе с врагом – «Священная война» на стихи Василия Лебедева – Кумача. Песня поражает
простотой и точностью интонаций, суровой и строгой правдой (аудио!)
Вставай, страна огромная! (м. А. Александрова)
Ученик- История появления песни.
Появление песни «Священная война» условно делится на два отдельных этапа. Первым этапом
считается 24 июня 1941 года. В этот день в газетах «Известия» и «Красная звезда» был
опубликован текст будущей песни, автором которого был Василий Иванович Лебедев-Кумач,
являющийся поэтом СССР. Второй же этап осуществил народный артист СССР Александр
Васильевич Александров. Он буквально сразу же написал музыку на слова Лебедева-Кумача, а
уже 26 июня песня «Священная война» была впервые исполнена Краснознамённым ансамблем
песни и пляски СССР, руководителем которого и являлся Александров, на Белорусском вокзале в
городе Москве.
Хоть песня и стала, пожалуй, самой знаковой для Великой Отечественной войны, но на первых
этапах военного времени она широко не исполнялась. Руководство страны считало, что
«Священная война» побуждает людей готовиться к тяжёлому бою, способному унести за собой
жизни огромного количества невинных людей, а не к быстрой победе над фашистским врагом.
Отношение к песне полностью изменилось 15 октября 1941 года, когда немецкие войска вермахта
захватили Калугу, Ржев и Калинин. После этого уже все понимали, что война не пройдёт
бесследно для СССР. С этого момента «Священная война» абсолютно каждое утро звучала по
радио сразу же после кремлёвских курантов.
Песня являлась сопроводительным призывом для всех, кто был на стороне советской армии. Она
поддерживала дух солдат не только во время длительных переходов, а также перед тяжёлыми
боями, где они бились не на жизнь, а насмерть.
Е.Г. — Это удивительно, но первый эшелон удалось собрать за 7 дней. Это 22 вагона. Это 1
миллион 118 тысяч экспонатов (наиболее ценных).
Изначально коллекции планировалось отправить в Александро-Невский собор в Вятке. Но
оказалось, что в 1938 году его… взорвали. У Эрмитажа был запасной вариант – Свердловск.
Местные власти разрешили разместить экспонаты в трех зданиях – картинной галерее на улице
Вайнера, костеле и печально известном Ипатьевском доме
После отправки первого эшелона сразу был собран второй. За ним был готов третий. Но он не
ушел: кольцо блокады сомкнулось.
Почти все сотрудники музея решили не покидать Ленинград. Жили в заранее подготовленных
подвалах Эрмитажа (здесь же были бомбоубежища). Маленькие уголки, огороженные
занавесками. Тусклый свет от коптилок..
В годы блокады в Эрмитаже царила железная дисциплина. Ее установил директор музея Иосиф
Орбели.
Опоздание. Беспричинное отсутствие на рабочем месте. Неправильно подобранный размер
ящика для картины. Все это становилось поводом для немедленного увольнения. Свет в окнах
был прямой наводкой для фашистов. И не дай бог кто-то забывал его выключить! За это тоже
увольняли. Мгновенно.
К 1942 году в Эрмитаже работали около 150 человек. В основном женщины. Они выполняли
тяжелую работу: заколачивали окна фанерой, таскали мешки с песком, тушили зажигательные
снаряды.
Декабрь 1941 года. В Ленинграде введена суточная норма хлеба – 125 граммов. Голод, холод,
артобстрелы. Смерть...
Ученик- Директор Эрмитажа- И.Орбели.
В годы Отечественной войны он остался в осажденном Ленинграде и вел отчаянную борьбу по
сохранению коллекции Эрмитажа. После войны он руководил восстановлением музея.
Иосиф Орбели был смелым и решительным человеком и в жизни, и в науке. В первые грозные
дни войны Орбели проявил себя истинным патриотом. В кратчайший срок была организована
эвакуация наиболее ценных сокровищ Эрмитажа, причем вместе с музейными коллекциями были
увезены и такие бесценные сокровища Академии наук, как рукописи Ломоносова и библиотека
Пушкина. Сам он остался в Ленинграде и руководил охранными работами, перенесением
оставленных музейных ценностей в надежные хранилища. В тяжелые дни блокады вел большую
общественно-политическую работу, постоянно выступая в воинских частях перед солдатами и
офицерами и по радио.
Смелость его порой доходила до дерзости. Так, в самый разгар сталинских чисток-репрессий он
получил указание из НКВД немедленно представить список сотрудников Эрмитажа, имевших
дворянское происхождение. Орбели составил список и отправил его по нужному адресу. Первым
в списке стояло его имя. Больше Эрмитаж не беспокоили. Таких историй о славном Иосифе
Орбели немало, их помнят до сих пор.
Р.П. – Литература военных лет отличалась смелостью художественных поисков и решений,
целеустремленностью, чрезвычайной творческой активностью. Она стала подлинной летописью
Вов, подчеркнувшей величие подвига народа. Война потребовала не только патронов и мужества,
но и «великого русского слова», которое в годы суровых испытаний звучало с особенной силой: А.
Ахматова «Мужество» .
Ученик-
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь, -
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем. Навеки!
Ученик: рассказ о поэте. Петербург – любимый город Ахматовой, здесь прошла ее юность, здесь
она стала поэтом. Во время войны она не хотела покидать «гранитный город славы и беды»,
оставалась в блокадном Ленинграде, но ее больную, истощенную дистрофией, эвакуировали в
Ташкент, а уже в 1944 она вернулась в освобожденный Ленинград.
Ученик-
Птицы смерти в зените стоят
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг – он дышит,
Он живой еще, он все слышит!
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь
И глядит из вех окон – смерть!
И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.
28 сентября 1941 г.
Е.Г.- Эрмитаж продолжал жить. Под конец года тут прошли две научные конференции. Одна из
них посвящена 800-летнему юбилею азербайджанского поэта Низами. Специально ради этого
события в музей приехали с фронта два востоковеда. Прочитали доклады. И уехали обратно.
Вторая конференция – к 500-летию узбекского поэта Навои. На нее пригласили востоковеда-
тюрколога и переводчика Николая Лебедева. Он читал стихи, находясь на грани смерти. После
второго заседания, 12 декабря 1941 года, он умер.
К юбилею Навои художник Михаил Мох расписал фарфоровый бокал и шкатулку на тему
произведений поэта. Эти изделия нужно было обжечь в муфельной печи. Но электричества не
было... Выход нашелся: источником питания стал корабль «Полярная звезда», пришвартованный
на набережной Девятого Января (Дворцовой). С него в музей протянули электрический кабель.
«Зачем все это было нужно? Ну... – задумывается заместитель заведующего отделом рукописей и
документального фонда Эрмитажа. – Как писал Борис Пиотровский, в годы блокады выживали не
те, у кого оставались запасы еды, а те, кто занимался своим любимым делом. Те, кто поднимал
себя каждое утро и заставлял себя идти во имя своей цели. Вот зачем».
Р.П.- Частью истории страны, «поэтической легендой» осажденного Ленинграда стали жизнь и
творчество Ольги Федоровны Берггольц (1910 – 1975). В годы войны ее дарование раскрылось с
особой силой. Уже в июне 1941 она написала:
Мы предчувствовали полыханье
Этого трагического дня.
Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.
Родина, возьми их у меня!
Ученик : О. Берггольц в блокадном Ленинграде.
Сегодня мы расскажем об Ольге Федоровне Берггольц, которая для многих ленинградцев в
страшные годы блокады стала поэтессой, олицетворяющей стойкость Ленинграда. Тысячи
горожан во время блокады собирались возле репродукторов для того, чтобы услышать ее стихи,
вселяющие надежду на солнце, которое обязательно прорвется сквозь сгустившиеся тучи, голод и
холод. Ольга Берггольц стала музой людей, находившихся в блокадном городе.
Многие исследователи ее творчества считают это чудом. Малоизвестный автор детских книжек и
стихов заставляла обессилевших людей подниматься и идти вперед, помогала жить за гранью
человеческих возможностей.
Три с половиной года ее чистый голос, наполненный удивительной энергией, практически
ежедневно звучал в эфире. Поразительные выступления Берггольц имели такую силу, что враги
внесли ее в список советских людей, которые должны быть расстреляны сразу после взятия
Ленинград. Откуда она брала силы, неизвестно. Ольга Федоровна, как и все ленинградцы, сидела
на голодном пайке и от истощения была на грани смерти.
Ольга не могла сидеть без дела, она готова была помогать чем может и уже в первые дни войны
пришла в Ленинградское отделение Союза писателей. Ее направили в распоряжение литературно-
драматической редакции Ленинградского радио. Именно здесь она обрела известность. Ее голоса
ждали измученные, но непокоренные ленинградцы. Именно ей принадлежит знаменитая фраза:
«Никто не забыт и ничто не забыто». Когда муж умирал в госпитале, она только изредка могла
навещать его, ведь от работы на радио ее никто не освобождал. Берггольц даже не смогла
похоронить его.
Именно она успокаивала и вдохновляла, отогревала души и сердца людей. Как сестра и мать,
требовала быть сильнее страха смерти: живи, борись, побеждай. Все дни блокады Ольга
оставалась в родном городе, работала на Ленинградском радио. Часто не хватало сил, чтобы
добраться до дома, и она ночевала в студии. Но силы духа у нее всегда хватало, чтобы поделиться
доверительными и мужественными стихами.
Я говорю с тобой под свист снарядов.
…Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…
Кронштадский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом — смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады —
мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельнею в бою.
Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей! (Чтение и анализ стих-ий)
Ученик:
Разговор с соседкой – декабрь1941г.стих
Ученик:
А город был в дремучий убран иней – 1942г.стих
Е.Г.- В 1942 году Управление по делам искусств Ленгорисполкома прислало в Эрмитаж пятерых
художников. Они должны были запечатлеть происходящее.
Страшные морозы, Эрмитаж почти не отапливается. Акварельные краски замерзают. В руках
тяжело держать мел или карандаш... Но художники работают.
Одиноко стоящая ваза в пустом зале. Мешки с песком. Выбитые окна. Ободранные манекены – до
этого они были рыцарями, облаченными в доспехи... Некоторые из рисунков выставлены в музее.
Одним из художников была Вера Милютина. Она жила на Петроградской стороне. Надевала все,
что можно, и шла к Эрмитажу по льду Невы.
«Вера Владимировна описывала, как шла по этим залам. Хруст стекол под ногами и блеск пустых
рам, иней на стенах и полумрак, – рассказывает заместитель заведующего отделом рукописей и
документального фонда Эрмитажа. – Да, в нашем музее было пусто. Но эта пустота была
величественной. Была видна вся архитектура, пусть израненная и покореженная».
Р.П.- Берггольц: На Пискаревском кладбище (видео, слова) покоится полмиллиона ленинградцев.
Когда Ольге Берггольц предложили сделать надпись, которая должна быть высечена на гранитной
стене, она вспоминала: «Был ненастный осенний ленинградский день. Мы шли среди еще
абсолютно неоформленных курганов, а не могил. Но уже за ними была огромная гранитная стена,
и там стояла женщина с дубовым венком в руках. Невыносимое чувство печали, скорби, полного
отчуждения настигли меня в ту минуту, когда я шла по этим мосткам, по этой страшной земле,
мимо этих огромных холмов – могил, к этой еще слепой и безгласной стене»
Здесь лежат ленинградцы: мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты – красноармейцы…
Всею жизнью своею они защищали тебя, Ленинград!
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем:
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,:
Никто не забыт, ничто не забыто!
Е.Г.- В 1942-1943 годах в Эрмитаже оставалось несколько десятков сотрудников, музей был
законсервирован. Самые стойкие поддерживали его жизнедеятельность. Например, разбирали
завалы после попадания снарядов...
В годы блокады в Эрмитаж попало 18 снарядов. Один из первых пробил знаменитый портик с
Атлантами. А авиабомба попала в крышу и ножом прошла через все этажи.
«Серьезно пострадали Гербовый зал и Галерея Растрелли.
Р.П. – Сегодня мы говорим о поэзии и прозе блокадного Ленинграда. Тамара Цинберг создала
свой символ мужества и стойкости не только солдат, но и всех жителей города. Ее рассказ –
одноименное название знаменитой 7 симфонии Шостаковича, которая сплотила ленинградцев и в
самый сложный момент показала, что город продолжает жить. Весь мир увидел, что великая
музыка, написанная кровью, обладает сокрушительной силой. А ленинградцы получили памятник,
как Пушкинский, нерукотворный, который невозможно разрушить!
Тамара Цинберг сама имела опыт проживания в блокадном Ленинграде, поэтому ее текст имеет
автобиографическое начало. Книга рассказывает фрагмент из жизни Кати Никаноровой, которая в
блокадном Ленинграде усыновила мальчика. Главной героине всего четырнадцать лет на начало
повествования, однако ее характер уже сложился. Это личность, готовая брать на себя
ответственность за судьбу и жизнь других людей.
Р.П. Чтение эпизода «Да, многого мы не знали, - думает Воронов…»
Персонажи:
Катя Никанорова, девочка 14 лет
Нина Воронова - мать Мити
Митя Воронов/Сережа
Анна Васильевна - управхоз
Женя - жилец дома
Алексей Воронов - отец Мити
Офицер Снигирев
Врач Марья Дмитриевна
Сюжет:
Блокадный Ленинград. Повесть начинается с очереди за хлебом. Нина Воронова пытается
получить хлеб на два дня по детским карточкам. Она измучена и истощена, узнает от знакомой,
что от завода отправляются эвакуационные машины, но на них не берут детей до 3х лет. Нина
решает бросить своего сына Митю, так как ему все равно не выжить.
Бомбежка дома. Анна Васильевна призывает людей уйти в бомбоубежище, случайно
обнаруживает в одной из квартир Митю, отдает его на руки Кате Никаноровой.
Дом разрушен падением бомбы, Анна Васильевна погибает. У Кати на руках остается маленький
Митя. Сначала Катя решает отдать его в детский дом, но, подумав, принимает решение оставить
ребенка себе. Катя называет Митю Сережей - по имени ребенка Анны Карениной (Катя читает этот
роман Толстого).
Катя с Сережей поселяются в квартире бывшего профессора, который еще летом эвакуировался из
Ленинграда. Родители Кати погибли: отец - на фронте, мать - от голода. Девочка с трудом
добывает печку для отопления квартиры.
Катя случайно встречает Алексея Воронова, который отдает хлеб и продуктовый паек детям, не
подозревая, что помогает собственному сыну.
Катя работает в госпитале, рисует плакаты с призывом на уборку снега. Здесь, в госпитале, она
повторно встречает Алексея Воронова, который помогает устроить Митю в детский сад.
Митя начинает потихоньку говорить и Воронов понимает, что это его сын и теперь у него целая
семья - сын и приемная дочь. Он возвращается на фронт, а дети будут ждать своего отца.
Характер Кати очень ярко проявляется в эпизоде первого обеда. Она запрещает Мити (Сереже)
резать хлеб на маленькие кусочки - нужно вести себя достойно даже в сложной ситуации, не
терять человеческое лицо.
Не меньше стойкости и мужества Катя проявляет тогда, когда нужно добыть печку, за которую
просят целых триста граммов хлеба. Девочка не уходит, пока не добивается своего и не получает
тепло для себя и брата.
И эта повесть, написанная простым русским литературным языком -- столь поэтично и тепло.
Герои повести в одночасье живыми, тёплыми и, конечно, смелыми. Здесь мужество и
женственность идут рука об руку.
"Седьмая симфония" -- это повесть о том, что нет и не может быть войны там, где есть любовь.
Там, где есть решительная молодость, трепетная юность и безмятежное, нежное, тонкое и чуткое
детство...
1. О чем рассказ? Почему так назван? Ваши мысли и впечатления?
Это повесть о драматически тяжелых годах, пережить которые помогла только доброта людей.
Ученик-
История создания «Ленинградской симфонии»
Дмитрий Шостакович всегда был очень чувствительным человеком, он как будто предвосхитил
начало сложного исторического события. Так еще в 1935 году композитор начинает сочинять
вариации в жанре пасскалья. Стоит отметить, что данный жанр представляет собой траурное
шествие, распространенное на территории Испании. Наброски даже были показаны студентам
консерватории, в которой преподавал гениальный музыкант. Тема пассакальи была достаточно
простой, но ее развитие создавалось благодаря сухому барабанному стуку. Постепенно динамика
нарастала до огромной мощи, что демонстрировало символ страха и ужаса. Композитор был
утомлен работой над произведением и отложил его. Война пробудила в Шостаковиче желание
закончить произведение и привести его к торжествующему и победному финалу. Композитор
решил использовать ранее начатую пасскалья в симфонии, она стала большим эпизодом, который
строился на вариациях, и заменял разработку. Летом 1941 года первая часть была полностью
готова. Тогда композитор начал работу над средними частями, которые были закончены
композитором еще до эвакуации из Ленинграда.
Автор вспоминал о собственной работе над произведением: «Я писал ее быстрее, чем
предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла
страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно
сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я
проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом
противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил
или при возникновении воздушных тревог».
Четвертая часть давалась сложнее всего, так как должна была являться торжеством добра над
злом. Композитор ощущал тревогу, война очень серьезно повлияла на его моральное состояние.
Его мать и сестра не были эвакуированы из города, и Шостакович очень переживал за них. Боль
терзала его душу, он не мог ни о чем думать. Рядом не было никого, кто мог бы вдохновлять его
на героический финал произведения, но, тем не менее, композитор собрался духом и завершил
произведение в самом оптимистичном духе. За несколько дней до наступления 1942 года,
произведение было полностью сочинено. (Слушаем фрагмент)
Е.Г.- В 1943 году блокада была прорвана, в 1944-м – полностью снята. Сотрудники возвращались
из эвакуации, открывались залы. Эрмитаж стали снабжать реставрационными материалами. Были
восстановлены полы, вставлены стекла.
В ноябре 1944-го в Эрмитаже открылась выставка. На ней представили экспонаты, оставшиеся в
Эрмитаже в годы блокады. «Возобновление работы музея стало одним из символов возрождения
Ленинграда».
После победы в Великой Отечественной войне готовился приказ о возвращении экспонатов в
Эрмитаж. И уже в ноябре 1945 года коллекции были на месте. Музей был открыт для посетителей,
но реставрация длилась еще долгие годы...
В блокаду погибли 52 сотрудника Эрмитажа. Это человеческие потери. Культурные тоже были: из
музея бесследно исчез шедевр Антониса Ван Дейка «Святой Себастьян».
Это произошло, когда экспонаты готовили к эвакуации. Для картины не было подходящего по
размеру ящика. Ее отставили в сторонку и, по-видимому, забыли.
Поиски начали после войны и продолжали 3 года. Проверили все – начиная от подвалов и
заканчивая чердаками. Не нашли. «Эта тайна не разгадана до сих пор».
Никого, кто работал в Эрмитаже в годы блокады, в живых не осталось. Старейший сотрудник,
трудившийся в бухгалтерии музея, не дожил до 75-летия со дня полного освобождения города
всего несколько лет.
Р.П. – Синквейн – письмо-треугольник:
Литература: История:
1. Блокада Ленинграда
2. Неумирающий, сопротивляющийся
3. Творит, живет, слушает
4. Не хлебом единым…
5. Мужество
Стих-е В. Инбер «Салют над Ленинградом», 1944г
За залпом залп гремит салют,
Ракеты в воздухе горячем цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика – гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль заговорила и прорвалась:
На праздничный салют пол – Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди и поют, и лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе – салют! Сегодня ленинградцы плачут…
Залпы победы, улицы, ограды. Парапеты,
Толпы… Толпы… Шпиль над головой.
Северным сиянием победы озарилось небо над Невой.
Гром орудий, но не грохот боя: лица… лица… выраженье глаз…
Счастье… радость… Пережить такое сердце в состоянье только раз!
Слава вам, которые в сраженьях отстояли берега Невы!
Ленинград, не знавший пораженья, новым светом озарили вы.
Слава и тебе, великий город! Сливший воедино фронт и тыл,
В небывалых трудностях который выстоял. Сражался. Победил!
Спасибо всем за урок.