Напоминание

"Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников"


Автор: Леонтьева Ольга Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №67
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: Формирование финансовой грамотности дошкольников
Тема: "Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников

по экономическому воспитанию с целью

формирования финансовой грамотности»

Слайд 1.Раннее разумное экономическое воспитание служит основой

правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия

ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в

дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о

необходимости

внедрения

экономического

воспитания

именно

с

дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт в элементарных

экономических

отношениях,

происходит

их

приобщение

к

миру

экономической действительности.

Слайд

2.Все

это

делает

актуальной

проблему

формирования

элементарных

экономических

представлений,

начиная

с

дошкольного

возраста. И безусловно, в период дошкольного детства, огромную роль

играет семья и работа по экономическому воспитанию дошкольников

невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания

важности проблемы.

Очень много зависит от родителей, так как они являются примером для

своего ребенка. Современный ребенок рано включается в экономическую

жизнь семьи, очень часто можно увидеть ,что родители вместе с детьми

ходят за покупками в магазин и дети не осознавая нужность и ценность

каких-то товаров кладут их в корзину, при выборе одежды детям родители

прислушиваются к мнению ребенка в выборе покупок, а детям хочется

многого, дорогие игрушки, дорогие вещи, которые им покупают родители, а

потом выясняется ,что эта игрушка не так уж и нужна была, или через

неделю вторую просто валяется или ломается.

Слайд 3. Родители должны знать и понимать, что выполняя любой

каприз ребенка, они тем самым не научат его правильно относится и

обращаться с деньгами. Должны объяснить ребенку, что для того, чтобы

заиметь то, что хочется надо потрудиться и заработать деньги. Дети должны

осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Только взаимодействуя с родителями, мы можем добиться результатов

в успешном решении проблемы в области экономического воспитания и

развития детей.

Начиная работу по экономическому воспитанию дошкольников мы

начали с консультаций с родителями:

“Как обучить детей финансовой

грамотности”, “Ребенок и карманные деньги: 10 советов родителям”,

“Финансовая

грамотность

дошкольников”,

“Дидактические

игры

по

финансовой грамотности”.

Слайд 4.Для более тесного сотрудничества с родителями, по данному

направлению, я составила анкету «Экономическое воспитание ребенка в

семье»

Большинство опрошенных нами родителей – 80%, считало, что необходимо

знакомить дошкольников с экономикой, рассказывать о деньгах; но вместе с

тем, многие из них – 55%, не знают, как об этом рассказывать ребенку, как

привлекать его к планированию семейного бюджета.

Есть конечно и такие родители, которые хотят, чтобы их дети были более

подготовлены к взрослой жизни и стараются давать детям знания в этой

области: они доверяют им настоящие деньги, обсуждают пользу рекламы,

вместе с ребенком посещают магазины, привлекают его к процессу купли-

продажи.

Но у большинства опрошенных родителей - 56%, наблюдается

недостаточный уровень финансовой грамотности, что мешает им прививать

детям правильные навыки, сформировать систему позитивных установок,

которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.

По результатам анкетирования родителей воспитанников я сделала

вывод о том, что родители в основном признают необходимость и полезность

воспитания финансовой грамотности. Считая, что экономическое воспитание

обогащает и дополняет социально-коммуникативное и познавательное

развитие дошкольников.

В работе с родителями мы используем различные формы работы:

анкетирование, консультации, детско-родительские проекты, беседы,

привлечение родителей к изготовлению атрибутов и костюмов, выставки.

Слайд 5.В группе реализуется программа «Копейка+»

Программа предназначена для введения детей среднего и старшего

возраста в мир финансовой грамотности посредством развивающих занятий,

изучения пословиц и поговорок русского народа, сказок, сюжетно – ролевых

и деловых игр, бесед.

Каждое занятие погружает ребенка в мир которую можно и нужно

«расшифровать»

с

современных

позиций,

так,

чтобы

дети

поняли

актуальность народной мудрости: с древности люди ценили деньги,

заработанные честным трудом и считали важным умением грамотно

распоряжаться своими доходами и планировать расходы – именно это и есть

основа личной финансовой грамотности. Цель программы: сформировать

основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Одним из основных направлений программы «Копейка+» является

ознакомление воспитанников с миром взрослых людей и изучению их

трудовой деятельности. На этой теме я хочу остановиться более подробно,

так как эта тема более понятна детям и близка родителям.

И конечно первыми помощниками нам в этом становятся родители.

Чтобы родители знакомили детей с профессиями, мы подготовили для них

консультации: «Знакомим ребёнка с профессиями», «Все работы хороши,

или знакомство детей с профессиями», «Формирование у детей к людям

разных профессий».

Слайд 6.

Для знакомства детей с различными профессиями были

организованы

«Встречи

с

интересными

людьми».

На

встречу

были

приглашены некоторые родители наших воспитанников, которые работают в

различных организациях.

Слайд

7.

Более

подробнее

хочу

рассказать

о

маме

нашей

воспитанницы, которая работает продавцом. Она рассказала детям о своей

профессии,

рассказала о типах магазинов, показала, как пользоваться

услугами

кассы.

Дальше

знакомство

детей

с

профессией

продавца,

происходило в сюжетно – ролевой игре «Магазин», где она сама выступала в

роли продавца, а дети были покупателями. Дети охотно вошли в игру, им

было интересно.

Слайд 8. Так же с привлечением одного родителя дети ознакомились с

работой рекламного агентства и с профессией «рекламный агент».

Слайд 9.

Затем было дано задание детям дома, совместно с

родителями нарисовать для местного молочного завода этикетку для молока

(готовиться выпуск новой продукции и нужна будет этикетка для этого

продукта). Дети вместе с родителями очень заинтересовались таким заданием

и с радостью приняли участие.

Слайд 10. К сожалению, не со всеми профессиями родителей мы

можем познакомить детей. Для решения этой проблемы мы предложили

детям организовать фотовыставку к 8 марта «Моя мама на работе». Детей эта

идея увлекла.

Слайд 11. Когда выставка была готова, дети сами рассказали о работе

мамы, что делает, какую продукцию изготовляет. В процессе беседы дети

приходят к выводу, что любая деятельность взрослых имеет результат труда

для общества – делать людей здоровыми, образованными, обеспечивать

порядок. Все, кто трудится, приносит пользу для людей.

Очень важно

донести до детей тот факт, что каждый труд оплачивается, трудится нужно

добросовестно и честно.

Слайд 12. Фотовыставка и рассказ о работе мамы впечатлила детей и

они самостоятельно дома рисовали рисунки «Кем я хочу стать». Ребята

представляли рисунки и рассказывали, почему они выбрали ту или иную

профессию.

Слайд 13.

«Когда я вырасту, я буду космонавтом, потому

что хочу полететь на Луну и побывать на других планетах,

посмотреть на лунатиков. Когда летишь на другую планету

можно в ракете полетать в невесомости, а это очень

интересно. Я полечу не один, а с другом Егором, одному скучно и

неинтересно. Хочется увидеть какая там природа в космосе. Но

я чуть-чуть полетаю и вернусь назад к маме. Чтобы стать

космонавтом

надо

много

крутиться,

отжиматься.

Эта

профессия хоть и трудная, но интересная и полезная. Ведь

космонавты из космоса фотографируют нашу Землю, и мы

узнаём где какая погода будет. Вот и всё.»

«Я хочу стать пожарным, потому, что хочу тушить

пожары. Буду брать с собой собаку, посылать её детей спасать.

Пожарные смелые, отважные и я таким хочу стать. Когда

вырасту, дадут мне каску, возьму огнетушитель, шланг из

машины пожарной. Всё у пожарного должно быть наготове

«Я хочу работать в зоопарке. Я люблю животных умею

ухаживать за кошкой, собакой, хомяком, попугайчиком. Мы с

сестрой даже травку зелёную и полезную сажали для кошки и

попугайчика. Я чистила клетку хомяка – значит, я умею

ухаживать за животными. А почему хочу работать в зоопарке?

Там ведь много разных животных, которые живут очень далеко

от нас, нашей страны, а детям нужно всё узнать и с ними

познакомиться. На картинках этих животных смотреть не

интересно, интереснее рассмотреть живого тигра, слона,

жирафа или бегемота.»

Родители приняли участие в пополнении предметно-пространственной

среды, так например одна мама сама сшила нам костюмы: доктора и

продавца. Родителями были изготовлены бумажные купюры и монеты для

игр и занятий, а так же принесли кошельки и сумочки для сюжетно-ролевых

игр.

Слайд 14.

Таким образом работа по экономическому воспитанию

дошкольников

невозможна

без

участия

родителей,

без

их

заинтересованности,

понимания

важности

проблемы.

На

всех

этапах

требуется поддержка ребенка дома, в семье. Только объединение двух форм

экономического воспитания: дома и в детском саду, двух аспектов поведения

детей – условного и реального, может дать хороший результат в области их

экономического воспитания.

Слайд 15.

Уважаемый родитель!

Экономическое воспитание дошкольников – это процесс формирования

экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий,

начальных экономических умений, приобретение таких качеств личности

как трудолюбие, бережливость, деловитость. Нам интересно Ваше мнение

об этом. Просим ответить на следующие вопросы.

1.

Считаете ли Вы что в воспитании ребенка экономический аспект играет важную

роль?

«Да» «Нет»

2.

Часто ли Вы разговариваете с ребенком на экономические темы (роль труда,

стоимость различных товаров и т.п.?)

«Да» «Нет»

3.

Считаете ли Вы, что разговоры о деньгах могут испортить ребенка, привить

«нездоровый» интерес к ним?

«Да» «Нет»

4.

Считаете ли Вы важным развить в своем ребенке такие качества, как

бережливость, экономность, расчетливость?

«Да» «Нет»

5.

В случае если бы Вы были не в состоянии купить ребенку понравившуюся вещь,

стали бы Вы объяснять причину отказа?

«Да» «Нет» «Иногда»

6.

Рассказываете ли Вы ребенку о стоимости приобретаемых товаров?

«Да» «Нет» «Иногда»

7.

Рассказываете ли Вы ребенку, откуда берутся деньги?

«Да» «Нет» «Иногда»

8.

Рассказываете ли Вы ребенку о своей работе?

«Да» «Нет» «Иногда»

9.

Рассказываете ли Вы детям о своей работе, о труде других?

«Да» «Нет»

10.Наблюдаете ли Вы вместе с детьми за трудом людей (строитель, продавец,

дворник, шофер, парикмахер и др.)?

«Да» «Нет» «Иногда»

11.В чем с Вашей точки зрения польза таких наблюдений?

Ответ_________________________________________________________________

______________________________________________________________________

________

12.Участвует ли Ваш ребенок в домашнем труде?

«Да» «Нет»

13.Как часто он это делает?

«Систематически» «Время от времени»

14.Есть ли у Вашего ребенка какие-либо постоянные небольшие обязанности

(например, уборка игрушек, помощь младшему в одевании)?

«Да» «Нет»

15.Какие черты, по Вашему мнению, могут воспитываться у ребенка в процессе

посильного труда?

Ответ_________________________________________________________________

______________________________________________________________________

________

16.В чем Вы испытываете наибольшие затруднения, осуществляя трудовое

воспитание ребенка:

«Ребенок не хочет выполнять трудовые поручения, задания взрослого»

«Забывает»

«Не доводит дело до конца»

«Не проявляет старания при выполнении работы»

«Готов бросить дело при затруднении (не знает, как выполнять, сомневается,

теряется)»

«Нет затруднений»

17.Ваш ребенок скорее трудолюбив или скорее ленив?

«Трудолюбив» «Ленив»

18.Оплачиваете ли Вы помощь ребенка по дому?

«Да» «Нет» «Иногда»

19.Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для экономического

воспитания детей?

«Да» «Нет» «Частично»

20.Какая помощь от педагогов детского сада вам требуется по проблеме

экономического воспитания вашего ребенка?

«Консультация» «Мастер-класс»

«Совместная с детьми деятельность» «Не нуждаюсь в помощи»

Благодарим за сотрудничество!



В раздел образования