Напоминание

Химические уравнения


Автор: Зайцева Виктория Феодосьевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ "Среднеколымская улусная гимназия имени Героя Социалистического труда И.В.Волкова"
Населённый пункт: г. Среднеколымск
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Химические уравнения
Раздел: среднее образование





Назад




урок по химии 8 класс

«ХИМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ»

УЧИТЕЛЬ Зайцева В.Ф

2018 г

2013 год

Тема урока: Химические уравнения

Цели урока: Создать условия для восприятия, осмысления, первичного закрепления знаний о

химическом уравнении; способствовать

формирования навыка трансформировать текстовое

описание химической реакции в его знаковую модель – химическое уравнение.

Задачи:

формирование читать химические уравнения и

характеризовать химическую реакцию по

химическому уравнению. Способствовать развитию коммуникативных навыков: выслушать и

принять мнение партнёра при работе в группе, строить монологические высказывания с применением

химической терминологии при сообщении своего мнения и при обсуждении мнений одноклассников.

Содействовать воспитанию информационной культуры, культуры учебного труда при выполнении

заданий и обсуждении их результатов

Оборудование. презентация, индивидуальные карточки – задания, анаграмма, видеофрагмент,

демонстрационные опыты, игра «крестили-нолики».

Ход урока:

I. Организационный момент. Готовность детей к уроку.

Я рада нашей новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно в работу включайся, дружок!

Начнём мы наш урок с химической разминки

1-е задание:

прочитать формулы из дидактического материала, который находится у вас на партах:

СН

4

H

2

SO

4

BaO

HNO

3

Mn

2

O

7

К

2

О

ZnCl

2

LiOH

AgCl

Fe(NO

3

)

3

МgCO

3

Al(OH)

3

H

2

O

Ba(OH)

2

Cu(OH)

2

CaCl

2

CO

2

FeCl

3

Na

2

SO

3

SiO

2

CuO

NH

3

NaBr

HgCl

2

PH

3

NaNO

3

K

2

SiO

3

CaCO

3

Au

2

O

N

2

O

5

2-е задание: Разгадать анаграммы

Анаграммы – это слова, в которых изменен порядок букв.

- Попробуйте разгадать некоторые из химических анаграмм. Переставьте буквы в каждом

слове и получите название химического элемента. Обратите внимание на подсказку.

«Одоврод» – у этого элемента самая маленькая относительная атомная масса.

«Маилинюй» – этот элемент называют «крылатым» металлом.

«Тьурт» – содержится в медицинском градуснике.

«Цалький» – без него наши кости были бы непрочными и хрупкими.

«Росфоф» – веществом, состоящим из атомов этого элемента, была намазана шерсть собаки

Баскервилей.

Если вы легко разгадали слова-анаграммы, скажите себе: «Я – молодец!»

II. Повторение прошлого материала

- Kогда вещества вступают во взаимодействие друг с другом, они обычно дают знать об этом.

Назовите признаки, по которым мы можем определить, что произошла химическая реакция.

(изменение цвета; выделение газа; появление или исчезновение запаха ;выпадение или исчезновение

осадка; выделение света; выделение или поглощение теплоты)

Демонстрационные опыты с признаками химической реакции

1. Выпадения осадка

2NaOH+CuSO

4

= Cu(OH)

2

+2NaSO

4

голубой осадок

2. Выделение газа

CaCO

3

+ 2HCl = CaCl

2

+ H

2

O + CO

2

выделение углекислого гага

3. Изменение окраски

NaOH + фенолфталеин = малиновый цвет

+HCl = обесцвечивание раствора

4. Выделение теплоты

H

2

O + H

2

SO

4

= экзотермическая реакция

III. Изучение нового материала

1. Вводное слово

Все

многообразие

химических

веществ

возникло

благодаря

процессам,

называемым

химические реакции. Они – подлинная душа химии, ее главное содержание. Невозможно даже

приблизительно подсчитать, сколько химических реакций происходит в мире, скажем, в

течение всего лишь одной секунды. Мы говорим, думаем, радуемся, печалимся – и за всем этим

скрываются миллионы химических реакций.

Вы – исследователи, которым необходимо ответить на один-единственный вопрос: что такое

химическое уравнение? В нашу исследовательскую лабораторию пришел заказ изучить и

создать общее представление о химическом уравнении.

-Открываем тетради записываем сегодняшнее число и тему урока «Химические уравнения»

Фронтальная беседа

1. Kакие явления называют химическими? ( Химическими явлениями называют такие явления,

при которых из одних веществ образуются другие, новые.)

2. Чем химические явления отличаются от физических?( При физических явлениях происходит

изменение агрегатного состояния, формы, размера частиц, но не меняется состав веществ, а при

химических явлениях)

Игра «Крестики-нолики»

Выигрышный путь – химические явления

Плавление

свечи

Замерзание

воды

Скисание

молока

Испарение

воды

Гниение

овощей

Горение свечи

Горение угля

Ржавление

гвоздя

Плавление

стекла

3.

А что вам известно об уравнении вообще? На каких предметах вы встречались с

уравнениями? (Учащиеся говорят, что используют уравнения на математике и физике.)

Химическое уравнение – это условная запись хода химической реакции с помощью формул и

коэффициентов.

Демонстрационный опыт

Возьмем хлорид железа (III) и добавим гидроксид натрия (Протекает химическая реакция.)

По каким признакам мы судим, что произошла реакция? Какие условия необходимы для

проведения

опыта? (Нагревание,

тесное

соприкосновение

исходных

веществ.)

Как можно записать химическую реакцию? Оказывается для этого и существуют химические

уравнения.

Составим уравнение реакции на доске: 3NaOH + FeCl

3

= Fe(OH)

3

+ 3NaCl

(просмотр видеофрагмента)

Алгоритм составления химического уравнения :

1. Составь схему взаимодействия: слева запиши формулы реагентов, ставя между ними знак «+».

Справа запишите формулы продуктов реакции. Если их несколько, также поставь между ними знак

«+». Между левой и правой частями схемы поставьте знак « ».

2. Подбери коэффициенты к формулам каждого из веществ так, чтобы количество атомов каждого

элемента в левой части была равна количеству атомов этого элемента в правой части схемы.

3. Сравните количества атомов каждого элемента в левой и правой частях схемы. Если они

одинаковы, замени знак « » знаком « = ».

При

составлении

химических

уравнений

следует

соблюдать

закон

сохранения

массы

веществ, (сформулируйте этот закон).

Закон сохранения массы веществ: масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе,

получившихся в результате ее.

IV. Закрепление: расставьте коэффициенты в реакциях

Mg + 2HCl → MgCl

2

+ H

2

2Fe(OH)

3

→ Fe

2

O

3

+ 3H

2

O

2Ca + O

2

→ 2CaO

2HgO → 2Hg + O

2

Br

2

+ 2KI → 2KBr + I

2

Итак, сегодня мы узнали, что такое химическое уравнение. На примерах рассмотрели, что

нужно для составления химического уравнения. Пока остается неясным, зачем нужны

уравнения реакций. Вот мы и обозначили задачу, над которой будем работать на последующих

уроках.

V. Домашнее задание: §28, упр. 3 страница 167

VI. Рефлексия. Определение настроя в конце урока.

прочитать формулы из дидактического материала, который находится у вас на партах:

СН

4

H

2

SO

4

BaO

HNO

3

Mn

2

O

7

К

2

О

ZnCl

2

LiOH

AgCl

Fe(NO

3

)

3

МgCO

3

Al(OH)

3

H

2

O

Ba(OH)

2

Cu(OH)

2

CaCl

2

CO

2

FeCl

3

Na

2

SO

3

SiO

2

CuO

NH

3

NaBr

HgCl

2

PH

3

NaNO

3

K

2

SiO

3

CaCO

3

Au

2

O

N

2

O

5

прочитать формулы из дидактического материала, который находится у вас на партах:

СН

4

H

2

SO

4

BaO

HNO

3

Mn

2

O

7

К

2

О

ZnCl

2

LiOH

AgCl

Fe(NO

3

)

3

МgCO

3

Al(OH)

3

H

2

O

Ba(OH)

2

Cu(OH)

2

CaCl

2

CO

2

FeCl

3

Na

2

SO

3

SiO

2

CuO

NH

3

NaBr

HgCl

2

PH

3

NaNO

3

K

2

SiO

3

CaCO

3

Au

2

O

N

2

O

5

прочитать формулы из дидактического материала, который находится у вас на партах:

СН

4

H

2

SO

4

BaO

HNO

3

Mn

2

O

7

К

2

О

ZnCl

2

LiOH

AgCl

Fe(NO

3

)

3

МgCO

3

Al(OH)

3

H

2

O

Ba(OH)

2

Cu(OH)

2

CaCl

2

CO

2

FeCl

3

Na

2

SO

3

SiO

2

CuO

NH

3

NaBr

HgCl

2

PH

3

NaNO

3

K

2

SiO

3

CaCO

3

Au

2

O

N

2

O

5

Одоврод

Маилинюй

Тьурт

Цалький

Росфоф



В раздел образования