Напоминание

«Приключения в лесу»


Автор: Васюкова Алёна Владимировна
Должность: Воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 93
Населённый пункт: г.Тверь
Наименование материала: Конспект занятия в старшей группе по развитию речи
Тема: «Приключения в лесу»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия в старшей группе

Тема:

«Приключения в лесу»

Васюкова Алена Владимировна

Воспитатель МБДОУ № 93 г.Твери

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция

с

другими

областями:

социально-коммуникативное

развитие,

художественно-эстетическое развитие

Программное содержание:

1.

Обучающие задачи:

- уточнить и расширить представления детей о лесе;

– учить видеть красоту окружающего растительного и животного мира;

– учить бережно относиться к природе, понимать ее значение для жизни человека;

– развивать творческое воображение, умение сочинять сказки;

– приучать детей запоминать мудрые изречения, в которых собран опыт многих

поколений предков.

2.

Развивающие задачи:

- умение анализировать проблемную ситуацию;

- моделировать вариант решения проблемы;

- способствовать развитию умения работать с раздаточным материалом;

- способствовать развитию коммуникативных навыков дошкольников;

- способствовать развитию творческого подхода к заданию.

3.

Воспитательные:

- воспитывать чувство единства человека и природы;

- учить детей понимать живые существа, переживать за них;

- будить в детях сострадание.

4.

Речевые задачи:

- учить детей пересказывать и развивать предложенный сюжет, самостоятельно

придумывать последующие события, используя полученные ранее знания и

представления;

- учить детей выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые

обороты из текста

- активизировать употребление глаголов;

-

закреплять умение увеличивать предложение путем введения однородных

членов;

- упражнять в согласовании числительных с существительными, прилагательных с

существительными в названии родственных слов.

Структура ( части и предполагаемое их время)

Игровая мотивация ( организационный момент)

I часть Вводная – 2 минуты

II часть Основная – 14 минут

1.

Динамическая игра «Поездка на поезде»

2.

Игра «Семья слов»

3.

Игра «Один-два-пять»

4.

Фонематическая пауза «Что я слышу?»

5.

Игра «Представь себя иным»

III часть – Практическая-9 минут

1.

Чтение воспитателем отрывка из текста.

2.

Описание героев сказки словами -признаками и словами-действий

3.

Разыгрывание сказки с кружочками.

4.

Придумывание конца сказки.

5.

Игра «Народные изречения»

6.

Рисование плаката «Берегите лес»

Итог занятия: установка на будущее .

Общее время – 25 минут

Резервное время – 1-3 минуты

Контроль за усвоением детьми программного содержания:

II часть ; прием в придумывании родственных слов, прием в в упражнении на

согласование числительных с существительными.

III часть: прием в пересказе детьми текста.

Оборудование: мольберты, аудиозапись « Звуки леса», записи веселой ( паровозик

едет) и спокойной музыки, магнитофон.

Демонстрационный материал: панно « Мы едем в лес»; модели разных деревьев;

один зеленый кружок диаметром 10 сантиметров.

Раздаточный материал: конверты с разноцветными кружочками по числу детей

( зеленый, оранжевый, черный, синий, коричневый, серый, перламутровый, красный,

желтый, фиолетовый) диаметром 5 сантиметров; цветные карандаши.

Предварительная работа:

- беседы: «Дары леса»; «Что делают из древесины?»; «Лес и наше здоровье»; «Кто

заботиться о лесе?»

- Чтение книг о природе, о лесе ( Н. Сладков «Азбука леса», «Запущенный лес»; М.

Пришвин «Глаза земли»; Ю. Дмитриев «Что такое лес?»)

- совместное оформление альбома «Книга леса» с рассказами детей, сказками,

рисунками, фотографиями, картинками.

- оформление панно «Мы едем в лес» (материал: ватман)

Содержание (ход)

Методы и приемы

I часть:

В. Ребята! Есть у нас хороший друг, отгадайте,

кто это:

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший,

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

Дети. Это лес.

В. Мы собрались сегодня отправиться в лес. Вы

Игровая мотивация.

Прием, позволяющий воспитателю

привлечь внимание детей

не передумали?

Дети. Нет.

В. А знаете ли вы, что было бы, если бы на Земле

лесов не было?

Ответы детей.

II часть:

В. Пора нам отправиться в гости к зеленому

другу. «Оживим» наш паровозик. Кто хочет это

сделать? Все?! Давайте выберем считалкой,

чтобы никому не было обидно.

Ребенок.

Раз, два, три, четыре, пять-

Время солнышку вставать,

А к обеду на часах

Солнце прямо в небесах.

Семь, восемь, девять. десять-

Солнце спит, на небе месяц.

Разбегайся кто куда,

Утром новая игра!

Выбранный ребенок рисует веселое лицо

паровозику на панно.

В. Построим вагончики и отправимся в путь.

Поехали!

Дети. (заводят двигатель). Чу- чу- чу! Тук- тук-

тук! (Звучит веселая музыка).Дети

выстраиваются друг за другом. Руки согнуты в

локтях. Двигаясь по кругу, дети делают круговые

движения руками.

В. Остановка. Вагончики поезда очень сильно

стучат, тарахтят. А мне вспомнилась

скороговорка:

Тридцать три вагона в ряд

Тараторят, тарахтят.

Повторите эту скороговорку громко ( тише,

совсем тихо). Сначала медленно, затем быстрее и

быстрее.

Дети повторяют скороговорку, помогая себе

руками. Чем скорее говорят скороговорку, тем

быстрее двигаются согнутые в локтях руки.

В. Поехали!

«Поезд» продолжает движение под веселую

музыку, подъезжает к панно «Мы едем в лес» и

останавливается

В. Выгляните в окошки поезда.

Дети поднимают руки над головой, сплетают

пальчики- это «окошки». Рассматривают

рисунки на панно «Мы едем в лес».

В. Что вы видите?

Дети. Мы видим ягоды, грибы, деревья, цветы,

муравейник, птиц…

В. Каждое из названных слов имеет свою

Закрепление счета.

Динамическая игра «Поездка на

поезде»

Артикуляционная гимнастика.

семейку, догадайтесь какую? Назовите слова-

родственники к ним.

Воспитатель называет слово, а дети

придумывают к нему родственные слова.

В. Дерево.

Дети. Деревья, деревяшка, деревце,

деревянный…

В. Гриб.

Дети. Грибок, грибочек, грибной, грибница…

В. Цветок.

Дети. Цветы, цветочек, цветочница, цветник,

соцветие, цветик…

В. Ягода.

Дети. Ягодка, ягодник, ягодный…

В. Давайте попробуем сосчитать все, что увидим

на этой поляне. Поиграем в игру: я буду называть

один предмет, а вы назовете его так, как будто он

один или два, или пять.

В. Гриб.

Первый ребенок. Один гриб, два гриба, пять

грибов.

В. Дерево.

Второй ребенок. Одно дерево, два дерева, пять

деревьев.

В. Береза.

Третий ребенок. Одна береза, две березы, пять

берез.

В. Пень.

Четвертый ребенок. Один пень, два пня, пять

пней.

В. Ягода.

Пятый ребенок. Одна ягода, две ягоды, пять

ягод.

В. Продолжим путь!

В это время воспитатель включает музыку, «

поезд» едет. Воспитатель расставляет макеты

деревьев: дуба, осины, березы, сосны, елки и так

далее. Раскидывает по полу листочки от этих

деревьев.

В. Ребята, как вы думаете, какое дерево в лесу

самое красивое, самое большое, самое стройное,

самое мудрое?

Ответы детей.

В. Приехали! Выйдем из поезда, разомнемся,

осмотримся. Кто из вас может красиво

поздороваться с лесом?

Ребенок.

Здравствуй, лес.

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Проблемные вопросы.

Игра « Семья слов»

Игра «Один- два- пять»

Ты о чем щумишь листвою

Ночью темной, грозовою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

(С.Погореловский)

В. Подул холодный ветерок. Делайте, как я.

Присесть, обнять колени руками, сжаться,

голову наклонить к коленям.

В. Подул теплый ветерок. Делайте, как я.

Встать, потянуться, расслабиться.

Упражнение повторяется два- три раза.

В. Прислушайтесь. Что вы слышите?

Звучит аудиозапись «звуки леса».

Дети. Я слышу- кукушка кукует; я услышал

шелест листвы; я услышал, как кто- то цокает…

В.

Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят,

И летят…летят…летят.

( Т.Трутнева)

Походите, побродите по осеннему ковру из

разноцветных листьев. Слышите, как листочки

шуршат? Ребята, кто из вас догадался и может

всем рассказать, кто это под листочками

прячется?

Может быть, это сказочные герои- Шур,

Шуршиха и Шуршонок? Какими вы себе

представляете Шура, Шуршиху и Шуршонка?

Дети. Это маленькие сказочные герои (как

Лесовичок). У Шура плащ из разноцветных

листьев и корона из шишек. У Шуршихи

красивая корона из кленовых листьев и букет из

березовых, осиновых и рябиновых веток. А

Шуршонок похож на ежика- весь кругленький, а

на иголочках маленькие- маленькие листочки,

ягоды рябины, желуди и шишки.

В. Чем пахнет в густом хвойном лесу?

Дети. В лесу пахнет грибами, травой, хвоей,

сырой землей…

В. Какой дремучий лес. А чем такой лес хорош и

чем он плох?

Дети. В этом лесу хорошо жить зверям и птицам-

им никто не мешает. Здесь много грибов и ягод-

их некому собирать. Под ветками больших елок

можно спрятаться от дождя. Можно увидеть

редких птиц и зверей. Но в таком лесу можно

Физкульминутка «Ветерок»

Фонематическая пауза «Что я

слышу»

Речевая работа: активизация

словаря.

Развитие

объяснительно-

доказательной речи

легко заблудиться. Здесь темно и страшно.

Трудно ходить, потому что деревья растут близко

друг к другу. Много опасных диких зверей.

В. Ребята! Рассмотрите еще раз наше панно.

Представьте себя кем-нибудь в лесу: птичкой,

бабочкой, камешком, солнышком, мухомором…

Ответьте на мои вопросы. А остальные ребята_

жители волшебного леса- попробуют догадаться,

кто ты?

- Что ты слышишь?

- Что ты видишь?

- Что ты чувствуешь?

Дети фантазируют, по одному отвечают на

вопросы. Остальные угадывают, кто кем стал.

III часть:

В. Догадайтесь, кто сегодня будет героем лесной

сказочной истории?

Показывает детям зеленый кружок.

Дети. Лягушка, травка, кузнечик, листочек,

елочка.

Воспитатель обращает внимание детей на одну

из елочек на панно.

В. Вы угадали, Это елочка. Давайте похвалим ее,

тогда, может быть, она оживет и расскажет что-

нибудь интересное.

Дети. Елочка, какая ты красивая, стройная,

зеленая, нарядная, пушистая…

В. Выберем считалкой еще одного маленького

волшебника, который оживит нашу елочку.

Дети пересчитываются, используя знакомую

считалку. Выбранный ребенок «оживляет»

елочку. Воспитатель делает вид, что она ему

что-то рассказывает.

В. Хотите узнать, что мне рассказала елочка?

Тогда садитесь и слушайте.

ДРУЗЬЯ ЛЕСА (отрывок)

Деревья облепили мохнатые гусеницы. Лес

почернел, будто после пожара. Елка, что росла

над большим муравейником, взмолилась:

- Ох, бедная, я. Пришла моя погибель.

- А мы-то для чего, подружка? – воскликнул

Красный муравей.- Если ты погибнешь, как мы

жить будем? Кто нас защитит от бури, дождей,

жары?

Муравей быстро собрал в муравьином городе,

построенном из хвойных иголок, своих друзей и

стал с ними совещаться. Вскоре муравьиная

дружина полезла по стволу ели. Муравьи

расползлись по веткам и набросились на гусениц.

Елка повеселела. Но на ее беду в это время мимо

проходил старый медведь. Увидел он муравейник

и решил полакомиться своим любимым блюдом.

Игра «Представь себя другим»

Формирование

навыков

диалогической речи.

Опустил он в муравейник лапу, муравьи поползли

по ней, а медведь мигом слизнул их языком.

Хитрый был медведь- не ел муравьев прямо из

муравейника, чтобы на язык не налипли иголки.

- На помощь!- прокричал Красный муравей.

- На помощь!- крикнула Елка.

(П.Бобев)

Воспитатель по ходу повествования

подрисовывает на панно возле елочки героев

сказки: гусениц, муравьев, медведя.

В. Как называется сказка? О чем она? Что вам

понравилось, а что нет? Что произойдет с елкой и

муравьями, если им никто не поможет? Что бы вы

почувствовали, если бы были этой елкой, по

которой ползут мохнатые, вредные гусеницы7

опишите героев сказки, какие они, что делали?

Дети.

ЕЛКА: зеленая, пушистая, грустная, бедная.

ЧТО ДЕЛАЛА: взмолилась, гибла, разговаривала,

повеселела, крикнула.

МУРАВЕЙ: маленький, красный, полезный,

трудолюбивый.

ЧТО ДЕЛАЛ: воскликнул, собрал, совещался,

полез, пропищал.

МУРАВЬИ: расползлись, набросились, поползли.

ГУСЕНИЦЫ: вредные, маленькие, мохнатые.

ЧТО ДЕЛАЛИ: ползли, облапили.

МЕДВЕДЬ: большой, старый, бурый, мохнатый,

хитрый.

ЧТО ДЕЛАЛ: проходил, увидел, решил

полакомиться, опустил, ел, слизнул.

В. Придумайте хороший конец для этой истории.

Закройте глаза. Подумайте, кто поможет всем

героям сказки: елочке, муравьям и даже медведю.

Воспитатель включает спокойную музыку. Дети

фантазируют.

Дети. Это могут быть люди: лесник, пожарный;

герои сказок- Карлсон, Мальчик-с-пальчик, Иван-

Царевич, Лесовичок; дикие животные, птицы…

В. Каждого героя сказки обозначим кружочком.

Кого каким?

Дети. Елочку- зеленым, муравья- красным,

гусениц- серым, медведя- коричневым, а

неизвестного героя- перламутровым.

В. Вспомните, что случилось в лесу, о чем

разговаривали герои сказки, разыграйте их роли.

Дети разыгрывают сказку с кружочками,

проговаривают диалоги.

ТРИЗ

прием

моделирования

ситуации( развиваем воображение)

В. Послушайте начало сказки еще раз,

постарайтесь его запомнить.

Повторное чтение воспитателем сказки «Друзья

леса».

В. Прошу вас при пересказе начала сказки

использовать те же слова и выражения, что и

елочка. Вставьте в свой рассказ слова-признаки и

слова- действия, которые мы с вами придумали.

Постарайтесь, пожалуйста, так же красиво и

выразительно рассказать придуманный вами

конец.

Один ребенок рассказывает начало сказки, а

двое-трое других- свой вариант ее окончания,

действующих лиц можно выбрать с помощью

знакомых считалок.

В. Молодцы, ребята! Интересно придумали! Я

запишу все ваши рассказы в нашу «Лесную

книгу».

В. Ребята! Давайте расскажем лесу, что мы о нем

уже знаем, помним и какие правила поведения

стараемся соблюдать.

Я начну, а вы кончайте

Хором дружно отвечайте.

Много леса- не губи,…

Дети.

Мало леса- береги,

Нет леса- посади.

В. Растение-…

Дети. Земли украшение.

В. Сломать дерево недолго,…

Дети. Вырастить- годы.

В. Старые деревья…

Дети. Молодые охраняют.

В. Искру туши до пожара,…

Дети. Отводи беду до удара.

В. Рощи да леса…

Дети. Родного края краса.

В. Попросим всех людей эти правила соблюдать.

Предлагаю наше панно «Мы едем в лес»

превратить в плакат «Берегите лес!» и вывесить

его на самом видном месте, согласны?

Дети рисуют на панно костер, горящую спичку и

зачеркивают их крест-накрест. Обводят

красным карандашом мухоморы, муравьев.

Колокольчики и ставят охраняющий

восклицательный знак.

В. Ну что ж, пора возвращаться! Попрощаемся с

лесом. Скажем громким голосом: «Лес- мы твои

друзья!». Скажем голосом средней громкости:

«До новой встречи. Мы тебя никогда не обидим».

Пересказ детьми текста.

Игра « Народные изречения»

Рисование плаката « Берегите

лес!»

Скажем тихим голосом: « Мы будем скучать».

Дети повторяют прощальные слова за

воспитателем.

В. Вернемся в детский сад с помощью волшебных

слов:

Вокруг себя оборотись

И в детском саду ты окажись!

Дети повторяют слова и крутятся вокруг себя

на одной ножке.

В. Вот мы и в детском саду. Попробуйте дома

«оживить» других лесных жителей и придумать

про них сказки. А я запишу их в «Лесную книгу».

Наше путешествие закончилось, но оно многому

нас научило. Давайте помнить, что в природе все

живое, и у каждого растения, камня, животного

есть свои истории жизни и свои тайны. Человек-

это частица окружающего мира. Он должен

научиться прислушиваться к природе, любить ее,

и только тогда и цветы на лугах, и деревья, и

птицы, и животные будут раскрывать человеку

свои тайны.

Установка

на

дальнейшую

деятельность.

Управление образования администрации города Твери

«

Муниципальное казенное учреждение

Центр развития образования города

»

Твери

Второй муниципальный конкурс профессионального мастерства

педагогических

работников учреждений общего и дошкольного образования

«

»

Ступени мастерства

: «

,

ТЕМА

Здравствуй лес

:

Работу выполнила

Васюкова Алена Владимировна

№ 93

МБДОУ

2018

Тверь

год



В раздел образования