Напоминание

Применение дистанционных технологий на уроках математики.


Автор: Кочуб Марина Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Салехард
Наименование материала: статья
Тема: Применение дистанционных технологий на уроках математики.
Раздел: среднее образование





Назад




Применение дистанционных технологий на уроках математики.

В современном мире возрастает роль математической подготовки. Обучение на

расстоянии издавна привлекало внимание, как педагогов, так и обучаемых. Проблема

доступности качественного образования особенно актуальна для России с ее огромными

территориями.

Эту проблему с развитием компьютерных технологий, появлением сети Интернет

уже успешно решает дистанционное обучение.

Дистанционное обучение — тип обучения, основанный на образовательном

взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с

помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Дистанционное

образование – новая, современная технология, которая позволяет сделать обучение более

качественным и доступным. Создание дистанционного обучения математике актуально,

имеет широкое практическое значение. В случае пропуска занятия в школе по болезни или

по другим уважительным причинам и изучить самостоятельно материал, пропущенный на

уроках, проверить свои знания в ходе выполнения тестовых работ или заданий для

закрепления.

Если ученику нравится изучать математику, то он может расширить свой кругозор,

выполняя различные творческие задания, используя дополнительный материал к урокам.

Кроме того, данные разработки подходят для коррекции знаний учащихся по математике

(индивидуальные задания для устранения пробелов в знаниях детей). Отмечу, что

дистанционное обучение как одна из эффективных современных педагогических

информационных образовательных технологий ориентирована на компетентностный

подход.

Качество дистанционного обучения достигается за счет развития у обучаемых

универсальных учебных действий, личностных, предметных результатов образования.

Они включают в себя:

1.

Умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать

средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать в группе

в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты

2.

Ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных

видов

деятельности

(обобщенные

способы

решения

учебных

задач;

исследовательские,

коммуникативные

и

информационные

умения),

умение

работать с разными источниками информации.

3.

Готовность к профессиональному выбору, умение ориентироваться в мире

профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования

с учетом собственных интересов и возможностей

4.

Гуманистические

и

демократические

ценностные

ориентации,

готовность

следовать этическим нормам поведения в жизни, умение оценивать с позиций

социальных норм поступки (собственные и других людей)

5.

Личностные результаты образования у учащихся при дистанционном обучении

выявляются через систему деятельности учителя – наставника и обучаемого с

помощью технологий системы дистанционного обучения.

Дистанционное образование включает в себя различные способы реализации

содержания обучения, предусмотренного учебными программами. Оно представляет

систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное

достижение поставленных целей.

Вместе с тем, как любая форма обучения, она имеет тот же компонентный состав:

цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во

многом определенное действующими программами, стандартами для конкретного типа

учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения. Любая форма

обучения должна ориентироваться на государственные стандарты образования. Вместе с

тем, она может и должна выходить за рамки базового образования,

включая

дополнительное образование и все, что с этим связано.

Одной из задач современной школы является повышение многообразия видов и форм

организации

учебной

деятельности

учащихся.

Компьютерные

технологии,

интегрированные

с

педагогической

системой

организации

учебной

деятельности,

позволяют

существенно

увеличить

образовательные

возможности

школьников,

осуществить

выбор

и

реализацию

индивидуальной

траектории

в

открытом

образовательном пространстве. Дистанционное обучение школьников это прекрасная

возможность не только углубить свои знания, но и получить навыки информационно-

коммуникативной культуры.

Применение дистанционного обучения в школе - это дополнительный способ

обеспечения

непрерывности

и

требуемой

интенсивности

учебного

процесса,

сотрудничества между учителями и учащимися. В основе дистанционного обучения

заложены педагогические технологии разно-темпового обучения, самостоятельность в

самообразовании школьников по различным образовательным областям, сочетание

различных форм и методов взаимодействия учителя и ученика.

В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и

воспитать

личность,

ориентированную

на

саморазвитие.

Технологии

дистанционного обучения:

1.

Кейс-технология.

Кейс-технология основывается

на использовании

наборов

(кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических

материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при

организации регулярных консультаций у преподавателей.

2.

ТВ-технология. ТВ-технология базируется на использовании систем телевидения

для

доставки

учащимся

учебно-методических

материалов

и

организации

регулярных консультаций у преподавателей.

3.

Сетевые технологии. Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные

сети

для

обеспечения

учащихся

учебно-методическим

материалом

и

взаимодействия с различной степенью интерактивности между преподавателем и

учащимся.

В

процессе

дистанционного

обучения

ученик

и

учитель

взаимодействуют в следующих режимах:

синхронно - общение ученика и учителя в режиме реального времени (online

общение);

асинхронно, когда учащийся выполняет какую - либо самостоятельную работу,

в индивидуальном темпе, а учитель оценивает правильность ее выполнения и

дает рекомендации по результатам учебной деятельности (off-line).

Элементы дистанционного обучения могут использоваться учителями, например:

для организации обучения детей, временно не посещающих школу по причине болезни.

для индивидуализации процесса обучения за счет организации их работы с

дистанционными ресурсами.

при организации проектной деятельности, основанной на взаимодействии школьников

различных регионов Казахстана.

для преодоления затруднений, возникающих у учащихся в процессе обучения за счет

организации системы дистанционных консультаций и т.д.

для подготовки к экзаменам.

Основная задача, которую я ставлю перед собой – эффективное построение

учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающее подготовку учащихся,

развитие их познавательных способностей, формирование у них основных приемов

умственной деятельности: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Целью

своей работы считаю не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить

учиться, развивать интерес к учению.

Дистанционное обучения как раз и дают такую возможность. Считаю, что активное

использование в учебном процессе новых образовательных технологий повышает

эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный

процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего

образования в современной школе.

В целях эффективного использования рабочего времени на уроках применяю

различные формы организации учебного процесса. Технология дистанционного обучения

ориентирована на дидактическое применение научного знания, и направлена на

достижение высоких результатов в развитии личности каждого обучаемого. Она

предполагает управление процессом обучения, а это включает в себя два взаимосвязанных

процесса: организацию деятельности обучаемого и контроль этой деятельности.

У учителя есть возможность создавать тематические тесты, контрольные работы,

домашние задания различного уровня сложности, в зависимости от подготовленности

каждого обучаемого. Тщательно выбирая задания, мы создаем ситуацию успеха даже у

самого «слабого» ученика.

При выполнении задания учащиеся могут получать консультацию своего учителя

через Интернет; использовать справочные материалы и видео уроки. Кроме этого,

накануне урока, проверяя дистанционно выполненное задание, я могу не только оценить

работу каждого ученика, что очень важно, но и проанализировать общую ситуацию с

усвоением материала в данном классе и при необходимости внести корректировки в план

урока. Это позволяет более эффективно контролировать процесс обучения.

Положительными

моментами

дистанционной

формы

контроля

являются:

обучающийся получает независимую оценку; работа ученика может продолжаться в связи

с карантином; температурным режимом (понижение температуры); облегчается работа

учителя (при составлении и проверке тестов); учащийся повышает уровень знаний по

данной теме; учащийся отрабатывает умения и навыки по данной теме. На мой взгляд,

дистанционное обучение позволяет учащимся работать по индивидуальным планам, имея

при этом возможность консультаций со стороны учителя.

Дистанционное обучение может сыграть особенную роль в формирования у

учащихся

современных

представлений

об

обобщенной

структуре

личности

и

деятельности

человека.

А

именно

в

таких

сферах

деятельности

человека

как

интеллектуальной, ценностно-этической, трудовой, коммуникативной, эстетической.

Такой вывод можно сделать благодаря тому, что ключевой особенностью среды

дистанционного обучения является цель максимально способствовать удовлетворению и

развитию образовательных потребностей ее обучающихся.



В раздел образования