Автор: Кочуб Марина Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Салехард
Наименование материала: статья
Тема: Применение дистанционных технологий на уроках математики.
Раздел: среднее образование
Применение дистанционных технологий на уроках математики.
В современном мире возрастает роль математической подготовки. Обучение на
расстоянии издавна привлекало внимание, как педагогов, так и обучаемых. Проблема
доступности качественного образования особенно актуальна для России с ее огромными
территориями.
Эту проблему с развитием компьютерных технологий, появлением сети Интернет
уже успешно решает дистанционное обучение.
Дистанционное обучение — тип обучения, основанный на образовательном
взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с
помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Дистанционное
образование – новая, современная технология, которая позволяет сделать обучение более
качественным и доступным. Создание дистанционного обучения математике актуально,
имеет широкое практическое значение. В случае пропуска занятия в школе по болезни или
по другим уважительным причинам и изучить самостоятельно материал, пропущенный на
уроках, проверить свои знания в ходе выполнения тестовых работ или заданий для
закрепления.
Если ученику нравится изучать математику, то он может расширить свой кругозор,
выполняя различные творческие задания, используя дополнительный материал к урокам.
Кроме того, данные разработки подходят для коррекции знаний учащихся по математике
(индивидуальные задания для устранения пробелов в знаниях детей). Отмечу, что
дистанционное обучение как одна из эффективных современных педагогических
информационных образовательных технологий ориентирована на компетентностный
подход.
Качество дистанционного обучения достигается за счет развития у обучаемых
универсальных учебных действий, личностных, предметных результатов образования.
Они включают в себя:
1.
Умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать в группе
в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты
2.
Ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных
видов
деятельности
(обобщенные
способы
решения
учебных
задач;
исследовательские,
коммуникативные
и
информационные
умения),
умение
работать с разными источниками информации.
3.
Готовность к профессиональному выбору, умение ориентироваться в мире
профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования
с учетом собственных интересов и возможностей
4.
Гуманистические
и
демократические
ценностные
ориентации,
готовность
следовать этическим нормам поведения в жизни, умение оценивать с позиций
социальных норм поступки (собственные и других людей)
5.
Личностные результаты образования у учащихся при дистанционном обучении
выявляются через систему деятельности учителя – наставника и обучаемого с
помощью технологий системы дистанционного обучения.
Дистанционное образование включает в себя различные способы реализации
содержания обучения, предусмотренного учебными программами. Оно представляет
систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное
достижение поставленных целей.
Вместе с тем, как любая форма обучения, она имеет тот же компонентный состав:
цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во
многом определенное действующими программами, стандартами для конкретного типа
учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения. Любая форма
обучения должна ориентироваться на государственные стандарты образования. Вместе с
тем, она может и должна выходить за рамки базового образования,
включая
дополнительное образование и все, что с этим связано.
Одной из задач современной школы является повышение многообразия видов и форм
организации
учебной
деятельности
учащихся.
Компьютерные
технологии,
интегрированные
с
педагогической
системой
организации
учебной
деятельности,
позволяют
существенно
увеличить
образовательные
возможности
школьников,
осуществить
выбор
и
реализацию
индивидуальной
траектории
в
открытом
образовательном пространстве. Дистанционное обучение школьников это прекрасная
возможность не только углубить свои знания, но и получить навыки информационно-
коммуникативной культуры.
Применение дистанционного обучения в школе - это дополнительный способ
обеспечения
непрерывности
и
требуемой
интенсивности
учебного
процесса,
сотрудничества между учителями и учащимися. В основе дистанционного обучения
заложены педагогические технологии разно-темпового обучения, самостоятельность в
самообразовании школьников по различным образовательным областям, сочетание
различных форм и методов взаимодействия учителя и ученика.
В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и
воспитать
личность,
ориентированную
на
саморазвитие.
Технологии
дистанционного обучения:
1.
Кейс-технология.
Кейс-технология основывается
на использовании
наборов
(кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических
материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при
организации регулярных консультаций у преподавателей.
2.
ТВ-технология. ТВ-технология базируется на использовании систем телевидения
для
доставки
учащимся
учебно-методических
материалов
и
организации
регулярных консультаций у преподавателей.
3.
Сетевые технологии. Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные
сети
для
обеспечения
учащихся
учебно-методическим
материалом
и
взаимодействия с различной степенью интерактивности между преподавателем и
учащимся.
В
процессе
дистанционного
обучения
ученик
и
учитель
взаимодействуют в следующих режимах:
синхронно - общение ученика и учителя в режиме реального времени (online
общение);
асинхронно, когда учащийся выполняет какую - либо самостоятельную работу,
в индивидуальном темпе, а учитель оценивает правильность ее выполнения и
дает рекомендации по результатам учебной деятельности (off-line).
Элементы дистанционного обучения могут использоваться учителями, например:
для организации обучения детей, временно не посещающих школу по причине болезни.
для индивидуализации процесса обучения за счет организации их работы с
дистанционными ресурсами.
при организации проектной деятельности, основанной на взаимодействии школьников
различных регионов Казахстана.
для преодоления затруднений, возникающих у учащихся в процессе обучения за счет
организации системы дистанционных консультаций и т.д.
для подготовки к экзаменам.
Основная задача, которую я ставлю перед собой – эффективное построение
учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающее подготовку учащихся,
развитие их познавательных способностей, формирование у них основных приемов
умственной деятельности: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Целью
своей работы считаю не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить
учиться, развивать интерес к учению.
Дистанционное обучения как раз и дают такую возможность. Считаю, что активное
использование в учебном процессе новых образовательных технологий повышает
эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный
процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего
образования в современной школе.
В целях эффективного использования рабочего времени на уроках применяю
различные формы организации учебного процесса. Технология дистанционного обучения
ориентирована на дидактическое применение научного знания, и направлена на
достижение высоких результатов в развитии личности каждого обучаемого. Она
предполагает управление процессом обучения, а это включает в себя два взаимосвязанных
процесса: организацию деятельности обучаемого и контроль этой деятельности.
У учителя есть возможность создавать тематические тесты, контрольные работы,
домашние задания различного уровня сложности, в зависимости от подготовленности
каждого обучаемого. Тщательно выбирая задания, мы создаем ситуацию успеха даже у
самого «слабого» ученика.
При выполнении задания учащиеся могут получать консультацию своего учителя
через Интернет; использовать справочные материалы и видео уроки. Кроме этого,
накануне урока, проверяя дистанционно выполненное задание, я могу не только оценить
работу каждого ученика, что очень важно, но и проанализировать общую ситуацию с
усвоением материала в данном классе и при необходимости внести корректировки в план
урока. Это позволяет более эффективно контролировать процесс обучения.
Положительными
моментами
дистанционной
формы
контроля
являются:
обучающийся получает независимую оценку; работа ученика может продолжаться в связи
с карантином; температурным режимом (понижение температуры); облегчается работа
учителя (при составлении и проверке тестов); учащийся повышает уровень знаний по
данной теме; учащийся отрабатывает умения и навыки по данной теме. На мой взгляд,
дистанционное обучение позволяет учащимся работать по индивидуальным планам, имея
при этом возможность консультаций со стороны учителя.
Дистанционное обучение может сыграть особенную роль в формирования у
учащихся
современных
представлений
об
обобщенной
структуре
личности
и
деятельности
человека.
А
именно
в
таких
сферах
деятельности
человека
как
интеллектуальной, ценностно-этической, трудовой, коммуникативной, эстетической.
Такой вывод можно сделать благодаря тому, что ключевой особенностью среды
дистанционного обучения является цель максимально способствовать удовлетворению и
развитию образовательных потребностей ее обучающихся.