Автор: Шинкаренко Татьяна Петровна Должность: учитель математики Учебное заведение: МАОУ СОШ п.Донское Населённый пункт: Калининградская область п.Донское Наименование материала: методическая разаботка Тема: Ученые в годы Великой Отечественной Войне Раздел: среднее образование
1 ученик. Накануне наша страна отметила великий праздник - 70-лет Победы на фашистскими
захватчиками. Нельзя не вспомнить о тех, кто внес свой вклад в нашу победу .
История военных лет показала, что математика, физика, химия сыграли большую роль в укреплении
оборонной мощи нашей страны во время Великой Отечественной войны и после неё.
Обратимся к фактам прошлого.
22 июня 1941 года. Война! (СЛАЙД 2)
(Фонограмма «Вставай страна огромная…» (1-й куплет); снимки: молодые жители Москвы идут
добровольцами на фронт.
2 ученик. .
Война - жесточе нету слова
Война – печальней нету слова
Война – святее нету слова.
(СЛАЙД 3)
Страшной полосой перечеркнула эта дата жизнь миллионов людей нашей страны…
Великая Отечественная война не прошла мимо советских ученых математиков, физиков,
химиков:
тысячи
из
них
ушли
на
фронт
по
мобилизации
и
добровольцами,
многие
переключились на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали
трудиться на своих постах, веря в разгром врага и создавая для будущего новые научные
ценности. (СЛАЙД 4)
1 ученик . Уже 22 июня немцы уничтожили более тысячи двухсот советских самолетов, большую
часть - на земле. Тем самым они обеспечили себе полное господство в воздухе. Война
потребовала от авиации больших скоростей полетов самолетов. Но при увеличении скорости
возникла новая проблема - разрушение самолета из-за вибрации особого рода, так называемого
явления «флаттера». Раньше других «флаттер» был преодолен у нас в стране благодаря работам
ученого Мстислава Всеволодовича Келдыша и его коллег. В тяжелые годы войны академик
Келдыш в своей научной работе полностью решает проблему появления колебаний у шасси. Как
всегда он дает практическое инженерные рекомендации, избавляющие конструкцию шасси от
этого опасного явления. Келдыш и его коллеги подготовили расчеты, позволившие увеличить
устойчивость самолета. (СЛАЙД 5)
2 ученик. Над проблемами самолетостроения работали не только отдельные ученые, но и целые
научные коллективы. Достижения блестящих результатов в совершенствовании боевых
самолетов, прежде всего увеличение их скорости, позволило А.С.Яковлеву и С.А.Лавочкину
создать грозные истребители, С.В.Илюшину – неуязвимые штурмовики, Н.Туполеву,
Н.Н.Поликарпову – мощные бомбардировщики. Были вычислены новые штурманские таблицы.
Самолеты были обеспечены надежной защитой от появления вибрации. (СЛАЙД 6)
1 ученик . Шла жестокая война. Фронт требовал увеличения эффективности огня артиллерии,
повышения меткости стрельбы. Эту проблему решил академик А.Н.Колмогоров. Используя свои
работы в области теории вероятностей, он дал определение наивыгоднейшего рассеяния
артиллерийских снарядов. Теория вероятностей использовалась и для определения наилучших
методов местонахождения самолётов и подводных лодок противника, для указания путей,
позволяющих избежать встречи с подводными лодками врага. Например, встал такой вопрос: как
лучше провести караван торговых судов при наличии вражеских подводных лодок? Тут
математика пришла на помощь. Ее методами были определены размеры судов и частота их
отправления, при которых потери были бы наименьшими. Учёные-математики помогли
рассчитать, сколько нужно сделать одновременных выстрелов по самолётам противника для того,
чтобы иметь наибольшую вероятность попадания. Во всём этом большая заслуга академика
А.Н.Колмогорова. (СЛАЙД 7)
2 ученик. Видная роль в деле обороны нашей родины принадлежит выдающемуся математику-
академику А.Н.Крылову. Он создал таблицу непотопляемости, по которой можно было рассчитать,
повлияет на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы
ликвидировать
крен,
и
насколько
это
затопление
может
улучшить
устойчивость
корабля.
Использование этих таблиц спасло жизнь многих людей, помогло сберечь огромные материальные
ценности. (СЛАЙД 8)
1 ученик. Во время Великой Отечественной войны появилась и такая важная проблема, как
обеспечение кучности стрельбы и устойчивости снарядов при полете. Эту сложную математическую
задачу решил член корреспондент АН СССР Н.Г.Четаев. Он рассчитал наивыгоднейшую крутизну
нарезки стволов орудий, что позволило обеспечить кучность стрельбы и устойчивость снарядов при
полёте. (СЛАЙД 9)
2
ученик.
Научная
работа
не
прекращалась
и
в
тяжелых
условиях
жизни
фронтовых
и
прифронтовых городов. Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной
истории и одновременно самая трагическая. Вся страна в тяжелые первые два года войны знала:
несмотря ни на что Ленинград держится.
Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом – смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой. Ольга Берггольц.
1 ученик. В изнурительные дни блокады ученые Ленинграда успешно решили задачу огромной
сложности и создали капитальный труд – Большой астрономический ежегодник на 1943- 1945 гг. Это
исключительно важное пособие для авиации, флота и артиллерии ученые выполнили образцово.
Командование ВСС Красной Армии дало высокую оценку работе ленинградских ученых.
Об
условиях,
в
которых
ученые
создавали
свой
труд,
говорит
тот
факт,
что
треть
сотрудников,
работавших над ним, погибли. (СЛАЙД 10)
2 ученик. Трудности работы во фронтовых условиях не снижали напряжения творческих поисков,
не пугали ученых. В те трудные дни испытаний они считали своим патриотическим долгом быть
там, где этого требовали интересы защиты Отечества. Эвакуированный из Ленинграда в Казахстан
С.Н. Берштейн, стремясь принять непосредственное участие в работе ленинградских ученых,
упросил президента АН поддержать его просьбу и тем помочь ему «исполнить свой долг перед
Родиной». (СЛАЙД 11)
1 ученик. Всеми силами ученые стремились помогать фронту, и не только своей научной работой в
институтах и лабораториях. Все, начиная с лаборанта и заканчивая академиком, были постоянными
участниками многочисленных субботников и воскресников: грузили уголь, расчищали от снега
посадочные полосы аэродромов, разгружали вагоны и баржи
(СЛАЙД 12)
2 ученик . Героический труд рабочих, ученых математиков, физиков. инженеров и техников
советской промышленности позволил уже с весны 1942 года начать оснащение Вооруженных Сил
новыми, более совершенными видами боевой техники. В большом количестве войска получали
новое оружие - самоходные артиллерийские установки, реактивные минометы - знаменитые
«Катюши». Из текста донесения в немецкий генеральный штаб: «Русские применили батарею с
небывалым числом орудий. Снаряды фугасно-зажигательные, но необычайного действия. Войска,
обстрелянные русскими, свидетельствуют - огневой налет подобен урагану». Непосредственно над
ракетами работал Юрий Победоносцев, которому ныне и принадлежит честь называться их автором.
(СЛАЙД 13)
1 ученик. Многие математики с оружием в руках сражались на фронтах в частях действующей
армии, соединениях народного ополчения, партизанских отрядах. Добровольцем ушел на фронт и
участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и Восточной
Пруссии выдающийся математик и педагог, член – корреспондент АН СССР А.А.Ляпунов.
(СЛАЙД 14)
2 ученик . В частях тяжелой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал город Ленинград
выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей и математической
статистики, доктор физико – математических наук, а потом академик АН СССР Ю.В. Линник.
Среди миллионов тех, кто не был отмечен наградами и славою при жизни, то в трудную для
Отчизны годину до конца выполнил свой долг и отдал ей самое дорогое – жизнь, были начинающие,
учителя и студенты, которым только предстояло вступить на этот путь.
(СЛАЙД 15)
1 ученик . Осенью 1941 года умер от ран и нечеловеческих условий вражеского плена Н.Б.
Веденисов. Свой путь в математике талантливый ученый начинал в области теории множеств и
теории функций действительного переменного. Позже его научные интересы перешли в область
теорико - множественной топологии. Война застала Веденисова преподавателем одной из военных
академий. Несмотря на слабое здоровье и бронь он принял твердое решение уйти в ополчение. В
тяжелых боях под Ельней ученый был ранен и оказался в плену, где силы его быстро иссякли.
(СЛАЙД 16)
2
ученик. История
военных
лет
показала,
что
ученые
сыграли
большую
роль
в
укреплении
оборонной
мощи
нашей
страны
во
время
Великой
Отечественной
войны
и
сохранили
тысячи
жизней!!!
Без малого четыре года
Гремела грозная война.
И снова русская природа,
Живого трепета полна.
И вот дорогою обратной,
Непокоряемый вовек,
Идет свершивший подвиг ратный
Великий русский человек.
Он сделал все. Он тих и скромен.
Он мир от черной смерти спас.
И мир, прекрасен и огромен,
Его приветствуют сейчас. Твардовский (
СЛАЙД 17
Песня «День Победы»)
(СЛАЙД 18)
1 ученик.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков. Внуки
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколения,
Затем, чтоб нам счастливыми быть,
А счастье – не в забвенье.
(СЛАЙД 19)
2 ученик
«Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горячая надпись на глыбе гранита.
Потухшими листьями ветер играет,
Дождём проливным венки замывает.
Но словно огонь у подножья – гвоздика!
Никто не забыт и ничто не забыто... (СЛАЙД 20)
1 ученик После войны немцы признали, что наши наука и техника были на высоте
требований, которые предъявило время. И действительно, советские ученые и
самым непосредственным образом исполнили свой патриотический долг помощи
фронту.
Вторая мировая война оказалась прежде всего войной танков, соревнования
моторов, огня и брони, и от того, чья конструкторская мысль оказывалась точнее и
глубже, зависел исход многих сражений. Советские ученые многое сделали для
победы,
по
многим
параметрам
к
концу
войны
наши
танки,
самолеты,
артиллерийские орудия стали совершеннее тех, которые противопоставлял нам
враг. Мы гордимся ими. Вечная им память.
Молодое поколении всегда готово стать на защиту нашей великой Родины.
И сегодня, в очень неспокойное время, мы хотим сказать: «Нет войне!»