Напоминание

Ученые в годы Великой Отечественной Войне


Автор: Шинкаренко Татьяна Петровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ п.Донское
Населённый пункт: Калининградская область п.Донское
Наименование материала: методическая разаботка
Тема: Ученые в годы Великой Отечественной Войне
Раздел: среднее образование





Назад





« Ученые в годы Великой Отечественной войны»

1 ученик.
Накануне наша страна отметила великий праздник - 70-лет Победы на фашистскими захватчиками. Нельзя не вспомнить о тех, кто внес свой вклад в нашу победу
.
История военных лет показала, что математика, физика, химия сыграли большую роль в укреплении оборонной мощи нашей страны во время Великой Отечественной войны и после неё. Обратимся к фактам прошлого. 22 июня 1941 года. Война!
(СЛАЙД 2)
(Фонограмма «Вставай страна огромная…» (1-й куплет); снимки: молодые жители Москвы идут добровольцами на фронт.
2 ученик.
. Война - жесточе нету слова Война – печальней нету слова Война – святее нету слова.
(СЛАЙД 3)
Страшной полосой перечеркнула эта дата жизнь миллионов людей нашей страны…

Великая Отечественная война не прошла мимо советских ученых математиков, физиков, химиков: тысячи из них ушли на фронт по мобилизации и добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих постах, веря в разгром врага и создавая для будущего новые научные ценности.
(СЛАЙД 4)

1 ученик
. Уже 22 июня немцы уничтожили более тысячи двухсот советских самолетов, большую часть - на земле. Тем самым они обеспечили себе полное господство в воздухе. Война потребовала от авиации больших скоростей полетов самолетов. Но при увеличении скорости возникла новая проблема - разрушение самолета из-за вибрации особого рода, так называемого явления «флаттера». Раньше других «флаттер» был преодолен у нас в стране благодаря работам ученого Мстислава Всеволодовича Келдыша и его коллег. В тяжелые годы войны академик Келдыш в своей научной работе полностью решает проблему появления колебаний у шасси. Как всегда он дает практическое инженерные рекомендации, избавляющие конструкцию шасси от этого опасного явления. Келдыш и его коллеги подготовили расчеты, позволившие увеличить устойчивость самолета.
(СЛАЙД 5)

2 ученик.
Над проблемами самолетостроения работали не только отдельные ученые, но и целые научные коллективы. Достижения блестящих результатов в совершенствовании боевых самолетов, прежде всего увеличение их скорости, позволило А.С.Яковлеву и С.А.Лавочкину создать грозные истребители, С.В.Илюшину – неуязвимые штурмовики, Н.Туполеву, Н.Н.Поликарпову – мощные бомбардировщики. Были вычислены новые штурманские таблицы. Самолеты были обеспечены надежной защитой от появления вибрации.
(СЛАЙД 6)

1 ученик
. Шла жестокая война. Фронт требовал увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Эту проблему решил академик А.Н.Колмогоров. Используя свои работы в области теории вероятностей, он дал определение наивыгоднейшего рассеяния артиллерийских снарядов. Теория вероятностей использовалась и для определения наилучших методов местонахождения самолётов и подводных лодок противника, для указания путей, позволяющих избежать встречи с подводными лодками врага. Например, встал такой вопрос: как лучше провести караван торговых судов при наличии вражеских подводных лодок? Тут математика пришла на помощь. Ее методами были определены размеры судов и частота их отправления, при которых потери были бы наименьшими. Учёные-математики помогли рассчитать, сколько нужно сделать одновременных выстрелов по самолётам противника для того, чтобы иметь наибольшую вероятность попадания. Во всём этом большая заслуга академика А.Н.Колмогорова.
(СЛАЙД 7)


2 ученик.
Видная роль в деле обороны нашей родины принадлежит выдающемуся математику- академику А.Н.Крылову. Он создал таблицу непотопляемости, по которой можно было рассчитать, повлияет на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить устойчивость корабля. Использование этих таблиц спасло жизнь многих людей, помогло сберечь огромные материальные ценности.
(СЛАЙД 8)

1 ученик.
Во время Великой Отечественной войны появилась и такая важная проблема, как обеспечение кучности стрельбы и устойчивости снарядов при полете. Эту сложную математическую задачу решил член корреспондент АН СССР Н.Г.Четаев. Он рассчитал наивыгоднейшую крутизну нарезки стволов орудий, что позволило обеспечить кучность стрельбы и устойчивость снарядов при полёте.
(СЛАЙД 9)

2

ученик.
Научная работа не прекращалась и в тяжелых условиях жизни фронтовых и прифронтовых городов. Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая. Вся страна в тяжелые первые два года войны знала: несмотря ни на что Ленинград держится. Я говорю с тобой под свист снарядов, угрюмым заревом озарена. Я говорю с тобой из Ленинграда, страна моя, печальная страна… Кронштадтский злой, неукротимый ветер в мое лицо закинутое бьет. В бомбоубежищах уснули дети, Ночная стража встала у ворот. Над Ленинградом – смертная угроза… Бессонны ночи, тяжек день любой. Но мы забыли, что такое слезы, что называлось страхом и мольбой. Ольга Берггольц.
1 ученик.
В изнурительные дни блокады ученые Ленинграда успешно решили задачу огромной сложности и создали капитальный труд – Большой астрономический ежегодник на 1943- 1945 гг. Это исключительно важное пособие для авиации, флота и артиллерии ученые выполнили образцово. Командование ВСС Красной Армии дало высокую оценку работе ленинградских ученых. Об условиях, в которых ученые создавали свой труд, говорит тот факт, что треть сотрудников, работавших над ним, погибли.
(СЛАЙД 10)

2 ученик.
Трудности работы во фронтовых условиях не снижали напряжения творческих поисков, не пугали ученых. В те трудные дни испытаний они считали своим патриотическим долгом быть там, где этого требовали интересы защиты Отечества. Эвакуированный из Ленинграда в Казахстан С.Н. Берштейн, стремясь принять непосредственное участие в работе ленинградских ученых, упросил президента АН поддержать его просьбу и тем помочь ему «исполнить свой долг перед Родиной».
(СЛАЙД 11)

1 ученик.
Всеми силами ученые стремились помогать фронту, и не только своей научной работой в институтах и лабораториях. Все, начиная с лаборанта и заканчивая академиком, были постоянными участниками многочисленных субботников и воскресников: грузили уголь, расчищали от снега посадочные полосы аэродромов, разгружали вагоны и баржи
(СЛАЙД 12)


2 ученик
. Героический труд рабочих, ученых математиков, физиков. инженеров и техников советской промышленности позволил уже с весны 1942 года начать оснащение Вооруженных Сил новыми, более совершенными видами боевой техники. В большом количестве войска получали новое оружие - самоходные артиллерийские установки, реактивные минометы - знаменитые «Катюши». Из текста донесения в немецкий генеральный штаб: «Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды фугасно-зажигательные, но необычайного действия. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют - огневой налет подобен урагану». Непосредственно над ракетами работал Юрий Победоносцев, которому ныне и принадлежит честь называться их автором.
(СЛАЙД 13)

1 ученик.
Многие математики с оружием в руках сражались на фронтах в частях действующей армии, соединениях народного ополчения, партизанских отрядах. Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и Восточной Пруссии выдающийся математик и педагог, член – корреспондент АН СССР А.А.Ляпунов.
(СЛАЙД 14)

2 ученик
. В частях тяжелой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал город Ленинград выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей и математической статистики, доктор физико – математических наук, а потом академик АН СССР Ю.В. Линник. Среди миллионов тех, кто не был отмечен наградами и славою при жизни, то в трудную для Отчизны годину до конца выполнил свой долг и отдал ей самое дорогое – жизнь, были начинающие, учителя и студенты, которым только предстояло вступить на этот путь.
(СЛАЙД 15)

1 ученик
. Осенью 1941 года умер от ран и нечеловеческих условий вражеского плена Н.Б. Веденисов. Свой путь в математике талантливый ученый начинал в области теории множеств и теории функций действительного переменного. Позже его научные интересы перешли в область теорико - множественной топологии. Война застала Веденисова преподавателем одной из военных академий. Несмотря на слабое здоровье и бронь он принял твердое решение уйти в ополчение. В тяжелых боях под Ельней ученый был ранен и оказался в плену, где силы его быстро иссякли.
(СЛАЙД 16)

2

ученик.
История военных лет показала, что ученые сыграли большую роль в укреплении оборонной мощи нашей страны во время Великой Отечественной войны и сохранили тысячи жизней!!! Без малого четыре года Гремела грозная война. И снова русская природа, Живого трепета полна. И вот дорогою обратной, Непокоряемый вовек, Идет свершивший подвиг ратный Великий русский человек. Он сделал все. Он тих и скромен. Он мир от черной смерти спас. И мир, прекрасен и огромен, Его приветствуют сейчас. Твардовский (
СЛАЙД 17
Песня «День Победы»)
(СЛАЙД 18)


1 ученик.
Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте люди, никогда Об этом не забудем. Пусть память верную о ней Хранят, об этой муке И дети нынешних детей, И наших внуков. Внуки Затем, чтоб этого забыть Не смели поколения, Затем, чтоб нам счастливыми быть, А счастье – не в забвенье.
(СЛАЙД 19)

2 ученик
«Никто не забыт и ничто не забыто» - Горячая надпись на глыбе гранита. Потухшими листьями ветер играет, Дождём проливным венки замывает. Но словно огонь у подножья – гвоздика! Никто не забыт и ничто не забыто...
(СЛАЙД 20)

1 ученик
После войны немцы признали, что наши наука и техника были на высоте требований, которые предъявило время. И действительно, советские ученые и самым непосредственным образом исполнили свой патриотический долг помощи фронту. Вторая мировая война оказалась прежде всего войной танков, соревнования моторов, огня и брони, и от того, чья конструкторская мысль оказывалась точнее и глубже, зависел исход многих сражений. Советские ученые многое сделали для победы, по многим параметрам к концу войны наши танки, самолеты, артиллерийские орудия стали совершеннее тех, которые противопоставлял нам враг. Мы гордимся ими. Вечная им память. Молодое поколении всегда готово стать на защиту нашей великой Родины.
И сегодня, в очень неспокойное время, мы хотим сказать: «Нет войне!»


В раздел образования