Напоминание

"Сенсомоторное развитие детей раннего возраста"


Автор: Лямкина Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Сенсомоторное развитие детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска «Детский сад №45

общеразвивающего вида»

Методическая разработка

Тема: «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста»

Разработана: воспитателем первой квалификационной категории

Лямкиной А.В

Новосибирск 2021 г.

Аннотация

Данное методическое пособие, по сенсомоторному развитию, разработано

воспитателем группы раннего возраста (2-3 года). Методические

рекомендации ориентированы на работу педагогов дошкольных

образовательных учреждений, направленную на развитие сенсомоторных

навыков у детей раннего возраста.

Методические разработки направлена на развитие личности детей

дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом

их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических

особенностей. В основу данных методических разработок положены

ведущие идеи: Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова с идеей развивающего

обучения, которые позволят открыть в детях потенциальные,

интеллектуальные и личностные способности («Старайся сделать обучение

увлекательным»), А.В.Запорожцем, Л.А.Венгера о самоценности

дошкольного периода развития («Основной путь развития – это путь

обогащения формами и способами деятельности»), Л.С.Выготского

(«Обучение идет впереди развития и ведет его за собой, для всякого

обучения существуют оптимальные сроки).

Методическое пособие определяет содержание и организацию

образовательного процесса для детей раннего возраста и направлена на

формирование у детей 2-3 лет полноценного восприятия окружающей

действительности через обучение детей сенсорным эталонам, учитывает

возрастные особенности усвоения программного материала у детей раннего

возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области

«Познавательное развитие».

В данном пособии раскрываются особенности формирования

предпосылок психофизическому развитию. Обогащение чувственного опыта

детей раннего возраста, необходимого для полноценного восприятия

окружающего мира и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-

игровой деятельности через игры с дидактическим материалом и

экспериментальной деятельностью.

Данное пособие содержит, рекомендации для педагогов по созданию

развивающей среды, дидактический материал: игры и пособия, формы,

методы и приемы по организации сенсомоторного развития детей раннего

возраста. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего,

умственного развития ребенка в то же время имеет самостоятельное

значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного

овладения многими видами деятельности. Успешность умственного,

физического эстетического воспитания во многом зависит от уровня

сенсомоторного развития детей, то есть от того, насколько совершенно

ребенок слышит, видит, осязает. Ранний возраст – важнейший стартовый

период в жизни человека, когда закладываются основа интеллекта и

мышления. Происходит это под влиянием окружающей среды и общения со

взрослыми и сверстниками. Удовлетворить детские потребности в

любознательности, вовлечь в активное освоение окружающего мира, помочь

овладеть способами познания – позволит специально организованная

деятельность педагога.

Введение

Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно

сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные,

последовательные и планомерные педагогические воздействия,

обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие

у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через

ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного

развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в

развитии ребенка.

Актуальность и перспективность опыта работы

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста.

Возраст моих детей от 2 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее

благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств,

накопление представлений об окружающем мире. А.П. Усова верно

указывала, что 9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного

возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития

ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия

предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие

формы познания строятся на основе образов восприятия, являются

результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует

постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету,

величине).

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Процесс

образования меняется, идет вперед, появляются новые разработки,

программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных,

любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог-воспитатель,

вносить что-то новое, яркое. В первую очередь это означает отказ от

авторитарного способа обучения и воспитания.

Должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и

воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые

формы, в частности, развивающие (дидактические) игры.

Новизна педагогического опыта

Мною подобран комплекс нетрадиционных дидактических игр и созданы

условия для эффективного использования дидактических игр.

Трудоемкость опыта

Развитие сенсомоторных навыков является наиболее важной темой во

всестороннем развитие детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен

для совершенствования деятельности органов чувств, накопления

представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное

на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из

основных сторон дошкольного воспитания.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:

1.

Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка»;

2.

Пилюгина В.А. «Сенсорные способности малыша»;

3.

Дворова И.В., Рожков О.П. «Упражнения и занятия по сенсорному

воспитанию детей 2-4-го года жизни»;

4.

Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста»;

5.

Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание».

Для успешной организации сенсорного развития в группе создана

нестандартная предметно-развивающая среда, оформлен сенсорный уголок,

созданы галерея нетрадиционных игр и пособий.

Работу начала с подбора и изучения методической литературы, которая

непосредственно относится к выбранной теме.

Цель методической разработки: обогащение чувственного опыта детей

раннего возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного

развития, содействие психофизическому развитию.

Для достижения цели можно сформулировать следующе задачи:

Обучать

детей

сенсорным

эталонам:

выделять

цвет,

форму,

величину, как особые признаки предметов по величине.

Обучить

детей

способам

обследования

предметов:

их

группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов;

Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе

овладения

целенаправленными

действиями

с

предметами

(умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до

завершения,

стремиться

к

получению

положительного

результата)

Формировать

представления

о

простейших

перцептивных

действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус

и так далее).

Развивать

у

детей

внимание,

мыслительные

операции

(сравнение, анализ, синтез, обобщение).

Совершенствовать

двигательные

функции

(развитие

и

совершенствование

общей,

крупной)

и

ручной

(мелкой)

моторики.

Содействовать в развитии: тактильно-двигательном, слуховом,

зрительном восприятии, восприятии пространства и времени.

Принципы

и

подходы

в

работе

с

детьми

по

сенсомоторному

развитию:

Принцип

развития

(предлагает

выделение

тех

задач,

трудностей,

этапов,

которые

находятся

в

зоне

ближайшего

развития ребенка; организация педагогического воздействия

осуществляется

с

учетом

ведущей

деятельности

ребенка

игры);

Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей);

Интегративный

характер

занятий:

решать

несколько

разноплановых

задач,

преимущественно

опережающих

уровень

актуального

развития

детей,

но

не

выходящих

за

границы зоны ближайшего развития, в рамках одного занятия);

Комплексно-тематический

принцип:

с

ведущей

игровой

деятельностью, а решение программных задач осуществляется

в разных формах совместной деятельности педагога и детей, а

также в самостоятельной деятельности детей.

Принцип системности и последовательности (требует, чтобы

знания,

умения

и

навыки

формировались

в

системе,

в

определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного

материала

логически

связывается

с

другими,

последующее

опирается

на

предыдущие,

готовит

к

усвоению

нового.

Психологически

установлена

закономерность,

что

при

соблюдении

логических

связей

материал

усваивается

в

большем

объеме

и

более

прочно.

Систематичность

и

последовательность

в

обучении

позволят

достичь

больших

результатов);

Принцип постепенности (следование от простых и доступных

заданий к более сложным, комплексным);

Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на

уровне реальных учебных возможностей, чтобы обучаемые не

испытывали

интеллектуальных,

физических

моральных

перегрузок,

отрицательно

сказывающихся

на

физическом

и

психическом здоровье;

Принцип систематизированных представлений о свойствах и

качествах,

которые

являются

основой

эталонами

обследования

любого

предмета,

то

есть

ребенок

должен

соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него

знаниями

и

опытом.

Очень

рано

ребенок

начинает

использовать свои знания как средство восприятия и осознания

нового предмета;

Принцип

повторяемости

материала,

позволяющей

формировать и закреплять механизмы реализации функции;

Принцип

единства

диагностики

и

педагогического

процесса

результаты

обследования

определяют

пути

работы

с

воспитанниками в виде перспективного плана развития);

Принцип

дифференцированного

подхода

(ребенок

уникальная личность, ценится его индивидуальность);

Принцип

психологического

комфорта

каждого

ребенка

адекватности требований и нагрузок (проявляется в понимании,

деликатности, терпимости и

такте

при воспитании

детей,

в

восхищении

их

инициативой

и

мельчайшей

самостоятельностью

что

способствует

формированию

у

ребенка уверенности в себе и в своих возможностях). В этом

возрасте очень важно создать ситуацию успеха;

Принцип вариативности (предполагает определенную позицию

педагога,

обеспечивающую

самореализацию

каждого

воспитанника

в

обучении.

Для

этого

необходимо

оснастить

педагогический

процесс

специальными

дидактическими

материалами, чтобы предоставить всем детям возможность

выбора

типа,

вида

и

формы

задания

в

соответствии

с

их

личностными

предпочтениями,

особенностями

мышления,

интересами. Вариативность также тесно связана и с технологией

проведения

занятий,

предполагающей

разнообразие

видов

работ,

формы

задания

в

соответствии

с

их

личностями

предпочтениями,

особенностями

мышления,

интересами.

Вариативность также тесно связана и с технологией проведения

занятий, предполагающей разнообразие видов работ, форм

организации учащихся, гибкость и оперативность педагога в

нестандартных

ситуациях,

которыми

изобилует

личностно

ориентированный подход.

Целевые

ориентиры

определения

результатов

освоения

образовательной деятельности по сенсомоторному развитию детей

раннего дошкольного возраста:

Различает

четыре

цвета

спектра

(красный,

желтый,

зеленый,

синий), пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник,

прямоугольник, овал) и три объемных тела (куб, шар, призма), три

градации величины (большой, поменьше, маленький);

Использует эталоны в разных видах практической деятельности;

Группирует

однородные

предметы

по

сенсорным

признакам:

величине, форме, цвету;

Находят

общие

и

отличительные

признаки,

выстраивают

сериационные

ряды

из

нескольких

предметов

по

одному

признаку;

Имеют первые пространственные ориентировки и простейшие

способы

размещения

конструкций

по

горизонтали

(дорожки

разной длины и ширины, заборы разной высоты и формы) и

вертикали

(башенка,

лесенка),

а

также

способы

соединения

деталей для создания целостной конструкции;

Получают

удовольствие

от

экспериментирования

с

разными

материалами;

развивается

способность

устанавливать

тождества

и

различия

однородных предметов по одному из признаков (цвет, форма,

величина), сопоставляя его с образцом, ориентируясь на слова

«форма», «такой», «не такой», «разные»;

совершенствуются предметно-орудийные действия, развиваются

координированные

движения обеих рук и мелкой моторики.

Описание

образовательной

деятельности

в

соответствии

с

направлениями развития ребенка.

Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение

на специальных занятиях, в режимные моменты и в совместной деятельности

педагога с детьми в течение всего дня. Занятия целиком проходят в форме

игры.

Игровые

приемы

обеспечивают

динамичность

процесса

обучения,

максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности –

речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан

на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут

проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития

и подготовленности ребенка к восприятию.

I. Зона упражнений в практической жизни

«Ребёнок, который посредством длительных упражнений учился в совершен

стве владеть своими движениями и действиями, доволен тем, что может эфф

ективно и интересно удовлетворять свою жажду деятельности, полон радост

и, здоровья и выделяется своим спокойствием и дисциплиной». М. Монтессо

ри.

Упражнения в практической жизни - упражнения по овладению навыками,

необходимыми человеку в повседневной жизни. В процессе деятельности

ребёнок учится самостоятельно заботиться о себе, об окружающей среде, о

помещении,

учится

правилам

хорошего

тона,

вежливого поведения в

обществе, выполняет комплекс специальных упражнений на

совершенствование общей координации движений.

«Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добивать

ся своих целей, тем скорее создадим сильных, а,

следовательно, самостоятельных и свободных людей».

Значение упражнений в практической жизни:

Содействие физическому развитию.

Упражнения в практической жизни - гимнастика для всего тела; сих помощью

развивается

мускулатура

и

совершенствуется

моторика

ребёнка. «С помощью обычной работы ребёнок учится двигать руками и кист

ями, а мускулатура развивается быстрее, чем при гимнастике»

В возрасте до 4-х лет ребёнок находится в сензитивном периоде развития

движений

и

действий.

Организм

ребёнка

обладает

особенно

высокой

восприимчивостью к тем видам и формам деятельности, которые связаны с

совершенствованием самых разнообразных движений и овладением новыми

моторными умениями и навыками.

Содействие психическому развитию.

Занятия практической повседневной деятельности способствуют развитию

психических процессов ребёнка: внимания, мышления, памяти. Приобретая

навыки практической повседневной деятельности, дети развивают внимание

и способность концентрированно работать.

Содействие социальному развитию.

У

детей

формируются

образцы

позитивного

социального

поведения,

знакомятся

с

культурой

поведения

в

обществе,

обучаются

навыкам

повседневной деятельности и личной гигиены. Основой для этого является

данная

детям

возможность

свободно

заниматься

разумной

работой,

удовлетворять свои внутренние нужды, упражняться достаточное количество

времени

со

свободно

выбранными

предметами-

стимулами,

мыслить

абстрактно. «Отвечать на интеллектуальные

запросы человека, дать им удовлетворение – значит существенно способство

вать моральному воспитанию».

Подготовка к работе с материалами из других учебных разделов.

Занятия практической повседневной деятельностью опосредованно готовят

ребёнка к работе с сенсорным и математическим материалом, с материалами

для развития речи, обучения рисованию, письму.

Классификация упражнений в практической жизни:

1. Общие подготовительные упражнения для

развития

контроля

и

координации движений. (переноска предметов, переноска стула, переноска,

раскатывание

и

скатывание

коврика,

открывание

и

закрывание

двери,

складывание салфеток, пересыпание ложкой, пересыпание из сосуда в сосуд,

переливание воды, перекладывание предметов…)

2. Уход за собой. На

упражнениях

этой

группы

ребёнок

учится

самостоятельно

ухаживать

за

собой

(застёжки

с

пуговицами,

кнопками,

крючками и петлями, с ремнями, с бантами, со шнурками и отверстиями, с

молнией, мытье рук)

3. Уход за окружающей средой. Цель этих упражнений – научить ребёнка

заботиться об окружающей среде, сохранять её в чистоте и по возможности

украшать

(вытирание

пыли,

подметание,

чистка

металла,

затачивание

карандаша,

промывание

кисточек,

чистка

металлических

предметов,

забивание гвоздей, аппликация).

4. Основы культуры поведения в обществе.

На

упражнениях

этой

группы

ребёнок

приобретает

навыки

позитивного

социального

поведения

и

знакомится

с

основами

этикета

(приглашение

гостей,

помощь

другим

и

принятие помощи, чистка носа).

5. Особые упражнения для

развития

координации

движений

и

самообладания (ходьба по линии, упражнения в тишине).

Обустройство «Практической зоны»

Уголок для упражнений в обыденной жизни можно условно разделить на

несколько частей:

упражнения с водой (переливание воды из одного сосуда в другой,

переливание из одного сосуда в три, переливание из чайника в чашку,

переливание воды через воронку, полив цветов, смешивание акварели,

перекладывание

шариков,

взбивание

пены,

выжимание

губки,

переливание воды с помощью большой пипетки, капли, мытье стола,

игра «тонет - не тонет», мыльные пузыри, водяная мельница, рыбалка,

кораблики) – центр «песок – вода»; наборы для экспериментирования

с водой: емкости одинакового и разного объёма и разной формы,

предметы – орудия для переливания и выливания – черпачки, сачки,

пипетки…

упражнения

на

пересыпание,

классификацию

и

сортировку (пересыпание

зерна

из

одной

плошки

в

другую,

перекладывание предметов пинцетом, поиск предметов в миске с

крупой,

пересыпание

через

воронку,

вкладывание

предметов)

емкости для пересыпания одинакового и разного объёма и разной

формы, предметы – орудия – совочки, лопатки, ложки…

упражнения на развитие моторики. (прищепки, вышивание на картоне,

катушки, игры с пальчиками, коробочки и баночки, ящик с замками,

скрепки,

цветные

резинки

на

свитке,

волчки,

мозаика,

лепка,)-

дидактический

стол,

настенные

подвижные

модули

с

замками,

с

прорезями,

набор

для

завинчивания,

для

забивания,

столик

с

мозаикой;

мастерская ручного труда (рисование на песке, нам бумаге, на доске

мелом рамки и вкладыши, трафареты, печатки, письмо) – стол и стулья,

доски, столики индивидуальные, материалы для творчества…

II. Зона сенсорного развития

«Воспитание чувств надо начинать методически, с самого раннего возраста,

и продолжать его в течение всего периода обучения…

Воспитание чувств делает людей наблюдательными и не только довершает о

бщее дело приспособления человека к современной цивилизации, но и непо

средственно готовит к жизненной практике».

М. Монтессори

Сенсорное воспитание – целенаправленное совершенствование и развитие

сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений.

«Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную осн

ову умственной жизни».

Значение сенсорного воспитания

1. Основа для интеллектуального развития.

Впечатления, полученные ребёнком в результате взаимодействия с внешним

миром, служат базой для развития мышления. Основой для развития,

которого, является способность ощущать и воспринимать внешний мир,

различать предметы в зависимости от

качеств. «Основой познавательных по отношению к внешнему миру являютс

я ощущения». «Уметь различать — значит группировать, классифицировать».

2. Упорядочивание хаотичных впечатлений, полученных при

взаимодействии ребёнка с внешним

миром. «Чем выше развит интеллект человека, тем более упорядоченной и д

ифференцированной системой понятий, образов, знаний он обладает».

3. Развитие наблюдательности.

4.Подготовка к реальной жизни

«Сенсорное воспитание учит людей наблюдать, а значит, воспитание чувств

подготавливает непосредственно к практической жизни».

5. Основа для развития воображения

Сенсорное воспитание развивает способность восприятия действительности

во

всей

полноте,

помогает

сосредоточить

внимание

ребёнка

на

самых

малозаметных деталях предметов и, таким образом, «собрать материал для

воображения».

6. Органы чувств – инструменты познания окружающего мира

Их нужно совершенствовать, чтобы более эффективно познавать реальный

мир.

«Чувства – «хватательные органы» картин внешнего мира, которые так же не

обходимы для разума, как рука в качестве органа, доставляющие нужные тел

у материальные вещи.

7. Содействие развитию внимания

Ребёнок свободно выбирает деятельность,

руководствуясь

спонтанным внутренним импульсом; во время этой деятельности ребёнок

проявляет

интенсивное

внимание,

т.

К.

деятельность

соответствует

его

глубинным

потребностям,

материал

позволяет

самостоятельно

контролировать

ошибки

и

повторять

упражнение

сколько

угодно

долго.

Систематическая длительная концентрация становится привычной.

8. Овладение

новыми

способами

предметно

познавательной

деятельности.

В

ходе

упражнений

с

материалом

ребёнок

сначала

овладевает

продемонстрированным способом деятельности, а затем, имитируя действия

своих сверстников – осваивает и другие способы.

9. Усвоение «сенсорных эталонов»

Использование в реальной жизни полученных представлений о свойствах

предметов и освоенных способов действия эти свойства начинают играть роль

эталонных. «Свойства и отношения, представленные в дидактическом матер

иале, могут стать эталонными только в процессе их применения для обследо

вания многообразных предметов и явлений действительности».

10. Приобретение навыков учебной деятельности (умение сосредоточенно

работать

достаточно

длительное

время;

доводить

начатое

до

конца;

внимательно

наблюдать

за

действиями

педагога,

слушать

пояснения;

заниматься

самостоятельно

и

контролировать

свои

ошибки;

не

мешать

другим).

11. Расширение словарного запаса.

12. Сенсорное воспитание - база для изучения математики и овладения

письмом

Чтобы овладеть письмом, ребёнку требуются моторные и интеллектуальные

умения (упорядоченное мышление и логика, словарный запас, достаточный

для выражения собственных мыслей; способность анализировать звуки в

слове,

синтезировать

слово

из

звуков;

свободное

движение

кисти

руки;

способность

держать

ручку

или

карандаш

тремя

пальцами;

способность

координировать глаз и руку и проводить линии без отрыва карандаша от

бумаги).

Классификация сенсорных упражнений:

Сенсорный

материал

состоит

из

системы

предметов,

упорядоченных

в

соответствии с их физическими свойствами –такими, как цвет, форма, масса,

звучание, состояние поверхности, вес, температура…

Из всех свойств нужно выделить одно свойство, которое подлежит

изучению. «Среди многих качеств предмета нужно изолировать одно е

динственное. Эту сложность можно преодолеть лишь посредством сер

ии и ее градации: должны быть подготовлены такие предметы, которы

е абсолютно схожи друг с другом, за исключением изменяющегося сво

йства».

«Материал, предоставленный ребёнку, должен, насколько это возмож

но, включать «контроль ошибок».

Материал носит притягательный характер.

Материал пригоден для дея

тельности детей.

1. Материалы для развития зрения:

материалы для различения размеров и развития глазомера (цилиндры

– вкладыши, башня, лестница, штанги);

материалы для различения цветов и их оттенков (Цветные таблички)

материалы

для

различения

формы

плоских

фигур

(геометрический

комод)

материалы

для

различения

размеров

и

формы

плоских

фигур

и

пространственных тел (конструктивные треугольники, биологический

комод);

2. Материалы для развития осязания (доски

для

ощупывания,

шершавые

таблички, ткани);

3. Материалы для развития слуха (шумящие коробочки, звоночки…);

4. Материалы для развития обоняния: коробочки с запахами

5. Материалы для развития чувства тяжести: весовые таблички;

6. Материалы для развития чувства тепла (тепловые

бутылочки,

тепловые

таблички);

7. Материалы для развития вкуса: вкусовые баночки;

8. Материалы для развития «стерео гностического чувства» (геометрические

тела, сортировка, волшебный мешочек);

Работа с сенсорным материалом

работа с предметами по изучению свойства;

составление

пар

одинаковых

по

состоянию

этого

свойства

предметов;

построение сериационного ряда по степени исследуемого свойства

упражнения

на

повторение

показанного

способа

действия

с

предметами

и

решения

предлагаемой

задачи

практического

и

познавательного

характера,

применение

показанного

способа

действия к другим предметам из того же материала, овладение

другими способами действия с теми же предметами;

контроль ошибок сначала производится при помощи того органа

чувств,

который

развивается

при

работе

с

данным

сенсорным

материалом, а затем – другим способом,

Обустройство сенсорной зоны:

Дидактический стол (пирамидки,

стержни

для

нанизывания

с

цветными

кольцами,

шарами,

объёмные

вкладыши

миски,

стаканы, матрёшки, рамки вкладыши с основными формами, с

цветными монолитными формами, разными по величине, цветные

палочки,

цветные

кубики,

сортировочный

ящик

с

прорезями

разной формы, чудесный мешочек…);

Коврограф («притворщик»,

дерево

на

основе

липкой

ленты,

«семья», цветы, листья, бабочки, геометрические фигуры…);

Стеллажи (размещаются все сенсорные материалы, дидактические

игры);

Индивидуальные коврики для работы с материалом, подушечки;

Настенные модули с набором цветов, дидактическое дерево для

ощупывания;

III. Зона умственного развития

«В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувстве». ММонтессо

ри Зона умственного развития делится:

Упражнения на развитие сенсорно-математического воспитания;

Упражнения в развитии речи;

Упражнения по ознакомлению с окружающим миром;

Сенсорно-математическое развитие.

В первой младшей группе с детьми не проводятся специальные занятия по

развитию

математических

представлений.

Любая

деятельность

детей

третьего

года жизни создает

благоприятные

условия для развития

таких

представлений. Наряду с этим отдельные понятия; такие как много – один,

один – много, много – мало, мало – много, могут быть рассмотрены в ходе

регламентированных игр-занятий в качестве их составной части (занятий по

ознакомлению

с

окружающим

миром,

конструированию,

лепке

и

др.).

Подобные занятия с математическим содержанием проводят с небольшими

подгруппами детей (6–8 человек). Причем в этих случаях они органически

вводятся в контекст основных занятий. Детский ум, одновременно впитывая

многообразный

сенсорный

и

моторный

опыт,

развивает

при

этом

математические способности. Ребёнок определённым образом действует с

тем

или

иными

предметами,

учится

сравнивать,

дифференцировать

или

объединять, анализировать свои действия.

Организация упражнений с математическим материалом:

Классификация упражнений

1.

Важное требование к таким занятиям – строгая дозировка программного

материала,

доступность

и

привлекательность

содержания

детям,

их

деятельностно-игровой характер.

2. Игровой материал: предметы разной величины и цвета, геометрические

фигуры-модули,

кубики,

пирамидки,

цветные

кольца

разных

размеров,

игрушки:

животные,

куклы,

наборы

тарелочек,

кружечек

разных

цветов.

Задачи сенсорно-математического развития:

Учить детей разнообразно действовать с предметами: собирать

однородные

предметы

вместе,

отсоединять

части

предметов

(игрушек) от основной группы, с помощью взрослого, отбирать

игрушки одинакового цвета, формы (такие же), передвигать их в

разных направлениях: вперед, назад, вправо, влево от себя (туда,

сюда), нанизывать, накладывать один предмет на другой.

Определение

отношения

групп

предметов

по

размеру,

выраженному

определениями:

больше

меньше,

длиннее

короче, шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше, одинаковые;

приучать

малышей

наблюдать

за

действиями

взрослых

с

предметами, слушать, как эти действия характеризуются;

привлекать

детей

к

активному

участию

в

совместных

с

воспитателем

действиях

по

составлению

групп

однородных

предметов, сопровождать действия соответствующими словами,

поощрять их речевую активность;

побуждать

детей

называть

свойства

предметов,

повторять

сказанное за воспитателем (о количестве, величине, форме, цвете

предметов).

Развитие речи:

«Для овладения речью малышу требуется совершенно

иная форма умственных способностей, тип разума, отличный от взрослого – а

бсорбирующий разум» М. Монтессори

Непрерывная

образовательная

деятельность,

имеющая

целью

вызвать

у

малышей сложные речевые высказывания или воспитать у них новые умения

(например,

слышать,

слушать

и

понимать

рассказ

без

наглядного

сопровождения), проводится по подгруппам. В подгруппы подбираются дети,

имеющие более или менее одинаковый уровень развития. Программный

материал,

который

изучался

в

ходе

предыдущей

непрерывной

образовательной деятельности, повторяется на последующей.

Классификация упражнений по развитию речи:

чередование

различных

приемов

обучения

и,

прежде

всего

пояснений, указаний и показов (образца, способа действия) с

игровыми заданиями;

сочетание хоровых ответов детей с индивидуальными. Обычно

один хоровой ответ сочетается с 3-4 и более индивидуальными

ответами.

Это

значительно

повышает

плотность

непрерывной

непосредственно

образовательной

деятельности,

помогает

вовлечь в работу всех детей, а также выяснить, кто из малышей не

овладел осваиваемым навыком, с тем, чтобы дополнительно что-

то объяснить, показать (входе организованной деятельности);

использование

разнообразных

демонстрационных

материалов

(предметы, игрушки, картинки, фигурки настольного театра и т.

п.). Рассматривание их поддерживает внимание детей, повышает

речевую активность, формирует способность к обобщению;

использование заданий, направленных на то, чтобы дать детям

возможность сменить позу, подвигаться (например, подойти к

воспитателю, чтобы вместе с ним что-то рассмотреть; заглянуть

под стулья, чтобы найти, куда спряталась кисонька-мурысенька;

изобразить бодающихся козлят, клюющих зернышки цыплят и т.

п.). В ряде случаев эти задания одновременно преследуют цель

обучить

детей

умению

принимать

воображаемую

ситуацию:

испечь оладушки, поймать снежинку и сдуть ее. При выполнении

подобных

заданий

дети

учатся

игровым

действиям,

необходимым для развертывания самостоятельных сюжетно

-

ролевых игр, появление которых на третьем году жизни ребенка

свидетельствует о новой ступени в его развитии

Упражнения:

артикуляционная и дыхательная гимнастика; - пальчиковая

гимнастика;

упражнения на внимание;

слова в коробочках;

карточки со словами;

драматизация сказок;

игры

разговоры, игры

вопросы

игры на узнавание предметов;

поручения;

игры – описания;

Задачи по развитию речи

владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие

связной,

грамматически

правильной

диалогической

и

монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического

слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на

слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование

звуковой

аналитико-синтетической

активности

как

предпосылки обучения грамоте.

Условия реализации задач по развитию речи

общение взрослого с ребёнком во всех сферах и видах деятельности и

как

следствие

доверие

малыша

к

взрослому

и

готовность

с

ним

говорить;

удовлетворение потребности ребёнка в общении с детьми;

высокая культура речи взрослых;

содействие развитию слуха и речевого аппарата как основы развития речи

ребёнка;

обеспечение

взаимосвязи

сенсорного,

умственного

и

речевого

развития;

проведение специальных игр и упражнений по развитию речи;

предоставление

детям

в

достаточном

количестве

дидактических

материалов, игрушек, книг, картин…

Ознакомление с окружающим миром

«Знакомство с окружающим миром связано с желанием детей добывать инф

ормацию непосредственно из ощущений, подключая все органы чувств». М.

Монтессори.

Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес ко всему,

что происходит вокруг. Дети познают все новые и новые предметы, стремятся

узнать

не

только

их

названия,

но

и

черты

сходства,

задумываются

над

простейшими

причинами

наблюдаемых

явлений.

Поддерживая

детский

интерес, нужно вести их Ио знакомства с окружающим к его пониманию.

Осуществление

этой

задачи

тесно

связано

с

развитием

сенсорных

способностей,

а

также

с

освоением

простейших

форм

наглядно

действенного и наглядно – образного мышления.

Задачи по ознакомлению с окружающим миром.

Ознакомление с предметным окружением

Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о

простейших связях между ними.

Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого

они

сделаны

(бумага,

дерево,

ткань,

глина);

сравнивать

знакомые

предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы

по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по

способу использования (из чашки пьют и т. д.).

Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;

побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с

ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами,

имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч —

синий мяч; большой кубик — маленький кубик).

Учить

детей

называть

свойства

предметов:

большой,

маленький,

мягкий, пушистый и др.

Ознакомление с социальным миром

Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения.

Способствовать

появлению

в

словаре

детей

обобщающих

понятий:

игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.

Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.

Ознакомление с миром природы

Знакомить детей с доступными явлениями природы. Учить узнавать в

натуре, на картинках, в игрушках домашних животных и их детенышей и

называть их.

Узнавать на картинке некоторых диких животных и называть их. Вместе

с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в

аквариуме; подкармливать птиц.

Учить различать по внешнему виду овощи и фрукты.

Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.

Воспитывать

бережное

отношение

к

животным.

Учить

основам

взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не

нанося им вред; одеваться по погоде).

Классификация упражнений

Чудесный мешочек; - рамки – вкладыши;

найди, что покажу, назову; - найди такой же;

угадай;

чего не стало, что изменилось; - что сначала, что потом;

чей голос, хвост, нос, ноги, тень; - игры – лабиринты;

мамы – малыши; - подбери пару; наблюдения;

что для чего, что из чего;

кто где живёт, кто что ест, что где растёт; - путаница;

светофор;

лото зоологическое, ботаническое; - бывает – не бывает;

следопыты; - круглый год; - половинки;

собрать целое;

игры с природным материалом: вода, песок, бумага.

IV. Художественно-эстетическое развитие:

Занятия

рисованием

и

другими

видами

изобразительной

деятельности

активизирует сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное

восприятие,

положительно

воздействует

на

форму

речи,

игры.

Изобразительная

деятельность

тесно

связана

с

сенсорным

воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения

знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в

пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают эти

предметы,

находят сходства

и различия, то

есть производят умственные

действия.

Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному

воспитанию

и

развитию

наглядно-образного

мышления.

Ребенок

рисует,

лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется,

чтобы

его

рисунок

что-то

сказал,

чтобы

изображение

им

узнали.

Общественная

направленность

детского

изобразительного

творчества

проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной

жизни.

Задачи изобразительной деятельности

Развивать

интерес

к

эстетическому

восприятию

окружающего:

явлений природы, живых объектов, игрушек, предметов

Формировать представления об эстетических признаках объектов

окружающего мира: основные и яркие контрастные цвета свойства

форм, величин, поверхности:

Учить

эмоционально

откликаться

на

произведения

народного

искусства: глиняные игрушки, деревянные матрёшки, предметы

быта, произведения искусства;

Учить

осваивать

простейшие

элементы:

линии,

штрихи,

мазки,

спирали;

Формировать

умение

действовать

орудиями

труда:

кистью,

мелком, карандашом, палочкой, краской;

Дать представления о свойствах материалов и инструментов;

Формировать пространственное образное мышление,

становление руки и глаза, ориентировку на листе бумаги;

Задачи аппликации

Учить раскладывать и составлять из готовых форм на бумаге образ,

состоящий

из

2-3

частей,

одинаковых

и

разных

форм,

без

наклеивания.

Учить

действиям

с

бумагой

(отрывать,

снимать,

скатывать,

отрезать),

помочь

детям

увидеть

в

бумаге

материал,

который

поддается

преобразованию

и имеет

свои

свойства

и качества:

мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая, бумага

разного цвета, мнется, рвется, разрезается, по-разному шуршит.

Учить составлять узоры из геометрических элементов (готов форм)

чередуя: по форме, цвету, величине;

Задачи лепки

Вызывать у детей интерес к лепке.

Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином,

пластической массой (отдавая предпочтение глине).

Учить аккуратно пользоваться материалами.

Учить

дошкольников

отламывать

комочки

глины

от

большого

куска;

лепить

палочки и колбаски, раскатывая

комочек между

ладонями

прямыми

движениями;

соединять

концы

палочки,

плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и

др.).

Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней

для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода

и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье,

пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного

комочка (миска, блюдце).

Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка

и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п.

Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку

или специальную заранее подготовленную клеенку.

Задачи конструирования:

Создать условия для формирования у детей практического опыта

в процессе обследования строительных деталей и игрушек, их

сравнения,

подбора

по

форме,

цвету,

величине,

фактуре

и

соотношению друг с другом.

Продолжать

знакомить

с

основными

формами

строительных

деталей.

Научить

называть

и

различать

некоторые

(кубик,

кирпичик, пластина).

Совершенствовать

элементарные

конструкторские

умения

в

процессе

действий

со

строительными

деталями

и

простыми

элементами

конструкторов

(соотносить

детали

и

их

взаиморасположение;

устанавливать

детали

по

горизонтали

разным

способом;

комбинировать

их

размещение,

например,

чередуя кирпичики, стоящие на узких коротких гранях и кубики;

образовывать

элементарные

перекрытия).

Побудить

к

играм-

экспериментам

со

строительными

деталями,

познанию

их

конструктивных свойств (может стоять, лежать, катиться).

Сформировать

пространственные

понятия

(«вверху»,

«внизу»,

«вдалеке», «на заборе», «далеко», «высокая»). Научить называть

признаки предметов (кирпичик – красный, пластина – желтая) и

контрастные

размеры

(длинная

короткая,

большой

маленький).

Расширять представления об окружающем (городской транспорт,

игровые постройки, мебель, заборы и пр.)

Обогатить

словарный

запас,

развивать

внимание,

память,

стимулировать познавательную деятельность.

Характеристика упражнений:

Формы – вкладыши;

прищепки;

рисование

разными предметами

(палец,

мелок, кисть,

ватная

палочка)

-

игры

на

бумаге

(дорожки,

догонялки,

соединялки,

волны, прятки);

игры с пластилином (вдавливание мелких предметов, рисунки на

пластилине) - вышивание на картоне;

складывание мозаики; - печатки;

штриховка и обводка;

обведение шершавых форм и угадывание изображения;

упражнения на картографе с материалом на липкой основе;

дидактические игры: «Почини», «Исправь», «Чего не хватает?»,

«Собери»;

игры с конструктором: «Обезьянка», «Переделки», «Зеркало»,

«Запоминалка», «Чертёж»

V. Физическое развитие

«Само повседневное окружение является школой совершенствования всех

движений». М. Монтессори

Забота о воспитании здорового ребёнка является главной составляющей в

работе

с

детьми

младшего возраста.

Здоровый и разносторонне

развитый ребёнок обладает

хорошей

сопротивляемостью

организма

к

вредным

факторам

среды

и

устойчивостью

к

утомлению.

Физическое

состояние

ребёнка

относится

к

ведущим

факторам,

определяющим

его

способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми

к нему условиями жизни и воспитания в коллективе сверстников.

Укрепление физического развития подразумевает:

ряд упражнений, цель которых заключается в том, чтобы приходить

на

помощь

нормальному

развитию

физиологических

движений:

овладение

собственным

телом

(ходьба,

вставание

с

места,

нагибание, прыганье), моторное развитие (ручной труд, упражнения

с мелкими предметами, лабиринты), развитие чувства равновесия и

контроля рук (переноска, перестановка, переливание, пересыпание,

шнуровка)

через

взаимопроникновение

сочетание

музыки

и

движений;

ряд

упражнений для

урегулирования

дыхательных

движений;

для развития движений губ, зубов, языка;

профилактические

упражнения:

профилактика

плоскостопия,

предупреждения

нарушения

осанки, снятию мышечного

напряжения

и предупреждение агрессивности, коррекция

устойчивости тела и равновесия - игровое пособие «Черепаха»;

оздоровительный метод воздействия на организм – ароматерапия,

основным действующим началом которой, являются эфирные масла,

обладающие

различными

терапевтическими

свойствами: успокаивающими, тонизирующими, очищающими и о

беззараживающими.

Ароматерапию

помещения

проводится

малыми концентрациями ароматических веществ в течение года три

курса по три недели:

В период адаптации: лаванда, шалфей;

Зимой:

в

период

вирусных

заболеваний

в

виде

смеси

эфирных

масел,

обладающих

стимулирующим

действием

на

организм,

бактерицидным

и

противовирусным эффектом (мята – лаванда - шалфей – 1:2:1; мята – лаванда

- эвкалипт - 1:2:2; пихта, лимон);

Весной: в период общего ослабления организма общеукрепляющей смесью:

лаванда - мята – кедр – 2:2:1;

Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды:

1.список литературы:

1.

Богуславская

З.

М.

Развивающие

игры

для

детей

младшего

дошкольного

возрастам.,

1991

4.

Венгера

Л.А.,

Э.Г.

Пилюина

Воспитание сенсорной культуры

2.

Венгер

Л.А

Дидактические

игры

и

упражнения

по

сенсорному

воспитанию

6.

Венгер

Л.А.

Восприятие

и

обучение. М., 1969

3.

Кирпичникова

Н.А.

развиваем

сенсорику

и

мелкую

моторику.

«Дошкольное воспитание», 2005 №2

4. Кипхард Э.Й Как развивается ваш ребёнок? Таблицы сенсомоторного

развития от рождения до четырёх лет. «Теревинф», 2009

5. Нищеева Н. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из

опыта работы. Детство-Пресс., 2011

6. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего

возраста.

М.,

1983г.

12.

Пилюина

Э.Г.

Занятия

по

сенсорному

воспитанию с детьми раннего возраста М., «Просвещение», 1983

7. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. М., 1996

8. Сакулина Н. П.

Сенсорное воспитание в детском саду. М., 1989

9. Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей М...

«Просвещение»,

2009

16.

Хилтунен

Е.

Практическая

Монтессори – педагогика. М., 2005

10.

Хилтунен

Е.

Школа

для

малышей.

М.

,1992

18.

Хилтунен Е. Воспитание чувств.

М., 2005

2. Разделение среды на зоны:

зона упражнений в практической жизни - сенсорная зона

зона умственного развития - зона ручного труда

3. Помощь развитию осуществляется посредством комплекса материалов,

распределённым по зонам и относящихся к разделам:

упражнения по приобретению навыков практической повседневной

деятельности

зона упражнений в практической жизни;

упражнения в развитии сенсорики

зона сенсорики

развитие речи

зона умственного развития

сенсорно-математическое развитие

зона умственного развития;

знакомство

с

окружающим

миром

и

человеческой

культуры

зона умственного развития

Художественно

творческое развитие

зона ручного труда;

приобретение навыков письма

зона ручного труда

развитие моторики

все зоны

4. Воспитание и обучение опирается на сензитивные периоды:

периоды повышенной восприимчивости к различным видам деятельности и

способам эмоционального реагирования.

Они являются

временными

и

служат

для

того,

чтобы

дать

возможность

приобрести определённую способность. Так развивается каждое качество

характера

на

основании

некоторого

импульса

и

в

течение

тесно

ограниченного промежутка

времени. Как

только

одно

пламя

ослабевает-

зажигается другое, и так ребёнок движется от одной победы к другой. Это и

есть радость и счастье детства.

период развития чувства порядка в окружающей среде, во времени, в

поведении взрослых до 3-х лет.

«Истинная сущность разума состоит в придании порядка хаотичным впечатле

ниям, исходящим от окружающего мира»;

период развития движений, действий, моторики до 5 лет;

период развития речи до 6 лет;

период развития органов чувств до 5 лет;

период развития социальных навыков до 6 лет - период восприятия

мелких предметов до 5 лет;

5. Все упражнения носят характер игры.

«Посредством игр ребёнок приобретает способность и силы, которые потреб

уются ему для образования и развития».

6. Воспитание и обучение происходит через работу. Работа приобретает

особое значение предметной деятельности ребёнка, целесообразной работе

руками. «Развитее способности руки происходит в одинаковом темпе с разви

тием мышления». «От действия рукой – к пониманию», «от хватания – к

постижению». На основе ощущений, полученных в результате предметной

деятельности руками, особенно интенсивно развивается интеллект ребёнка,

поскольку таким образом актуализируются и становятся осознанными ранее

бессознательные

впечатления. «Ребёнок исследует предметы с помощью рук и в его сознании

запечатлеется то, что прежде впитал его бессознательный ум». Через

этот

опыт, полученный в окружающей среде, он перепроверяет в форме игры те

вещи и впечатления, которые воспринял его бессознательный ум. Через

работу он становится сознательным и строит свою личность. Посредством

деятельности своих рук и своего опыта он становится человеком: сначала

через игру, затем через работу. Руки – инструмент человеческого интеллекта.

7. Все упражнения подразумевают физическое развитие, т.к. используются

разные виды движений всеми частями тела.

8. Упражнения проходят с реальными предметами.

«Исследование действительного мира, жизнь в реальности – глубинная потр

ебность человеческого существа, данная ему природой, и способствует постр

оению его личности и проявлению его духовной жизни. Ребёнок стремится ж

ить реальной жизнью среди окружающих его вещей»

9. Работа проходит в малых группах или индивидуально, или со всеми.

10. Особое внимание уделяется воспитанию самостоятельности. «Все бессо

знательное стремление направлено на то, чтобы через отделение от взросло

го и через самостоятельность развиться в свободную личность».

11. Подача упражнений происходит через презентацию материала –показ

как обращаться с материалом.

12. Педагог не вмешивается в работу ребенка без нужды.

Каждая предоставленная ребёнку помощь, не являющаяся действительно

необходимой,

служит

препятствием

его

развития.

«Наблюдать

и

вести

ребенка,

не

давая

ему

чрезмерно

ощущать

присутствие

взрослого,

не

становиться препятствием между ребенком и его опытом.»

13. Предоставление основных свобод:

свобода передвижения по помещению;

свобода выбора материала. «Ребенок, который сам выбирает занятие,

может

тем

самым

выразить

и

удовлетворить

свою

внутреннюю

потребность».

свобода выбора места работы (стол, коврик);

свобода выбора момента начала работы, её продолжение, окончание,

число повторений; - свобода выбора партнёра.

14. Использование специальных материалов:

в материале заключены цели прямые и косвенные;

материал авто дидактический, имеющий способы самоконтроля;

материал

соответствует

сензитивным

периодам,

что

способствует

духовному

становлению

ребёнка

через

соответствующее

возрасту

развитие его моторики и сенсорики.

«Материал – ключ к миру, благодаря которому ребёнок упорядочивает и учи

тся осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире».

материал привлекателен и эстетичен, для повышения мотивации к

самостоятельной работе; - материал доступен;

отвечает стремлению к движению (совершенствуется координация глаз,

рук и ног – точечные, гармоничные движения). Движения, соединённые

с впечатлениями и чувствами, создают основу для духовного развития.

Моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное

развитие;

материал способствует «поляризации внимания», достигается глубокое

проникновение в суть выбранной деятельности.

15. В

центре

внимания ребёнок

с

его

индивидуальными

и

социально-

эмоциональными потребностями.

16. Оснащение

среды дидактическими

пособиями,

игрушками,

играми,

реальными предметами.

17. Наличие

мебели для

работы

с

детьми,

индивидуальных

столиков,

ковриков, подушечек. Стеллажей, полок, для удобного и рационального

размещения материала;

18.Упразднение наград и наказаний.

«Ребёнок жаждет истинной и единственной награды – расцвета его духовны

х сил и свободы его внутреннего «Я», его души, где возникают все его активн

ые способности».

19. Педагог проявляет себя подобно пламени, согревающему всё своим

теплом, манящим к себе и дающий новые силы.

Формы, методы и приёмы Формы организации образовательной деятельн

ости.

Занятия

проходят

в

непринужденной

обстановке.

Во

время

проведения

занятия организуется показ, словесное объяснение, инструктаж.

При

проведении

каждого

занятия

основным

методом

является

непосредственный показ предметов воспитателем.

Вспомогательная роль принадлежит словесному объяснению. Объяснение

должно быть предельно кратким: каждое лишнее слово отвлекает малыша от

зрительного восприятия. После общего показа и объяснения воспитатель

предлагает фрагмент из всего задания отдельно каждому ребенку, оказывая

по

мере

необходимости

дифференцированную

помощь.

При

самостоятельном

выполнении

задания

каждым

ребенком

педагог

дает

единичные

указания,

оказывает

периодическую

помощь

и

в

отдельных

случаях проводит систематическое индивидуальное обучение. На начальных

этапах обучения воспитателем используется развернутая инструкция. Так, при

группировке

предметов

по

величине

ребенку

предлагают:

«Посмотри

внимательно на предмет, который дал воспитатель», «Посмотри, на два

предмета, положенные в разные стороны (воспитателем): в начале на один,

потом на другой; снова посмотри на свой предмет; найди глазами, где у

воспитателя лежит такой же; покажи его воспитателю; положи свой предмет

рядом

с

образцом.»

Если

ребенок

понял

задание,

некоторые

звенья

развернутой инструкции могут быть опущены: «Посмотри внимательно на

свою игрушку; теперь посмотри, какие у меня игрушки; положи свою игрушку

вместе с такой же моей.» По мере усвоения материала на занятиях инструкция

постепенно может оказаться совсем свернутой: «Возьми предмет; посмотри

на мои игрушки; положи свою игрушку рядом с такой же».

Используется самостоятельная и коллективная деятельность детей,

исследование;

Метод наблюдения, как основной – на занятиях, на прогулках, на

участке; у детей развивается наблюдательность, внимание, память.

проблемная ситуация

занятие-игра

сказка

По дидактической цели:

• практическое занятие

• занятие по систематизации и обобщению знаний

• комбинированные формы занятий

Методы

(способы

деятельности),

в

основе

которых,

лежит

способ

организации занятия:

Методы словесной передачи и слухового восприятия (устное

изложение,

беседа, рассказ, чтение, объяснение)

Метод наглядной передачи и зрительного восприятия (показ

видео

и

мультимедийных

материалов,

иллюстраций,

наблюдение,

показ

способа

действия, работа по образцу и др.):

Методы практической передачи и тактильного восприятия (трудовые

действия, упражнения, опыты)

Методы стимулирования мотивации к познавательной деятельности (Созд

ание ситуации занимательности, проблемные ситуации)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный,

дети

воспринимают

и

усваивают готовую информацию:

репродуктивный

дети

воспроизводят полученные знания

и

освоенные способы деятельности:

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске,

решение поставленной задачи совместно с педагогом:

исследовательский – самостоятельная творческая работа;

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельно

сти детей на занятиях:

индивидуально-групповая

чередование

индивидуальных

и

групповых форм работы:

индивидуальная

индивидуальное

выполнение

заданий,

решение проблем;

коллективная

(фронтальная

работа

педагога

сразу

со

всей

группой в едином темпе и с общими задачами)

Приёмы (конкретное проявление определенного метода на практике):

Вербальные (вопросы,

словесные

игры,

обсуждения,

чтение

литературы, малые фольклорные формы)

Невербальные: мимические упражнения, пантомимика,

пальчиковый игротреннинг,

артикуляционная

гимнастика,

гимнастика

для

глаз,

физминутки

и

динамические

паузы,

игротреннинг (методика игротренинга основана на

системе

игровых

упражнений,

которые

тренируют

способность

быстро

и

активно

концентрировать слуховое внимание и слуховую память, зрительное

внимание

и

зрительную

память,

осязание

и

осязательную

память,

воображение и творческую фантазию, в форме тематической игры, в

которую включены игры и упражнения на развитие у ребёнка сенсорных

каналов восприятия (слуха, зрения, ощущения, обоняния и осязания),

либо

в

форме

тренинга

с

включением

педагогических

приемов

по

организации

учебно-воспитательного

процесса,

основанных

на

элементах невербального общения (язык жестов, мимики, звуковых

сигналов)

пуговичный

игротреннинг (система

игровых

упражнений

с

пуговицами)

пескография (рисунки и игры на песке и с песком)

магнитные лабиринты

(магнитная

доска

с

рельефными

дорожками:

прямыми,

волнистыми,

зигзагообразными,

по

которому

путешествуют

шарики).

При

помощи

2

магнитных

ручек

ребенок

сможет

провести

шарик

выбранного

цвета

по

дорожке

разной

конфигурации,

отражающей

основные

приёмы

планирования, способствует приобретению

графомоторных

навыков,

развивает мелкую моторику, в том числе координацию движений, является

хорошим помощником при овладении письмом, воспитывает усидчивость,

аккуратность,

внимание.

Помогает

понять

причинно-следственные

связи,

научить

принимать

решения

и

ориентироваться

в

сложной

обстановке

соревнования, когда думать и решать надо быстро.

При выполнении упражнений на тренажере дети знакомятся с различными

линиями,

у

детей

совершенствуются

навыки

точных

действий

руки

под

контролем зрения и происходит развитие зрительных операций и умений.

Педагог

предлагает

алгоритм

действий –

зрительный

анализ

линии,

её

называние (прямая, волнистая, зигзагообразная);

рисование её

руками в

воздухе; обведение линии указательным пальчиком; проведение по линии

магнитом – игрушкой.

тактильные тренажёры

(доска с рельефными дорожками (прямыми, волнистыми, зигзагообразными)

из шершавого материала)

Использование нетрадиционных техник, способствующих развитию

ручной умелости:

штампы;

обрывание бумаги;

ниткография;

бумажные шарики;

рисование на стекле;

рисование ватными палочками;

Использование авторских

авто

дидактических

объёмных

мягких

книжек и пособий

Формы проведения занятий:

Фронтальная (групповая) форма

По подгруппам - основная форма работы на занятиях

Игровая форма

Индивидуальная деятельность

Развивающие игры

Интегрированная форма

Индивидуальные занятия проводят во время самостоятельной деятельности,

с каждым ребенком 1 раза в неделю.

На

индивидуальных

занятиях

также

знакомят

детей

с

новым

видом

деятельности или материала.

При

необходимости,

если

дети

не

усвоили

материал,

занятия

следует

повторить столько раз, сколько окажется необходимым. При этом можно

вносить некоторые изменения в содержание и методику.

Дети занимаются, сидя за столом или на расстоянии от стола. Нельзя сажать

детей для занятий на пол, что ведет к утомлению. Занятия с подгруппой детей

проводят не в игровой комнате.

Заключение

Работа с детьми по сенсомоторному развитию показала

положительную динамику:

На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие

тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников сформированы

представления о внешних свойствах предметов. Отмечена положительная

динамика развития психических процессов (повысилась наблюдательность,

внимание, память, воображение); речи (расширился словарный запас);

крупной и мелкой моторики. Дети приобрели стойкие навыки игровой и

экспериментально-исследовательской деятельности

Скоординировано взаимодействие между педагогами и родителями в

образовательном процессе по формированию сенсомоторных умений у

детей, родители приобрели базовые знания о способах сенсомоторного

развития детей.

Практическая значимость опыта: применяемые мною методы и средства

работы с детьми младшего дошкольного возраста в процессе

сенсомоторного воспитания в ДОУ будут способствовать полноценному

становлению личности, обеспечат наиболее полное, всестороннее развитие

воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения

дошкольного образования, подготовят их к обучению в школе.



В раздел образования