Напоминание

"Взаимодействие детского сада и семьи"


Автор: Сакович Анна Владимировна
Должность: заведующая
Учебное заведение: МКДОУ Табулгинский детский сад
Населённый пункт: ,Новосибиская область, Чистоозерный район, п. Табулга
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимодействие детского сада и семьи"
Дата публикации: 05.05.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ

«От того, как прошло детство,

кто вёл ребёнка в детские годы,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира - от этого

в решающей степени зависит,

каким человеком станет

сегодняшний малыш»

В.А.Сухомлинский

Уважаемые коллеги, добрый день. Я бы хотела с вами поделиться опытом

работы нашего детского сада с родителями. Хотелось бы начать со слов

В.А.Сухомлинского ……….

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и

демократизации

в

нём,

обусловили

необходимость

активизации

взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребёнку ощущение

психологической

защищённости,

«эмоционального

тыла»,

поддержку,

безусловного безоценочного принятия.

Семья для ребёнка – это ещё и источник общественного опыта. Здесь он

находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное

рождение.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться

новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В

основе её лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность

родители, а социум призван поддерживать и дополнять их воспитательную

деятельность.

Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает

ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей.

Педагог ДОУ – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их

воспитанию. Родители должны быть уверены в том, что детский сад всегда

поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит,

так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию

с ребёнком. Будет учитываться индивидуальность каждого ребёнка. При

контакте

с

семьёй

педагог

узнаёт

особенности,

привычки

своего

воспитанника и учитывает их в работе.

Поскольку взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии

ребёнка

и

обеспечивает

преемственность

дошкольного

и

школьного

образования, необходимо детальное изучение семьи.

Среди

методов

изучения

семьи

мы

используем

достаточно

распространённую форму - анкетирование. Этот метод позволяет собрать

много данных, интересующих педагогов.

Изучение семьи ведётся последовательно, системно, поэтому мы определяем

направления работы, составляем план.

План реализуем с помощью различных методов, среди которых наиболее

распространёнными являются беседы, наблюдения.

Наблюдения воспитатели используют обычно в часы утреннего приёма и во

время ухода ребёнка из детского сада. Создают специальные ситуации:

совместный труд, досуг, занятия с участием родителей, подготовка и

проведение праздников, развлечений и т.д. В неформальной обстановке и

взрослые и дети раскрываются с разных сторон.

При организации совместной работы ДОУ с семьями соблюдаются основные

принципы:

Открытость

детского

сада

для

семьи

(каждому

родителю

обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается

его ребёнок);

Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей, а не

наставничество;

Создание активной, развивающей среды, обеспечивающей единые

подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

Диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании

ребёнка;

Индивидуальный подход;

Главная цель нашей работы

– профессионально помочь семье в

воспитании детей, при этом, не подменяя её, а дополняя и обеспечивая более

полную реализацию её воспитательной функции.

Данная цель реализуется через задачи:

Установить партнёрские отношения с семьями каждого воспитанника;

Взаимодействовать с родителями для изучения семьи;

Повышать общую культуру семьи и психолого – педагогическую

компетентность родителей;

Оказать

практическую

и

теоретическую

помощь

родителям

воспитанников в воспитании и развитии детей;

Использовать с родителями различные

формы сотрудничества и

совместного творчества.

Основными условиями необходимыми для реализации доверительного

взаимодействия между ДОУ и семьи, являются следующие:

- изучение семей воспитанников;

- открытость детского сада и семьи;

- ориентация педагогов на работу с детьми и родителями

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая

система в работе с родителями.

В своей работе мы выбираем разные формы сотрудничества с семьями

воспитанников, и это дало свои результаты. Родители из пассивных

наблюдателей, становятся активными участниками жизни детского сада.

Мы используем формы традиционные и нетрадиционные.

Традиционные формы – это формы проверенные временем и стандартны для

всех

дошкольных

учреждений.

К

ним

относятся

коллективные,

индивидуальные и наглядно-информационные. Это конечно -

Беседы групповые и индивидуальные;

Родительские собрания общие и групповые

Эту форму можно рассмотреть и как нетрадиционную. Например, мы

проводим групповые собрания в форме КВН, путешествия, педагогической

гостиной и др.

Дни открытых дверей – дают родителям возможность увидеть стиль

общения педагогов с детьми, самим включиться в общение и

деятельность детей и педагогов. В этот день любые члены семьи имеют

возможность свободно посетить детский сад, пройти по всем его

помещениям, ознакомиться с жизнью ребёнка в ДОУ, увидеть, как

ребёнок

занимается,

отдыхает,

пообщаться

с

воспитателями

и

специалистами детского сада.

Выставки

работ

они

демонстрируют

результаты

совместной

деятельности родителей и детей. В нашем ДОУ стало традицией

проведение

выставок:

«Осенние

фантазии»,

«Символ

года»,

«Мастерская Деда Мороза», « Моя мама рукодельница» ко Дню матери

и 8 марта и др. Родителям очень нравится участие в таких

мероприятиях. Им интересно рассматривать свои работы и работы

других семей. Если это конкурсные работы проводится закрытое

голосование среди родителей и детей и выявляются победители,

которые награждаются дипломами. Но и остальные не остаются без

внимания. Им вручаются грамоты за участие.

Консультации.

Цель

консультаций

повышение

педагогической

грамотности родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка.

Досуговые

формы

взаимодействия

с

родителями.

Праздники,

утренники, концерты, соревнования. С помощью таких форм мы

устанавливаем тёплые неформальные отношения между педагогами,

родителями и детьми.

Важным фактором личностного развития

ребёнка является удовлетворение его потребности в положительных

эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь - с

родителями.

Такие

контакты

помогают

установить

семейные

праздники в детском саду ко Дню матери, 8 марта, к Дню защитника

Отечества и др

Семейный праздник в детском саду – это день, объединяющий семьи

воспитанников, педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей и др.)

по случаю какого-либо события.

Организация

семейных

праздников

-

одна

из

действенных

форм

сотрудничества детей, педагогов и родителей, направленная на решение

следующих задач: преодоление препятствий в общении взрослых и детей;

развитие у воспитывающих взрослых способности понимать эмоциональные

состояния и чувства детей; приобретение родителями опыта проведения

семейных праздников, с опорой на рекомендации педагогов и специалистов.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями –

данные формы общения педагогов и родителей решают задачи

ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами

воспитания детей в условиях ДОУ, оказывать практическую помощь

семье. Это:

- уголки для родителей – в них мы размещаем полезную для родителей

информацию: режим дня, расписание НОД, ежедневное меню, тему

недели, домашнее задание по теме и т.д.;

- выставки детских работ;

- информационные листы – в них размещаем информацию о работе

кружков, объявления о собраниях, событиях, благодарности и др.

- папки-передвижки;

- фотовыставки;

Информационно-аналитические формы – основной их задачей является

сбор,

обработка

и

использование

данных

о

семье

каждого

воспитанника, общекультурном уровне его родителей, отношении в

семье к ребёнку, запросах, интересах и т.д.

- анкетирование

- социологические опросы;

- «Почтовый ящик» - родители записывают свои предложения,

пожелания, претензии, проблемы и опускают в ящик.

Но особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются

нетрадиционные

формы

общения.

Они

направлены

на

установление

наиболее тесного сотрудничества детского сада и семьи. Родители лучше

узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой новой для себя

обстановке, сближаются с педагогами. Это:

Родительские собрания в нетрадиционной форме;

Метод проектов – когда родители подключаются к выполнению

определённой части общего задания;

Открытые занятия с детьми для родителей;

Благотворительные акции: «Подари книгу детскому саду», «Покорми

птиц зимой», «Посади дерево», «Подари цветок», «Семена собери –

цветам помоги!», « Ёлку можно не рубить, ёлку можно смастерить»,

«Семена в подарок» и др. – такая форма совместной деятельности

имеет большое воспитательное значение не только для детей, но и для

родителей;

День дублёра – очень интересная форма взаимодействия с родителями.

Это мероприятие является новой современной формой работы,

направленной на вовлечение родителей в образовательный процесс.

Родители убеждаются на собственном опыте, что работа с детьми

заключается не только в том, чтобы накормить, а это сложный

педагогический процесс;

Сайт ДОУ - на сайте содержится информация для родителей: о

направлении работы ДОУ, об оказании услуг. С помощью сайта

учреждения родители могут получить интересующую их информацию,

связанную с адаптацией детей; высказать свои пожелания, написать

отзывы о работе ДОУ. Сайт направлен на выявление интересов и

запросов родителей.

Выставки семейных коллекций или семейных реликвий - это такие

предметы в семье или роду, которые передаются из поколения в

поколение (бусы, шкатулки, амулеты, статуэтки и др.). Сегодня не

часто случается услышать о семейной реликвии. Может быть потому,

что люди стали забывать своих предков, свои семейные традиции.

Выставка

семейных

реликвий

или

коллекций

помогает

детям

почувствовать гордость за свою семью;

Мини-музеи как одна из форм работы с родителями. В процессе работы

над созданием мини-музеев родители стали активными участниками.

Совместно с родителями дети подбирают экспонаты, изготавливают их

своими руками, что способствует сближению родителей и детей,

делает их настоящими партнёрами.

Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно

смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с

семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада ещё

недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.

Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых

форм общения семей группы. Например родители сами предлагают

проводить чаще день дублёра.

Педагоги

стали

более

инициативны,

смелее.

Они

проявляют

творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в

жизнь.

Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не

только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.

Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что

родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не

участвовали в совместных делах ДОУ и семьи.

При добросовестном отношении педагога к данной работе по

вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия

взаимодействия с родителями осуществляется успешно.

Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали

партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом,

предлагают,

убеждают,

как

лучше

организовать

мероприятие,

праздник. Формальное общение исчезает.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно

влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся

увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде,

проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность

своих родителей. Ребёнок чувствует себя ближе, роднее по отношению

к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его

родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре

всех игр и занятий.

И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ,

положительная оценка его деятельности.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями

воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей

работой сотрудники нашего ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение

в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-

образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а

потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка.



В раздел образования