Напоминание

Новое в правовом регулировании контрольной (надзорной) деятельности


Автор: Григорьева Ольга Владимировна
Должность: преподаватель юридических дисциплин
Учебное заведение: СПб ГБПОУ
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Новое в правовом регулировании контрольной (надзорной) деятельности
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Новое в правовом регулировании контрольной (надзорной)

деятельности

Автор:

Григорьева

Ольга

Владимировна,

преподаватель

юридических дисциплин

СПб ГБПОУ «Петровский колледж»

Контрольно-надзорная деятельность государственных органов, органов

местного самоуправления является необходимым и

важным

элементом

деятельности государства. Нормативно-правовое регулирование данного вида

деятельности имеет принципиальное значение не только для контролирующих

органов, но и для юридических лиц. Права и обязанности участников

отношений в сфере государственного контроля базируются на основных

положениях Конституции Российской Федерации, а так е закрепляются в

федеральных законах, подзаконных актах, ведомственных нормативных актах.

Особенностью сегодняшнего дня является то, что в Российской Федерации

вступил в силу Федеральный закон "Об обязательных требованиях в

Российской Федерации" от 31.07.2020 N 247-ФЗ (далее – Федеральный закон

«Об обязательных требованиях»), в соответствии с которым Правительством

Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным

им перечнем видов

государственного

контроля

(надзора)

обеспечиваются

признание утратившими силу, не действующими на территории Российской

Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской

Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов

исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР

и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых

оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).

Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими

на

территории

Российской

Федерации

или

отменены

ли

указанные

нормативные правовые акты, с 1 января 2021 года при осуществлении

государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения

обязательных требований, содержащихся в этих актах, если они вступили в

силу до 1 января 2020 года.

Соответственно, обязательные требования в

Российской Федерации, которые являлись предметом контроля и надзора,

существенно обновятся. Исключение составляют те требования, которые

указаны в нормативных актах, перечисленных в Постановлении Правительства

РФ от 31.12.2020 N 2467 (ред. от 09.04.2021) "Об утверждении перечня

нормативных

правовых

актов

и

групп

нормативных

правовых

актов

Правительства

Российской

Федерации,

нормативных

правовых

актов,

отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных

правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов,

отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных

и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР,

решений

Государственной

комиссии

по

радиочастотам,

содержащих

обязательные требования, в отношении которых не применяются положения

частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в

Российской Федерации".

Кроме того, с 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон "О

государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской

Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ (далее – Федеральный закон №248-ФЗ). В

данном

законе

по-новому

раскрыт

подход

к

контрольно-надзорной

деятельности. Особое место уделяется деятельности профилактической, что

для контролируемых лиц может стать позитивным изменением.

Так, в части 1 статьи 8 Федерального закона №248-ФЗ указано, что при

осуществлении

государственного

контроля

(надзора),

муниципального

контроля

проведение

профилактических

мероприятий,

направленных

на

снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по

отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом

ценностям имеет своей целью стимулировать добросовестное поведение

контролируемых лиц, создавать условия дл того, чтобы контролируемые лица

были достаточно проинформированы о том, как именно обязательные

требования

необходимо

соблюдать,

и

посредством

проведения

профилактических мероприятий устранялись причины и условия, которые

могут привести к нарушению обязательных требований.

В Федеральном законе № 248-ФЗ дается исчерпывающий перечень

профилактических мероприятий. Это следующие мероприятия:

1) информирование;

2) обобщение правоприменительной практики;

3) меры стимулирования добросовестности;

4) объявление предостережения;

5) консультирование;

6) самообследование;

7) профилактический визит.

Среди них законодатель выделили обязательные мероприятия, такие как

информирование; обобщение правоприменительной практики; объявление

предостережения; консультирование; профилактический визит.

Такое мероприятие как профилактический визит представляет особый

интерес, так как проводится оно инспектором в форме профилактической

беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо

путем

использования

видео-конференц-связи.

При

этом,

о

проведении

обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть

уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения, и

вправе отказаться от обязательного профилактического визита, уведомив об

этом контролирующий орган не менее, чем за 3 дня.

Так же Федеральный закон № 248-ФЗ установил и исчерпывающий

перечень

контрольных

(надзорных)

мероприятий,

которые

могут

осуществляться как во взаимодействии с юридическим лицом, так и без

взаимодействия с юридическим лицом.

В соответствии с частью 2 и частью 3 статьи 56 Федерального закона

№ 248-ФЗ

взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при

проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

1) контрольная закупка;

2) мониторинговая закупка;

3) выборочный контроль;

4) инспекционный визит;

5) рейдовый осмотр;

6) документарная проверка;

7) выездная проверка.

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие

контрольные (надзорные) мероприятия:

1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;

2) выездное обследование.

При этом для каждого вида контрольного (надзорного) мероприятия

Федеральный

закон

248-ФЗ

устанавливает

допустимый

перечень

контрольных (надзорных) действий. При этом каждый вид контрольного

(надзорного) мероприятия имеет свои особенности и подробно раскрывается в

нормативно-правовом акте, как и каждое контрольное (надзорное) мероприятие

имеет подробное описание с указанием условий его применения.

Так, например, мониторинговая закупка представляет собой, согласно

части 1 статьи 68 Федерального закон №248-ФЗ контрольное (надзорное)

мероприятие, в ходе которого инспектором совершаются действия по созданию

ситуации для осуществления сделки в целях последующего направления

продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на

испытание, экспертизу, а также проведения исследования продукции (товаров),

результатов выполненных работ, оказанных услуг на предмет их соответствия

обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству. В ходе такого

мероприятия могут быть осуществлены только следующие контрольные

(надзорные) действия:

1) осмотр;

2) опрос;

3) эксперимент;

4) инструментальное обследование;

5) истребование документов;

6) испытание;

7) экспертиза.

И,

в

свою

очередь,

например,

под

истребованием

документов

в

Федеральном законе № 248-ФЗ понимается требования о представлении

необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения

контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их

копий. В случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, к

документам могут относиться материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи,

информационные базы, банки данных, а также носители информации.

Следует сделать вывод о том, что новшества в нормативно-правовом

регулировании контрольно-надзорной деятельности отвечают особенностям

современной ситуации в обществе и позволяют более подробно раскрыть

сущность

контрольной

(надзорной)

деятельности.

А

акцент

на

профилактической работе контролирующих органов и детальное регулирование

контрольных (надзорных) мероприятий и действий позволит конструктивно

выстроить взаимодействие сторон контрольной (надзорной) деятельности.



В раздел образования