Автор: Матвеева Павлина Артемовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Чурапчинская СОШ им.И.М.Павлова"
Населённый пункт: с. Чурапча Чурапчинский улус Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование ключевых компетенций при написании сочинения-рассуждения
Раздел: полное образование
Матвеева Павлина Артемовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Чурапчинская СОШ им.И.М.Павлова»
Республика Саха (Якутия)
Формирование ключевых компетенций при обучении сочинении-
рассуждению на уроках русского языка и литературы.
Актуальность и перспективность опыта: На сегодняшний день
востребованными оказываются результаты не в виде конкретных знаний, а в
виде умения учиться, самостоятельно приобретать знания, способность к
саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём
сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.
Формирование ключевых компетенций в образовательном процессе
школьников на уроках русского языка и литературы рассматривается как
особым образом организованная модель взаимодействия участников
процесса на уровне «учитель - ученик», «ученик-ученик». Русский язык и
литература очень интересные , но достаточно трудные для понимания
ученика предметы для детей- билингвов. Несмотря на это она занимает
первое место, по количеству выбирающих его выпускников для сдачи
экзамена в форме ЕГЭ при поступлении в ВУЗ.
Ключевые понятия:
•
Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и
внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной
ситуации;
•
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностных
ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), это способность к
деятельности в определенной личностно- значимой сфере.
Проблемы:
•
Обучение литературы на базовом уровне при двух- трех часах в неделю
приводит к снижению качества знаний;
•
На написание сочинений –рассуждений по программе отводится мало часов;
•
Перегруженность детей;
Цель, задачи:
1. Формирование ключевых компетенций у учащихся: Учебно-
познавательной; Коммуникативной; Информационной; Личностного
самосовершенствования
2. Повышение уровня преподавания русского языка и литературы с помощью
новых инновационных технологий;
3. Создание благоприятной организационно-педагогической среды через
укрепление материально-технической базы кабинетов русского языка и
литературы, ориентированной на сохранение и укрепление здоровья
обучающихся;
4. Воспитание нравственной, толерантной, интеллектуальной, творческой
личности;
5. Усиление внеклассной работы (работа с одаренными детьми, со
слабоуспевающими) в сотрудничестве с семьей, социальными институтами
социума.
Ресурсная обеспеченность
•
Желание школьников, родителей повысить качество знаний по русскому
языку и литературе ;
•
Наличие соответствующих педагогических кадров.
Способы реализации:
•
Изучение соответствующей литературы, опыта других педагогов;
•
Информирование школьников, родителей;
•
Определение ключевых компетенций;
•
Определение целей и задач;
•
Организация
непрерывного
повышения квалификации
педагогов
(семинары, лекции, авторские курсы, тренинги и др.)
•
Организация системы построения учебного процесса при написании
сочинении-рассуждения;
•
Мониторинг и диагностика.
Ожидаемые результаты: Сформированность ключевых компетенций у
учащихся позволит повысить качество знаний по русскому языку и
литературе; поможет успешной социализации школьников во внешней среде;
прогнозировать результаты деятельности учителя; активная позиция учителя
и ученика в овладении знаниями.
Цели и задачи работы по формированию ключевых компетенций у учащихся
будут достигнуты, если учителем проводится системная работа по
следующим направлениям:
Повышение уровня преподавания русского языка и литературы с
помощью новых инновационных технологий, в том числе ИКТ
технологий;
Применение в образовательном процессе проектных и
исследовательских методов (уроки поисково-прикладного характера,
семинары, практические работы исследовательского характера);
Дифференциация предметного содержания, обеспечивающей освоение
базового и повышенного уровня обучения;
Освоение структуры деятельности с позиции компетентностного
подхода;
Составление планов элективных курсов и кружков для учащихся,
проявляющих интерес к предметам;
Создание простой и объективной системы мониторинга;
Усиление внеклассной работы (конкурсы сочинений, кружок риторики,
элективные курсы)
Воспитание нравственной, толерантной, интеллектуальной, творческой
личности.
Использование методики формирования ключевых компетенций
повышает эффективность современного урока русского языка и литературы ,
активизирует познавательные, творческие и мыслительные способности
учащихся, развивает навыки самостоятельной деятельности, повышает
качество успеваемости и обученности учащихся. Также учитель должен
вести работу по самообразованию и по сотрудничеству по направлениям :
Изучение литературы, материалов из сайтов Интернета, опыта
других учителей по соответствующим направлениям;
Непрерывное повышение квалификации (посещение семинаров,
лекций, прохождение курсов и др.);
Информирование школьников, родителей о ходе совместной работы
по повышению качества знаний по предмету;
Организация написания сочинения-рассуждения с 5 по 11 классов в
учебном процессе;
Совершенствование мониторинга и диагностики написания
сочинения-рассуждения
Теоретическое обоснование опыта. Современное обучение должно
ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на
личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится
актуальное исследование и понимание окружающей действительности.
Учитель и ученики идут этим путем вместе. Результат совместной работы:
это прежде всего - сформированность ключевых компетенций у учащихся;
усиление активного сотрудничества учителя и ученика в овладении
знаниями; прогнозирование результатов деятельности учителя; повышение
качества знаний по русскому языку и литературе; успешная социализация
школьников во внешней среде.
Написание сочинения- рассуждения в школе преподается с 5 класса.
Задачи раннего обучения сочинения для учащихся 5-классов – это
предварительное знакомство с структурой и методом написания ,
побуждение интереса к предмету, стимулирование развития мышления.
Раннее обучение сочинению- рассуждению играет значительную роль в
развитии умений и навыков , так как повышается интерес к написанию
сочинения, что поможет в ГИА, что приводит к улучшению качества знаний.
Поэтому распределение элективных курсов даёт учащимся возможность
спокойно, глубоко изучить основы написания сочинения-рассуждения , как
подготовка к ГИА по русскому языку и литературе. Благодаря раннему
обучению сочинению, наши учащиеся начинают с самого начала успешно
участвовать на олимпиадах по литературе, готовятся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Система моей методики проведения подготовки написанию
сочинения-рассуждения состоит в блочной подаче учебного материала. В
этой системе работы используются многие элементы методики учителя-
новатора В.Ф. Шаталова Блок уроков — это определённое число уроков,
предназначенных для изучения относительно автономной темы учебного
курса, состоящий в основном из следующей последовательности уроков:
Уроки – лекции. Эти уроки предназначены для изучения нового материала,
должны сопровождаться: а) показом образцов сочинений учащихся
старшеклассников, раскрывающих интересные темы; б) использованием
ИКТ-технологий. Это демонстрации слайдов из видеоуроков- образцы
сочинений;
в) использованием материалов из Интернет-сайтов.
Уроки – закрепления , т.е. тренинги. На таких уроках отрабатываются навыки
написания сочинений-рассуждений.
Уроки – практикумы по написанию сочинений повышенной сложности. На
таких уроках использую прием «Охота за пятерками», например, даю
определенное время, написать вступление или заключение по темам. Урок
тогда принимает соревновательный, игровой характер;
Уроки проверки и контроля знаний в виде самостоятельных работ или
выполнению частей структуры сочинений-рассуждений.
Уроки развития речи – любимые уроки почти всех детей. На этих уроках
дети приобретают умения работать по картинам, текстовым материалом.
Дети знают- если на таких уроках постараться, то хорошая оценка
гарантирована.
Зачётные уроки – опрос каждого ученика по заданным темам сочинений ,
обычно проводим в конце каждого полугодия. Ребята, которые сдали зачет
учителю на «4» и «5» принимают его у других учащихся и выставляют им
оценки, но учитель, задав по выбору 2 -3 вопроса, может корректировать эти
оценки. Эта система позволяет наиболее полно осуществить обучающую
функцию проверки, дает большой материал учителю для познания ученика,
развивает логическое мышление учащихся, их речь и память. Здесь
производится отслеживание следующих уровней обученности: различение,
запоминание, понимание.
Уроки проверки и контроля знаний в виде письменных работ по заданным
темам.
Уроки коррекции знаний. На этих уроках рассматриваются ошибки,
допущенные в письменных работах.
Такая система работы показывает: у детей развивается память,
внимание, восприятие, логическое и абстрактное мышление и самоконтроль.
Система позволяет вести постоянный мониторинг качества знаний
обучающихся. Конечно, при этом обязательно нужно учесть
индивидуальные, возрастные особенности детей, профиль класса. Нужно
подходить дифференцированно, учитывая возрастные особенности
учащихся. К концу года проводим переводные экзамены по предметам, где
обязательно включаем один вопрос по сочинению-рассуждению иногда по
русскому языку, иногда по литературе. Проведение таких экзаменов
выявляет прочность усвоения написания сочинения-рассуждения и наметить
работу по повышению знаний сдачи ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку и
литературе.