Напоминание

Формирование ключевых компетенций при написании сочинения-рассуждения


Автор: Матвеева Павлина Артемовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Чурапчинская СОШ им.И.М.Павлова"
Населённый пункт: с. Чурапча Чурапчинский улус Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование ключевых компетенций при написании сочинения-рассуждения
Раздел: полное образование





Назад




Матвеева Павлина Артемовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Чурапчинская СОШ им.И.М.Павлова»

Республика Саха (Якутия)

Формирование ключевых компетенций при обучении сочинении-

рассуждению на уроках русского языка и литературы.

Актуальность и перспективность опыта: На сегодняшний день

востребованными оказываются результаты не в виде конкретных знаний, а в

виде умения учиться, самостоятельно приобретать знания, способность к

саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём

сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

Формирование ключевых компетенций в образовательном процессе

школьников на уроках русского языка и литературы рассматривается как

особым образом организованная модель взаимодействия участников

процесса на уровне «учитель - ученик», «ученик-ученик». Русский язык и

литература очень интересные , но достаточно трудные для понимания

ученика предметы для детей- билингвов. Несмотря на это она занимает

первое место, по количеству выбирающих его выпускников для сдачи

экзамена в форме ЕГЭ при поступлении в ВУЗ.

Ключевые понятия:

Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и

внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной

ситуации;

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностных

ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), это способность к

деятельности в определенной личностно- значимой сфере.

Проблемы:

Обучение литературы на базовом уровне при двух- трех часах в неделю

приводит к снижению качества знаний;

На написание сочинений –рассуждений по программе отводится мало часов;

Перегруженность детей;

Цель, задачи:

1. Формирование ключевых компетенций у учащихся: Учебно-

познавательной; Коммуникативной; Информационной; Личностного

самосовершенствования

2. Повышение уровня преподавания русского языка и литературы с помощью

новых инновационных технологий;

3. Создание благоприятной организационно-педагогической среды через

укрепление материально-технической базы кабинетов русского языка и

литературы, ориентированной на сохранение и укрепление здоровья

обучающихся;

4. Воспитание нравственной, толерантной, интеллектуальной, творческой

личности;

5. Усиление внеклассной работы (работа с одаренными детьми, со

слабоуспевающими) в сотрудничестве с семьей, социальными институтами

социума.

Ресурсная обеспеченность

Желание школьников, родителей повысить качество знаний по русскому

языку и литературе ;

Наличие соответствующих педагогических кадров.

Способы реализации:

Изучение соответствующей литературы, опыта других педагогов;

Информирование школьников, родителей;

Определение ключевых компетенций;

Определение целей и задач;

Организация

непрерывного

повышения квалификации

педагогов

(семинары, лекции, авторские курсы, тренинги и др.)

Организация системы построения учебного процесса при написании

сочинении-рассуждения;

Мониторинг и диагностика.

Ожидаемые результаты: Сформированность ключевых компетенций у

учащихся позволит повысить качество знаний по русскому языку и

литературе; поможет успешной социализации школьников во внешней среде;

прогнозировать результаты деятельности учителя; активная позиция учителя

и ученика в овладении знаниями.

Цели и задачи работы по формированию ключевых компетенций у учащихся

будут достигнуты, если учителем проводится системная работа по

следующим направлениям:

Повышение уровня преподавания русского языка и литературы с

помощью новых инновационных технологий, в том числе ИКТ

технологий;

Применение в образовательном процессе проектных и

исследовательских методов (уроки поисково-прикладного характера,

семинары, практические работы исследовательского характера);

Дифференциация предметного содержания, обеспечивающей освоение

базового и повышенного уровня обучения;

Освоение структуры деятельности с позиции компетентностного

подхода;

Составление планов элективных курсов и кружков для учащихся,

проявляющих интерес к предметам;

Создание простой и объективной системы мониторинга;

Усиление внеклассной работы (конкурсы сочинений, кружок риторики,

элективные курсы)

Воспитание нравственной, толерантной, интеллектуальной, творческой

личности.

Использование методики формирования ключевых компетенций

повышает эффективность современного урока русского языка и литературы ,

активизирует познавательные, творческие и мыслительные способности

учащихся, развивает навыки самостоятельной деятельности, повышает

качество успеваемости и обученности учащихся. Также учитель должен

вести работу по самообразованию и по сотрудничеству по направлениям :

Изучение литературы, материалов из сайтов Интернета, опыта

других учителей по соответствующим направлениям;

Непрерывное повышение квалификации (посещение семинаров,

лекций, прохождение курсов и др.);

Информирование школьников, родителей о ходе совместной работы

по повышению качества знаний по предмету;

Организация написания сочинения-рассуждения с 5 по 11 классов в

учебном процессе;

Совершенствование мониторинга и диагностики написания

сочинения-рассуждения

Теоретическое обоснование опыта. Современное обучение должно

ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на

личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится

актуальное исследование и понимание окружающей действительности.

Учитель и ученики идут этим путем вместе. Результат совместной работы:

это прежде всего - сформированность ключевых компетенций у учащихся;

усиление активного сотрудничества учителя и ученика в овладении

знаниями; прогнозирование результатов деятельности учителя; повышение

качества знаний по русскому языку и литературе; успешная социализация

школьников во внешней среде.

Написание сочинения- рассуждения в школе преподается с 5 класса.

Задачи раннего обучения сочинения для учащихся 5-классов – это

предварительное знакомство с структурой и методом написания ,

побуждение интереса к предмету, стимулирование развития мышления.

Раннее обучение сочинению- рассуждению играет значительную роль в

развитии умений и навыков , так как повышается интерес к написанию

сочинения, что поможет в ГИА, что приводит к улучшению качества знаний.

Поэтому распределение элективных курсов даёт учащимся возможность

спокойно, глубоко изучить основы написания сочинения-рассуждения , как

подготовка к ГИА по русскому языку и литературе. Благодаря раннему

обучению сочинению, наши учащиеся начинают с самого начала успешно

участвовать на олимпиадах по литературе, готовятся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Система моей методики проведения подготовки написанию

сочинения-рассуждения состоит в блочной подаче учебного материала. В

этой системе работы используются многие элементы методики учителя-

новатора В.Ф. Шаталова Блок уроков — это определённое число уроков,

предназначенных для изучения относительно автономной темы учебного

курса, состоящий в основном из следующей последовательности уроков:

Уроки – лекции. Эти уроки предназначены для изучения нового материала,

должны сопровождаться: а) показом образцов сочинений учащихся

старшеклассников, раскрывающих интересные темы; б) использованием

ИКТ-технологий. Это демонстрации слайдов из видеоуроков- образцы

сочинений;

в) использованием материалов из Интернет-сайтов.

Уроки – закрепления , т.е. тренинги. На таких уроках отрабатываются навыки

написания сочинений-рассуждений.

Уроки – практикумы по написанию сочинений повышенной сложности. На

таких уроках использую прием «Охота за пятерками», например, даю

определенное время, написать вступление или заключение по темам. Урок

тогда принимает соревновательный, игровой характер;

Уроки проверки и контроля знаний в виде самостоятельных работ или

выполнению частей структуры сочинений-рассуждений.

Уроки развития речи – любимые уроки почти всех детей. На этих уроках

дети приобретают умения работать по картинам, текстовым материалом.

Дети знают- если на таких уроках постараться, то хорошая оценка

гарантирована.

Зачётные уроки – опрос каждого ученика по заданным темам сочинений ,

обычно проводим в конце каждого полугодия. Ребята, которые сдали зачет

учителю на «4» и «5» принимают его у других учащихся и выставляют им

оценки, но учитель, задав по выбору 2 -3 вопроса, может корректировать эти

оценки. Эта система позволяет наиболее полно осуществить обучающую

функцию проверки, дает большой материал учителю для познания ученика,

развивает логическое мышление учащихся, их речь и память. Здесь

производится отслеживание следующих уровней обученности: различение,

запоминание, понимание.

Уроки проверки и контроля знаний в виде письменных работ по заданным

темам.

Уроки коррекции знаний. На этих уроках рассматриваются ошибки,

допущенные в письменных работах.

Такая система работы показывает: у детей развивается память,

внимание, восприятие, логическое и абстрактное мышление и самоконтроль.

Система позволяет вести постоянный мониторинг качества знаний

обучающихся. Конечно, при этом обязательно нужно учесть

индивидуальные, возрастные особенности детей, профиль класса. Нужно

подходить дифференцированно, учитывая возрастные особенности

учащихся. К концу года проводим переводные экзамены по предметам, где

обязательно включаем один вопрос по сочинению-рассуждению иногда по

русскому языку, иногда по литературе. Проведение таких экзаменов

выявляет прочность усвоения написания сочинения-рассуждения и наметить

работу по повышению знаний сдачи ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку и

литературе.



В раздел образования