Автор: Оксана Вячеславовна Сафронова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа- интернат с. Обшаровка
Населённый пункт: с.Обшаровка
Наименование материала: Доклад
Тема: «Реализация подходов формирования и укрепления социальных и жизненных компетенций обучающих школы- интерната»
Раздел: среднее образование
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с.
Обшаровка Приволжского района Самарской области»
ДОКЛАД
«Реализация подходов формирования и укрепления социальных и жизненных
компетенций обучающих школы- интерната».
воспитателя О.В.Сафроновой
Реализация подходов формирования и укрепления социальных и жизненных
компетенций обучающих школы-интерната
Процесс вхождения в самостоятельную жизнь выпускников коррекционных школ
труден. Часто выпускники школ не владеют необходимыми для самостоятельной
жизни
житейскими
знаниями
и
навыками.
Трудности
обусловлены
и
недостаточностью семейного воспитания в жизни этих детей - значимого фактора
социализации. Семьи у наших детей чаще всего бывают неблагополучные и не могут
дать ребенку необходимый запас знаний для самостоятельной жизни, а порой
показывают только отрицательный пример .
Воспитанники школы – интерната испытывают трудности при формировании системы
ценностных
ориентаций,
профессиональном
и
личностном
самоопределении,
установлении эмоциональных связей с другими людьми, овладение досуговой,
общественной, бытовой деятельностью. При этом выпускники наших школ не имеют
никаких льгот в трудоустройстве и жизнеобеспечении. Они должны вливаться в
сложнейшую жизнь на общих основаниях. И поэтому, весь процесс обучения и
воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии направлен на развитие
механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни.
Мне хотелось бы поделиться своим опытом по данной теме.
На данном классе я работаю 3 года, за это время я использовала такие методы и
приемы.
Беседы
Беседа на занятиях является одним из основных методов обучения и применяется в
сочетании с сюжетно - ролевыми играми, различными практическими работами:
записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими
видами работ. Продолжительность бесед регулируется в зависимости от темы, задач
занятия.
Примеры тем:
«Устав школы, правила поведения учащегося»
«Административная и уголовная ответственность»
«Права и обязанности несовершеннолетнего»
«Твоя семья»
«Отношения с одноклассниками. Правила поведение в школе»»
«Чистота разговорной речи. «Слова – сорняки»
«Правила поведения на улице»
« Культура общения»
«Культура приветствий и обращений к окружающим»
«Ответственность за нарушение правил ПДД»
«Формула выбора профессии»
«Сердце матери»
Иногда сопровождается беседа наглядным материалом, презентацией.
Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально - педагогическая
форма детской жизни.
Ситуативно - ролевая игра "Секреты семейного счастья".
Целью данного
мероприятия было смоделировать в ситуативно-ролевой игре старшеклассников
реальные ситуации семейного общения между супругами, а также между детьми и
супругами. Формировать у будущих выпускников представление о гармоничной,
сплоченной, дружной семье. Задача старшеклассников заключалась в том, чтобы в
процессе
ситуативно-ролевой
игры
"Секреты
семейного
счастья"
определить
связующие, фундаментальные основы семейных отношений, выявить причины
возникающих конфликтов между представителями разных поколений в семье,
представить себя и в роли родителей, и в роли детей, исходя из чего, определить
возможные пути разрешения противоречий. Такая форма проведения мероприятия
была нацелена на аналитическую деятельность, самостоятельную и групповую работу,
диалоговую
форму
общения.
На
обсуждение
предлагались
дискуссионные,
проблемные
вопросы,
которые
активизировали
мыслительную
деятельность
учащихся, ставили их перед необходимостью сделать осознанный выбор в пользу той
или иной точки зрения, аргументировано защитить свою позицию.
Деловая игра
– это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих
пределов. Такая форма проведения игры проводится с выпускными классами. Целью
данных
мероприятий
-
выявление
подростками
своей
профессиональной
направленности, обучение навыкам эффективного поведения на рынке.
Например: Деловые игры «Выбери дорогу», «Лабиринт выбора», где воспитанники
учатся управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей,
формирование основных психических процессов и свойств личности, что особенно
важно для коррекционной работы с детьми. В такой игре воспитанники усваивают
правила поведения в обществе, знакомятся с профессиями, учатся вести себя в
общественных местах, пользоваться услугами различных предприятий и учреждений.
Формирование навыка общественного поведения начинается с показа положительного
действия с предварительным и попутным разъяснением его смысла.
Например: Я сама демонстрирует какую-либо ситуацию, взяв на себя ту социальную
роль, которой хочу научить воспитанников (например, покупатель в магазине, на
приеме у врача, покупка билета в кассе). Затем
вместе с детьми разыгрываю
ситуацию, в ходе которой помощь с моей
стороны постепенно уменьшается, а
самостоятельность детей возрастает. При проигрывании ситуации я слежу, чтобы они
верно передавали последовательность действий, правильно произносили фразы.
Экскурсии носят не только познавательный характер. Они строятся таким образом,
чтобы обучающиеся выполняли разного рода практические задания, которые требуют
контакта с незнакомыми людьми.
Результатом проведения экскурсий является то, что обучающиеся
- овладевают коммуникативными навыками,
- получают знания о профессиях взрослых, значении труда в жизни;
- правильно формулируют вопросы к работникам торговли, связи, транспорта;
- хорошо ориентируются в тех услугах, которые им предоставляют;
- правильно выбирают ту или иную организацию, в которую нужно обратиться по
какому- либо вопросу;
- накапливают представления и знания о нормах культуры поведения.
Немаловажное значение в профориентационной работе с детьми с ограниченными
возможностями в развитии играет выполнение общественно-трудовых поручений,
которое возлагает на детей постоянную заботу о деле, воспитывает в них
ответственность,
формирует
привычку
к
трудовому
усилию,
развивает
организаторские способности. Именно от воспитателя зависит насколько сможет
способствовать формированию этих качеств личности ребёнка. Важно точно
определить
круг
постоянных
обязанностей
и
поручений,
найти
и
выделить
повседневные дела, которые должен выполнять воспитанник (цветовод ухаживает за
цветами, санитар следит за чистотой рук, порядком на книжных полках, и т.д.).
Внеклассная работа
Формирование социальной и жизненной компетенции детей с ограниченными
возможностями в развитии должно иметь свое логическое продолжение в системе всей
воспитательной работы.
С этой целью я проводила тематические занятия, ситуативные разборы по культуре
поведения, правилам дорожного движения, беседы по ЗОЖ, по привитию навыков
личной гигиены. Поэтому можно сказать, что во многом жизнь воспитанников в
школе-интернате подчинена формированию социальных и жизненных компетенций.
Ребята приобретают навыки поведения за столом, умение пользоваться приборами,
получают общие сведения о различных этикетных ситуациях (поздравления,
пожелания, просьбы, умение сопереживать). У них отмечается повышение мотивации
к здоровому, активному образу жизни, способность самостоятельно организовать свой
досуг.
В результате проводимой работы у воспитанников наблюдается повышение не только
уровня конкретных навыков и умений, но и улучшение психологического состояния
личности:
повышение
уверенности
в
своих
действиях
и
ответственности,
самостоятельности, инициативности, более адекватного отношения к себе и другим.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что знания и умения, полученные детьми,
обязательно должны закрепляться в непосредственной практической деятельности
детей, их повседневной жизни. А для этого необходимо проводить как можно больше
целевых прогулок, экскурсий и практических занятий. Только таким путем у таких
детей будут вырабатываться необходимые нормы поведения и общения, позволяющие
им приспособиться к окружающей жизни. Часто в школу приходят выпускники и
рассказывают о том, как им удалось устроиться в жизни. За многих наших учащихся
можно порадоваться, все у них в жизни сложилось благополучно и ради этого хочется
работать. Есть, конечно, и такие выпускники, за которых бывает очень обидно. Радует
то, что их единицы. Но надо продолжать искать новые пути и подходы в
формирования социальной и жизненной компетенции выпускников коррекционных
школ.