Напоминание

«Реализация подходов формирования и укрепления социальных и жизненных компетенций обучающих школы- интерната»


Автор: Оксана Вячеславовна Сафронова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа- интернат с. Обшаровка
Населённый пункт: с.Обшаровка
Наименование материала: Доклад
Тема: «Реализация подходов формирования и укрепления социальных и жизненных компетенций обучающих школы- интерната»
Раздел: среднее образование





Назад




государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с.

Обшаровка Приволжского района Самарской области»

ДОКЛАД

«Реализация подходов формирования и укрепления социальных и жизненных

компетенций обучающих школы- интерната».

воспитателя О.В.Сафроновой

Реализация подходов формирования и укрепления социальных и жизненных

компетенций обучающих школы-интерната

Процесс вхождения в самостоятельную жизнь выпускников коррекционных школ

труден. Часто выпускники школ не владеют необходимыми для самостоятельной

жизни

житейскими

знаниями

и

навыками.

Трудности

обусловлены

и

недостаточностью семейного воспитания в жизни этих детей - значимого фактора

социализации. Семьи у наших детей чаще всего бывают неблагополучные и не могут

дать ребенку необходимый запас знаний для самостоятельной жизни, а порой

показывают только отрицательный пример .

Воспитанники школы – интерната испытывают трудности при формировании системы

ценностных

ориентаций,

профессиональном

и

личностном

самоопределении,

установлении эмоциональных связей с другими людьми, овладение досуговой,

общественной, бытовой деятельностью. При этом выпускники наших школ не имеют

никаких льгот в трудоустройстве и жизнеобеспечении. Они должны вливаться в

сложнейшую жизнь на общих основаниях. И поэтому, весь процесс обучения и

воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии направлен на развитие

механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни.

Мне хотелось бы поделиться своим опытом по данной теме.

На данном классе я работаю 3 года, за это время я использовала такие методы и

приемы.

Беседы

Беседа на занятиях является одним из основных методов обучения и применяется в

сочетании с сюжетно - ролевыми играми, различными практическими работами:

записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими

видами работ. Продолжительность бесед регулируется в зависимости от темы, задач

занятия.

Примеры тем:

«Устав школы, правила поведения учащегося»

«Административная и уголовная ответственность»

«Права и обязанности несовершеннолетнего»

«Твоя семья»

«Отношения с одноклассниками. Правила поведение в школе»»

«Чистота разговорной речи. «Слова – сорняки»

«Правила поведения на улице»

« Культура общения»

«Культура приветствий и обращений к окружающим»

«Ответственность за нарушение правил ПДД»

«Формула выбора профессии»

«Сердце матери»

Иногда сопровождается беседа наглядным материалом, презентацией.

Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально - педагогическая

форма детской жизни.

Ситуативно - ролевая игра "Секреты семейного счастья".

Целью данного

мероприятия было смоделировать в ситуативно-ролевой игре старшеклассников

реальные ситуации семейного общения между супругами, а также между детьми и

супругами. Формировать у будущих выпускников представление о гармоничной,

сплоченной, дружной семье. Задача старшеклассников заключалась в том, чтобы в

процессе

ситуативно-ролевой

игры

"Секреты

семейного

счастья"

определить

связующие, фундаментальные основы семейных отношений, выявить причины

возникающих конфликтов между представителями разных поколений в семье,

представить себя и в роли родителей, и в роли детей, исходя из чего, определить

возможные пути разрешения противоречий. Такая форма проведения мероприятия

была нацелена на аналитическую деятельность, самостоятельную и групповую работу,

диалоговую

форму

общения.

На

обсуждение

предлагались

дискуссионные,

проблемные

вопросы,

которые

активизировали

мыслительную

деятельность

учащихся, ставили их перед необходимостью сделать осознанный выбор в пользу той

или иной точки зрения, аргументировано защитить свою позицию.

Деловая игра

– это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих

пределов. Такая форма проведения игры проводится с выпускными классами. Целью

данных

мероприятий

-

выявление

подростками

своей

профессиональной

направленности, обучение навыкам эффективного поведения на рынке.

Например: Деловые игры «Выбери дорогу», «Лабиринт выбора», где воспитанники

учатся управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей,

формирование основных психических процессов и свойств личности, что особенно

важно для коррекционной работы с детьми. В такой игре воспитанники усваивают

правила поведения в обществе, знакомятся с профессиями, учатся вести себя в

общественных местах, пользоваться услугами различных предприятий и учреждений.

Формирование навыка общественного поведения начинается с показа положительного

действия с предварительным и попутным разъяснением его смысла.

Например: Я сама демонстрирует какую-либо ситуацию, взяв на себя ту социальную

роль, которой хочу научить воспитанников (например, покупатель в магазине, на

приеме у врача, покупка билета в кассе). Затем

вместе с детьми разыгрываю

ситуацию, в ходе которой помощь с моей

стороны постепенно уменьшается, а

самостоятельность детей возрастает. При проигрывании ситуации я слежу, чтобы они

верно передавали последовательность действий, правильно произносили фразы.

Экскурсии носят не только познавательный характер. Они строятся таким образом,

чтобы обучающиеся выполняли разного рода практические задания, которые требуют

контакта с незнакомыми людьми.

Результатом проведения экскурсий является то, что обучающиеся

- овладевают коммуникативными навыками,

- получают знания о профессиях взрослых, значении труда в жизни;

- правильно формулируют вопросы к работникам торговли, связи, транспорта;

- хорошо ориентируются в тех услугах, которые им предоставляют;

- правильно выбирают ту или иную организацию, в которую нужно обратиться по

какому- либо вопросу;

- накапливают представления и знания о нормах культуры поведения.

Немаловажное значение в профориентационной работе с детьми с ограниченными

возможностями в развитии играет выполнение общественно-трудовых поручений,

которое возлагает на детей постоянную заботу о деле, воспитывает в них

ответственность,

формирует

привычку

к

трудовому

усилию,

развивает

организаторские способности. Именно от воспитателя зависит насколько сможет

способствовать формированию этих качеств личности ребёнка. Важно точно

определить

круг

постоянных

обязанностей

и

поручений,

найти

и

выделить

повседневные дела, которые должен выполнять воспитанник (цветовод ухаживает за

цветами, санитар следит за чистотой рук, порядком на книжных полках, и т.д.).

Внеклассная работа

Формирование социальной и жизненной компетенции детей с ограниченными

возможностями в развитии должно иметь свое логическое продолжение в системе всей

воспитательной работы.

С этой целью я проводила тематические занятия, ситуативные разборы по культуре

поведения, правилам дорожного движения, беседы по ЗОЖ, по привитию навыков

личной гигиены. Поэтому можно сказать, что во многом жизнь воспитанников в

школе-интернате подчинена формированию социальных и жизненных компетенций.

Ребята приобретают навыки поведения за столом, умение пользоваться приборами,

получают общие сведения о различных этикетных ситуациях (поздравления,

пожелания, просьбы, умение сопереживать). У них отмечается повышение мотивации

к здоровому, активному образу жизни, способность самостоятельно организовать свой

досуг.

В результате проводимой работы у воспитанников наблюдается повышение не только

уровня конкретных навыков и умений, но и улучшение психологического состояния

личности:

повышение

уверенности

в

своих

действиях

и

ответственности,

самостоятельности, инициативности, более адекватного отношения к себе и другим.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что знания и умения, полученные детьми,

обязательно должны закрепляться в непосредственной практической деятельности

детей, их повседневной жизни. А для этого необходимо проводить как можно больше

целевых прогулок, экскурсий и практических занятий. Только таким путем у таких

детей будут вырабатываться необходимые нормы поведения и общения, позволяющие

им приспособиться к окружающей жизни. Часто в школу приходят выпускники и

рассказывают о том, как им удалось устроиться в жизни. За многих наших учащихся

можно порадоваться, все у них в жизни сложилось благополучно и ради этого хочется

работать. Есть, конечно, и такие выпускники, за которых бывает очень обидно. Радует

то, что их единицы. Но надо продолжать искать новые пути и подходы в

формирования социальной и жизненной компетенции выпускников коррекционных

школ.



В раздел образования