Автор: Гавер Наталья Дмитриевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Населённый пункт: Ханты-Мансийский АО, г. Урай
Наименование материала: Азбука дыхания
Тема: Правильное речевое дыхание
Раздел: дошкольное образование
Азбука дыхания
Нос - своеобразный защитный фильтр, который препятствует попаданию в легкие
микробов. Дети не умеющие дышать носом, чаще болеют ангиной, гриппом,
бронхиальной астмой. Такие дети отстают в речевом и умственном развитии от
своих сверстников. Их голос становится глухим и гнусавым. Для нормализации
носового дыхания следует заниматься специализированной дыхательной
гимнастикой. Такие уроки следует проводить с детьми после консультация врача
оториноларинголога.
Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице и сделать
вдох. На выдохе постукивать по ноздрям. Повторить 5 раз.
На выдохе оказывать сопротивление воздуху, легко постукивая по
крыльям носа, выдох носом свободный.
Поглаживать нос и его придаточные пазухи – вдох, выдох носом
свободный. Повторить 5 раз.
Сделать нос «курносиком», потряхивая кончик носа указательным
пальцем – вдох. Выдох носом свободный. Повторить 5 раз.
Закрыть левую ноздрю указательным пальцем и вдохнуть через правую и
наоборот. Повторить 5 раз.
Учите детей смешанному дыханию
Задачи упражнений: выявить лучшие качества голоса, профилактика
заболеваний верхних дыхательных путей.
Упражнение «Рубка дров»
И.п. стоя руки над головой сложены в замок – вдох. На выдохе наклон
вперед со звуком у-х-х-х-х, как бы имитируя удар топором. Повторить 3
раза
Упражнение «Свисток»
И.п. стоя, в одной руке стакан, а в другой пластмассовая трубочка, сделать
вдох, выдыхать в воду через трубочку со звуком у-у-у. повторить 3 раза.
Упражнение «Трубач»
И.п. стоя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх – вдох, на медленном
выдохе произносить п-ф-ф-ф, по окончании вдох. Повторить 3 раза
Упражнение «Каланча»
И.п. стоя, руки разведены – вдох, опуская руки, произносить звуки с-с-с-с.
Повторить 3 раза
Учите детей фонационной (звуковой)
гимнастике
Произносить протяжно звук м-м-м, одновременно легко постукивая
кончиками пальцев по ноздрям. Повторить 3 раза.
И.п. стоя, руки за спиной. Вдох и выдох носом. Повторить 3 раза.
Тренировка выдоха (с использованием рифмованного текста):
Юра Гагарин очень рад (вдох), О ракетах на параде
Юре нравится парад (вдох), Он рассказывает Наде (вдох)
Протяжно произносить мамм мэмм момм, делая наклон вперед
(голова, шея, плечи без напряжения) Вернувшись в исходное
положение, прочтите текст, проверив звучание голоса:
У Верки – вертушки во рту две вертушки
Произносить нанн нэнн нонн, одновременно поворачивая голову
влево – вправо, вверх – вниз. Вернувшись в исходное положение,
прочтите текст, проверив звучание голоса:
Дали Алику рогалик, Алик дал рогалик Алле
Алла Алика ругала, и рогалик ела Алла