Напоминание

"Технология проблемного обучения как средство учебной мотивации на уроках русского языка"


Автор: Блинова Наталья Александровна
Должность: Студентка
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Ревдинского педагогического колледжа"
Населённый пункт: г. Ревда
Наименование материала: Доклад
Тема: "Технология проблемного обучения как средство учебной мотивации на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование





Назад




Доклад по теме: «Проблемное обучение как средство повышения учебной

мотивации учащихся на уроках русского языка»

Совершенствование системы образования, стимулируемое социальным

заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому

развитию выпускников школы. Сегодня уже недостаточно школьникам

овладеть суммой знаний, важное значение придается задаче научить

школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть

учиться...

Научить ученика мыслить самостоятельно, нестандартно, развивать в

нём

активность,

инициативу,

творческое

отношение

к

делу

и

самостоятельность в процессе обучения – основная задача, которая стоит

перед современной школой.

С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься

социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все

отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой

социальной позицией – ролью ученика, школьника.

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых

создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь

изменилась социальная ситуация развития детей XXI века:

- резко возросла информированность детей;

- современные дети относительно мало читают, особенно классическую

художественную литературу;

- несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы,

разных типов мышления;

- ограниченность общения со сверстниками.

Что такое учебная мотивация? От чего она зависит? Почему один

ребёнок учится с радостью, а другой – с безразличием? Каждый учитель

хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием

занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто,

учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет

учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы

встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях,

нет интереса к учению.

Этого можно добиться средствами современных педагогических

технологий. Одной из таких технологий является технология проблемного

обучения.

Проблемные задания, выполняя мотивационную функцию, позволяют

повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового

материала и сформулировать проблему, с решением которой связано

«открытие» нового знания. Именно поэтому учителю необходимо находить,

конструировать

полезные

для

учебной

деятельности

противоречия

и

проблемные ситуации, интересные вопросы и творческие задания, привлекая

младших школьников к их обсуждению и решению.

Новизна вопроса заключается в использовании на уроках в системе

проблемных

ситуаций

с

целью

повышения

учебной

мотивации

формирования

активной

познавательной

деятельности,

достижения

эффективных

результатов

обучения

русскому

языку

и

литературе.

Целенаправленная и систематическая работа учителя позволяет создавать

условия для осознания, принятия и разрешения проблемных ситуаций в ходе

совместной

деятельности

обучающихся

и

учителя,

при

оптимальной

самостоятельности первых и под общим направляющим руководством

последнего, а также для овладения учащимися в процессе такой деятельности

обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Принцип

проблемности

сближает

между

собой

процесс

обучения

с

процессами

познания,

исследования,

творческого

мышления,

что

плодотворно влияет на повышения качества знаний, увеличение призовых

мест в предметных олимпиадах, творческих конкурсах.

Главной целью применения проблемного обучения на уроках русского

языка

является

повышение

учебной

мотивации,

формирование

коммуникативной

и

познавательной

компетенций

на

уроках

и

во

внеклассных мероприятиях.

Следует заметить, что в основе создания проблемной ситуации лежат

следующие положения современной психологии: - процесс мышления имеет

своим

источником

проблемную

ситуацию;

-

проблемное

мышление

осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы; - условиями

развития мышления является приобретение новых знаний путем решения

проблемы; - закономерности мышления и закономерности усвоения новых

знаний в значительной степени совпадают. Создав проблемную ситуацию,

учащихся направляются на ее решение, поиск решения. Таким образом,

учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у

него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия.

Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение

проблемной ситуации - акт индивидуальный.

Формулировка проблемы уточняет характер затруднения учащихся,

возникшего при столкновении с проблемой. Попытки учащихся объяснить

различие глаголов на основе актуализации ранее усвоенных знаний не

достигают цели. В дальнейшем связь между элементами данных и цели

достигается путем анализа и объяснения данных, т.е. анализируется

фактический

языковой

(грамматический)

материал,

содержащийся

в

примерах.



В раздел образования