Автор: Блинова Наталья Александровна
Должность: Студентка
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Ревдинского педагогического колледжа"
Населённый пункт: г. Ревда
Наименование материала: Доклад
Тема: "Технология проблемного обучения как средство учебной мотивации на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование
Доклад по теме: «Проблемное обучение как средство повышения учебной
мотивации учащихся на уроках русского языка»
Совершенствование системы образования, стимулируемое социальным
заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому
развитию выпускников школы. Сегодня уже недостаточно школьникам
овладеть суммой знаний, важное значение придается задаче научить
школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть
учиться...
Научить ученика мыслить самостоятельно, нестандартно, развивать в
нём
активность,
инициативу,
творческое
отношение
к
делу
и
самостоятельность в процессе обучения – основная задача, которая стоит
перед современной школой.
С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься
социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все
отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой
социальной позицией – ролью ученика, школьника.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых
создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь
изменилась социальная ситуация развития детей XXI века:
- резко возросла информированность детей;
- современные дети относительно мало читают, особенно классическую
художественную литературу;
- несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы,
разных типов мышления;
- ограниченность общения со сверстниками.
Что такое учебная мотивация? От чего она зависит? Почему один
ребёнок учится с радостью, а другой – с безразличием? Каждый учитель
хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием
занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто,
учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет
учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы
встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях,
нет интереса к учению.
Этого можно добиться средствами современных педагогических
технологий. Одной из таких технологий является технология проблемного
обучения.
Проблемные задания, выполняя мотивационную функцию, позволяют
повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового
материала и сформулировать проблему, с решением которой связано
«открытие» нового знания. Именно поэтому учителю необходимо находить,
конструировать
полезные
для
учебной
деятельности
противоречия
и
проблемные ситуации, интересные вопросы и творческие задания, привлекая
младших школьников к их обсуждению и решению.
Новизна вопроса заключается в использовании на уроках в системе
проблемных
ситуаций
с
целью
повышения
учебной
мотивации
формирования
активной
познавательной
деятельности,
достижения
эффективных
результатов
обучения
русскому
языку
и
литературе.
Целенаправленная и систематическая работа учителя позволяет создавать
условия для осознания, принятия и разрешения проблемных ситуаций в ходе
совместной
деятельности
обучающихся
и
учителя,
при
оптимальной
самостоятельности первых и под общим направляющим руководством
последнего, а также для овладения учащимися в процессе такой деятельности
обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
Принцип
проблемности
сближает
между
собой
процесс
обучения
с
процессами
познания,
исследования,
творческого
мышления,
что
плодотворно влияет на повышения качества знаний, увеличение призовых
мест в предметных олимпиадах, творческих конкурсах.
Главной целью применения проблемного обучения на уроках русского
языка
является
повышение
учебной
мотивации,
формирование
коммуникативной
и
познавательной
компетенций
на
уроках
и
во
внеклассных мероприятиях.
Следует заметить, что в основе создания проблемной ситуации лежат
следующие положения современной психологии: - процесс мышления имеет
своим
источником
проблемную
ситуацию;
-
проблемное
мышление
осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы; - условиями
развития мышления является приобретение новых знаний путем решения
проблемы; - закономерности мышления и закономерности усвоения новых
знаний в значительной степени совпадают. Создав проблемную ситуацию,
учащихся направляются на ее решение, поиск решения. Таким образом,
учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у
него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия.
Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение
проблемной ситуации - акт индивидуальный.
Формулировка проблемы уточняет характер затруднения учащихся,
возникшего при столкновении с проблемой. Попытки учащихся объяснить
различие глаголов на основе актуализации ранее усвоенных знаний не
достигают цели. В дальнейшем связь между элементами данных и цели
достигается путем анализа и объяснения данных, т.е. анализируется
фактический
языковой
(грамматический)
материал,
содержащийся
в
примерах.