"Картотека игр на развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста"
Автор: Сюлись Людмила Ксенофонтовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Теремок" Населённый пункт: село Овгорт, Шурышкарский район, ЯНАО Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Картотека игр на развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
физического развития детей»
629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15,
тел (факс) 8 (34994) 67-2-13
«Картотека игр на развитие внимания у детей
младшего дошкольного возраста»
Составила:
Воспитатель МБДОУ «Теремок»
Сюлись Людмила Ксенофонтовна
Как развивать внимание у детей младшего дошкольного возраста? Лучше всего это сделать
в игре.
Внимание детей младшего дошкольного возраста еще неустойчивое, они не могут долго
сосредотачиваться
на
объекте,
быстро
переключаются
на
другие
предметы.
У
них
преобладает непроизвольное внимание, а произвольное только формируется.
Так
как
дети
больше
всего
на
свете
любят
играть,
то
развивать
внимание
можно
в
увлекательных играх и упражнениях. Определяющие условия этих игр — тщательное
рассмотрение и сопоставление, выявление сходства и различия.
Игры этой статьи помогут сформировать и развить у ребенка такие качества внимания, как
устойчивость, распределение и переключение.
«День и ночь»
На
столе
выставляют
5-6
игрушек.
Названия
этих
игрушек
проговариваются
детьми.
Взрослый говорит: «ночь". Дети закрывают глаза, в это время прячется одна игрушка. На
слово взрослого "день" дети открывают глаза и угадывают, какую игрушку спрятали. Так
повторяется несколько раз. Вместо игрушек можно взять яркие картинки из лото.
«Повтори»
Взрослый называет несколько слов, (для начала не более трех) ребенок их запоминает, а
потом повторяет.
3. Игра "Отгадай, кто идет в гости!"
Нужны картинки с изображением животных, например: кошка, собака, корова, свинья.
Задача: узнать по звукоподражанию, кто пришел в гости.
«Цветные фоны»
Подобрать к данному цветному фону картинку того же цвета. Например, к красному
квадрату можно подобрать красное платье, красный цветок и т.д. Сначала берутся для игры
основные, наиболее различимые цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный,
а затем коричневый и оттенки цветов.
«Цветок и бабочка»
Картинки с изображением цветов и разноцветные бабочки.
Задача: подобрать к цветку бабочку аналогичного цвета. Например, к желтому цветку
подобрать желтую бабочку и т.д.
«Положи цветок на место»
Кружки красного, синего, белого, желтого цвета и изображения цветов такого же цвета.
Задача: Подобрать к каждому кружку цветок того же цвета.
При правильном выполнении этого задания задачу можно усложнить и добавить кружки
оранжевого, голубого и розового цветов и соответственно такие же цветы.
« Похоже – не похоже»
Игра
учит
детей
внимательно
рассматривать
предметы,
выделять
их
общие
и
отличительные признаки.
Необходимый инвентарь: пара похожих игрушек, например: трактор и машинка, кукла и
неваляшка.
◈
Как играем: предложите ребенку посоревноваться — кто быстрее найдет похожие
игрушки.
Найдите
их
вместе
и
просите
ребенка
сначала
сказать,
чем
они
похожи
(например: у зайки и мишки пушистые, лапки, ушки, хвостики, глазки и пр.), а затем —
чем отличаются друг от друга (мишка — большой, ушки маленькие, коричневый; зайка —
маленький, беленький, ушки длинные).
◈
Усложняем: возьмите две пары игрушек, более похожие друг на друга, — большой и
маленький мячик, две машинки разных марок и пр.
◈
Закрепляем: можно в дороге, в магазине, на даче играть в игру «Орлиный глаз» — кто
найдет больше сходств и отличий в одежде, овощах, деревьях и пр. Например, сравните
листья тополя, березы, клена, лиственницы. Победит тот, кто найдет среди них больше
всего сходств и различий. И если вы что-то «не заметите», а ребенок увидит — он получит
от
игры
истинное
удовольствие.
Не
бойтесь
иногда
подыграть
вашему
маленькому
«Хочувсезнайке»!
«Наряжаем елку»
Необходимый инвентарь: новогодние игрушки.
◈
Как играем: вы наряжаете новогоднюю елку? Поиграйте с малышом. Предложите ему
выбрать из 4-6 шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который у
вас в руках. Или выбрать такую же хлопушку, как у вас, либо серпантин того же цвета. А
может,
у
вас
есть
новогодние
домики
или
зайцы
—
выбирайте.
Меняйтесь
ролями,
ошибайтесь, пусть ребенок вас поправит.
◈
Закрепляем: а новогодние подарки? Пусть ребенок из 10 конфет выберет такую же, как
у вас в руках. Меняйтесь ролями. Вспоминайте попутно новогодние стихи, их много.
«Растительные загадки»
Игра помогает формировать произвольное внимание, понятийное мышление.
Необходимый инвентарь: фанты.
◈
Как играем: вся семья собралась вместе? Тогда поиграем! Ведущий (сначала это будет
взрослый), указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Цветок, дерево, фрукт,
цветок...».
◈
Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать растение, в
данном случае цветок (например, ромашка или роза) и т. д.
◈
Ответ правильный — игра продолжается. Если ответ неправильный или название
повторяется (задержка ответа тоже считается нарушением), то игрок отдает свой фант
ведущему и выбывает из игры.
◈
Игра
продолжается
до
тех
пор,
пока
не
останется
один
игрок.
Он
и
ведущий
разыгрывают, что делать каждому «фанту» — спеть песенку, станцевать, прокукарекать...
То-то будет весело!
◈
Закрепляем: в эту игру можно играть и дома, и в дороге (если вы не за рулем). Меняйте
тематику: рыба, птица, зверь или деревянное, стеклянное, железное. Фантазируйте!
◈
Усложняем: ведущим может быть ребенок.
«Изменялки»
Игра помогает формировать произвольное внимание, память
Необходимый инвентарь: игрушки.
◈
Как играем: поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты.
Затем попросите его отвернуться и уберите одну игрушку. Что изменилось?
◈
Закрепляем: играть можно на кухне — например, положить на стол овощи до семи
наименований (луковица, картошка, морковь, чеснок, свекла, редис и др.). Убрать 1-2
овоща, а ребенок должен вспомнить, каких овощей не хватает, и назвать их.
◈
Усложняем: если играете с игрушками, увеличьте их количество до 5-7 штук. Можно
ставить похожие игрушки (например: 3 игрушки из 5 немного отличаются друг от друга).
Можно
не
убирать
предметы,
а
менять
их
местами.
Можно
превратить
игру
в
соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.
«Капуста, морковка, горох, ох…»
Игра учит ребёнка классифицировать предметы по их определённым признакам; развивает
быстроту мышления, слуховое внимание.
◈
Как играем: объясните ребенку, что отвечать на вопросы водящего нужно только
словами «да» или «нет». Вспоминайте, что сажают в огороде.
◈
Начинаем. «Морковь растет в огороде?» — «Да». «Огурец?» — «Да». «Свекла?» —
«Да». «Слива?» — «Нет». Если ребенок ошибается, значит, проиграл. Однако дайте ему
возможность исправить ошибку.
◈
Закрепляем: вариантов этой игры много, например, можно перечислять, что носят на
голове, чем пишут, что растет в цветнике; молочные продукты, грибы, ягоды ит. д.
◈
Усложняем: поиграйте в игру «Грустный — веселый»: вспоминайте все, что может быть
грустным: «Больной ребенок?» — «Да». «Сломанная игрушка?» — «Да». «Обиженный
клоун?» — «Да». «Смеющаяся девочка?» — «Нет».
◈
Слова можно заменить действием: «нет» — топаем, «да» — хлопаем.
◈
Поиграйте в игру «Из чего сделано?». Например, что сделано из дерева? Пусть ребенок
перечислит
как
можно
больше
слов,
обозначающих
предметы,
сделанные
из
дерева:
палочка, карандаш, книга, тетрадь, машина и т. д.
◈
Спросите у ребенка, а может ли быть сделано все, что он перечислял, из другого
материала, например, машина или счетная палочка? Книжка? Ведь игрушечная машинка
может быть и железной, и пластмассовой, и резиновой и т. д.
« Звучащие предметы»
Игра воспитывает у ребёнка слуховое внимание; развивает сообразительность, выдержку.
Необходимый инвентарь: звучащие предметы, музыкальные игрушки.
◈
Как играем: посадите ребенка на стул спиной к столу с предметами. С помощью
выложенных
на
столе
предметов
и
игрушек
начните
издавать
звуки
—
шуршите
страницами
книги,
бейте
мячом
об
пол,
ударьте
ложкой
по
стакану,
позвените
колокольчиком, подудите в дудочку и т. п.
◈
Ребенок должен сказать, какие звуки раздаются {стучит, звенит, шуршит и т. д.), и
угадать, какие предметы их издают.
◈
Если ребенок не узнал предмет, повторите действие еще раз.
◈
Закрепляем: у вас дома есть музыкальные игрушки? Итак, играем. Например, поет
зайка,
хохочет
мышка,
о
чем-то
говорит
медведь,
а
можно
одновременно
включить
несколько
игрушек.
Пусть
малыш
угадает
каждую
игрушку,
чтобы
было
интересно,
меняйтесь ролями, ошибайтесь.
◈
Усложняем: предметы могут звучать тише или громче, быстро или медленно. Играем на
прогулке: птицы поют, машины сигналят и т. п.
«Зеркало»
◈
Как играем: предложите ребенку стать вашим зеркалом и повторять все ваши движения.
Эта игра поможет ему стать внимательным и подготовиться к более сложным заданиям.
◈
Вы поднимаете одну руку — ребенок тоже, вы топаете ногами — ребенок повторяет, вы
хлопаете — ребенок тоже, вы присели — ребенок повторил, вы стоите на одной ноге — и
он тоже и т. д.
◈
Закрепляем: вы предлагаете ребенку 2-3 действия подряд — хлопаете в ладоши, топаете
ногами. Ребенок должен все повторить.
◈
А может, вы поете и крутитесь вокруг себя? Фантазируйте!
◈
Усложняем: например, вы сели, встали, подпрыгнули, затопали ногами и т. д. Ребенок
повторяет ваши действия. Причем он должен переходить от одного действия к другому
именно в той последовательности, в которой это делали вы: прыгать, останавливаться,
шагать.
◈
Можно построить несложный дом из 4-5 кубиков, потом нарисовать человечка (можно
схематично), затем прочитать стихотворение.
◈
Поменяйтесь ролями. Пусть ребенок вам показывает движения, а вы их повторяйте,
причем иногда «ошибайтесь».
«Где ошибся Буратино?»
Игра помогает формировать произвольное внимание, зрительный контроль за рукой при
написании узора.
Необходимый инвентарь: тетрадь и ручка.
◈
Как играем: расскажите ребенку о том, как Мальвина учила рисовать Буратино. Она
рисовала узор, а он Должен был нарисовать такой же. Дайте образец (несложный узор,
например, волнистая линия, с каждой стороны от нее нарисованы кружочки). Ниже — узор
Буратино
(в
некоторых
местах
нет
кружочков).
Ребенок
должен
помочь
Буратино
исправить ошибки.
◈
Закрепляем: играем в «Лесную школу». Усложняем узор, например, рисуем ломаную
линию, а по разные стороны попарно — круг и квадрат и т. п. Внизу — узор с ошибками.
Ребенок должен исправить ошибки. Ну, а кто их сделал, придумайте сами: медведь или еж
и т. д.
◈
Усложняем: рисуем 3-4 ряда разных геометрических фигур. Все фигуры каждого ряда
повторяются. В каждом ряду ребенок заштриховывает, например, только квадрат. Или
квадрат заштриховывает вертикальными линиями, а треугольник горизонтальными. Круг
можно штриховать закручивающейся спиралью и т. д.
◈
Меняйте задания.
«Забавный художник»
Игра помогает вырабатывать наблюдательность
Необходимый инвентарь: картинки, в каждой из которых художник «забыл» нарисовать 2-3
детали. Их можно нарисовать самим: с недостающими частями, с 5-6 отличиями в каждой
и т. д.
◈
Как играем: покажите ребенку такой рисунок (например, у машины нет одного колеса, у
чайника нет носика и т. п.). Дорисуйте с ним недостающие детали. Или покажите две
картинки, которые отличаются друг от друга деталями. Например, на одной картинке
девочка держит красный шар, на другой — синий, на одной у нее есть на голове бант, на
другой нет и т. д.
◈
А может, художник нарисовал что-то неправильно?! (На зимней картинке дети катаются
на
санях,
лепят
снеговика,
идет
снег...
на
деревьях
листочки.)
Посмейтесь
вместе
с
ребенком. Пусть он объяснит ошибку художника.
◈
Закрепляем:
играем
летом
—
рисуем
мелом
на
асфальте
предметы,
ребенок
их
дорисовывает. В машине — чтобы ребенок вас не отвлекал, дайте ему несколько заранее
подготовленных картинок, в которых нет деталей. Пусть ребенок их дорисует. А когда
приедете к месту назначения — проверьте его.
◈
Усложняем: если ребенок справляется с заданием, можно брать картинки, которые
отличаются друг от друга десятью и более деталями.
«Дорисуй-ка»
Игра учит ориентироваться в пространстве; развивает произвольное внимание
Необходимый инвентарь: несложные рисунки, карандаши или фломастеры.
◈
Как играем: предложите ребенку нарисовать справа от солнышка столько же тучек,
сколько и слева; на земле столько же птичек, сколько и в небе; под пеньком столько же
грибочков, сколько яблок на яблоне и т. д.
◈
Закрепляем: ваш ребенок расшумелся и не может остановиться? Обведите его правую и
левую руку, нарисуйте на левой руке браслет, например, такой: три бусинки красных, одна
желтая, одна оранжевая. Пусть он на правой руке нарисует такой же браслет.
◈
Усложняем: у вас дома есть мозаика? Сложите из нее узор, предложите ребенку сделать
такой же. А сами можете идти на кухню и доваривать суп.