Напоминание

Фитнес для детей с ОВЗ


Автор: Третьяк Игорь Петрович
Должность: Учитель физкультуры
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: г. Надым, ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Фитнес для детей с ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад




1

Благотворительный проект для детей

с ограниченными возможностями здоровья

«Территория здоровья»

Для реализации проекта разработана Программа занятий фитнесом для детей с ОВЗ в

возрасте от 5 до 12 лет.

Цель: развитие у детей в ОВЗ всех компонентов моторики: в тонких движениях

кистей и пальцев рук, в лицевой и артикуляционной, а также, в общей (крупной).

Задачи:

1)

Разработать план занятий и комплекс упражнений для развития разных

компонентов моторики с учетом возраста 5-12 лет.

2)

Сформировать группу и организовать занятия два раза в неделю на

территории спортивного зала МОУ «Гимназия г. Надыма» для детей города с

апреля 2021 года.

3)

Провести диагностику результатов и опрос участников через 1,5 месяца.

Ресурсы:

Спортивный зал и спортивный инвентарь МОУ «Гимназия г. Надыма»

Квалифицированный

учитель

физической

культуры

высшей

квалификационной категории Третьяк И.П.

Оборудование для организации музыкального сопровождения занятий.

Риски:

Риски

отсутствуют,

все

компоненты

реализации

проекта

соответствуют

нормативам и стандартам.

Индикаторы проекта

Востребованность занятий предложенной программы.

Результаты опроса родителей

Описание программы «Детский фитнес»

для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) школьного

образования

реализует

личностно-ориентированную

модель

развития

воспитанника,

гуманистический характер воспитания. Он определяет необходимость учета индивидуальных

потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья,

определяющих

особыми

условиями

получения

им

образования,

индивидуальных

потребностей отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями

здоровья. Обеспечение необходимых условий для обучения и воспитания детей с

ограниченными возможностями здоровья – важнейшая задача государства и образовательный

организаций. В ФГОС указано на то, что реализация программ инклюзивного образования, в

том

числе

физического

воспитания

школьников,

должно

быть

обеспеченно

2

соответствующими методическими разработками и технологиями. При этом инклюзивное

обучение детей с ОВЗ предполагает совместное обучение детей данной категории с их

сверстниками в одной группе, а не в специально организованных группах. Одним из средств и

форм решения проблемы инклюзивного физического воспитания детей младшего школьного

возраста, имеющих недостатки в развитии речи, может стать фитнес. Направление детского

фитнеса появилось недавно, и его популярность стремительно растет как среди специалистов

в области физического воспитания, так и среди родителей и их детей. Детский фитнес

включает в себя комплексные программы оздоровительных мероприятий. Основу их

составляют

специальные

физические

упражнения,

использование

которых

позволяет

дозировать психофизическую нагрузку, корригировать параметры физического развития и

физической

подготовленности,

способствует

удовлетворению

потребности

детей

в

физической активности, повышает интерес их к занятиям, а также приобщает к здоровому

образу жизни. Мы предлагаем реализовать благотворительную программу дополнительного

образования общеразвивающая программа в области физкультуры и спорта «Детский

фитнес», которая ориентирована, в том числе и на коррекционную работу с детьми с

нарушением речи. И здесь мы говорим о реализации инклюзивного дополнительного

образования для детей с нарушениями речи. В отношении таких детей принято считать, что

уровень развития речи находится только в прямой зависимости от степени сформированности

тонких движений пальцев рук, а кисть руки даже считают «органом речи» - таким же, как и

артикуляционный аппарат. Но, к сожалению, у большинства детей с логопедическим

заключением ОНР несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в

тонких движениях кистей и пальцев рук, в лицевой и артикуляционной, а также, в общей

(крупной). Для всех детей с ОНР характерна общая моторная неловкость. Большая часть детей

имеет плохую координацию, выглядят моторнонеловкими при ходьбе, беге, движениях под

музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения

ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная

память и внимание. На физкультурных занятиях с детьми решаются задачи общего

физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков. Но

необходима дополнительная стимуляция развития двигательной функции ребёнка и его

координации.

Для решения этой задачи помогает программа «Детский фитнес». - Во-первых, занятия

носят оздоровительный эффект: положительно влияет на работу сердечно-сосудистой,

дыхательной и нервной систем, повышается сопротивляемость организма, формируется

правильная осанка, костно-мышечный корсет; - во-вторых, происходит развитие физических

качеств: ловкость, быстрота, сила, выносливость, формируется устойчивое равновесие (так

как они занимаются на уменьшенной площади опоры); - в-третьих, у детей развивается

координация и точность движений, ориентировка в пространстве. В последние годы спектр

фитнес-технологий, используемых в работе с детьми, значительно расширился. Частично или

полностью я использую эти технологии на своих занятиях. Они так же расширяют

инструментарий для работы с детьми с ОВЗ. Богатый спектр приемов фитнеса позволяет

увлечь детей во время занятия. Дети и не подозревают, что они делают что-то очень полезное

для здоровья. Все проходит для них в увлекательной форме. Танцевальная аэробика Дети с

удовольствием учатся базовым движениям, и потом очень радуются, когда эти движения

можно собрать в связку, как танец. Это настоящая кардиотренировка для детей. В

увлекательной форме помогает развитию кардио-респираторной системы детей, улучшает

3

обменные процессы в организме. Через освоение танцевальных движений и динамичных

шагов, у детей развивается не только координация, но и ритмичность движений.

Сформированность у ребёнка двигательного ритма подготавливает почву к формированию

речевого ритма, поэтому совершенно очевидно, что чем более развиты движения ребёнка, тем

более совершенна его речь. Что собственно и является целью наших занятий для детей с

нарушением речи. Музыкальное сопровождение занятий так же помогут в решении этих

задач. (USB колонки и умные смартфоны сильно упростили использование и сделали

доступной использование данной технологии).

Энималфит (зверогимнастика) Еще одно современное направление. Детям предлагается

игра, в которой они превращаются в различных животных и, выполняют в этом образе

упражнения.

Подражая

образу,

дети

познают

правильную

технику

спортивных

и

танцевальных движений, развивают творческую и двигательную деятельность и память,

быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание. Эффективность подражательных

движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену

двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием

видов движении, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Занятия с

использованием дополнительного оборудования: мячики для тениса, softболы, fitболы,

скакалки Игровые технологии (подвижные игры, игровой стретчинг) Суставная гимнастика,

йога. Дети очень любят делать асаны из йоги – эти упражнения позволяют предотвратить

нарушения осанки и исправить ее. В библиотеке упражнений примерно 50 асан с легко

запоминающимися названиями - лодка, бабочка, дерево, змея, заяц, дельфин, крокодил,

лягушка, журавль. Дыхательная гимнастика. Упражнения, которые позволяют включить в

работу дыхательные мышцы, провентилировать весь объем легких, создать брюшное

давление, тем самым способствовать мягкому массажу внутренних органов МФР (мио-

фасциальный релиз). Упражнения из новейшей оздоровительной методики с мячиками – как

отличное средство профилактики и коррекции плоскостопия. Основной формой организации

деятельности является групповое занятие. Применяется дифференцированный подход к детям,

так как в связи с их индивидуальными особенностями, результативность в усвоении материала

может быть различной.

Допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения.

Дифференцированный

подход

поддерживает

мотивацию

к

занятиям

и

способствует

удержанию желания детей. Важно, что «Детский Фитнес» особое внимание уделяет

социализации личности в коллективе. Программы направлена на развитие у детей мотивации

к двигательной активности и совершенствование физических показателей, но и на развитие

качеств личности, необходимых для общения в группе (общительности, эмоциональной

устойчивости, самостоятельности, смелости, уверенности в себе, высокого самоконтроля,

адекватной самооценки), а также на формирование позитивных норм поведения и основ

коммуникативной культуры.

Фитнес

является

феноменом

современной

физической

культуры

и

обладает

значительными адаптационными и интегративными возможностями. Современные фитнес-

программы могут использоваться во всех видах физической культуры с детьми школьного

возраста, включая и инклюзивное физическое воспитание.



В раздел образования