Автор: Третьяк Игорь Петрович
Должность: Учитель физкультуры
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: г. Надым, ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Фитнес для детей с ОВЗ
Раздел: начальное образование
1
Благотворительный проект для детей
с ограниченными возможностями здоровья
«Территория здоровья»
Для реализации проекта разработана Программа занятий фитнесом для детей с ОВЗ в
возрасте от 5 до 12 лет.
Цель: развитие у детей в ОВЗ всех компонентов моторики: в тонких движениях
кистей и пальцев рук, в лицевой и артикуляционной, а также, в общей (крупной).
Задачи:
1)
Разработать план занятий и комплекс упражнений для развития разных
компонентов моторики с учетом возраста 5-12 лет.
2)
Сформировать группу и организовать занятия два раза в неделю на
территории спортивного зала МОУ «Гимназия г. Надыма» для детей города с
апреля 2021 года.
3)
Провести диагностику результатов и опрос участников через 1,5 месяца.
Ресурсы:
Спортивный зал и спортивный инвентарь МОУ «Гимназия г. Надыма»
Квалифицированный
учитель
физической
культуры
высшей
квалификационной категории Третьяк И.П.
Оборудование для организации музыкального сопровождения занятий.
Риски:
Риски
отсутствуют,
все
компоненты
реализации
проекта
соответствуют
нормативам и стандартам.
Индикаторы проекта
Востребованность занятий предложенной программы.
Результаты опроса родителей
Описание программы «Детский фитнес»
для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) школьного
образования
реализует
личностно-ориентированную
модель
развития
воспитанника,
гуманистический характер воспитания. Он определяет необходимость учета индивидуальных
потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья,
определяющих
особыми
условиями
получения
им
образования,
индивидуальных
потребностей отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями
здоровья. Обеспечение необходимых условий для обучения и воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья – важнейшая задача государства и образовательный
организаций. В ФГОС указано на то, что реализация программ инклюзивного образования, в
том
числе
физического
воспитания
школьников,
должно
быть
обеспеченно
2
соответствующими методическими разработками и технологиями. При этом инклюзивное
обучение детей с ОВЗ предполагает совместное обучение детей данной категории с их
сверстниками в одной группе, а не в специально организованных группах. Одним из средств и
форм решения проблемы инклюзивного физического воспитания детей младшего школьного
возраста, имеющих недостатки в развитии речи, может стать фитнес. Направление детского
фитнеса появилось недавно, и его популярность стремительно растет как среди специалистов
в области физического воспитания, так и среди родителей и их детей. Детский фитнес
включает в себя комплексные программы оздоровительных мероприятий. Основу их
составляют
специальные
физические
упражнения,
использование
которых
позволяет
дозировать психофизическую нагрузку, корригировать параметры физического развития и
физической
подготовленности,
способствует
удовлетворению
потребности
детей
в
физической активности, повышает интерес их к занятиям, а также приобщает к здоровому
образу жизни. Мы предлагаем реализовать благотворительную программу дополнительного
образования общеразвивающая программа в области физкультуры и спорта «Детский
фитнес», которая ориентирована, в том числе и на коррекционную работу с детьми с
нарушением речи. И здесь мы говорим о реализации инклюзивного дополнительного
образования для детей с нарушениями речи. В отношении таких детей принято считать, что
уровень развития речи находится только в прямой зависимости от степени сформированности
тонких движений пальцев рук, а кисть руки даже считают «органом речи» - таким же, как и
артикуляционный аппарат. Но, к сожалению, у большинства детей с логопедическим
заключением ОНР несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в
тонких движениях кистей и пальцев рук, в лицевой и артикуляционной, а также, в общей
(крупной). Для всех детей с ОНР характерна общая моторная неловкость. Большая часть детей
имеет плохую координацию, выглядят моторнонеловкими при ходьбе, беге, движениях под
музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения
ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная
память и внимание. На физкультурных занятиях с детьми решаются задачи общего
физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков. Но
необходима дополнительная стимуляция развития двигательной функции ребёнка и его
координации.
Для решения этой задачи помогает программа «Детский фитнес». - Во-первых, занятия
носят оздоровительный эффект: положительно влияет на работу сердечно-сосудистой,
дыхательной и нервной систем, повышается сопротивляемость организма, формируется
правильная осанка, костно-мышечный корсет; - во-вторых, происходит развитие физических
качеств: ловкость, быстрота, сила, выносливость, формируется устойчивое равновесие (так
как они занимаются на уменьшенной площади опоры); - в-третьих, у детей развивается
координация и точность движений, ориентировка в пространстве. В последние годы спектр
фитнес-технологий, используемых в работе с детьми, значительно расширился. Частично или
полностью я использую эти технологии на своих занятиях. Они так же расширяют
инструментарий для работы с детьми с ОВЗ. Богатый спектр приемов фитнеса позволяет
увлечь детей во время занятия. Дети и не подозревают, что они делают что-то очень полезное
для здоровья. Все проходит для них в увлекательной форме. Танцевальная аэробика Дети с
удовольствием учатся базовым движениям, и потом очень радуются, когда эти движения
можно собрать в связку, как танец. Это настоящая кардиотренировка для детей. В
увлекательной форме помогает развитию кардио-респираторной системы детей, улучшает
3
обменные процессы в организме. Через освоение танцевальных движений и динамичных
шагов, у детей развивается не только координация, но и ритмичность движений.
Сформированность у ребёнка двигательного ритма подготавливает почву к формированию
речевого ритма, поэтому совершенно очевидно, что чем более развиты движения ребёнка, тем
более совершенна его речь. Что собственно и является целью наших занятий для детей с
нарушением речи. Музыкальное сопровождение занятий так же помогут в решении этих
задач. (USB колонки и умные смартфоны сильно упростили использование и сделали
доступной использование данной технологии).
Энималфит (зверогимнастика) Еще одно современное направление. Детям предлагается
игра, в которой они превращаются в различных животных и, выполняют в этом образе
упражнения.
Подражая
образу,
дети
познают
правильную
технику
спортивных
и
танцевальных движений, развивают творческую и двигательную деятельность и память,
быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание. Эффективность подражательных
движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену
двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием
видов движении, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Занятия с
использованием дополнительного оборудования: мячики для тениса, softболы, fitболы,
скакалки Игровые технологии (подвижные игры, игровой стретчинг) Суставная гимнастика,
йога. Дети очень любят делать асаны из йоги – эти упражнения позволяют предотвратить
нарушения осанки и исправить ее. В библиотеке упражнений примерно 50 асан с легко
запоминающимися названиями - лодка, бабочка, дерево, змея, заяц, дельфин, крокодил,
лягушка, журавль. Дыхательная гимнастика. Упражнения, которые позволяют включить в
работу дыхательные мышцы, провентилировать весь объем легких, создать брюшное
давление, тем самым способствовать мягкому массажу внутренних органов МФР (мио-
фасциальный релиз). Упражнения из новейшей оздоровительной методики с мячиками – как
отличное средство профилактики и коррекции плоскостопия. Основной формой организации
деятельности является групповое занятие. Применяется дифференцированный подход к детям,
так как в связи с их индивидуальными особенностями, результативность в усвоении материала
может быть различной.
Допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения.
Дифференцированный
подход
поддерживает
мотивацию
к
занятиям
и
способствует
удержанию желания детей. Важно, что «Детский Фитнес» особое внимание уделяет
социализации личности в коллективе. Программы направлена на развитие у детей мотивации
к двигательной активности и совершенствование физических показателей, но и на развитие
качеств личности, необходимых для общения в группе (общительности, эмоциональной
устойчивости, самостоятельности, смелости, уверенности в себе, высокого самоконтроля,
адекватной самооценки), а также на формирование позитивных норм поведения и основ
коммуникативной культуры.
Фитнес
является
феноменом
современной
физической
культуры
и
обладает
значительными адаптационными и интегративными возможностями. Современные фитнес-
программы могут использоваться во всех видах физической культуры с детьми школьного
возраста, включая и инклюзивное физическое воспитание.