Автор: Богданова Наталия Евгеньевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 51 Кировского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт- Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Содержание работы по ознакомлению старших дошкольников с миром природы
Раздел: дошкольное образование
Содержание работы по ознакомлению старших дошкольников с миром
природы
Совсем скоро сегодняшние дошкольники станут взрослыми людьми, и на их
плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей
Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство
любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть
последствия своего поведения в природе.
Дошкольный возраст
—
оптимальный
этап
в
развитии экологической
культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из
окружающей
среды,
у
него
развивается
эмоционально-ценностное
отношение
к
окружающему,
формируются
основы
нравственно-
экологических позиций личности.
Что же такое - экология?
Экология - это наука, изучающая взаимоотношения живых организмов
между собой и с окружающей средой.
Посмотрите,
как
подчас
легкомысленно,
пренебрегая
элементарными
нормами
поведения,
мы
можем
выбросить
пластиковую
бутылку,
стаканчики. И так делают многие, причем все это происходит на глазах у
детей. А ведь нам надо воспитывать экологическую культуру поведения у
дошкольников, пробудить их экологическое сознание.
Экологическая культура поведения формируется на основе знаний,
практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен
научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо
любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что
создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение
окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.
Формирование экологической
культуры,
является
главной
целью экологического
образования,
под
которой
понимается
совокупность экологического
создания, экологических
чувств
и
экологической деятельности.
Цели и задачи экологического воспитания детей:
Ознакомление с природой и природными явлениями.
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между
природными явлениями.
Формирование первичных представлений о природном многообразии
планеты Земля.
Формирование элементарных экологических представлений.
Формирование понимания того, что человек - часть природы, что он
должен беречь,
охранять и защищать ее, что в природе все
взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от
окружающей среды.
Воспитание умения правильно вести себя в природе.
Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Развитие познавательных интересов детей, развитие любознательности
и познавательной мотивации;
Формирование познавательных действий, развитие воображения и
творческой активности;
Формирование первичных представлений об объектах, свойствах и
отношениях объектов окружающего мира;
Развитие
восприятия,
внимания,
памяти,
наблюдательности,
способности
анализировать,
сравнивать,
выделять
характерные,
существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
умения
устанавливать
простейшие
связи
между
предметами
и
явлениями, делать простейшие обобщения.
Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС является
то, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно
развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и
обладают соответствующим содержанием.
Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые
определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не
обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллек-
туальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой
сформулированы
следующим
образом: «Ребенок
проявляет
любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире...
Обладает элементарными представлениями из области живой природы,
естествознания». Под
эти
формулировки
и
развертывается
система
экологического воспитания.
Чтобы правильно относиться к природе, осознанно с ней взаимодействовать,
не нарушать природного баланса, люди должны знать эти нехитрые законы.
Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом
экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование
этого знания легче начинать в дошкольном детстве на конкретных примерах
ближайшего к ребенку природного окружения.
Пути реализации задач экологического образования
• экологизация предметно – развивающей среды;
• применение принципа интеграции во всех видах деятельности детей;
• экологизации различных видов деятельности ребенка в повседневной
жизни.
Интегрированный метод обучения направлен на развития личности ребенка,
его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена
основной проблемой. Главная задача педагога заключается в том, чтобы
правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции.
Форма проведения должна:
•
вовлекать
детей
в
решение
проблемно-поисковых
задач,
сформулированных на основе личного опыта ребенка и активизировать его
познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний;
• стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза,
сравнения, обобщения и классификации);
• повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.
Это могут быть:
• учебно-игровая деятельность: исследования, путешествия, развлечения,
которые
формируются
по
принципам
индивидуальных
особенностей
развития ребёнка и его возможностей;
• наглядно-практические методы: наблюдения, экскурсии, элементарные
опыты, игровые проблемные ситуации;
• игры: дидактические, словесные, подвижные.
Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать
содержание знаний для их дальнейшей интеграции. Здесь важно учитывать,
что знания должны расширять и обогащать имеющиеся представления детей,
доступны ребенку, опираться на его личный опыт и быть связаны с его
повседневной жизнью.
При
проведении интегрированных занятий
необходимо
учитывать следующее:
- содержание программы ДОУ;
- положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и
детьми;
- выразительность и эмоциональность речи педагога;
- возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;
- постановку проблемных задач, задач повышенной трудности;
- обязательное использование наглядности;
- постоянную смену методов и приемов работы с детьми, форм их
организации;
- включение моментов самоконтроля и самооценки;
При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На
каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются
содержанием, постоянно переходя в понятия, которые превращаются в
знания.
Формируя основу экологической культуры в условиях ДОУ, необходимо
осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях, через
различные формы работы.
Образовательные области:
Художественно-эстетическое развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие