Напоминание

Содержание работы по ознакомлению старших дошкольников с миром природы


Автор: Богданова Наталия Евгеньевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 51 Кировского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт- Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Содержание работы по ознакомлению старших дошкольников с миром природы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Содержание работы по ознакомлению старших дошкольников с миром

природы

Совсем скоро сегодняшние дошкольники станут взрослыми людьми, и на их

плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей

Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство

любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть

последствия своего поведения в природе.

Дошкольный возраст

оптимальный

этап

в

развитии экологической

культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из

окружающей

среды,

у

него

развивается

эмоционально-ценностное

отношение

к

окружающему,

формируются

основы

нравственно-

экологических позиций личности.

Что же такое - экология?

Экология - это наука, изучающая взаимоотношения живых организмов

между собой и с окружающей средой.

Посмотрите,

как

подчас

легкомысленно,

пренебрегая

элементарными

нормами

поведения,

мы

можем

выбросить

пластиковую

бутылку,

стаканчики. И так делают многие, причем все это происходит на глазах у

детей. А ведь нам надо воспитывать экологическую культуру поведения у

дошкольников, пробудить их экологическое сознание.

Экологическая культура поведения формируется на основе знаний,

практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен

научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо

любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что

создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение

окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.

Формирование экологической

культуры,

является

главной

целью экологического

образования,

под

которой

понимается

совокупность экологического

создания, экологических

чувств

и

экологической деятельности.

Цели и задачи экологического воспитания детей:

Ознакомление с природой и природными явлениями.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между

природными явлениями.

Формирование первичных представлений о природном многообразии

планеты Земля.

Формирование элементарных экологических представлений.

Формирование понимания того, что человек - часть природы, что он

должен беречь,

охранять и защищать ее, что в природе все

взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от

окружающей среды.

Воспитание умения правильно вести себя в природе.

Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Развитие познавательных интересов детей, развитие любознательности

и познавательной мотивации;

Формирование познавательных действий, развитие воображения и

творческой активности;

Формирование первичных представлений об объектах, свойствах и

отношениях объектов окружающего мира;

Развитие

восприятия,

внимания,

памяти,

наблюдательности,

способности

анализировать,

сравнивать,

выделять

характерные,

существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;

умения

устанавливать

простейшие

связи

между

предметами

и

явлениями, делать простейшие обобщения.

Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС является

то, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно

развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и

обладают соответствующим содержанием.

Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые

определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не

обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллек-

туальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой

сформулированы

следующим

образом: «Ребенок

проявляет

любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется

причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать

объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать.

Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире...

Обладает элементарными представлениями из области живой природы,

естествознания». Под

эти

формулировки

и

развертывается

система

экологического воспитания.

Чтобы правильно относиться к природе, осознанно с ней взаимодействовать,

не нарушать природного баланса, люди должны знать эти нехитрые законы.

Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом

экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование

этого знания легче начинать в дошкольном детстве на конкретных примерах

ближайшего к ребенку природного окружения.

Пути реализации задач экологического образования

экологизация предметно – развивающей среды;

• применение принципа интеграции во всех видах деятельности детей;

экологизации различных видов деятельности ребенка в повседневной

жизни.

Интегрированный метод обучения направлен на развития личности ребенка,

его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена

основной проблемой. Главная задача педагога заключается в том, чтобы

правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции.

Форма проведения должна:

вовлекать

детей

в

решение

проблемно-поисковых

задач,

сформулированных на основе личного опыта ребенка и активизировать его

познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний;

• стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза,

сравнения, обобщения и классификации);

• повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.

Это могут быть:

• учебно-игровая деятельность: исследования, путешествия, развлечения,

которые

формируются

по

принципам

индивидуальных

особенностей

развития ребёнка и его возможностей;

• наглядно-практические методы: наблюдения, экскурсии, элементарные

опыты, игровые проблемные ситуации;

• игры: дидактические, словесные, подвижные.

Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать

содержание знаний для их дальнейшей интеграции. Здесь важно учитывать,

что знания должны расширять и обогащать имеющиеся представления детей,

доступны ребенку, опираться на его личный опыт и быть связаны с его

повседневной жизнью.

При

проведении интегрированных занятий

необходимо

учитывать следующее:

- содержание программы ДОУ;

- положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и

детьми;

- выразительность и эмоциональность речи педагога;

- возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;

- постановку проблемных задач, задач повышенной трудности;

- обязательное использование наглядности;

- постоянную смену методов и приемов работы с детьми, форм их

организации;

- включение моментов самоконтроля и самооценки;

При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На

каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются

содержанием, постоянно переходя в понятия, которые превращаются в

знания.

Формируя основу экологической культуры в условиях ДОУ, необходимо

осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях, через

различные формы работы.

Образовательные области:

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие



В раздел образования