Напоминание

Внеурочная деятельность "Экология Кубани" 7-8 классы


Автор: Берестова Галина Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: Крымский филиал ГБОУ КШИ
Населённый пункт: город Крымск, Краснодарский край
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Внеурочная деятельность "Экология Кубани" 7-8 классы
Раздел: среднее образование





Назад




Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология Кубани»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Биология» построена на основе фундаментального ядра содержания общего

образования, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего

образования, а также концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России, разработана в

соответствии с нормативными и учебно-методическими документами:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении

федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную

аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 г. № 256 «О внесении изменений в

федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную

аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,

утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».

- Приказ Минобрнауки РФ от 19.10.2009 № 427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных

образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования», утвержденный

Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении

федерального компонента государственных образовательных стандартов и начального общего, основного образования и

среднего (полного) общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к

образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных

помещений».

1

-

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.:

Просвещение, 2010 -233с.

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03 -417 «О перечне учебного и компьютерного

оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении

СанПиН

2.4.2.2821-10

"Санитарно-эпидемиологические

требования

к

условиям

и

организации

обучения

в

общеобразовательных учреждениях».

- Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005г.

№ 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

- Письмо Министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015 г. №47-10474/15-14 «О рекомендациях

по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов».

- Письмо Министерства образования и науки Краснодарского края от 20.08.2015 г. №47-12606/15-14 «О внесении

дополнений в рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического

планирования».

-«Примерная основная образовательная программа основного общего образования», одобрена федеральным учебно-

методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15.

- Основная образовательная программа Крымского филиала ГБОУ КШИ «Кубанский казачий кадетский корпус»

- Авторская программа И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-

Граф, 2012. – 176 с.)

2

1.

Одной из главных проблем человечества является постоянное ухудшение качества окружающей среды. Современное

общество, вооружённое техникой и использующее огромное количество энергии, представляет могучую силу,

воздействующую на природу Земли. Зачастую эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают

установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым

рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспечены тенденцией нарастания неустойчивости

природы. Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогая найти пути выхода из

возникающего кризиса.

Для обеспечения устойчивого развития общества необходим переход от традиционного обучения к экологически

ориентированной модели, в основе которой должны лежать широкие междисциплинарные знания, базирующиеся на

комплексном подходе к развитию общества, экономики и окружающей среды.

В школе нет предмета – экология. Экологические знания ребята получают через смежные предметы, внеклассные

мероприятия и кружки. Главное назначение данной внеурочной деятельности – помочь понять, как много подсказывает

нам сама живая природа для грамотного хозяйствования на Земле, и задуматься над взаимодействиями природы и

общества.

Цель образовательного модуля программы внеурочной деятельности экологической направленности:

формирование экологической грамотности и экологического стиля мышления, способствующих становлению

нравственно-экологической позиции и экологической компетентности личности обучающегося.

Задачи образовательного модуля программы внеурочной деятельности экологической направленности:

способствовать усвоению знаний о биологических сообществах, населяющих нашу планету, Краснодарский Край; о

влиянии человеческой деятельности на окружающую среду, научить выявлять зависимость здоровья человека от

условий окружающей среды.

развивать умения обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии

современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и

антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

3

развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности обучающихся в процессе обучения;

воспитать ответственное отношение к природе Кубани и способствовать взаимодействию обучающихся с объектами

социоприродной среды;

способствовать решению экологических проблем локального значения посредством практико-ориентированной

деятельности по защите окружающей среды

• способствовать использованию приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий

своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;

обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Для реализации экологического воспитания важным является положение стандарта об интеграции урочной и

внеурочной работы с обучающимися на основе системно-деятельностного подхода. Организация внеурочной

деятельности экологической направленности существенно дополняет и восполняет недостающую экологическую

составляющую предметного содержания урочной деятельности.

Структура программы такова, что она дополняет знания, полученные обучающимися на уроках биологии экологическим

содержанием, и включает следующие основные научные области экологии: основы экологии, экология растений,

экология животных, экология человека.

Программа кружковой работы построена на трех основных направлениях работы:

познавательном;

практическом;

исследовательском.

Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий, которые способствуют более

глубокому расширению экологических знаний обучающихся.

Практическое направление включает изучение растительного и животного мира Кубани, почв, водоемов, ландшафтов

родного края и связано с практическими делами: посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких

цветов, озеленением класса, подкормкой птиц и т.д.

Исследовательское

направление

работы

осуществляется

в

рамках

следующих

мероприятий:

экскурсий,

фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Программа может быть реализована при проведении внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на обучающихся 7-8 классов (13-14 лет).

4

Срок реализации программы – 2 года.

Программа трехгодичного курса обучения составлена из расчета 136 учебных часов на три учебных года (по 1 часу x 1

раз в неделю).

В программе предлагаются следующие формы работы:

теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии;

групповые практические занятия;

индивидуальные занятия (подготовка докладов, индивидуальных проектов, исследовательской деятельности);

общешкольные мероприятия по экологии;

участие в природоохранных акциях.

2.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

Личностные:

-

сформированность основ экологической культуры, соответствующих экологически безопасной практической

деятельности в повседневной жизни;

Метапредметные результаты:

-

сформированность

экологического

мышления,

умений

выбирать

наиболее

оптимальный

способ

решения

экологической задачи в социально-практической

деятельности;

Предметные результаты:

– сформированность представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами;

сформированность исследовательских умений.

Учащиеся должны знать :

Что изучает экология;

Простейшие примеры взаимодействия природы и человека;

Права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;

Правила поведения в природе;

Главные особенности природы Кубани;

Элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;

5

Различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;

Меры предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;

Понятие об экологическом кризисе;

Важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения

Учащиеся должны уметь:

Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;

Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы Кубани;

Приводить примеры загрязнения окружающей среды;

Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния

окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;

Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;

Проводить подкормку птиц;

Охранять растения и животных;

Озеленять территорию школы;

Формирование УУД.

Реализация возможностей формирования у школьников УУД обеспечивается системно-деятельностным подходом к

организации познавательной деятельности обучающихся.

Личностные УУД:

В сфере личностных универсальных учебных действий формируется:

• умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной и природной среде;

• осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, уважительное и заботливое отношение к

людям с нарушениями здоровья.

Регулятивные УУД:

В сфере регулятивных универсальных учебных действий формируется умение:

• осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе;

• понимать перспективы дальнейшей учебной работы;

• определять цели и задачи усвоения новых знаний;

• оценивать правильность выполнения своих действий;

6

• вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности.

Познавательные УУД:

При изучении курса развиваются следующие познавательные учебные действия:

• умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической,

табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (определители, справочная литература, Интернет и др.);

• описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков;

• устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми

существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.;

• моделировать объекты и явления окружающего мира;

• проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу,

подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта,

делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

Развиваются коммуникативные способности обучающихся:

• приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

• осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;

• осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго,

уважительного отношения между партнёрами;

• умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного

предложения или небольшого текста);

• слушать и понимать речь других.

• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

В процессе обучения у ребенка должны сформироваться следующие личностные качества:

интерес к познанию мира природы;

потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

ответственное и бережное отношение к живой и неживой природе;

патриотизм и любовь к природе родного края.

7

Результативность и целесообразность работы по программе выявляется с помощью комплекса диагностических

методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов

и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ исследовательских работ

детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы могут выступать проведение тематических

недель, экологических акций, научно-практические конференции, семинары, отчеты о проведенных исследованиях,

защита проектов.

3.

Тематический план.

Количество часов обучения за 2 года 136 часов, 34 часов в год, 1 час в неделю в 7 и 8 классе.

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Теоретические

Практические

7 класс

1

Раздел 1. Основы экологии

3

3

1.1

Введение. Организмы и среда обитания.

1

-

1.2

Глава 1. Экологические взаимоотношения организмов. Экология

сообществ.

2

1

Раздел 2. Экология растений.

4

13

1.4

«Жизненные формы растений». Растения и среда обитания

2

2

2

«Растительные

сообщества».

Проведение

фенологических

наблюдений.

2

11

3

Раздел 3. Экология животных

7

11

3.1

Введение. Среда обитания животных.

1

-

3.3

Глава 2. Ориентация животных в среде обитания. Значение

животных в природе.

3

-

8

3.4

Глава 3. Животные в жизни человека. Животные индикаторы

состояния окружающей среды.

2

-

3.7

Глава 6. Изменения в животном мире Земли. Проведение

фенологических наблюдений.

1

1

Всего часов

34

8 класс

4

Раздел 4. Экология человека

28

3

4.1

Глава 1. Окружающая среда и здоровье человека.

3

-

4.2

Глава 2. Влияние внешних факторов на здоровье человека.

5

2

4.3

Глава 3. Влияние образа жизни человека на его здоровье.

10

3

4.4

Глава 4. Экология жилища.

5

1

4.5

Глава 5. Влияние человека на окружающую среду.

4

4.6

Итоговое занятие.

1

Итого

28

3

Всего часов

34

ИТОГО

105

4.

5.

Содержание программы.

7 класс (34 часов)

Раздел 1. Основы экологии. (1 часов)

Введение. (1 час)

Что изучает наука экология. История развития экологии как науки.

Глава 1. Организмы и среда обитания. (1 часа)

Среда обитания на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организм как среда обитания. Экологические

факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Соответствие между организмами и их средой обитания.

Экскурсия: «Живой организм, его среда обитания и условия существования. (Экскурсия проводится на любой объект,

где можно познакомиться с любым организмом и его средой обитания: парк, лес, луг, пришкольный участок)

9

Глава 2. Экологические взаимоотношения организмов. (2 часа)

Взаимоотношения между организмами: конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз, комменсализм.

Глава 3. Экология сообществ. (5 часов)

Понятие о биоценозе, экосистеме, биогеоценозе. Структура сообщества: пространственная, видовая. Компоненты

экосистемы: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Поток энергии и круговорот веществ в

сообществе. Цепи и сети питания. Смена сообществ.

Практическая работа. «Составление цепей питания».

Лабораторная работа: «Наблюдение экологической сукцессии на примере микроорганизмов населяющих сенной отвар».

Раздел 2. Экология растений. (2 часа)

Глава 1. Растения и среда обитания (6 часов).

Растения и их среда обитания. Влияние экологических факторов на растения. Свет и его влияние жизнь растений.

Фотосинтез. Экологические группы растений по отношению к свету. Тепло как экологический фактор. Вода и ее

значение для растений. Экологические группы растений по отношению к воде. Почва как экологический фактор.

Плодородие почвы. Удобрения: минеральные, органические. Воздух как экологический фактор. Значение кислорода,

азота и углекислого газа для растений. Биотические факторы среды. Влияние растений друг на друга. Грибы и бактерии

в жизни растений: паразитизм, симбиоз. Значение животных в жизни растений: животные-опылители, распространение

семян. Хищные растения.

Лабораторный работа: «Влияние света на рост и развитие растений». (В ходе работы доказывается, что солнечный

свет оказывает непосредственное влияние на рост и развитие растений. Сравниваются выросшие на свету и в

темноте проростки.)

Практическая работа: « Изучение (по справочникам) сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к

выращиванию в своей местности».

Лабораторный опыт: «Влияние тепла и воды на прорастание растений».

Лабораторная работа: «Влияние синтетический моющих средств на растения (на примере элодеи)».

Практическая работа: «Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха». (С помощью

ленты-скотча определяется степень запыленности воздуха.)

Практическая работа: «Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром. (Изучение

проводится по коллекции плодов и семян с помощью лупы.)»

10

Глава 2. «Жизненные формы растений» (1 часа).

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы

растений своей местности.

Экскурсия: Знакомство с растениями разных жизненных форм на примере сообществ своей местности.

Глава 3. «Растительные сообщества» (1 часа).

Фитоценоз.

Пространственная

структура

сообществ:

ярусность,

слоистость,

горизонтальная

расчлененность.

Растительные сообщества дубравы, хвойного леса, луговой степи, болот. Искусственные природные сообщества –

агроценозы. Охрана растительного мира Краснодарского края. Растения из Красной книги Краснодарского края.

Практическая работа. Изучение состояния сообщества пришкольного участка, городского парка, сквера и т. д.

(Группами по3-5 человек обследуется состояние растительности на пришкольном участке, в парке, сквере и т. д.,

выясняется степень антропогенного влияния на растения.)

Проведение фенологических наблюдений (1 часа).

Проведение фенологических наблюдений на прищкольном участке, в парке, лесу и т.п. Описание флоры своей

местности. Работа с определителем.

Раздел 3. Экология животных (35 часов).

Введение (1 час).

Что изучает экология животных.

Глава 1. Среда обитания животных (6 часов).

Среды

обитания

и

условия

существования

животных.

Обитатели

водной

среды

обитания

(гидробионты),

приспособления к среде обитания. Обитатели наземно-воздушной среды обитания, приспособления к среде. Обитатели

почвенной среды обитания (эдафобионты), приспособления к среде обитания. Организм как среда обитания (симбионты,

паразиты), особенности организменной среды обитания, приспособления к паразитическому образу жизни.

Экскурсия: «Условия обитания животных».

Абиотические факторы. Свет в жизни животных. Фотопериодизм. Температура среды обитания. Теплокровные и

хладнокровные животные. Животные - обитатели разных климатических зон. Сезонные изменения в жизни животных.

Спячка, анабиоз, миграции, перелеты. Значение воды и воздуха в жизни животных. Жилища животных. Растения как

укрытия и жилища для животных.

Экскурсия: «Изучение сезонных явлений в жизни животных».

11

Лабораторная работа «Движение амёбы при различных температурах»

Лабораторная работа «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы»

Биотические факторы. Влияние животных друг на друга: конкуренция (межвидовая, внутривидовая, каннибализм),

хищничество, паразитизм, мутуализм, протокооперация, симбиоз, комменсализм («квартиранство», «сотрапезничество»,

«нахлебничество»).

Глава 2. Ориентация животных в среде обитания (3 часа).

Ориентация животных в среде обитания. Многообразие способов ориентации животных в окружающей среде:

хеморецепции, зрительная ориентация, слуховая ориентация, эхолокация, тактильная ориентация, восприятие

электрических сигналов. Свет как условие зрительной ориентации животных.

Глава 3. Значение животных в природе (2 часа).

Значение животных в природе. Понятие экологической ниши. Значение растительноядных животных и животных-

опылителей. Роль хищников и животных-паразитов в регуляции численности популяций жертвы и хозяина

Глава 4. Животные в жизни человека (2 часа).

Дикие и одомашненные животные. Значение одомашненных животных: транспорт, питание, одежда. Одомашненные

насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд. Животные-вредители сельского хозяйства Животные возбудители и

переносчики заболеваний. Синантропные животные Краснодарского края.

Глава 5. Животные индикаторы состояния окружающей среды (2 часов).

Биоиндикация. Животные – индикаторы. Биоиндикация пресных и соленых водоемов. Влияние на гидробионтов

сбытовых сточных вод, нефтепродуктов и тяжелых металлов. Биоиндикация почвы. Животные - очистители сточных

вод.

Лабораторная работа: «Оценка токсичности водоема с помощью дафний».

Лабораторная работа: «Определение степени загрязнения водоема по состоянию бентосных групп организмов»

Практическая работа «Знакомство с фауной очистных сооружений»

Глава 6. Изменения в животном мире Земли (2 часа).

Редкие и исчезающие животные. Красная книга Краснодарского края. Охрана животных Краснодарского края.

Экскурсия: «Экскурсия на одну из ближайших охраняемых природных территорий или краеведческий музей»

Проведение фенологических наблюдений (1 часа).

12

Проведение фенологических наблюдений на прищкольном участке, в парке, лесу и т.п. Описание фауны своей

местности. Работа с определителем.

8 класс (34 часов)

Раздел 4. Экология человека.

Глава 1. Окружающая среда и здоровье человека (2 часа).

Что изучает экология человека. Здоровье и факторы его определяющие. Три аспекта здоровья индивида: физический,

психический, социальный. Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях. Влияние

климатических факторов на здоровье.

Глава 2. Влияние внешних факторов на здоровье человека (7 часов).

Химическое загрязнение среды и здоровье человека. Биологическое загрязнение болезни человека. Влияние звуков на

человека. Шумовое загрязнение. Ландшафт как фактор здоровья. Погода и самочувствие человека. Проблема адаптации

человека к окружающей среде.

Лабораторная работа: «Воздействие шума на остроту слуха».

Лабораторная работа: «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета».

Глава 3. Влияние образа жизни человека на его здоровье (14 часов)

Условия формирования опорно-двигательного аппарат. Гиподинамия. Профилактика нарушений сердечнососудистой

деятельности. Гипертония. Правильное дыхание. Горная болезнь. Курение. Канцерогены. Природные и антропогенные

факторы влияющие на состав крови. Иммунитет. Аллергия. СПИД. Пища как экологический фактор. Культура питания.

Диета. Профилактика инфекционных заболеваний. Чужеродные примеси. Факторы, оказывающие воздействие на кожу.

Закаливание. Факторы, влияющие на развитие

функционирование нервной системы. Условия нормального

функционирования зрительного анализатора. Внешнее воздействие на слух и орган равновесия. Гигиенический режим

сна – составляющая здорового образа жизни. Репродуктивное здоровье. Биологические и социальные причины

заболеваний, передающихся половым путем.

Глава 4. Экология жилища (6 часов).

Качество строительных материалов. Особенности различных строительных материалов, их влияние на здоровье.

Внутренняя отделка помещений, влияние материалов на здоровье членов семьи. Цветовое решение стен, потолка, пола

в зависимости от назначения, размещения и размеров помещения. Излучение в квартире. Бытовые приборы и их

значимые характеристики. Защита от электромагнитного излучения. Комнатные растения, условия их жизни нар родине

13

и уход за ними в квартире. Домашние животные. Безопасность животных в доме и безопасность людей в квартире с

домашними животными (аллергия, опасные инстинкты и т.д.)

Практическая работа: «Я дизайнер своей комнаты».

Глава 5. Влияние человека на окружающую среду (4 часа).

Современное

состояние

природной

среды.

Загрязнение

биосферы:

химическое,

биологическое,

физическое

(радиоактивное, шумовое, электромагнитное). Глобальные экологические проблемы: рост численности населения,

«парниковый» эффект, истончение озонового слоя, свод лесных массивов. Основы рационального управления

природными ресурсами и их использование.

Итоговое занятие (1 час).

5.

Методические рекомендации.

Представленный образовательный модуль направлен на формирование:

мотивации, готовности и потребности к повышению своей экологической грамотности;

коллективного и индивидуального опыта решения экологических задач и проблем локального, регионального и

глобального масштабов;

опыта взаимодействия с окружающей средой и применения знаний в социоприродной среде;

В ФГОС ООО сформулирован основной принцип современного экологического образования: переход от трансляции и

передачи знаний к практико-ориентированному образовательному процессу (активные методы), направленному на

получение необходимых знаний и навыков для взаимодействия в социоприродной среде. В ходе реализации данной

программы используются следующие методы:

объяснительно-иллюстративное обучение – традиционный и наименее эффективный метод обучения с точки

зрения «образования для устойчивого развития». Средством обучения выступает учитель и носитель информации;

интерактивное обучение – более эффективный метод обучения, основанный на взаимодействие обучающихся

между собой, с учителем и социоприродным окружением;

интеграция теории и практики, направленная на достижение конкретных улучшений состояния окружающей

среды.

14

6.

Список литературных источников.

для учителя

1.

Методические рекомендации по проведению экологического практикума. Пугал Н.А., Евстигнеев В.Е. ООО

«ХИМЛАБО», 2008.

2.

Методические рекомендации по проведению школьных биологических исследований с использованием цифрового

микроскопа. Пугал Н.А. и др. ООО «ХИМЛАБО», 2008.

3.

Многообразие живой природы. Растения. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. «Дрофа», 2008.

4.

Фауна Кубани: видовой состав и экология. Голиков В.И. Краснодар: «Традиция». 2007.

5.

Экология. Криксунов Е.А. М.: «Дрофа». 1995.

для обучающихся

1.

Красная книга Краснодарского края. Том Животные. Замотайлов А.С. Краснодар: Центр развития ПТР. 2007

2.

Красная книга Краснодарского края. Том растения и грибы. Краснодар: ООО «Дизайн Бюро №1». 2007.

15



В раздел образования