Автор: Новисова Лариса Петровна
Должность: 44.02.02. "Преподавание в начальных классах"
Учебное заведение: ГАПОУ СО
Населённый пункт: г.Ревда Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие логического и пространственного мышления у младших школьников средствами оригами во внеурочной деятельности»
Раздел: начальное образование
Новисова Лариса,46 группа
Доклад
«Развитие логического и пространственного мышления у младших
школьников средствами оригами во внеурочной деятельности»
Одним
из
средств
активизации познавательной
и
творческой
активности личности в начальной школе является оригами.
-
японское
искусство
складывания
из
бумаги
фигурок
людей,
животных, геометрических тел; игровая технология, бумажный конструктор,
способствующий формированию устойчивого интереса через внеурочную
деятельность к учебной .
Главная
особенность
оригами,
способствующая
его
быстрому
распространению
-
практически
неограниченные
педагогические
возможности, кроющиеся в обычном листе бумаги.
Оригами - это не просто механическое складывание из бумаги, это
серьезное
занятие,
которое
способствует
воспитанию
развитой,
самостоятельно думающей личности. Процесс создания фигурок оригами
предполагает ребёнком работу с формами, направлениями.
В оригами мелких движений не только много, они ещё и разнообразны.
Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе
руки. Ведь большинство из людей «однорукие», и почти все делают правой
рукой. И это приводит к непроизвольному развитию левого полушария
мозга, которое управляет правой рукой. Занятие оригами гармонизирует
работу полушарий мозга, потому что, работают две руки, что помогает
развитию творческих задатков у ребенка.
Процесс
изготовления
фигурок
во
внеурочной
деятельности
предполагает сгибание листа в разных на правлениях на плоскости и в
трёхмерном
пространстве
по
отношению
к
своему
телу.
Обучение
выстраивается от простого к сложному; от сгибания по образцу, по показу
учителя до выполнения творческих заданий.
Выполнение
задания
способствуют
активному
формированию
пространственного и логического мышления
у детей. Учителю важно
выстроить систему занятий с учетом возраста, интересов детей и зоны их
ближайшего развития.
В процессе занятия оригами у обучающихся формируются умения
наблюдать
и
анализировать,
проводить
сравнения,
обобщать
факты,
критически оценивать деятельность свою и одноклассников, делать выводы.
Кроме того, закладывается психологическая основа, которая способствует
развитию
воображения,
фантазии,
мышления;
воспитывается
любознательность,
самостоятельность,
активность,
инициативность;
формируются потребности, лежащие в основе творческого труда.
Идея обучения понятиям.
Во внеурочную деятельность младшие школьники знакомятся со
свойствами разных материалов (кожа, бумага, солома, ткань и т. д), учатся
различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей
по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение
предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги.
Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии,
гармонии.
У
детей
совершенствуется
глазомерная
функция,
умение
оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепление
фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными
словестными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по
углам, сверху, снизу).
Идея
задачной
формы
организации
обучения.
Заключается
в
следующем: начинает мыслить и ставить для себя вопросы, задачи только
тогда, когда в привычном для него образе действия образуется разрыв –
невозможно действовать по стереотипу.
Все эти идеи – являются основополагающими в Федеральных
государственных образовательных стандартах, и в соответствии с ними
расширяются задачи перед начальной школой, в программы учебных
предметов закладываются новые требования, одним из которых является
понятие «универсальные учебные действия».
Современный подход к решению образовательных задач на уроках
технологии
заключается
в
следующем:
в
процессе
активной
(т.е.
самостоятельной)
познавательной
деятельности
младшие
школьники
знакомятся
с
простейшими
технологиями,
операциями,
приемами
преобразования доступных материалов, овладевают опытом творческой
деятельности. Это предполагает владение школьниками умениями решать
проблемы и творчески преобразовать действительность.
что развитие пространственного и логического мышления связано с
развитием у человека представлений о форме, протяженности (размерах) и
порядке расположения предметов (направлении) основных компонентов
пространственных представлений.
Пространственные
представления
играют
значительную
роль
во
взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым
условием ориентировки в ней. Представления формируются в процессе
деятельности человека.
Этап развития младшего школьного возраста обусловлен переходом от
непроизвольного возникновения у него представлений к умению произ-
вольно
вызывать
нужные
представления.
Этот
возраст
наиболее
сензитивный, в этот период можно быстро скорректировать или развить
пространственное и логическое мышление только в деятельности.