Автор: Мезенина Анастасия Яковлевна
Должность: студентка
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Ревдинский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Ревда, Свердловская область
Наименование материала: Выпускная квалификационная работа
Тема: "Игровые технологии как средство развития коммуникативных УУД младших школьников во внеурочной деятельности"
Раздел: среднее образование
Здравствуйте. Я Мезенина Анастасия ученица 46группы специальности 44.02.02
преподавание в начальных классах .
Тема моей выпускной квалификационной работы: игровые технологии как
средство развития коммуникативных УУД
младших школьников во внеурочной
деятельности
2слайд.
Актуальность
обусловлена тем, что преобразования в российском
обществе привели к изменениям в системе начального школьного образования.
В ФГОС НОО описывается необходимость формирования УУД учащихся и
выделяется внеурочная деятельность. Важность рассмотрения данной темы связана с
недостаточной сформированностью коммуникативных универсальных учебных младших
школьников.
Младшие школьники осваивают умение учиться. Именно у них, первостепенным,
является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Таким образом, школа
сегодня должна предоставить не только большой багаж знаний, сколько обеспечить его
общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным
умением, как умение учиться.
Целью исследования явилось: определить эффективность игровых технологий в
развитии коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во
внеурочной деятельности.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1.
Составить
представление
о
коммуникативных
универсальных
учебных
действиях.
2. Определить возрастные особенности развития коммуникативных УУД у
младших школьников.
3. Раскрыть сущность и функции игровых педагогических технологий.
4.
Провести
диагностику
исследования
уровня
сформированности
коммуникативных УУД у младших школьников.
5. Разработать и провести на практике цикл мероприятий с использованием
игровых
технологий
с
младшими
школьниками,
направленных
на
развитие
коммуникативных УУД.
6. Определить эффективность использования игровых технологий в развитии
коммуникативных УУД у младших школьников.
1.1 Понятие и содержание коммуникативных УУД
3слайд.
универсальные
учебные
действия
–
это
обобщенные
действия,
содействующих
широкой
ориентации
обучающихся,
-
как
в
разнообразных
предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая
осмысление
учащимися
ее
целевой
направленности,
ценностно-смысловых
и
операциональных характеристик.
А что же представляют из себя универсальные учебные действия?
коммуникативные универсальные учебные действия – это универсальные способы
деятельности, которые взаимодействуют с познавательной и социальной учебной
мотивацией, определяют характер учебного диалога на уроке, обеспечивают
целенаправленную
организацию
учебного
сотрудничества
в
поиске
и
сборе
информации, вырабатывают научный стиль мышления.
4слайд.В первую очередь, дадим определение коммуникации.
Коммуникация – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов,
каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными
другому лицу. Существует определение коммуникации как процесса передачи
информации от одного человека к другому с целью сообщения определенного
смысла.
Коммуникативные действия обеспечивают умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем; вливаться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
5слайд.К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение
цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка.
6слайд.Коммуникативные действия можно разделить на три группы:
Коммуникация как взаимодействие – коммуникативные действия, направленные на
учет позиции собеседника либо партнера по деятельности.
Коммуникация как кооперация – действия, направленные на сотрудничество.
Коммуникация как условие интериоризации – коммуникативно-речевые действия,
служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
7слайд. Таким образом, под коммуникативными универсальными учебными
действиями
нужно
понимать
действия,
которые
обеспечивают
социальную
компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
1.2 Возрастные особенности развития коммуникативных УУД у младших
школьников.
8слайд.Коммуникативные универсальные учебные действия имеют многогранный
характер.
В
связи
с
этим
необходимо
выделить
возрастные
особенности
коммуникативных действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения
достижения целей образования, обозначенных в новом проекте стандартов.
При поступлении в школу ребенок имеет определенный уровень развития общения.
Важной характеристикой коммуникативной готовности считается – контекстное
общение, где сотрудничество ребенка и взрослого осуществляется не непосредственно, а
опосредствованно
задачей,
правилом
или
образцом,
а
также
кооперативно-
соревновательное общение со сверстниками.
Таким образом, от первоклассника требуется хотя бы элементарное понимание
возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
В итоге к концу начальной школы коммуникативные действия, приобретают более
глубокий
характер:
дети
становятся
способными
понимать
возможность
разных
оснований для оценки одного и того же предмета. Вместе с преодолением эгоцентризма
дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их
внутренний мир в целом.
9слайд. Несмотря на значительное внимание, уделяемое развитию речи, именно в
школьные годы оно часто тормозится. Одной из наиболее существенных причин такого
положения является вербализм традиционного обучения, при котором происходит:
отрыв речи от реальной деятельности в ее предметно-преобразующей
материальной или материализованной форме;
преждевременный отрыв речи от ее исходной коммуникативной функции,
связанный
с
обучением
в
форме
индивидуального
процесса
при
минимальном
присутствии в начальной школе учебного сотрудничества между детьми.
Вывод:
Из этого следует сделать вывод что универсальные учебные действия – это
обобщенные действия, содействующих широкой ориентации обучающихся, - как в
разнообразных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности,
включая осмысление учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и
операциональных характеристик.
Одной основной задачей начального образования является организация наилучших
условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения,
инициативы, самостоятельности учащегося.
Во торой главе я буду говорить об системе работы по использованию игровых пед
технологий во внеурочной деятельности .
Раскрывать 2.1 Сущность и функции игровых педагогических технологий , об ее
значении , и раскрою компоненты во взомо связи со структурными элементами иuры.
Расскажу о средствах, методах приемов игровых педагогических технологий
2.2.
Диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД
у
младших школьников
В моей практике буду проводить три диагностики такие как
1. Дорога к дому
2. совместная сортировка
3. кто прав
Далее я расскажу об 2.3. Методики применения игровых технологий во внеурочной
деятельности с младшими школьниками. Сделаю сравнительный анализ видов игр
и формируемых компонентов ууд.
В Заключении я скажу что том
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции
других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в
диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Игровые технологии формируют коммуникативные УУД (умение слышать,
слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять
роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно
выражать свои мысли).
Применение игровых технологий делает процесс познания наиболее доступным и
увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что зная особенности
применения игровых технологий в педагогическом процессе начальной школы, педагог
может добиться высоких результатов повышения качества знаний, умений и навыков у
детей младшего школьного возраста.