Напоминание

педагогический проект


Автор: Волынкина Лариса Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: город Тихвин Ленинградская область
Наименование материала: "Учимся дружить"
Тема: педагогический проект
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Радуга»

Педагогический проект

« Учимся дружить»

Разработала: Волынкина Л.В.,

музыкальный руководитель

г. Тихвин

2020 год

Актуальность проекта:

Сегодня все большее распространение в детской среде получают

недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная

нетерпимость и культурный эгоизм. Это обусловлено социальными

проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве.

В дошкольном возрасте у детей происходит формирование навыков

уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений

друг с другом. Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны

дети понимают значение слова «дружба», знают о правилах поведения, и с

другой стороны на практике дети не могут играть и дружить, привели к

выбору темы проекта.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что не все дети

умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою

точку зрения без обид, драк, обзывательств и скандалов. В совместной

деятельности возникают трудности, когда надо уступить, или, видя

затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Детям

еще трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут

оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней

нуждается.

Проблема: неумение общаться, поддерживать дружеские отношения,

уступать.

Неоценимую помощь в решении этой проблемы окажет музыка. Именно

она обогащает чувства и представления ребенка, способствует выработке

умения сострадать, сопереживать, чувствовать. Язык музыки –

дополнительная возможность для взаимодействия между детьми.

Цель проекта: развитие доброжелательных, дружеских отношений между

детьми на основе художественно-эстетической деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- расширение и активизация словарного запаса детей (дружба, друзья,

взаимопомощь, сопереживание, доброжелательность).

Развивающие:

- развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать

настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это

в своем поведении;

- развивать уверенность в себе и своих возможностях, коммуникативные

навыки.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим,

дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к

малышам;

- воспитывать культуру поведения и общения, привычку следовать правилам

поведения, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать

непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят

неудобства окружающим.

Вид проекта: творческий, исследовательский.

Продолжительность: среднесрочный.

Участники: дети гр. «Земляничка», педагог Сергеева И.Д., муз.руководитель

Волынкина Л.В., родители

Предварительная работа:

1. Подбор методической, художественной литературы, наглядного и

дидактического материала по данной теме.

2. На сайте группы «Земляничка» информационный материал для родителей

по теме проекта.

3. Подбор фрагментов музыкальных произведений, коммуникативных игр.

4. Разработка занятий, бесед и игр.

Средства реализации проекта:

- Использование различных видов деятельности: ( художественно-

эстетической, продуктивной, игровой, познавательно-исследовательской);

- Взаимодействие с родителями группы;

- Создание презентации.

Методы и технологии: наблюдение, беседа, обсуждение проблемных

ситуаций, коммуникативные игры, игры-инсценировки, чтение

художественной литературы, заучивание стишков-мирилок, пение и

слушание музыкальных произведений, подвижные игры.

Ожидаемый результат:

1. Дети овладеют знаниями о последствиях нежелательного поведения в той

или иной ситуации. Узнают пословицы, поговорки о доброте, дружбе.

2. У детей сформируются чувства доброты, заботы, уважительного

отношения к окружающим.

3. Сформируются способности анализировать свои поступки и поступки

других, в свободной деятельности применят пение песен, мирилок.

4. У родителей появится интерес к образовательному процессу, развитию

творчества, участие в жизни группы.

Критерии результативности:

1. Активное вовлечение родителей в участие проекта через помощь в

организации и проведении мероприятий.

2. Формирование умений у детей правильно оценивать свои поступки и

поступки своих друзей методом рефлексии.

3. Формирование умений у детей замечать положительные качества другого

человека и говорить о них методом наблюдения.

4. Формирование у детей понятия «Дружба» проведением тематического

музыкального занятия «Учимся дружить» и акцией «Волна дружбы».

Предполагаемый продукт проекта:

Презентация для родителей, детей, педагогов детского сада.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

Подготовительный этап

В ходе данного этапа проводится предварительная работа:

1. Определение цели и задач проекта, сбор материала, необходимого для

реализации проекта;

2. Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности

с детьми, родителями и педагогами;

3. Подбор материала и оборудования для проведения занятий, бесед,

сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстрированных, художественных и

дидактических);

Сотрудничество с родителями: консультация для родителей по теме проекта,

выполнение домашнего задания.

Основной этап

Прием 3-х вопросов:

- Что мы знаем? (Дружба – это когда все вместе играют, не ссорятся)

- Что мы хотим узнать? (Как можно подружиться, какие отношения должны

быть между друзьями, в каких литературных произведениях говорится о

дружбе, какие песни о дружбе мы знаем)

- Где мы это можем узнать? (Занятия в детском саду, у родителей,

презентация в детском саду)

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Беседа на тему «Что такое дружба»

2. Беседа на тему «Драться или договариваться»

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Чтение сказки М.Пляцковского «Урок дружбы»

2. Чтение рассказов В.Осеевой

3. Разучивание стихов и пословиц о дружбе

4. Разучивание мирилок

5. Пальчиковая гимнастика «Дружба», «В гости мы зовем друзей»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1. Дид.игра «Кто больше скажет добрых слов»

2. Дид.упражнения «Угадай мое настроение», «Передай свое настроение»

3. Дид. музыкальная игра «Угадай друга по голосу»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Художественное творчество «Нарисуй портрет друга»

2. Разучивание песни «Дружба крепкая»

3. Музыкально-коммуникативная игра «Здравствуй друг»

4. Разучивание песни «Улыбка»

5. Музыкально-коммуникативная игра «Обнимашки»

6. Разучивание танца « Есть друзья – Барбарики»

Заключительный этап

1. Выставка рисунков «Мой лучший друг»

2. Создание картотеки игр на сплочение детского коллектива

2. НОД «Учимся дружить»

3. Акция «Волна дружбы»

Выводы по результатам проекта:

В соответствии с целью проекта были реализованы следующие задачи:

- дано понятие «Что такое дружба?»;

- сформировано дружелюбие, доброжелательное отношение друг к другу,

сопереживание, взаимопомощь, внимательное отношение друг к другу;

- активизировано умение детей к совместной деятельности;

- развиты коммуникативные навыки;

- расширены и систематизированы знания о культуре поведения и

взаимоотношениях между детьми;

- проект способствовал становлению разных способов знакомства и

поддержания дружеских отношений;

- расширился словарный запас для выражения дружеских чувств;

- углубилась взаимосвязь по созданию совместных проектов с родителями;

- определилось дальнейшее направление в реализации воспитательной и

образовательной работе по проблеме.

Информация для родителей

ТЕМА « ДРУЖБА, ГОСТИ»

Для успешного развития ребенка, рекомендуем Вам:

- поговорить с ребенком о том, что необходимо дружить со всеми детьми в

группе;

- вспомнить ситуации, когда к вам приходят гости, объяснить ребенку

значение словосочетания «гостеприимный человек»;

- помочь ребенку в установлении контакта со сверстниками, а в дальнейшем

и дружеских отношений, с помощью заучивания фраз: «Как тебя зовут?»,

«Давай дружить» и др.

- напомнить ребенку, как можно проситься в игру («Можно с вами

поиграть?»), и подготовить его к возможному отказу;

- побеседовать с ребенком о необходимости использовании вежливых слов:

«Дай мне, пожалуйста», «Спасибо» и др.

- рассказать, как можно обратиться к взрослому человеку: « Подскажите,

пожалуйста», «Можно я вам помогу» и др.

Прочитайте ребенку и объясните правила дружбы:

- Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его;

- Останови друга, если он делает что-то плохое;

- Не ссорься с друзьями, старайся играть с ними дружно;

- Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается;

- Не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам;

- Если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться;

- Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят

Побеседуйте с ребенком, используя следующие вопросы:

1. Как ты думаешь, зачем нужны друзья?

2. А у тебя есть друг (подруга)? Расскажи о нем (ней).

3. Зачем нужно дружить?

4. Зачем помогать друг другу?

Расскажите для чего нужны «мирилки» и выучите их с ребенком

Ручку за ручку мы крепко возьмем,

Раньше мы дрались, а теперь нипочем!

Хватит нам уже сердиться, веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться: ты мой друг! И я твой друг!

Мы обиды все забудем и дружить, как прежде будем!

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей,

И мириться нам скорей!

Прочитайте ребенку стихотворения (можно выучить)

« Про дружбу»

Дружит с солнцем ветерок, а роса с травою.

Дружит с бабочкой цветок, дружим мы с тобою.

Все с друзьями пополам поделить мы рады.

Только ссориться друзьям никогда не надо!

« Подарок» Е.Благинина

Пришла ко мне подружка, и мы играли с ней.

И вот одна игрушка вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная, веселая, смешная.

Мне скучно без игрушки - любимая была,-

А все-таки подружке лягушку отдала.

Рекомендуем дидактические игры и упражнения, в которые можно

поиграть дома с вашим ребенком, закрепляя знания по теме:

«Скажи наоборот» (некрасивые слова заменить на добрые слова)

Грубый – ласковый, злой – добрый, жадный – щедрый, грустный – веселый,

враг – друг, горе – радость.

«Доскажи словечко»

Зазеленеет старый пень, когда услышит …….(Добрый день)

Растает даже снежная глыба от слова теплого …….(Спасибо)

Если тебя бранят за шалости, надо сказать …..(Прости, пожалуйста)

Где бы ни были, на прощание мы говорим …(До свидания)

Ребенок вежливый и развитый, говорит, встречаясь …..(Здравствуйте)

« Сосчитай» (согласование числительных с существительными в роде, числе

и падеже)

Один друг, два друга, три друга, четыре друга, пять друзей (подарок, гость,

игрушка…)

« Семья слов» (образование однокоренных слов)

Друг – дружить, подружка, дружище, дружок, дружочек, дружелюбный

(улыбка, доброта, помощь, мир, честность,…)

Прочитайте детям и обсудите с ними пословицы о дружбе:

- Дружбу топором не разрубишь;

- Не друга – так ищи, нашел – береги;

- Друг познается в беде;

- Старый друг лучше новых двух;

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей;

- На вкус и цвет товарищей нет;

- Один за всех и все за одного;

Рекомендуемый список литературы о дружбе:

1. В.Сутеев «Мешок яблок» и «Палочка-выручалочка».

2. С.Михалков «Песенка друзей».

3. В.Катаев «Цветик-семицветик».

4. Братья Гримм «Бременские музыканты».

5. В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

6. В.Ермолаева «Лучший друг».

7. В.Осеева «До первого дождя», «Волшебное слово».

8. А.Кузнецова «Подружки»

Мультфильмы про дружбу:

« Крошка Енот», «Умка», «Винни Пух», «38 попугаев», «Фунтик и его

друзья», «Крокодил Гена», «Приключения кота Леопольда», «Лунтик и его

друзья» и др.

Рекомендуемые для прослушивания песни про дружбу и доброту:

Песня «Доброта» из мультфильма «Приключения Фунтика», песня кота

Леопольда «Если добрый ты», «Крошка Енот», «Дружба крепкая», «Улыбка»

и др.

Конспект музыкального занятия для детей старшей группы

«Учимся дружить».

Цель: развивать доброжелательные, дружеские отношения между детьми

при помощи музыки.

Задачи:

- активизировать словарный запас детей ( дружба, взаимопомощь,

сопереживание);

- выявить их инициативу;

- доставить детям радость, позитивное настроение;

- развивать творческие, танцевальные способности детей, ассоциативное

мышление при отгадывании загадок;

- развивать внимание, координацию движений и ориентирование в

пространстве;

- воспитывать коммуникативные качества детей.

Ход занятия:

Дети под знакомую песню о дружбе заходят на занятие.

М.Р.: Здравствуйте, ребята. Если каждый улыбнется – утро доброе начнется!

Давайте возьмемся все вместе за руки и поприветствуем друг друга –

Какой чудесный день,

Играть нам всем не лень,

Вокруг мои друзья,

Люблю их очень я!

Ребята, а мы с вами знаем чудесную песню про дружбу, давайте все вместе,

дружно ее споем?!

Исп.песня «Дружба крепкая»

М.Р.: Ребята, а о чем поется в этой песне?

Дети:………….(о дружбе, о друге, в беде не бросит, придет на помощь)

М.Р.: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем вести разговор?

Дети: ………….(о дружбе, о настоящих друзьях)

М.Р.: Сегодня мы действительно будем с вами говорить о дружбе,

разгадывать ее секреты. Посмотрите, у меня есть волшебный шарик, но он

немножко заскучал, нужно его повеселить. А давайте все разгаданные

секреты дружбы будем дарить воздушному шарику? Вы согласны? Тогда он

обязательно повеселеет! Ребята, а что такое дружба?

Дети: ….. (когда дети играют вместе, делятся, не обижают друг друга,

другу можно доверить тайну, поделиться секретом)

М.Р.: С чего же начинается дружба, как вы думаете?

Дети: …….(со знакомства)

М.Р.: Как можно познакомиться?

Дети: …….(с улыбки)

М.Р.: Вот так легко мы с вами разгадали первый секрет. Давайте возьмемся

за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую добрую и

приветливую улыбку.

Собрались все дети в круг: я - твой друг, и ты - мой друг,

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!

Улыбка всегда должна быть на вашем лице! Так давайте и мы с вами споем

песню про улыбку.

Исп. песня «Улыбка».

М.Р.: Ребята, давайте первый секрет дружбы –«Улыбку» поместим на наш

волшебный шарик!

Ребята, а вы умеете дружить?

Дети: ……..(да)

М.Р.: Кого мы называем другом?

Дети: ……..(человека, который придет на помощь в трудную минуту, не

бросит в беде, делится игрушками, не дерется, научит тому, что сам

умеет, уступит другу)

М.Р.: Если ты хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, каким ты

должен быть сам?

Дети: …. (хорошим другом, добрым, честным, дружелюбным)

Динамическая пауза «Если есть хороший друг»

Настроение упало – Опускают руки вниз, встряхивают

Дело валится из рук кистями

Но еще не все пропало, Разводят руки в стороны, выбирают

Если есть хороший друг! себе пару

С делом справимся вдвоем Пожимают друг другу руки

С облегчением вздохнем,

Настроение поднимем –

Улыбнемся, и пойдем!

М.Р.: Да, ребята, каждому человеку необходим друг. Я думаю, что у вас у

каждого есть друзья. Можно ведь сказать, что жить без друзей скучно?!

Вот мы с вами и разгадали второй секрет дружбы – « Надо иметь друзей».

Поместим еще один секрет на наш шарик.

М.Р.: Ребята, а вы знаете, в музыке тоже есть много друзей. А как

называются друзья в музыке?

Дети: …….(звуки, ноты)

М.Р.: Правильно, а звуки откуда издаются?

Оказывается в музыке инструменты дружат друг с другом, для того чтобы

звучала красивая мелодия и получился оркестр. Давайте подойдем к

музыкальным инструментам и возьмем себе понравившийся инструмент.

Игра на ДМИ

М.Р.: Ребята, а пословицы о дружбе вы знаете?

1. Друзья познаются в беде.

2. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

3. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

4. Дружба и братство дороже любого богатства.

5. Старый друг лучше новых двух.

6. Дружба в делах помощница.

7. Новых друзей наживаю, старых не забываю.

8. Не бросай друга в несчастье.

9. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

М.Р.: О каких секретах говорится в пословицах (надо ценить своих друзей,

дружбу с ними, не бросать их).

Поместим третий секрет дружбы – « Цени своих друзей» пожатие рук, на

наш волшебный шар.

Под музыку выходит Антошка

М.Р.: Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел?

Здравствуй, Антошка, а ты почему такой грустный?

Антошка: Со мной никто играть не хочет, надо мной все смеются, потому

что я не такой как все, я рыжий и с веснушками.

М.Р.: Ребята. А разве это повод не дружить с Антошкой? На свете очень

много разных людей: с разным цветом волос, кожи, глаз, люди разных

национальностей. Нужно со всеми дружить, быть дружелюбными,

доброжелательными. А что значит быть доброжелательными?

Дети: …….(желать добра)

М.Р.: А как другие люди узнают, что ты человек, желающий добра?

Дети: ………( не вредничать, не жадничать, никого не обижать)

М.Р.: Ребята, а вот наш Антошка один, никто не хочет с ним играть, как нам

поступить?

Вот мы и раскрыли еще один секрет дружбы – «Быть

доброжелательным». Поместим наш четвертый секрет на шарик!

М.Р.: Ребята, давайте научим нашего Антошку веселой музыкальной игре

«Здравствуй, друг!»

Муз.игра «Здравствуй друг!»

Антошка: Спасибо вам, ребята, я нашел очень много друзей, теперь я не

буду один.

Ребята, а только ли люди могут быть нашими друзьями? (собаки, кошки,

птицы, растения)

Антошка подводит детей к выставке иллюстраций с изображением: люди и

животные, люди и растения, люди и книга

Антошка: Что нужно делать для того, чтобы растения стали нашими

друзьями? (ухаживать за ними, поливать, рыхлить, удобрять)

Антошка: Как помогают растения нам, людям? (очищают воздух, украшают

группу).

А ещё я хочу вам сказать, что растения лечат людей - их называют

лекарственными. Может вы знаете, какие-нибудь лекарственные растения?

(подорожник – лечит раны, ромашка – помогает останавливать кровь,

крапиву – запаривают и полощут волосы, чтобы они росли шелковыми,

красивыми, боярышник – лечит сердечные мышцы).

От такой дружбы будет хорошо и нам, и окружающим, и природе.

Антошка:А животных вы считаете нашими друзьями? Почему? (человек

ухаживает: косит сено, кормит. Собака, например, сторожит дом. Корова

дает молоко, на лошади можно перевозить груз тяжелый)

Антошка: А можно дружить с книгами? (да, они большую пользу приносят

детям и взрослым)

А что надо делать, как дружить с книгами? (читать, беречь их, чинить, если

порвались)

Антошка: А что надо делать с игрушками?

Дети……. (беречь, не ломать).

М.Р.: Это, ребята, пятый секрет дружбы – «Помогай всем, кто нуждается в

помощи, и у тебя будет много друзей»

Получается можно дружить со всеми, лишь бы ты сам был хорошим другом

и умел ценить настоящую дружбу. А теперь протяните своим друзьям руки,

обнимите их, улыбнитесь им. И постарайтесь никогда не ссориться.

Давайте подойдем сейчас к нашему чудо - шарику – он так повеселел, как вы

думаете почему? (потому что мы разгадали секреты дружбы).

Сегодня мы узнали о разных секретах дружбы, давайте вспомним их:

- чаще улыбайся (дружба начинается с улыбки)

- имей верных друзей

- цени дружбу

- будь доброжелателен

- помогай всем

Рефлексия.

М.Р.: Ребята, а кому сегодня было легко, интересно на занятии - похлопайте

руками. Почему ты похлопал?

Ребенок: (потому что мне было легко, на все вопросы отвечал, помогал

друзьям) .

Я сегодня очень рада, что всем вам было интересно, вы помогали друг другу,

как настоящие верные друзья. Хочу подарить вам волшебные солнышки,

которые будут светить вам всегда, согревать вас в трудную минуту. Чтобы у

вас были добрые, верные друзья, которые будут спешить к вам на помощь.

Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить! (Предложить

детям крепко обняться, улыбнуться) .

До свидания.

Картотека игр на сплочение детского коллектива



В раздел образования