Автор: Корчевая Алия Хайдаровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №17 "Чебурашка"
Населённый пункт: Г.о Подольск, мкр Климовск
Наименование материала: "Музейная педагогика"
Тема: "Неделя родного языка"
Раздел: дошкольное образование
Неделя родного языка.
Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка»; с разными народами,
проживающими в России.
Задачи:
- Познакомить детей с многонациональным составом населения России.
- Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре
России и народов в ней проживающих.
- Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным.
- Воспитывать у детей чувство толерантности, уважения к традициям своего народа и
национальной культуре других людей, чувства собственного достоинства, основ
патриотизма, идеалов добра, красоты, дружбы. Воспитывать уважение и любовь к
родному языку, а также к другим языкам.
Понедельник.
День славянской письменности и алфавита.
Тема: «Славянская письменность»
Цель: формировать положительное восприятие православной культуры; создавать
условия для духовно-нравственного развития личности ребёнка в русле православной
культуры в соответствии с традициями русского народа.
1.Рассказ воспитателя о Кирилле и Мефодии.
2.Отгадывание старинных загадок славянских народов.
3.Прослушивание песни «Я, ты, он, она – вместе целая страна». Обсуждение содержания
песни.
4.Развивающая игра «Составь букву» из пазлов.
5.Свободные танцевальные движения под музыку «Это ярмарки краски».
Вторник.
Русское народное творчество.
Тема: «Смех да веселье».
Цель: знакомить с традициями и обычаями русского народа; развивать творческие
способности в разных видах деятельности.
1.Слушание песни «Во поле берёзонька стояла».
2.Дидактическая игра: «Где спряталась матрёшка».
3.Народная игра: «Ручеёк».
4.Отгадывание загадок.
5. Театральная деятельность: настольный театр «Лиса и журавль».
Среда.
Русский национальный костюм.
Тема: «Знакомство с национальными костюмами разных народов».
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре, традициям народов,
населяющих Россию, посредством знакомства с национальными костюмами.
1.Рассматривание женских национальных костюмов разных народов.
2.Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм».
3.Знакомство с городецкой росписью.
4.Народная игра «Золотые ворота»..
5.Декоративное рисование – элементы городецкой росписи на платке.
Четверг.
Символика России и родной край.
Тема: Знакомим дошкольников с российской символикой.
Цель: рассказать о государственных символах России, обобщить понятие « Родина»;
воспитать патриотическое отношение к символике России, любви к Отечеству, гордости
за него ;развивать у детей познавательный интерес и уважение к символам России.
1.Работа с картой, глобусом.
2.Чтение стихов о Родине.
3.Наблюдение на прогулке за русской берёзой.
4.Хоровод «Во поле берёзонька стояла».
5.Творческое рассказывание «Я здесь живу».
Пятница.
День родного языка.
Итоговое мероприятие.
Тема: Музей родного языка.
Цель: Создать атмосферу праздника, закрепить и пополнить знания детей о родном языке
на основе культуры и истории России.
Беседа «Международный день родного языка».
Воспитатель: Я сегодня вам принесла очень важный и нужный предмет. - Что это?
(Глобус)
А что такое глобус?
Дети: - маленькая модель земного шара
Воспитатель: Глобус окрашен разными цветами. Дети, а какой цвет что означает?
(голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и
пустыни) . На глобусе мы можем увидеть все страны.
Дети, я вам хочу загадать загадки, а вы попробуйте отгадать.
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Россия)
Ребята, а как называется наша страна? (Россия)
Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдём
Свою страну, наш общий дом.
(Показ карты России)
Воспитатель:
Какая она наша Россия? (Огромная, богатая, сильная, красивая). По-
другому Россию можно назвать Родиной, потому что Родина – это страна, в которой мы
родились и живём.
2. Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»
1.Наша страна называется … (Россия).
2.Наша страна очень … (большая, огромная).
3.В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).
4.Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).
Воспитатель: Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса,
поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами
россияне. В России живут люди разных национальностей - русские, чуваши, башкиры,
татары, чукчи, и др.
Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю,
культуру, традиции.
Воспитатель: Дети, мы с вами говорим, читаем, поём на русском языке. Богат и красив
наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять
рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто
общаться. Все слова состоят из
букв. Вспомните, кто придумал буквы? (братья Кирилл и Мефодий). Из этих букв
составили славянскую азбуку ( Показ старинной азбуки). В ней было очень много букв.
Сейчас дети учат азбуку, в которой 33 буквы (показ новой азбуки).
Воспитатель: ребята, а сейчас послушайте загадки, попробуйте отгадать и назвать
первую букву.
С ним в непогоду веселей,
Спасает от дождя людей. (зонтик)
В иголках весь, не видно ножек –
Вы догадались? Это…(ёжик).
Что за важная персона?
Это глупая…(ворона).
Весёлый доктор на сосне
Стучит в осенней тишине. (дятел)
В дороге с ним полно хлопот –
Не хочет он идти вперёд. (ослик).
Беда в пути ей не страшна –
Надёжный дом её спина. (черепаха).
Она стоит на курьих ножках,
В окошко смотрит Бабка Ёжка. (избушка).
Забавный озорник пушок
Гоняет шерстяной клубок. (котёнок).
После каждой загадки, выставляется буква отгадка. Из полученных букв, читаем слово –
звёздочки. Так называется наша группа.
Воспитатель: дети, приглашаю вас поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота».
«Золотые ворота» (русская народная игра)
Цель: совершенствовать лёгкий бег, развивать ловкость.
Ход игры: участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И
тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).
Стоящие говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз
Не пропустив вас!
«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в кругу. Оказавшиеся внутри круга,
берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».
Привила:
1. Дети держат друг друга за руки, пробегая под воротами.
2. Нельзя задевать «ворота».
3.
Во время игры можно изменять высоту ворот, постепенно «опуская руки»: это
значительно усложнит выполнение задания.
Воспитатель: Дети, посмотрите сколько здесь бусинок, цветочков, блёстков и много
других украшений. Я хочу вам предложить украсить наши буквы.
Дети украшают буквы по своему желанию.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами побывали в музеи, узнали о том, что мы живём в
многонациональной стране, где люди говорят на разных языках, носят разную одежду.
Рассмотрели старую и новую азбуку, играли в игру, отгадывали загадки о буквах,
составили слово, а потом украшали буквы. Вам понравилось? А что вам понравилось
больше всего? Что нового вы узнали? Что хотели бы узнать ещё? Молодцы дети, вы были
внимательными и активными, спасибо за внимание.