Автор: Корчевая Алия Хайдаровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №17
Населённый пункт: Г.о Подольск, мкр Климовск
Наименование материала: "Музейная педагогика"
Тема: "Неделя детской книги"
Раздел: дошкольное образование
«Неделя детской книги»
По словам Пушкина «Чтение - вот лучшее учение», так как именно с помощью книги
ребенок открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше
и лучше понимать жизнь людей, переживая и проживая прочитанное.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного,
нравственного и эстетического воспитания детей. В связи с этим очень важно
формировать у детей понимание того, что книги – наши друзья.
Необходимо не просто знакомить детей с содержанием книг, но постоянно привлекать
их внимание к самим книгам, величайшим достижениям человеческого ума. Известно,
что воспитание благоговейного отношения к книге необходимо начинать с самого раннего
возраста, когда взрослые, бережно взяв в руки детскую книжку, читают ее малышам.
Замечено, что равнодушие и неуважительное отношение к книге взрослых наносит
огромный вред воспитанию детей. Будущий маленький читатель во всем подражает
взрослым. Если он видит, что взрослый моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не
перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные,
выражает неудовольствие, ребенок и сам постепенно становится защитником книги.
Детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-
практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его
развития сферах жизни и книга в этом занимает важнейшее место. Поэтому перед
педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как
произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным
отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с
содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само
собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.
Чтобы повысить интерес к книге в саду прошла «Неделя книги для детей».
Цель: воспитывать желание к постоянному общению с книгой, бережному обращению с
ней.
Задачи: Познакомить детей с историей создания книг и материалом, из которого их
делают; развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к художественной
литературе; воспитания у детей бережного отношения к книге, развитие познавательных и
творческих способностей, кругозора, приобщение к миру любителей книг; познакомить с
творчеством детских писателей и поэтов; подвести к мотивационной оценке поступков и
характеров героев книг; закрепить знания о жанровых особенностях книг; воспитание
правильного отношения к книге, как к объекту получения знаний и удовольствия;
активизировать речь детей, обогащать и расширять их словарь; побудить родителей к
развитию читательского интереса у детей, любви и бережного отношения к книге.
В группе была проведена предварительная работа по разным направлениям.
Познавательное развитие.
Беседы: «Как появилась книга», «Какие бывают книги», «Моя любимая книжка»,
«Правила обращения с книгой», «В гостях у книги».
Рассматривание портретов детских писателей К. Чуковский, А. Барто, В. Сутеев.
Презентации: «История создания книги», «Посещение детской библиотеки».
Разрезные картинки, кубики, пазлы «Мои любимые сказки».
Социально – коммуникативное развитие.
Сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин».
Знакомство с пословицами: «Сказанное слово забудется, написанное в книге запомнится»,
«Испокон века книга растит человека», «Кто читает, тот много знает».
Создание уголка «Мои любимые книги».
Дидактическая игра «Собери из сюжетных картинок и расскажи сказку».
Дидактическая игра «Расскажи сказку по серии картинок».
Художественно-эстетическое развитие.
Лепка: «Мой любимый сказочный герой»
Рисование: «Обложка для книги».
Аппликация: «Закладка для книг».
Изготовление книжки-самоделки.
Ремонт порванных книг в книжном уголке «Книжкина больница».
Выставка рисунков.
Выпуск книги с иллюстрациями детей и родителей на тему «Русские народные сказки»
(совместная деятельность детей, родителей и воспитателей)
Настольные игры «Собери и угадай», «Русские народные сказки».
Пополнение книжного уголка своей любимой домашней книжкой.
Речевое развитие.
Эмоционально-речевая разминка «ПОСЛОВИЦЫ». (Дети произносят пословицы о книгах
с различной интонацией: весело, вопросительно, удивлённо, утвердительно). Загадывание
загадок.
Скороговорки.
Сочинение собственных сказок и рассказов.
Игра-викторина «Наши любимые сказки».
Чтение художественной литературы.
Чтение русских народных сказок, рассказов, стихов.
Слушание аудиосказок.
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука».
Физическое развитие.
Подвижные игры «Лови-бросай, сказки называй», «Волк и козлята», «Муха-Цокотуха»,
«Теремок».
Физкультминутки по сказкам.
Итоговое мероприятие.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в гости к нашим книгам. Мы с вами много
говорили о том, что книга - наш верный друг и как нужно относиться к книге. Давайте все
вместе подойдем к книжной выставке и поздороваемся с книгами. (Дети подходят к
выставке и произносят приветствие)
Дети: Здравствуйте, книги - наши друзья!
Рады мы встрече с вами всегда!
Будем вас мы беречь, уважать,
Вы нам помогаете мир узнавать!
Воспитатель: Молодцы, ребята. Сейчас я вам буду загадывать загадки. Вы должны их
отгадать и показать отгадки:
1.У стены большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже.
(Книжный шкаф)
2.Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями.
В строчках
На листочках,
Где станции на точках.
(Книга)
3.Озорные Человечки
Превращаются в словечки.
Образуют предложения-
Требуют уважения.
(Буквы)
4.Легенда, предание народное,
Ребята ее обожают.
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают.
(Сказка)
5.С книжками мы все дружны!
И ты, и я - читатели.
И, конечно, знаем мы,
Что пишут их…(Писатели)
Воспитатель: Ребята, мы с вами читали много сказок и родители вам их читают. Назовите
сказки, которые вы помните. (Дети называют сказки)
Да, ребята, у каждой книги есть свой автор (Писатель). Показ портретов детских
писателей. (А.Барто, С.Маршак, К.Чуковский, С.Михалков). А вы сможете отгадать, из
какой сказки отрывок?
Матросская шапка
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан! (Кораблик)
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
-Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поёшь. (Сказка о глупом мышонке)
Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис.
Перевязывает ранки
Африканской обезьянке
И любой нам подтвердит
Это доктор…..(Айболит)
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан. (Дядя Стёпа)
Воспитатель: Молодцы, всё отгадали. Давайте полистаем книгу. Что еще мы в ней
видим? (Картинки) С помощью картинки мы можем узнать, о чем написано в книге.
Сейчас пришло время вспомнить о том, как нужно относиться к книге.
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: Посмотрите, у нас много разных книг! Я, вам, предлагаю рассмотреть их
внимательно и сказать: чем они похожи, а чем отличаются. (На столе разложить разные по
цвету, размеру, толщине книги). Для чего нам нужны книги?
Дети: ( Читать, рассматривать иллюстрации, узнавать что - то новое).
Воспитатель: Из чего состоит книга?
Дети: (Книга состоит из листов бумаги, страниц, которые расположены в определенном
порядке, на них буквы и картинки).
Воспитатель обращает внимание на страницы книг, предлагает их погладить рукой.
Ребята, страницы книги бумажные, а какие свойства имеет бумага, мы сейчас проверим.
Опыт с бумагой и водой.
(раздать детям листы бумаги и предложить их помять, порвать и т.д.)
Воспитатель: Вот так легко мнется и рвется бумага, так же легко могут помяться
страницы книги, если с ней обращаться с ними неаккуратно, торопливо, неряшливо. Как
вы думаете, какие правила нужно знать, чтобы правильно обращаться с книгой?
Дети: (дети называют и демонстрируют основные правила).
Воспитатель: Возьмите в руки книгу, посмотрите, что еще есть в ней. Конечно, спереди и
сзади книгу закрывает обложка. На ней можно прочитать, кто написал книгу и как она
называется. Обложки тоже бывают самые разные.
Рассматривание нескольких обложек.
Воспитатель: А как называются люди, которые рисуют картинки для книг?
Дети: (художники).
Воспитатель: Правильно художник. Он рисует иллюстрации к книгам, оформляет
обложки для книг.
Это нелегкий труд, ведь иллюстрации в книге должны понравиться
многим читателям, от того каким мы увидим героя или сказочный мир может зависеть
наше впечатление и настроение с каким мы будем читать книгу. И конечно самое первое
впечатление на нас производит обложка книги. На ней могут быть изображены несколько
персонажей из сказок, которые входят в эту книгу, или только один персонаж, или
«предмет» встречающийся в книге, все зависит от замысла и фантазии художника.
Многие обложки для книг оформляются дополнительно рамками, с разными узорами и
орнаментами.
Д/и «Собери и угадай сказку».
Воспитатель: Вы собрали картинки к каким сказкам? Одним словом, как можно назвать
эти сказки?
Дети: (русские народные сказки).
Воспитатель: Правильно, это русские народные сказки, их сочинил русский народ и
пересказал. Мы с вами сделали книжки-малышки и украсили обложку из сказок. А теперь
хочу предложить вам украсить страницы книжки. У каждого из вас на подносе лежит
серия картинок к разным сказкам. Посмотрите на них и разложите сказку от начала и до
конца. Затем в определенной последовательности нужно наклеить картинки на страницы.
После этого, мы по картинкам сможем рассказать сказку.
Дети последовательно вклеивают в книжку-малышку картинки.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами побывали в музеи, узнали о том, как появилась
книга, кто автор книг, и как художники рисуют картинки к книгам. Смотрели ролик «Как
появилась книга». Вспомнили, для чего нужны нам книги, как беречь книжку, как с ней
обращаться. Узнали, куда нам нужно пойти и найти нужную книжку. Вместе с вами
провели опыт с бумагой, узнали, что бумага намокает от воды и рвётся, что бумага
мнётся. Отгадывали загадки и вспоминали отрывки из разных произведений. Собирали
пазлы и отгадывали сказку. Изготовляли книжки-малышки и оформляли обложку книжки,
а потом приклеивали последовательно серию картинок к разным сказкам, по которым
можно будет рассказать сказку. Вам понравилось в музее?
Что хотели бы узнать ещё?
Молодцы дети, вы были внимательными и активными, спасибо за внимание.