Напоминание

Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста


Автор: Красноперова Екатерина Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - детский сад № 182"
Населённый пункт: Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

«Навык одевания и раздевания»

После года малыш может при одевании подать маме нужную вещь,

подать ручку при одевании куртки или кофточки, поднять голову при

надевании шапки.

Примерно в 1 год 6-7 месяцев малыш может раздеваться с небольшой

помощью взрослых.

Ближе к двум годам малыш может: самостоятельно снять с себя носки,

колготки, ботинки. Самостоятельно снять и надеть шапку, расстегнутое пальто

и куртку, застегнуть и расстегнуть застежку – молнию.

После двух лет ребенок хочет делать все сам и требует этого от

взрослых. «Я сам» — эти слова мы чаще и чаще слышим от ребенка на

третьем году его жизни.

К 2,5 годам малыш может научиться снять платье, надеть сам брюки,

колготки.

К 3 – 3, 5 годам малыш в состоянии одеться сам! Если взрослый ему

поможет овладеть одеванием и раздеванием

Для формирования навыка самообслуживания и социализации у ребёнка

должна быть хорошо развита мелкая моторика:

Развитие движений кистей рук

-

выполнять сгиба тельные и разгибательные движения кисти:

-

играть с применением умений

Развития хватания

-

действовать целенаправленно:

-

правильно определять место расположение предмета в пространстве:

-

учитывать форму, величину предмета:

-

развивать зрительно – моторную координацию:

-

развивать ручную умелость:

-

отрабатывать согласованную работу обеих рук:

-

брать маленькие предметы одной рукой, а большие – двумя руками:

-

Развивать различные типы захватывания – кулаком, щепотью, тремя

пальцами:

-

Выполнять различные действия пальцами: расставлять, сжимать

пальцы вместе, выделять один палец:

Развитие соотносящих действий

учиться совмещать два предмета;

учиться совмещать части предмета;

учиться собирать игрушки (матрешки, пирамидки);

совершенствует ловкость рук;

продолжает развивать глазомер;

совершенствует согласованность обеих рук;

Развитие подражательных движений руками

совершенствует работу кисти руки, регулируя скорость выполнения

действий;

складывать пальцы для захвата предметов разной формы;

совершенствует умение действовать по подражанию (пальчиковые

игры);

совершенствует умение действовать каждым пальцем самостоятельно;

совершенствует умение хватать щепотью;

учится анализировать несложный образец действия пальцами;

продолжает учиться брать предметы, подбирая для этого тип захвата;

учиться выполнять действия, способствующие развитию навыков

самообслуживания: расстегивать доступные пуговицы, пытаться их

застегнуть, продевать шнуровки в ботинки, расстёгивать и застёгивать

«молнию»

Скорость формирования навыка зависит от многих факторов:

- От индивидуальных особенностей ребенка, с разным складом нервной

деятельности ( холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник);

- От семейного отношения к чистоте и опрятности, пример родителей

является главным для ребенка;

- Разная скорость усвоения навыка ( одному ребенку достаточно показать

один раз, а другому требуется неоднократный показ и поэтапная отработка

всех элементов).

Что же умеет ребенок к 3 годам, если его учили самостоятельно одеваться:

- самостоятельно надеть и снять одежду, обувь, шапочку, аккуратно ее

повесить,

- не путать правый и левый ботинок, в случае неправильного их надевания

замечать ошибку и ее исправлять самостоятельно,

- различать одежду и обувь для дома от одежды и обуви для улицы. При входе

в дом переобуваться в домашнюю обувь,

- застегивать пуговицы на рубашке или кофточке, не пропуская отверстий

(каждую пуговку – в свой «домик»). В случае пропуска и перекоса видеть его

и исправлять свою ошибку.

- отличать лицевую и изнаночную сторону своей одежды, при ошибке

исправлять ее самостоятельно,

- видеть неполадки в одежде близких людей и помогать их исправлять

(помочь братику надеть обувь, правильно застегнуть ему пуговки, заметить у

Вас рас-стегнувшуюся пуговицу и т.д.)

Игры для закрепления навыка

РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ПОРЯДКУ

Цель: систематизировать представления детей о одевании и

раздевании, развивать речь, внимание, память.

Материал: картинки с изображением одежды и обуви

ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ

Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение

детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде,

систематизировать представления детей о здоровье, развивать у

детей внимание, память, логическое мышление.

ИГРА-ЭТЮД «Я САМА!»

Педагог читает детям стихотворение и предлагает движениями

изобразить то, о чем в нем говорится.

ИГРА-ЭТЮД «МИТЯ И РУБАШКА»

Педагог вносит рубашку Мити-замарашки, показывает детям.

Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Митя и рубашка».

Затем предлагает детям инсценировать его.



В раздел образования