Автор: Красноперова Екатерина Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - детский сад № 182"
Населённый пункт: Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Статья:
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
«Навык одевания и раздевания»
После года малыш может при одевании подать маме нужную вещь,
подать ручку при одевании куртки или кофточки, поднять голову при
надевании шапки.
Примерно в 1 год 6-7 месяцев малыш может раздеваться с небольшой
помощью взрослых.
Ближе к двум годам малыш может: самостоятельно снять с себя носки,
колготки, ботинки. Самостоятельно снять и надеть шапку, расстегнутое пальто
и куртку, застегнуть и расстегнуть застежку – молнию.
После двух лет ребенок хочет делать все сам и требует этого от
взрослых. «Я сам» — эти слова мы чаще и чаще слышим от ребенка на
третьем году его жизни.
К 2,5 годам малыш может научиться снять платье, надеть сам брюки,
колготки.
К 3 – 3, 5 годам малыш в состоянии одеться сам! Если взрослый ему
поможет овладеть одеванием и раздеванием
Для формирования навыка самообслуживания и социализации у ребёнка
должна быть хорошо развита мелкая моторика:
•
Развитие движений кистей рук
-
выполнять сгиба тельные и разгибательные движения кисти:
-
играть с применением умений
•
Развития хватания
-
действовать целенаправленно:
-
правильно определять место расположение предмета в пространстве:
-
учитывать форму, величину предмета:
-
развивать зрительно – моторную координацию:
-
развивать ручную умелость:
-
отрабатывать согласованную работу обеих рук:
-
брать маленькие предметы одной рукой, а большие – двумя руками:
-
Развивать различные типы захватывания – кулаком, щепотью, тремя
пальцами:
-
Выполнять различные действия пальцами: расставлять, сжимать
пальцы вместе, выделять один палец:
Развитие соотносящих действий
•
учиться совмещать два предмета;
•
учиться совмещать части предмета;
•
учиться собирать игрушки (матрешки, пирамидки);
•
совершенствует ловкость рук;
•
продолжает развивать глазомер;
•
совершенствует согласованность обеих рук;
Развитие подражательных движений руками
•
совершенствует работу кисти руки, регулируя скорость выполнения
действий;
•
складывать пальцы для захвата предметов разной формы;
•
совершенствует умение действовать по подражанию (пальчиковые
игры);
•
совершенствует умение действовать каждым пальцем самостоятельно;
•
совершенствует умение хватать щепотью;
•
учится анализировать несложный образец действия пальцами;
•
продолжает учиться брать предметы, подбирая для этого тип захвата;
•
учиться выполнять действия, способствующие развитию навыков
самообслуживания: расстегивать доступные пуговицы, пытаться их
застегнуть, продевать шнуровки в ботинки, расстёгивать и застёгивать
«молнию»
Скорость формирования навыка зависит от многих факторов:
- От индивидуальных особенностей ребенка, с разным складом нервной
деятельности ( холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник);
- От семейного отношения к чистоте и опрятности, пример родителей
является главным для ребенка;
- Разная скорость усвоения навыка ( одному ребенку достаточно показать
один раз, а другому требуется неоднократный показ и поэтапная отработка
всех элементов).
Что же умеет ребенок к 3 годам, если его учили самостоятельно одеваться:
- самостоятельно надеть и снять одежду, обувь, шапочку, аккуратно ее
повесить,
- не путать правый и левый ботинок, в случае неправильного их надевания
замечать ошибку и ее исправлять самостоятельно,
- различать одежду и обувь для дома от одежды и обуви для улицы. При входе
в дом переобуваться в домашнюю обувь,
- застегивать пуговицы на рубашке или кофточке, не пропуская отверстий
(каждую пуговку – в свой «домик»). В случае пропуска и перекоса видеть его
и исправлять свою ошибку.
- отличать лицевую и изнаночную сторону своей одежды, при ошибке
исправлять ее самостоятельно,
- видеть неполадки в одежде близких людей и помогать их исправлять
(помочь братику надеть обувь, правильно застегнуть ему пуговки, заметить у
Вас рас-стегнувшуюся пуговицу и т.д.)
Игры для закрепления навыка
РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ПОРЯДКУ
Цель: систематизировать представления детей о одевании и
раздевании, развивать речь, внимание, память.
Материал: картинки с изображением одежды и обуви
ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ
Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение
детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде,
систематизировать представления детей о здоровье, развивать у
детей внимание, память, логическое мышление.
ИГРА-ЭТЮД «Я САМА!»
Педагог читает детям стихотворение и предлагает движениями
изобразить то, о чем в нем говорится.
ИГРА-ЭТЮД «МИТЯ И РУБАШКА»
Педагог вносит рубашку Мити-замарашки, показывает детям.
Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Митя и рубашка».
Затем предлагает детям инсценировать его.