Автор: Фаизова Дарья Сергеевна
Должность: студентка
Учебное заведение: ГАПОУ СО
Населённый пункт: Свердловская область, г. Ревда
Наименование материала: доклад
Тема: "Применение сингапурской технологии на уроках литературного чтения во втором классе как средства развития коммуникативных УУД"
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
ГАПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»
Применение сингапурской технологии на уроках
литературного чтения во втором классе как средства развития
коммуникативных УУД
доклад
Исполнитель:
Фаизова Дарья Сергеевна,
студентка IV курса 46 группы
Специальность 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»
2021
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса
к учению, неумение сотрудничать, слушать собеседника, формулировать
собственные мысли и вести себя в конфликтной ситуации. Причины данного
негативного
явления
неоднозначны.
Это и перегрузка однообразным
учебным материалом, и недоработка методов, приемов и форм организации
учебного
процесса,
и
ограниченные
возможности
для
творческой
самореализации. На сегодняшний день представление о том, что школа
обязана давать в первую очередь знания, умения, навыки признается
неактуальным.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (далее – ФГОС НОО) определяет главной целью
формирование
человека,
совершенствующего
себя,
способного
самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути
реализации; способного к коммуникации и совместной работе, так же он
ставит главной целью образовательного процесса формирование у учащихся
универсальных
учебных
действий,
таких
как:
познавательные,
коммуникативные, регулятивные и личностные.
УУД
обеспечивают
способности
учащегося,
самостоятельно
реализовывать деятельность обучения, ставить учебные цели, находить и
применять необходимые средства и способы их достижения, осуществлять
контроль и производить оценку процесса и результатов деятельности;
создают
условия
для
гармоничного
формирования
личности
и
ее
самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
УУД коммуникативного блока отводится особая роль в общей системе
УУД.
Во-первых,
главная
и
активная
мыслительная
деятельность
проявляется в способности верного восприятия информации и передачи ее
другим. Качество коммуникации определяет способность учащегося к работе
с различными видами текстов и его успеваемость обучения. Следовательно,
формирование умений коммуникации — это основная задача для каждого
учителя. Во-вторых, данные умения особенно существенными становятся
при организации различных видов сотрудничества между учащимися, без
этого не происходит формирования коммуникативных УУД. У учащегося
формируются навыки сотрудничества в социуме, формируются умения
ведения диалога, он принимает участие в ходе совместного обсуждения
проблем, аргументирует собственные высказывания, четко формулирует
свои идеи, принимает мнения других людей. Соответственно, учащиеся
должны уметь взаимодействовать, организовывать свою деятельность и
деятельность других.
Сформированность коммуникативных УУД играет определяющую
роль в достижение целей и задач современного образования. Поэтому с
целью усвоения коммуникативных УУД в начальной школе создаются
педагогические условия, содержащие в себе огромный спектр технологий,
методов и приёмов, которые применяются на всех уроках в начальной школе.
Согласно этому в основу построения содержания, методов и форм
образовательного процесса должен лечь системно-деятельный подход. При
этом основной решаемой педагогической задачей становится создание и
организация условий, которые будут мотивировать учащихся к ученическому
действию.
Более подходящие условия для развития коммуникативных УУД
возможно создать на уроках литературного чтения, на которых речевая
активность и коммуникация более высока, и формируется посредством
работы с текстом, обсуждением литературных ситуаций и героев.
Новые приоритеты образования подталкивают учителей к поиску и
внедрению в школах современных технологий обучения, помогающих
достигнуть наиболее значимых результатов обучения и воспитания. Одним
из путей усовершенствования образования является внедрение сингапурской
технологии образования.
Применение Сингапурской технологии дает большие возможности для
организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит
групповая форма работы, работа в парах.
В это время осуществляется включенный контроль, т. е. учитель
слушает ответы то одного, то другого учащегося в различных парных
группах и в соответствии с этим оценивает их, помогает учащемуся,
выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки
в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и
качественную работу «учителя».
Положительным фактором такой работы является то, что половина
учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать,
исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.
Динамичность учащегося на уроке значительно увеличивается, когда
он становится носителем функции учителя. Безусловно, учащийся не
заменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке
остается за учителем.
Практика
показывает,
что
использование
обучающих
структур
Сингапурской
технологии
обучения
развивает
в
учащихся
жизненно
необходимые в наше время качества, такие как: коммуникативность,
сотрудничество,
критическое
мышление,
креативность.
Сингапурская
технология обучения — это то же самое обучение в сотрудничестве, только с
огромным разнообразием обучающих структур.
Применение прогрессивных обучающих структур дает возможность
по-новому пересмотреть учебный процесс и направить обучение в сторону
групповых и парных форм работы с учащимися.
Приемы сингапурской технологии таковы: коллектив разбивается на
группы или пары и изучает небольшую долю материала самостоятельно.
Каждый учащийся периодически примеряет на себя роль учителя, объясняя
своими словами соседу суть вопроса, и наоборот. А учитель осуществляет
так называемый «включенный контроль»: слушая по очереди одного из
представителей микрогруппы, оценивает их, корректирует, помогает и
направляет.
Сингапурская технология обучения несет в себе массу плюсов:
около половины детей в классе учатся одновременно говорить и
слышать, исправлять чужие ошибки, таким образом, закрепляя, корректируя
и дополняя свои знания;
резко увеличивается активность каждого учащегося в процессе,
особенно в функции «учитель»;
каждый учащийся оказывается в центре вопроса, ему необходимо
общаться, чтобы научить соседа тому, что знаешь сам, тем самым создается
положительное отношение к процессу обучения;
обучение для каждого ребенка без исключения становится
увлекательным и продуктивным, а качество знаний по предмету значительно
растет;
у учащихся развиваются коммуникативные качества, креативное
мышление, они учатся сотрудничать, критиковать и принимать критику;
любой
урок
становится
похожим
на
увлекательную
и
насыщенную игру и несет в себе исключительно положительные эмоции.
Данная методика не требует изменения хода всего урока, она
предусматривает применение лишь одного-двух элементов технологии,
которые вправе выбирать сам учитель. Причем их можно использовать и на
классных часах, и на внеурочных мероприятиях.
В ходе использования данной технологии у младших школьников
повышается учебная и познавательная мотивация, снижается уровень
тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в
решении
каких-либо
задач.
В
группе
выше
уровень
обучаемости,
эффективности
усвоения
и
актуализации
знаний.
Ребята
учатся
с
удовольствием, у них выработалась адекватная самооценка. Кроме этого у
детей формируются познавательные и учебные интересы, они задают массу
вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и
учащихся, они дискутируют, отстаивая свою точку зрения, но умеют и
принять сторону другого учащегося, если не правы.