Напоминание

«Я-частичка семьи»


Автор: Проценко Юлия Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ОГКУ СО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Свердловского района г.Иркутска
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Коррекционно-развивающая программа
Тема: «Я-частичка семьи»
Раздел: высшее образование





Назад




Областное государственное казенное учреждение

социального обслуживания «Центр помощи детям,

оставшимся без попечения родителей, Свердловского

района г. Иркутска»

Коррекционно-развивающая программа

«Я-частичка семьи»

Адресат программы: воспитанники ОГКУ

СО «Центр помощи детям, оставшимся

без попечения родителей, Свердловского

района г. Иркутска»

Сроки реализации: 2020 – 2021 год

Разработчик программы:

Педагог-психолог Ю.А.Проценко

г. Иркутск

Актуальность и педагогическая целесообразность программы:

Одним из направлений педагогической деятельности в учреждениях для

детей сирот и воспитанников оставшихся без попечения родителей является

подготовка ребёнка к передаче в приёмную или замещающую семью.

Основной трудностью в главной степени служит то, что около 70%-80%

воспитанников являются социальными сиротами. Они имеют представления

о семье, но зачастую это восприятие является искажённым, в следствии

неблагополучия кровной семьи. При поступлении в учреждение он несколько

растерян, воспринимая данную ситуацию как временную. Считает, что скоро

вернётся домой, не имея представления о том, что в его семье было какое-

либо неблагополучие, не осознавая, что может быть по-другому. В следствии

этого

необходимо

пройти

несколько

этапов

подготовки

ребёнка

к

замещающей семье. Так, как только семейная система воспитания может

способствовать гармоничному формированию личности ребёнка.

Цель:

психолого-педагогическая подготовка ребенка к проживанию в

приемной или замещающей семье, предотвращение повторного сиротства.

Задачи:

1. Определить степень готовности ребенка к устройству в приемную семью,

выявить особенности его представлений о семье;

2.Сформировать у ребенка позитивный образ будущей (приемной) семьи и

семейных отношений;

3. Сформировать готовность ребенка к принятию семейного уклада жизни,

новых особенностей быта, правил, традиций семьи;

4.Развить эффективные способы коммуникации ребенка с приемными

родителями, другими членами семьи, социумом;

5.Способствовать развитию у ребенка навыков эмоциональной

саморегуляции, созданию идентичности и самовосприятия;

6.Создать условия для благоприятного прохождения периода адаптации

ребенка через организацию психологического сопровождения семьи;

7.Учитывать интересы ребенка, оставшегося без попечения родителей, на

всех этапах семейного жизнеустройства.

Целевая группа: от 3 лет до 18 лет.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Методы работы: диагностические, коррекционные, развивающие.

Время реализации:6 мес.

Ожидаемый результат: готовность ребёнка к передаче в приёмную или

замещающую семью.

№ Форма работы

Методы и Методики

Сроки

Количест

во часов.

1

Первичное

психодиагностическое

обследование

Интерактивное интервью,

изучение

личного дела,

проективная

методика

В 1 месяц

после

поступлени

2ч.

«Семья

животных»,

проективная

методика

«Дом. Дерево. Человек.»,

Сказка

«Новость»,

проективная

методика

«Автопортрет».

я

2

Индивидуальные

занятия

Арт терапия.

Песочная терапия.

Сенсорная комната.

1 раз в 2

недели

10ч.

3

Групповые занятия

Игротерапия.

1

раз

в

месяц.

5ч.

5

Повторное

психодиагностическое

обследование

(определение

готовности)

Проективная

методика

«Семья

животных»,

проективная

методика

«Дом. Дерево. Человек.»,

сказка

«Новость»,

проективная

методика

«Автопортрет».

После

проведённо

й

коррекции.

2ч.

Программа предусматривает 1 индивидуальное занятие в неделю, и 1

групповое в месяц того 19 занятий за 6 мес. Продолжительность занятия 1ч.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Форма работы

Кол-

во

часов

Цель

1

Психодиагно

стическое

обследовани

е.

Индивидуальная

1

Оценка представлений о себе и

своей роли в семье.

2

«Кто я?»

Индивидуальная

1

Коррекция самооценки.

3

«Кирпичная

стена.»

Индивидуальная

1

Проработка

травматического

опыта при разрыве с кровной

семьёй.

4

«Бумеранг»

Групповая

1

Обучение

методам

конструктивного общения.

5

«Магазин»

Индивидуальная

1

Осознание собственных границ.

6

«Близкий

круг»

Индивидуальная

1

Развитие

способностей

правильной привязанности.

7

«Счастливое

событие»

Групповая

1

Определение структуры семьи и

роли каждого в ней.

8

«Тайна

моего

имени. Мой

внутренний

мир.»

Индивидуальная

1

Коррекция самооценки

9

Занятие

в

сенсорной

комнате.

Индивидуальная

1

Стабилизация

психоэмоционального состояния,

формирование психологического

комфорта.

10

«Мир

вокруг»

Групповая

1

Формирования

адекватного

восприятия

окружающей

действительности.

11

«Границы»

Индивидуальная

1

Определение правил в семье.

12

«Мой

толковый

словарь

чувств»

Индивидуальная

1

Развитие

эмоциональной

эмпатии.

13

«Доброе

тепло»

Групповая

1

Развитие

способностей

правильной привязанности.

14

Индивидуальная

1

Осознание своей идентичности.

15

«Я

и

мои

чувства»

Индивидуальная

1

Стабилизация

психоэмоционального состояния,

формирование психологического

комфорта.

16

Занятие

в

сенсорной

комнате.

Групповая

1

Стабилизация

психоэмоционального состояния,

формирование психологического

комфорта.

17

«Открой

своё сердце»

Индивидуальная

1

Развитие

умения

доверять

окружающим людям.

18

Игра

«Семья»

Групповая

1

Формирование

позитивного

представления

о

замещающей

семье.

19

Повторное

психодиагно

стическое

обследовани

е.

Индивидуальная

1

Определение

готовности

к

передачи в замещающую семью.



В раздел образования