Автор: Проценко Юлия Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ОГКУ СО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Свердловского района г.Иркутска
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Коррекционно-развивающая программа
Тема: «Я-частичка семьи»
Раздел: высшее образование
Областное государственное казенное учреждение
социального обслуживания «Центр помощи детям,
оставшимся без попечения родителей, Свердловского
района г. Иркутска»
Коррекционно-развивающая программа
«Я-частичка семьи»
Адресат программы: воспитанники ОГКУ
СО «Центр помощи детям, оставшимся
без попечения родителей, Свердловского
района г. Иркутска»
Сроки реализации: 2020 – 2021 год
Разработчик программы:
Педагог-психолог Ю.А.Проценко
г. Иркутск
Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
Одним из направлений педагогической деятельности в учреждениях для
детей сирот и воспитанников оставшихся без попечения родителей является
подготовка ребёнка к передаче в приёмную или замещающую семью.
Основной трудностью в главной степени служит то, что около 70%-80%
воспитанников являются социальными сиротами. Они имеют представления
о семье, но зачастую это восприятие является искажённым, в следствии
неблагополучия кровной семьи. При поступлении в учреждение он несколько
растерян, воспринимая данную ситуацию как временную. Считает, что скоро
вернётся домой, не имея представления о том, что в его семье было какое-
либо неблагополучие, не осознавая, что может быть по-другому. В следствии
этого
необходимо
пройти
несколько
этапов
подготовки
ребёнка
к
замещающей семье. Так, как только семейная система воспитания может
способствовать гармоничному формированию личности ребёнка.
Цель:
психолого-педагогическая подготовка ребенка к проживанию в
приемной или замещающей семье, предотвращение повторного сиротства.
Задачи:
1. Определить степень готовности ребенка к устройству в приемную семью,
выявить особенности его представлений о семье;
2.Сформировать у ребенка позитивный образ будущей (приемной) семьи и
семейных отношений;
3. Сформировать готовность ребенка к принятию семейного уклада жизни,
новых особенностей быта, правил, традиций семьи;
4.Развить эффективные способы коммуникации ребенка с приемными
родителями, другими членами семьи, социумом;
5.Способствовать развитию у ребенка навыков эмоциональной
саморегуляции, созданию идентичности и самовосприятия;
6.Создать условия для благоприятного прохождения периода адаптации
ребенка через организацию психологического сопровождения семьи;
7.Учитывать интересы ребенка, оставшегося без попечения родителей, на
всех этапах семейного жизнеустройства.
Целевая группа: от 3 лет до 18 лет.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Методы работы: диагностические, коррекционные, развивающие.
Время реализации:6 мес.
Ожидаемый результат: готовность ребёнка к передаче в приёмную или
замещающую семью.
№ Форма работы
Методы и Методики
Сроки
Количест
во часов.
1
Первичное
психодиагностическое
обследование
Интерактивное интервью,
изучение
личного дела,
проективная
методика
В 1 месяц
после
поступлени
2ч.
«Семья
животных»,
проективная
методика
«Дом. Дерево. Человек.»,
Сказка
«Новость»,
проективная
методика
«Автопортрет».
я
2
Индивидуальные
занятия
Арт терапия.
Песочная терапия.
Сенсорная комната.
1 раз в 2
недели
10ч.
3
Групповые занятия
Игротерапия.
1
раз
в
месяц.
5ч.
5
Повторное
психодиагностическое
обследование
(определение
готовности)
Проективная
методика
«Семья
животных»,
проективная
методика
«Дом. Дерево. Человек.»,
сказка
«Новость»,
проективная
методика
«Автопортрет».
После
проведённо
й
коррекции.
2ч.
Программа предусматривает 1 индивидуальное занятие в неделю, и 1
групповое в месяц того 19 занятий за 6 мес. Продолжительность занятия 1ч.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема
Форма работы
Кол-
во
часов
Цель
1
Психодиагно
стическое
обследовани
е.
Индивидуальная
1
Оценка представлений о себе и
своей роли в семье.
2
«Кто я?»
Индивидуальная
1
Коррекция самооценки.
3
«Кирпичная
стена.»
Индивидуальная
1
Проработка
травматического
опыта при разрыве с кровной
семьёй.
4
«Бумеранг»
Групповая
1
Обучение
методам
конструктивного общения.
5
«Магазин»
Индивидуальная
1
Осознание собственных границ.
6
«Близкий
круг»
Индивидуальная
1
Развитие
способностей
правильной привязанности.
7
«Счастливое
событие»
Групповая
1
Определение структуры семьи и
роли каждого в ней.
8
«Тайна
моего
имени. Мой
внутренний
мир.»
Индивидуальная
1
Коррекция самооценки
9
Занятие
в
сенсорной
комнате.
Индивидуальная
1
Стабилизация
психоэмоционального состояния,
формирование психологического
комфорта.
10
«Мир
вокруг»
Групповая
1
Формирования
адекватного
восприятия
окружающей
действительности.
11
«Границы»
Индивидуальная
1
Определение правил в семье.
12
«Мой
толковый
словарь
чувств»
Индивидуальная
1
Развитие
эмоциональной
эмпатии.
13
«Доброе
тепло»
Групповая
1
Развитие
способностей
правильной привязанности.
14
Индивидуальная
1
Осознание своей идентичности.
15
«Я
и
мои
чувства»
Индивидуальная
1
Стабилизация
психоэмоционального состояния,
формирование психологического
комфорта.
16
Занятие
в
сенсорной
комнате.
Групповая
1
Стабилизация
психоэмоционального состояния,
формирование психологического
комфорта.
17
«Открой
своё сердце»
Индивидуальная
1
Развитие
умения
доверять
окружающим людям.
18
Игра
«Семья»
Групповая
1
Формирование
позитивного
представления
о
замещающей
семье.
19
Повторное
психодиагно
стическое
обследовани
е.
Индивидуальная
1
Определение
готовности
к
передачи в замещающую семью.