Автор: Ежова Ольга Николаевна Должность: учитель Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей "Экос" Населённый пункт: Ставропольский край, г.Новоалександровск Наименование материала: методическая разработка урока Тема: Звуки[c ] [c` ], буквы Сс Раздел: начальное образование
Тема
Звуки[c ] [c` ], буквы Сс.Чтение слов и предложений с изученными
буквами. Путешествие в мир спорта.
Цель урока:
работать над развитием универсальных учебных действий.
Задачи урока:
Обучающие:
-познакомить с буквами Сс, учить выделять звуки [c],[c`] в словах; давать им
характеристику ,познакомить с буквенным обозначением этих звуков
,обозначающие твердые и мягкие согласные звуки;
-учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами ;
-продолжать учить детей определять границы предложений, делить слова на
слоги, определять ударный слог в слове.
Развивающие:
- расширять представление учащихся о мире спорта ,обогащать лексический
запас ,развивать устную речь ,внимание ,память ,фонематический слух,
умение наблюдать ,сравнивать ,анализировать.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к разным видам спорта ,стремление заниматься
спортом, гордость за спортсменов ,достигших высоких результатов нашего
города, России.
-воспитывать чувство дружбы ,отзывчивости, взаимопонимания,
внимательности.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.
Методы и приемы:
создание ситуации успеха, методы словесной и
наглядной передачи информации, практическая работа ,частично-поисковой
метод ,проблемный метод.
Оборудование:
мультимедийный проектор, презентация, сигнальные
карточки детей, звуковые модели слова, проектные работы детей,»Букварь»
Т.Н Андриановой.
Предварительная подготовка:
-проекты буквы С с;
-выступление «Информационного бюро»
ХОД УРОКА.
IОрганизационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Всех собрал нас на урок.
Вы у парт все ровно стали,
Улыбнулись ,подравнялись,
Тихо сели за свой стол-
Начинаем разговор.
II Мотивационный момент.
-А о чем пойдет речь на уроке ,предстоит определить вам. Из первых звуков
данных слов составьте слово.(дети составляют слово СПОРТ). СЛАЙД
-Как вы понимаете значение слова «спорт»?
Выступление «Информационного бюро»( ребенок заранее готовит
информацию о истории слова СПОРТ )
-Что дает человеку спорт?(ответы детей)
III Актуализация опорных знаний.
-От слова СПОРТ образуйте новое ,близкое по значению ,слово,которое
обозначает ЧЕЛОВЕКА ,занимающегося спортом (СПОРТСМЕН) СЛАЙД
-Спортсмены перед тренировками проводят разминку, и мы не будем от них
отставать.
Разминка.( с помощью сигнальных карточек дети отвечают на вопросы:»ДА»-
зеленый цвет ,»НЕТ»-красный.
-Звуки – это то ,что мы пишем и читаем?
-В слове столько слогов ,сколько гласных в слове?
-Чтение газеты- пример устной речи?
-Существуют три времени года?
-За осенью идет зима?
-[Ж ] [ Ш ] –всегда твердые звуки?
-Мы любим спорт?
-В слове «морозы « -2 слога?
-Чтение – лучшее учение?
-жи-ши пишут с буквой И ?
-Спорт- укрепляет здоровье?
III Самоопределение темы и задач урока.
-Человек,который занимается спортом ,должен обладать определенными
качествами.Как вы думаете,каким должен быть спортсмен?( ответы детей)
-А еще он должен быть очень внимательным. А вы внимательные?
Загадки:
1)
В спортзале есть и слева щит ,
И справа ,как близнец ,висит,
На кольцах есть корзины
И круг посередине.
Спортсмены все несутся вскач
И бьют о пол беднягу-мяч,-
Его две группы из ребят
В корзины выбросить хотят
Достанут, и опять –о пол!
Игра зовется ………(ба..кетбол)
2)
Турнир идет ,турнир в разгаре .
Играем мы с Андреем в паре.
На корт выходим мы вдвоем
Ракетками мы мячик бьем.
А против нас- Андрэ и Дэнис-
Во что играем с ними в …….(тенни..)
3)
Конь,канат , бревно и брусья
Кольца с ними рядом.
Перечислить не берусь я
Множество снарядов,
Красоту и пластику
Дарит нам …….(гимна..стика)
-Какой звук обозначает буква, которая отсутствует в словах? Как вы
думаете почему?
(ответы детей) СЛАЙД
-Закончите мое предложение. «Тема сегодняшнего урока…(Звук [ с ] и
буква которая обозначает этот звук).
-Что бы вы хотели узнать на этом уроке?( ответы детей)
-Мы сегодня познакомимся со звуком [ с],буквой ,которая обозначает
этот звук, будем читать слова и предложения с этой и изученными
буквами. Продолжаем путешествие в мир спорта.
IV Работа по теме.
1)Работа со звуком.
-Произнесите звук, какие преграды встречает воздух на пути?
Охарактеризуйте звук.
Составьте звуковые модели слов СИЛА и СТАРТ ,выделите первые звуки ,
сделайте вывод.
(звук [ c] бывает мягким и твердым ) СЛАЙД
2) Знакомство с буквой.
-На что похожа буква С? ( Защита проектов детей.)
-Мы продолжаем путешествие в мир спорта и переходим на беговую
дорожку. Дружно и быстро читаем слоги и слова с буквой С. СЛАЙД
СА СУ СО СЫ СИ
СЛА СЛУ СЛО СЛЫ СЛИ
СБА СБУ СБО СБЫ СБИ
СЫН СОН СОК СУК СУП
Физкультурная пауза
-Вы , наверное , устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопаем ,
Ручками похлопаем.
3)Работа с Букварем.
- Отдохнули ,зарядились,Буквари свои открыли на с.71.Переходим к
упражнениям на шведской стенке-читаем столбики слов. СЛАЙД
Работа со столбиками слов
1 столбик-названия букв.
2 столбик-Какое слово лишнее, почему?
Назовите слова ,где [c] мягкий, твердый.
3 столбик-Какой звук слышится в конце этих слов? Какой процесс произошел
в конце слова ПРИЗ ? Как проверить слово ,чтобы правильно написать? Что
интересного вы заметили в написании других слов?
4столбик- К каждому слову подберите слова с противоположным значением.
Назовите слово , которое отвечает на вопрос ЧТО? КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАЛИ?
Дополните словечко к слову СЛАБЫЙ.
5 столбик- Обратите внимание на написание и произношение слова
ПРАЗДНИК, что заметили? Составьте предложения с этими словами
.Измените слово СПОРТИВНЫЙ так ,чтобы оно отвечало на вопрос КАКАЯ?
КАКОЕ?
-Какое вы знаете спортивное сооруженье,где чашей трибуны и поле
сраженья?(стадион) СЛАЙД
-Объясните значение слова СТАДИОН.
Выступление «Информационного бюро»( этимология слова СТАДИОН)
Работа с текстом
-На стадионе проходят серьезные тренировки, а у нас с вами –работа с
текстом.
-Просмотрите текст ,сколько в нем частей? Обратите внимание на два
последних предложения. Как называются такие предложения? С какой
интонацией их следует читать?
-Первичное чтение учителем.
Дайте ответ на вопрос. О каких видах спорта шла речь в тексте?
-«Жужжащее « чтение.
-Выберите из предложенных вариантов подходящее заглавие к этому тексту.
Почему вы так думаете? СЛАЙД
-Чтение «ручейком»
-Что значит дружить со спортом?
-Почему нужно заниматься спортом? Каким видом спорта занимаетесь вы?
-Знаете ли вы ,что в нашем городе живет олимпийская чемпионка по легкой
атлетике Рогачева Людмила?
-Значит будет правильно, если мы скажем ,
СПОРТ- НАШ ДРУГ! СЛАЙД
4)Работа с предложением.
-Докажите ,что то, что вы прочитали- предложение.
-Сколько слов в этом предложении? Составьте схему предложения.
-Скажите с вопросительной интонацией. Дайте ответ.
5) работа в группах
-Со значением слова СПОРТ мы разобрались, а теперь присмотритесь к его
написанию. Из букв этого слова составьте все возможные новые слова,
работая в группах. СЛАЙД
-Молодцы, вы хорошо поработали . Мы с вами убедились , что одни и те же
буквы, но поставленные в определенном порядке, образуют слова , которые
имеют свое определенное значение. А вот имеет ли какое –либо значение
одна буква?
6) Работа в паре.
-Обсудите с соседом по парте, что означает каждая буква на рубашках.
(принадлежность спортсмена к спортивному клубу)
-Если вы затрудняетесь ответить , спросите дома у взрослых или найдите
ответ в других источниках.
V. Рефлексия.
-Где проводят свои тренировки и соревнования спортивные команды? (на
стадионах ). Стадионы есть в каждом городе, в каждом селе, и наш город не
исключение. А знаете ли вы в каком городе находится этот стадион? СЛАЙД
-Какое отношение этот город ( Сочи ) имеет к теме нашего урока? ( ответы
детей)
Выступление «Информационного бюро» (история олимпиады).
-Олимпиада – итог работы спортсмена за 4 года .
И мы с вами тоже подводим итог нашему уроку .Что нового вы узнали? Что
расскажите родителям? Чему был посвящен наш урок? Какой вывод вы
сделали? С каким новым звуком познакомились? Какой буквой обозначается
этот звук?
VI Итог урока
-Оцените свою работу на уроке.
-Вы все сегодня молодцы и победители.
Спортсмены все лучшие на пьедестале,
Вручаем торжественно всем им медали.
НАГРАЖДЕНИЕ.
Закончен урок и выполнен план,
Спасибо , ребята, огромное вам.
За то , что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!