Напоминание

"Квазитворчество"-инструмент создания нового математического знания.


Автор: Каграманян Елена Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей "Экос"
Населённый пункт: Ставропольский край, г.Новоалександровск
Наименование материала: статья
Тема: "Квазитворчество"-инструмент создания нового математического знания.
Раздел: начальное образование





Назад




Квазитворчество- инструмент создания математического знания. Из опыта работы Каграманян Елены Владимировны, учителя начальных классов МОУ лицей «Экос»

«Творчество- твёрдая вера человека»,-считали мудрецы.
Работая по технологии деятельностного подхода, мы все нацелены на формирование у ребёнка готовности к саморазвитию, которое мы понимаем как триединую задачу формирования деятельностных способностей, системы ценностей и системы знаний. Для того чтобы добиться положительных результатов в реализации этих целей, я пользуюсь технологиями и семью дидактическими принципами, лежащими в основе программы « ОС Школа2100».Одним из таких принципов является принцип творчества или креативности. Использование этого принципа предполагает «максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности» в условиях ФГОС. Дети сами делают первые шаги для того, чтобы понять, что нового их ждёт. Они сами выходят из ситуации, с которой раньше не сталкивались. И
математика
становиться частью их жизни, уютным и любимым домом, потому что теперь каждый из них- участник процесса создания математического знания. Но иногда я наблюдаю у детей не «случайное» озарение, а целенаправленный поиск: сначала подбирают, угадывают решение, пробуют различные варианты, пытаются их обосновать. Действуют методом научного познания- методом «проб и ошибок». Я думаю, что готовность к саморазвитию формируется именно тогда, когда ребёнок овладевает способом открытий. А для этого, этап открытий нужно организовать так, чтобы помочь детям осознать способ действий, метод, который привёл их к открытию. Уроки математики представляют для этого большие возможности: решение логических задач, построение новых алгоритмов, «открытие» новых понятий, придумывание математических сказок с заданиями, загадок. Задания, которые иногда называют творческими- придумывание детьми задач по данным выражениям, составление примеров того или иного вида, творческими не являются. Но они- необходимая ступенька для формирования творческих способностей, поскольку здесь дети приобретают первичный собственный опыт, вкус к «придумыванию», веру в то, что каждый из них может придумать что-то сам. Поэтому эти задания я называю творческими, но творческими в кавычках, т.е. квазитворческими.
Квазитворчество
- игра воображения, перебирающая возможные варианты.
У моих третьеклассников уже накоплен опыт творческой деятельности. Многие из них без труда придумывают собственные задания по аналогии. Эта работа очень нравиться детям. Они её выполняют и на уроке и дома самостоятельно. Следует учитывать, что данные задания не должны быть частыми, не чаще одного раза в неделю. Приведу несколько примеров работ моих учеников.  Математические сказки.  Математические задачи, загадки.  Игра «Волшебные очки»  Друдлы- графические задачи.  Игра «Танграм» При изучении темы «Окружность» и получив на дом задание, составить схему метро своего придуманного города, одна из учениц отправилась путешествовать в созданный ею город математиков. Следует отметить, что при составлении творческих заданий ребята используют опыт, который приобретают на всех уроках, а не только опыт, приобретённый на уроках математики.
« Учиться надо весело…Чтобы переваривать знания,

надо поглощать их с аппетитом»
Анатоль Франц


В раздел образования