"Квазитворчество"-инструмент создания нового математического знания.
Автор: Каграманян Елена Владимировна Должность: учитель Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей "Экос" Населённый пункт: Ставропольский край, г.Новоалександровск Наименование материала: статья Тема: "Квазитворчество"-инструмент создания нового математического знания. Раздел: начальное образование
Квазитворчество-
инструмент создания
математического знания.
Из опыта работы Каграманян Елены Владимировны,
учителя начальных классов
МОУ лицей «Экос»
«Творчество- твёрдая вера человека»,-считали мудрецы.
Работая по технологии деятельностного подхода, мы все нацелены на
формирование у ребёнка готовности к саморазвитию, которое мы понимаем
как триединую задачу формирования деятельностных способностей,
системы ценностей и системы знаний.
Для того чтобы добиться положительных результатов в реализации этих
целей, я пользуюсь технологиями и семью дидактическими принципами,
лежащими в основе программы « ОС Школа2100».Одним из таких
принципов является принцип творчества или креативности. Использование
этого принципа предполагает «максимальную ориентацию на творческое
начало в учебной деятельности» в условиях ФГОС.
Дети сами делают первые шаги для того, чтобы понять, что нового их ждёт.
Они сами выходят из ситуации, с которой раньше не сталкивались. И
математика становиться частью их жизни, уютным и любимым домом,
потому что теперь каждый из них- участник процесса создания
математического знания.
Но иногда я наблюдаю у детей не «случайное» озарение, а целенаправленный
поиск: сначала подбирают, угадывают решение, пробуют различные
варианты, пытаются их обосновать. Действуют методом научного познания-
методом «проб и ошибок».
Я думаю, что готовность к саморазвитию формируется именно тогда, когда
ребёнок овладевает способом открытий. А для этого, этап открытий нужно
организовать так, чтобы помочь детям осознать способ действий, метод,
который привёл их к открытию.
Уроки математики представляют для этого большие возможности: решение
логических задач, построение новых алгоритмов, «открытие» новых понятий,
придумывание математических сказок с заданиями, загадок. Задания, которые
иногда называют творческими- придумывание детьми задач по данным
выражениям, составление примеров того или иного вида, творческими не
являются. Но они- необходимая ступенька для формирования творческих
способностей, поскольку здесь дети приобретают первичный собственный
опыт, вкус к «придумыванию», веру в то, что каждый из них может
придумать что-то сам. Поэтому эти задания я называю творческими, но
творческими в кавычках, т.е. квазитворческими.
Квазитворчество - игра воображения, перебирающая возможные варианты.
У моих третьеклассников уже накоплен опыт творческой деятельности.
Многие из них без труда придумывают собственные задания по аналогии.
Эта работа очень нравиться детям. Они её выполняют и на уроке и дома
самостоятельно. Следует учитывать, что данные задания не должны быть
частыми, не чаще одного раза в неделю.
Приведу несколько примеров работ моих учеников.
Математические сказки.
Математические задачи, загадки.
Игра «Волшебные очки»
Друдлы- графические задачи.
Игра «Танграм»
При изучении темы «Окружность» и получив на дом задание, составить
схему метро своего придуманного города, одна из учениц отправилась
путешествовать в созданный ею город математиков.
Следует отметить, что при составлении творческих заданий ребята
используют опыт, который приобретают на всех уроках, а не только опыт,
приобретённый на уроках математики.
« Учиться надо весело…Чтобы переваривать знания,