Авторы: Новикова Лариса Васильевна, Конькова Наталья Васильевна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 388
Населённый пункт: г. Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: конспект занятия-практикума для родителей и детей с нарушениями речи 5-6 лет
Тема: "Мяч, речь и здоровье"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия-практикума
для детей и родителей старшей группы с ТНР
«Мяч, речь и здоровье»
Учителя-логопеды
высшей квалификационной категории:
Новикова Лариса Васильевна
Конькова НатальяВасильевна
Конспект совместного занятия-практикума с родителями
«Мяч, речь и здоровье»
Цель: сформировать представление об использовании компенсаторных
возможностей детского организма путем применения различных, в том числе и
здоровьеформирующих, технологий для развития коммуникативных качеств и
социальной адаптации детей старшей группы с ТНР и многократное; ежедневное
закреплений упражнений с мячом родителями в домашних условиях.
Задачи: научить родителей использовать различные виды мячей в совместной
деятельности с ребенком для развития общей и мелкой моторики; расширять
словарный запас; развивать познавательные процессы (восприятие, память,
внимание, мышление). Воспитывать чувство коллективизма, дружбы,
формирование самооценки, эмоционального подъема.
Оборудование: мяч; ножницы, клей, нитки; коробка с мячами двух разных
размеров (большой и маленький); большие мячи с ушами; четыре мяча разного
цвета и размера.
Ход занятия:
1.
Логопед. Дети, сегодня в гости к нам пришли ваши мамы и вместе с ними
мы проведем наше увлекательное занятие. А кто поможет нам его провести, вы
узнаете из моей загадки:
Он забавный и смешной,
Вместе скачет он со мной.
Ловко прыгает, как зайчик,
Полосатый, круглый ….
Дети: мячик.
А сейчас мы поиграем с мячом. Перед вами альбомные листы. Какую
геометрическую форму вы видите на этом листе?
Дети. Круг.
Возьмите карандаши и сделайте круги яркими и красивыми.
Дети закрашивают круги на листе бумаги.
Какие разноцветные у вас получили круги. На что они похожи?
Дети отвечают.
Теперь превратите круги в мячики. Возьмите ножницы и вместе с мамами
вырежьте мячики из бумаги, а мамы приклеят к ним ниточки.
Дети и родители выполняют задание.
Сколько мячей у вас получилось? Поиграем с ними? Нужно подуть на
мячик так, чтобы он не попал под колесо машины. Сдуйте мячик с дороги.
Мамы держат мячики на ниточке на ниточки на уровне рта ребенка, дети
дуют.
А сейчас наши мамы сделают нам футбольный мячик, а дети будут
забивать его в ворота.
Мамы делают из фольги маленькие мячики. Дети дуют, загоняют мячики в
ворота.
2.
Пальчиковая гимнастика.
Будем мячики считать. Дети сжимают и разжимают все пальчики.
Этот мячик – он из резины. Загибают пальчики, начиная с большого.
Этот мячик синий-синий.
Этот мяч большой и красный.
Этот мяч такой прекрасный!
Будем мы его катать,
Выполняют круговые движения между ладонями.
Будем с ним играть.
3.
Игра на координацию речи и движения, развитие общей моторики.
Логопед показывает большой мяч с ушками и приглашает детей с ним
поиграть. Каждая мама помогает ребенку сесть на мяч. Ребенок одновременно
произносит слова и выполняет движения.
Раз, два – прыгай мячик,
Раз, два – и мы поскачем.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
4.
Самомассаж пальцев рук.
Дети, посмотрите, что еще у нас с вами есть. Показывает мешочек. Дети
опускают руку в него, достают оттуда массажные маленькие мячи и вместе с
мамами садятся за стол.
А теперь поиграем.
Возьмите массажный мяч в правую руку, обхватите его пальцами, сожмите и
разожмите несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите
упражнение. Покатайте массажный мяч между ладонями круговыми
движениями кистей рук.
Возьмите мяч и зажмите его между пальцами: большой палец снизу, а четыре
сверху. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте. (Можно
усложнить: взять сразу два мяча, взять мячи разного диаметра.)
Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его.
Зажмите мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте и
разжимайте мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук.
Возьмите мяч по одному в каждую руку, сожмите и разожмите их. Опустите
руки с мячами вниз и встряхните ими.
А сейчас спрячьте мячик за спину. Где мячик? (За спиной.) Положите
мячик на стол. Где лежит мячик? (На столе.) Спрячьте мячик под стол.
Где спрятался мячик? (Под столом.) Положите мячик в мешочек. Где он
теперь? (В мешочке.)
5.
Дидактическая игра «Выбери мяч».
Логопед. Посмотрите, какая большая корзина, в ней что-то лежит.
(Потряхивает корзину, мячики стучат об стенки.) Прислушайтесь, кто это
стучит в корзине? Кто разговаривает с вами?
Дети высказываются. Неожиданно резким движением логопед выбрасывает
мячи из корзины, просит детей догнать их, принести и положить обратно.
Используются мячи двух размеров. При повторении игры дети приносят мячи в
определенной последовательности: сначала маленькие, затем – большие.
6.
Дидактическая игра «Что это? Кто это?».
Дети стоят парами со своими мамами. Мама бросает мяч своему ребенку и
называет предмет. Ребенок, поймав мяч, должен сказать, как по-другому
можно назвать этот предмет. Например: стол – мебель, чашка – посуда и т.д.
7.
Игра на развитие зрительного внимания «Какой мячик спрятался?»
Друг веселый, мячик мой,
Всюду, всюду он со мной,
Раз, два, три, четыре, пять.
Хорошо мячом играть.
Мячики захотели с нами поиграть в прятки. Посмотрите на мячи, запомните
их. Закройте глаза, затем откройте. Какой мячик спрятался от вас? Дети
отвечают.
8.
Подведение итогов занятия.
Логопед. Молодцы, ребята, с мячом мы играли, здоровье укрепляли.
Много с мячиком играли
И немножечко устали.
Встанем дружно все в кружок
И надуем мяч разок.
Сдуем мы его руками
И надуем снова сами.
Ловко вы мячи бросали,
В игры весело играли.
Все ребята молодцы!