Автор: Баумбах Ирина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ лицей №64
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Литр. 1 класс. УМК "Перспектива"
Раздел: начальное образование
Урок математики в 1 классе УМК «Перспектива»
Тема: Литр
УМК:
Дорофеев Г.В., Миракова, Т.Н. Бука Т.Б., Математика. 1 класс.
«Перспектива».
Цель: Знакомство с величиной объём и единицей измерения объёма –
литром.
Задачи: 1. Познакомить с новой величиной - ёмкостью и её измерением с
помощью литра;
2. Обеспечить усвоение знаний учащихся путём наблюдения и
практической работы;
3. Учить решать практически нестандартные задачи с новой
величиной;
4. Актуализировать знания разных единиц измерения: длины, массы;
учить детей формулировать проблему, выдвигая гипотезы и находить
правильное решение;
5. Развивать логико-математическую речь; воспитывать умение
работать в коллективе; развивать внимание.
Планируемые результаты:
- учащиеся познакомятся с новой величиной – ёмкостью и единицей её
измерения – литром;
- закрепят понятие «килограмм»;
- отработают вычислительный навык в пределах 10.
Технология: проблемно-диалоговая
Форма урока: урок - практикум с элементами исследования
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные: находить пути выхода из проблемной ситуации, выполнять
действия с материальным объектом - литровой банкой.
Коммуникативные: планировать совместную деятельность в группе.
Регулятивные:
контролировать
свою
деятельность,
определять
последовательность действий;
Личностные:
развивать
учебно-познавательный
интерес
к
учебному
материалу и способам решения задач;
Оборудование: сосуды для измерения разной ёмкости: трёхлитровая и
литровые банки, трёхлитровая кастрюля, стакан, чашка, разные сосуды
литровой ёмкости (бутылки, мензурка, коробка из-под сока), вёдра с водой,
практические задания, презентация.
Этапы
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
УУД
Орг. момент.
Самоопределение к
учебной
деятельности.
Цель: активизация
учащихся
Настраиваю детей
на работу.
- Вот звенит для
нас звонок –
начинается урок.
- Ровно встали,
подтянулись и друг
другу улыбнулись.
- Тихо сели.
Формулируют
правила
поведения на
уроке и
аргументируют
их.
Коммуникативные
УУД
-уметь совместно
договариваться о
правилах
поведения и
общения на уроках
и следовать им.
Регулятивные
Настраиваемся на
урок.
- Вспомним с вами
правила поведения
на уроке.
- Почему эти
правила нужно
соблюдать
каждому из вас?
УУД:
самоопределение,
саморегуляция.
Актуализация
знаний
Цель: закрепить
единицу измерения
массы - килограмм.
- Ну, а теперь,
соблюдая правила,
будем активно
работать.
- Вспомните и
ответьте на
вопросы:
-Как определить
массу предметов?
- Каким прибором
измеряют массу
предметов?
- С какой
единицей
измерения массы,
мы познакомились
на прошлом уроке?
- Подумайте и
ответьте: что легче
килограмм вишни
или килограмм
картофеля?
Отвечают на
вопросы,
вспоминая
знания,
полученные на
предыдущем
уроке
взвесить
весами
килограмм
масса одинаковая
Познавательные
УУД
-обобщение
Постановка учебной
проблемы
Цель: организовать
постановку цели
урока
Создаю условия для
формирования цели
урока.
Подвожу к
вопросу: какой
единицей
измеряют
жидкость?
Провожу
практическую
работу с
использованием
наглядности.
Помогаю учащимся
сформулировать
тему и цель урока.
Перед детьми на
столе находятся
Дают
всевозможные
ответы.
Активно
участвуют в
практической
работе,
поддерживая
диалог с
учителем.
Под
руководством
учителя
формулируют
тему и цель
урока.
Личностные УУД
- проявить учебно-
познавательный
интерес к новому
материалу.
Регулятивные УУД
-уметь высказывать
своё
предположение;
-проявлять
познавательную
инициативу в
учебном
сотрудничестве.
Коммуникативные
УУД
-участие в
коллективном
разные сосуды с
водой. В каждый
сосуд наливаю 3 л
воды, но из-за
разной формы
сосуда дети не
могут сравнить
количество
жидкости.
- Ребята,
посмотрите
внимательно на
стол.
- Что вы видите?
- Какие задания
можно придумать с
этими сосудами?
Как сравнить
количество воды в
этих сосудах?
-Чего мы ещё не
знаем?
-Так какая же цель
у нашего урока?
Что нового мы
должны узнать?
-Вот это мы сейчас
и исследуем.
Разные сосуды с
водой.
- Можно узнать,
сколько воды в
каждом сосуде.
- Сколько всего
воды во всех
сосудах.
- А можно
выяснить, где
воды больше, а
где меньше?
Нужна мерка.
Как измерить
жидкость? Узнать
её количество?
обсуждении
проблемы;
-умение оформлять
свои мысли в
устной форме.
Познавательные
УУД
- анализировать,
синтезировать,
сравнивать
информацию.
Поиск решения
проблемы
Цель: ознакомить с
новой величиной –
ёмкостью и её
измерением с
помощью литра
Беру в руки стакан
с водой.
- Что у меня в
стакане?
- Какая она?
Выливаю часть
воды на стол или
на пол и
спрашиваю, что
произошло с
водой?
- Как вы думаете,
что необходимо
для жидкости,
чтобы она не
растекалась?
- Приведите
примеры ёмкостей.
- Посмотрите на
столе у меня пакет
из-под молока,
вода
жидкая
Она
растеклась,
потому
что
жидкая.
Ёмкости.
стакан,
банка,
кастрюля, ведро,
бочка и пр.
предположения
детей
(помещается
одинаковое
количество
жидкости)
Коммуникативные:
постановка
вопросов —
инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации.
Познавательные:
доказательство;
выдвижение
гипотез и их
обоснование;
формулирование
проблемы.
пачка сока и банка.
У этих емкостей
есть одинаковый
признак, по
которому эти
сосуды совпадают.
Отгадайте этот
признак.
- Этот признак
называется
емкостью или
объемом и
измеряется он в
литрах. Слово
«литр» сокращённо
пишут так: л, 3л,
7л. (на доске)
- Запишем в нашей
тетради.
- Сформулируем
тему нашего урока.
- Где вы встречали
эту единицу
измерения?
- Измерим ёмкости,
выливая из них
воду литровыми
банками.
- Какой можно
сделать вывод?
- А теперь эти же
ёмкости наполним
водой по-другому:
кастрюлю банкой,
а банку стаканами.
- Почему так
произошло?
- Что надо делать,
чтобы определить
вместимость
сосудов?
Литр
В
магазине,
на
автозаправке.
(СЛАЙД)
-
Кажется,
что
емкости
по
размеру разные, а
вмещают
одинаковое
количество воды.
- Получается, что
кастрюля и банка
сначала вмещали
одинаковое
количество воды,
а теперь - разное.
- Измерять
одинаковой
меркой, а не
разной.
Физминутка
- Я буду
показывать вам
карточки с
разными
единицами
измерения, если
число на карточке
обозначает массу,
то вы должны
попрыгать,
обозначает длину -
вы шагаете, а если
обозначает объём,
то вы приседаете.
Будьте
внимательны!
(СЛАЙД)
4 см, 8кг, 5л, 3 см,
7кг, 9см, 1л, 6кг,
2л.
Воспроизведение
нового знания
Цель: включение
нового знания в
систему знаний.
1. Устный счет.
СЛАЙД
9л -...= 3л
...л +2л = 8л
..л - 4л = 4л
4л + 3л - 5л =...л
7л - 6л =...л
6л - 5л + 8л =...л
- Решите задачу:
Миша принёс для
поливки огорода 3
ведра воды, а Петя
- 5 вёдер. Сколько
вёдер воды они
принесли вместе?
- Какая единица
измерения
встретилась в этой
задаче?
2. Решение задачи
из учебника с.38,
№3
3. Организую
работу в группах.
1. Налей воду в
стакан до краёв и
перелей в чашку.
Что ты замечаешь?
Сравни по объёму
чашку и стакан.
Сделай записи.
Ч
С
С
Ч
2. Всегда ли для
сравнения по
Работают в
группах. Каждая
группа получает
карточку с
заданием,
выдвигают своё
решение,
приходят к
единому мнению.
Представители
групп озвучивают
свой вариант
решения.
Оформление
схемы и решения
задачи в тетради.
Самостоятельно
решают задачи и
делают
необходимые
записи.
Познавательные
УУД
-самостоятельное
создание способов
решения
проблемных задач.
Регулятивные УУД
- саморегуляция
Коммуникативные
УУД
- умение
договариваться и
приходить к
общему решению в
совместной
деятельности;
-умение оформлять
свои мысли в
устной форме.
Личностные:
самооценивание.
объёму
необходимо
переливание?
Сравни по объёму
банки а и б (по
рисунку)
3. В одну банку
входит 3 л воды, а
в другую – 1 л. Как
с их помощью
отмерить 2 л? Как
отмерить 4 л?
Проверка работы.
(2 группа на
СЛАЙДЕ)
Рефлексия
деятельности.
Цель:
- зафиксировать
новое содержание,
изученное на уроке;
- оценить
собственную
деятельность;
- зафиксировать
неразрешенные
затруднения как
направления будущей
учебной
деятельности.
Что сегодня на
уроке мы нового
узнали?
- Почему это
необходимо знать?
Где в жизни
применяется эта
величина?
- Что такое
ёмкость?
- А в природе
существуют
«ёмкости» для
воды?
- А можно
измерить,
например, в реке, в
озере количество
воды в литрах?
Почему?
- Ребята, а вы
слышали, что к
воде надо
относиться
бережно? Это как?
Домашнее задание:
Предлагаю дома
вам побыть в роли
младших научных
сотрудников и
заняться
исследованием.
Необходимо
измерить, сколько
как измерить
количество
жидкости
сосуд, куда
наливают
жидкость
водоёмы
Познавательные
УУД
-контроль и оценка
результатов
деятельности:
способность к
самооценке на
основе критерия
успешности
учебной
деятельности.
стаканов в
литровой банке, в
бидоне, в
кастрюле.
Посмотрите, какие
у вас получатся
результаты, это
очень интересно. А
теперь, возьмите
модель бумажного
кораблика,
который лежит у
вас на парте,
приклейте к нему
флажок: красный
– если вам на уроке
было всё понятно и
вы работали с
удовольствием,
зелёный - если
было немного
трудно и не всё
понятно, синий –
было очень трудно
и всё непонятно.
- Приклеили?
Пустим кораблики
на воду, в наши
ёмкости с водой,
пусть поплавают, а
мы полюбуемся.